ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами. Урок русского языка в 9 классе. Презентация.
презентация к уроку по русскому языку (9 класс)
Презентация к уроку "ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами". Урок русского языка в 9 классе по учебнику «Русский язык. 9 класс» линии УМК под ред. Шмелёва А.Д., Флоренской Э.А,, Савчук Л. О/Вентана-Граф издательский центр 2019
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ssp_povtorenie.pptx | 92.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: 1. Повторить информацию о группах соединительных, разделительных и противительных союзов 2. Повторить разновидности смысловых отношений между частями СП, связанными названными союзами 3. Научиться определять разновидности смысловых отношений между частями СП
Лингвистическая разминка. Поставьте ударение в словах Феномен, досуг, диспансер, каталог, зубчатый, принять, договор, продал, красивее, жалюзи
Лингвистическая разминка. Проверьте: Фен о мен, дос у г, диспанс е р [э] , катал о г, зубч а тый, прин я ть, догов о р, пр о дал, крас и вее, жалюз и
Словарно- орфографическая работа . Прот..рать доску, с(?)едобный гри(б,п), ш..пот листвы, ц..пленок, (не)брежность, подоко(н,нн)ик, пол(лимона), у(с,з)кий мост, осе(н,нн)ий день, глиня(н,нн)ый кувшин, ярко(красный) шарф, изл..гать св..и мысли, пр..интересный ра(с,сс)каз, темная ноч(?),стрич(?) волосы, заг..реть на со..нце , вым..кнуть под дождем, цветущее р..стение, подск..чить от неожиданности, две св..чи, я рас(сс)ердилась, кле..щий карандаш, усевшись под дер..вом, высоко над з..млей, как в воду гл..дел, к..никулы, сам..вар.
Словарно- орфографическая работа . Протирать доску, съедобный гриб, шепот листвы, цыпленок, небрежность, пол-лимона , узкий мост, осенний день, глиняный кувшин, ярко-красный шарф, излагать свои мысли, преинтересный рассказ, темная ночь, стричь волосы, загореть на солнце , предложить помощь, вымокнуть под дождем, цветущее растение, подскочить от неожиданности, две свечи, я рассердилась, клеящий карандаш, замереть от восторга, пройти через чащу, усевшись под деревом, высоко над землей, как в воду глядел, каникулы, самовар.
ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами 1. Гр..за пр..шла, и ветка белых роз В окно мне дыш..т ар..матом. ( А.А.Блок ) 2. В льдист..м, необыкнове…о син..м небе подн..малось солнце, но иней на пр..брежн.. траве еще не ра..та..л. (К.Г.Паустовский) 3. Не то дождь пошел, не то воробьи проб..жали по крыш.. в..ранды. (Г.А.Федосеев)
Выполните задания и ответьте на вопросы 1. Обозначьте грамматические основы 2. Укажите, каким сочинительным союзом связаны простые предложения в ССП 3. Определите смысловые отношения частей Какие группы сочинительных союзов связывают простые предложения в сложных? Какова роль сочинительных союзов в предложениях? Каковы смысловые отношения между частями в сложных предложениях?
Выводы 1. Части сложных предложений в ССП могут быть связаны соединительными, разделительными и противительными союзами 2. Смысловая связь простых предложений в ССП определяется теми союзами, которыми они связаны
ССП Группы сочинительных союзов Смысловые отношения между частями ССП Соединительные союзы и, да=и, ни… ни, тоже, также Одновременность действий Последовательность действий Причинно-следственные отношения 2. Разделительные союзы то… то, или (иль), либо… либо, не то… не то, то ли… то ли Чередования Взаимоисключения 3. Противительные союзы а, не только… но и, но, да=но, однако, зато Одно явление сопоставляется с другим или противопоставляется ему
Выполните задание. Дополните незаконченные ССП так, чтобы они выражали 1. Одновременность явлений: Звенят на ветру лиловые колокольчики, и … 2. Причинно-следственные отношения: Незаметно подкралась осень, и … 3. Противопоставление: Слева блеснул пруд, а …
Проверь себя! Тест 1. Определите смысловые отношения в ССП Светало, и свет еще не погасших на шоссе фонарей был уже не нужен. А) причинно-следственные; Б) последовательность; В) одновременность; Г) сопоставление.
Проверь себя! Тест 2. Какое значение вносит союз И в предложение Первые паровозы потрясли мое воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины. А) одновременность явлений; Б) последовательность; В) чередование; Г) противопоставление.
Проверь себя! Тест 3. Найдите ошибку в определении отношений между частями ССП. А) Фокусник хлопнул в ладоши, и занавес упал. (Одновременность событий) Б) Дверь отворилась, но никто не вошел. (Противопоставление событий) В) Гребцы налегли на весла, и лодка как по маслу заскользила по глади озера. (Последовательность действий) Г) Прекратите на меня кричать, или я немедленно уйду. (Взаимоисключение действий)
Ответы: 1. А 2. Б 3. А дз: стр 147 упр 39
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка (1 класс). Смягчительный и разделительный мягкий знак
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
Союзы, обобщение. Русский язык 7 класс
Презентация для 2-го урока по теме "Союзы", 7 класс...
Конспект урока русского языка 7 класс УМК М.М.Разумовская по теме "Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО"
Урок получения новых знаний по теме "Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато". Урок позволяет научить учащихся отличать союзы ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО от местоимений с предлогом и частицами и союза...
презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Союзы и союзные слова в СПП"
Презентация направлена на решение образовательных задач урока, содержит материал для выполнения практических работ с последующей самопроверкой....
Урок русского языка 7 класс Тема: Понятие о союзе.
Цели урока:1. Образовательная: создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала, применения его в знакомой и новой учебной ситуации; формировать представлен...
урок русского языка 7 класс « Союз как часть речи»
Тип урока : открытие новых знаний...
Конспект урока русского языка. 8 класс. Пунктуация в простом и сложных предложениях с союзом И.
Урок в соответствии ФГОС...