Особенности употребления соединительных союзов (урок в 9 классе)
презентация к уроку по русскому языку (9 класс)
Материал урока-практикума помогает учащимся 9 - го класса избежать ошибок в применении некоторых сочинительных союзов, в частности союза ТАКЖЕ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upotreblenie_soedinitelnyh_soyuzov.pptx | 478.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблемный вопрос: Гарантируют ли знания о структуре и знаках препинания в ССП успех при составлении собственных текстов ученику 9 класса? Какие ещё ошибки, связанные с ССП, возможно допустить? Речевые и логические!
Почему так нельзя писать и говорить? Был ясный летний день. Мы всей семьёй бродили по набережной города. Также с нами был наш пес Чили. Здесь я увидел много фонтанов. Также мы совершили прогулку на теплоходе по Иртышу. Это незабываемый шум мотора и плеск волны. Также мы ездили в город Карасук к дедушке. Вставали мы всегда очень рано и отправлялись на рыбалку. Дедушка учил меня ловить рыбу. Также мы варили уху. После вкусного и сытного обеда, мы отправлялись в лес за ягодами и грибами. Также мы много фотографировались. Вот такие незабываемые были деньки!
Ошибка в употреблении каких союзов нам встретилась? Сформулируйте тему урока
О собенности употребления соединительных союзов
Цели урока: 1. Научиться правильно применять соединительные союзы. 2. Понять, в чем заключается ошибочность при их применении. 3. Практиковаться в правильном употреблении соединительных союзов. 4. Проверить знания взаимопроверкой.
Ошибаются ли взрослые, применяя соединительные союзы в устной речи? Речь на открытии одного стадиона: «В этом году будут 18 турникетов, которые будут работать на вход. Почти в 4 раза увеличена зона, которая будет работать на выход, то есть будет более свободный выход со стадиона. Также построены новые кассы, в которых, я надеюсь, будет и более комфортно и более удобно покупать билеты" (запись устной речи)
Каково значение союза «также»? Союз "также" выражает значение - добавление к сказанному: следующая за ним часть расширяет содержание уже сказанного, развивает выраженную мысль. Я наслаждался мирно своим трудом, успехом, славой; также трудами и успехами друзей (А.С. Пушкин)
Правильно ли употреблены союзы? «С приходом лета начался период, когда выпускники школ выбирают, куда пойдут учиться дальше. Конечно, это совсем не легкий выбор, но помочь в выборе может рейтинг вузов на нашем сайте. Также в этом разделе представлена вся нужная для абитуриентов информация» (сеть интернет) «Руль в целом достаточно «острый», но без излишеств – скорее для быстрой езды без утомительной концентрации на управлении, чем для серьёзных амбиций. Также не по-спортивному велик ход педали сцепления» ("За рулем", 2003.05.15 ).
Можно ли начинать предложение с союза «также»? А почему начинают? Н екоторые люди каждую новую «порцию» информации вводят в речь с помощью "также" . Это слово является для них соломинкой, за которую они цепляются, мучительно порождая текст. Это слово означает в их речи следующее: "а еще я скажу об этом", "а еще я вспомнил это", "а еще я добавлю вот это ". В речи устной начальное "также" - это своего рода заполнитель паузы, которая по какой-то причине необходима говорящему.
Что же делать? 1. Заменить «также» в начале предложения на: «в свою очередь», «равным образом», «вдобавок», «кроме того», «помимо этого». 2. Различать наречие "так же" и союз "также" .
Есть другие варианты? Если вы чувствуете, что не можете понять всех тонкостей лексики и грамматики, не всегда различаете союзы и наречия, возьмите за правило не начинать предложение со слова "также". Поступая так, вы никогда не ошибетесь. Различить наречие "так же" и союз "также" бывает непросто, но мы попробуем вспомнить, как это делается.
1 Вар – предложение с союзом, 2 вар.- предл . с наречием, объясните свой выбор Невежда ( так)же в ослепленье бранит науки и ученье, и все ученые труды, не чувствуя, что он вкушает их плоды (И. Крылов). Вот ( так)же отцветем и мы и отшумим, как гости сада…(С. Есенин).
Отличие союзов от наречий Невежда также в ослепленье бранит науки и ученье, и все ученые труды, не чувствуя, что он вкушает их плоды (И. Крылов). (Нельзя задать вопрос, но можно заменить на ТОЖЕ или И) Вот так же отцветем и мы и отшумим, как гости сада…(С . Есенин). ( Можно задать вопрос (как?) и заменить по смыслу на другое наречие, например, СКОРО )
Практикум 1. Сформулируйте задание: 1) И теперь я жил с бабушкой, она (то)же перед сном рассказывала мне сказки . 2) Скрывать истину было бесполезно, да Серпилин и не считал себя вправе это делать . 3) На улице очень темно, как и раньше.
Практикум 2. Замените выделенные слова синонимами: 1) И теперь я жил с бабушкой, она тоже перед сном рассказывала мне сказки . 2) Рассказчик замер на полуслове, да и мне послышался странный звук. 3) На улице очень темно, как и раньше.
Проверяем Замените выделенные слова синонимами: 1) И теперь я жил с бабушкой, она также перед сном рассказывала мне сказки . 2) 2) Рассказчик замер на полуслове, мне также (тоже) послышался странный звук. 3) На улице так же темно, как и раньше.
Практикум 3. Исправьте логическую ошибку в употреблении союза: Сегодня у нас в студии будет много гостей , потому что тема беседы волнует всех. Также планируется прямое включение из зала суда, где прямо сейчас начинается процесс. Наш корреспондент готов взять интервью, мы свяжемся с ним во время перерыва в судебном заседании.
Практикум Вариант исправления логической ошибки в употреблении союза: Сегодня у нас в студии будет много гостей , потому что тема беседы волнует всех. Помимо этого , планируется прямое включение из зала суда, где прямо сейчас начинается процесс. Наш корреспондент готов взять интервью, мы свяжемся с ним во время перерыва в судебном заседании.
ТЕСТ
1 . Союз ТАКЖЕ служит для: А. Заполнения паузы в речи. Б. Добавления и расширения значения уже сказанного. В. Начала новой фразы. Г. Добавления нового значения в сказанное.
2 . Укажите предложение, в котором выделенное слово является СОЮЗОМ и пишется СЛИТНО. А. За окном всё ТАК(ЖЕ) неистово плясала метель, выл ветер. Б. Пригибаясь ТАК(ЖЕ), как это делали матросы, мы перебежали к самой реке и укрылись за катером. В. Точка мгновенно превратилась в огненный шар, который ТАК(ЖЕ) мгновенно и почти неуловимо для глаз менял окраску. Г. От партизанской бригады ни слуху ни духу, о десанте ТАК(ЖЕ) ничего не слышно.
3. Орфографический анализ. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно. ТАК(ЖЕ) говорят и мужики в особые и важные минуты: негромко, сурово, покачивая головой. А. ТАК(ЖЕ) – всегда пишется слитно; Б. ТАК(ЖЕ) – всегда пишется раздельно; В. ТАК(ЖЕ) – здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно; Г. ТАК(ЖЕ) – здесь это наречие ТАК с частицей ЖЕ, поэтому пишется раздельно .
4 . Союз ТАКЖЕ может быть заменен А. На союзы И, ТОЖЕ, ДА. Б. На союзы ТОЖЕ, ЗАТО, НЕ ТОЛЬКО, НО И В. На союзы ИЛИ, ЛИБО, КАК, ТАК И Г. На союзы ОДНАКО, НО, ТОЖЕ, ДА
5. Укажите предложение, соответствующее схеме: [ ], и [ ] (знаки препинания не расставлены) А. Все разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни (так)же слагается из света и тени. Б. По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах (так)же показались огни. В. (Так)же много видел он дорог средь огня и военного дыма. Г. Работы вам и детям вашим и внукам (так)же довольно будет.
Мой результат – моя оценка «5» - нет ошибок «4» - 1 ошибка «3» - 2 ошибки
Взаимоконтроль 1. Б, 2. Г, 3. Г, 4. А, 5. Б
Мой результат – моя оценка «5» - нет ошибок «4» - 1 ошибка «3» - 2 ошибки Оцените сами свою работу на уроке (внесите обе отметки в оценочный лист)
Домашнее задание 1 уровень – составить тест ОГЭ по материалу пар. 8-9 (вопросы 2-5) 2 уровень - выписать из комедии «Горе от ума» 5-6 ССП с разными смысловыми отношениями между частями предложения 3 уровень – лингвистическое сочинение-рассуждение «Можно ли начинать предложения с «ТАКЖЕ»?
Рефлексия Знаю Узнал Умею Трудно Легко Интересно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка для учащихся 8-х классов «Особенности употребления односоставных предложений в текстах разных стилей»
Цели урока: 1. Повторить основные сведения об односоставных предложениях;2. Обобщить и углубить знания по темам «Публицистический стиль речи» и «Ху...
Сложносочиненные предложения с соединительными союзами
Данная методическая разработка урока по русскому языку позволяет ученикам 9 класса расширить знания о сложносочиненном предложении и совершенствовать навыки постановки знаков п...
Урок-презентация по теме "Особенности употребления времён Resent Perfect и Past Simple"
В данной презентации представлена все грамматические правила. формулы по образованию времён Present Perfecr и Past Simple. Вся информация о данных временах, об осоновных различиях между ними, пр...
Употребление подчинительных союзов в сложном предложении 7 класс
Урок русского языка в 7 классе Тема: Употребление подчинительных союзов в сложном предложении...
Урок Культуры речи. Правильное употребление предлогов, союзов, частиц
Урок направлен не только на умение правильно употреблять в своей речи предлоги, союзы и частицы, но и на развитие в обучающихся умения ставить перед собой цель, определять средства её достижения...
Конспект урока русского языка «Смысловые группы сочинительных союзов, их значение и особенности употребления»
Конспект урока русского языка «Смысловые группы сочинительных союзов, их значение и особенности употребления»...
ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами. Урок русского языка в 9 классе. Презентация.
Презентация к уроку "ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами". Урок русского языка в 9 классе по учебнику «Русский язык. 9 класс» линии УМК под ред....