Урок русского языка в 7 классе "Мягкий знак на конце наречий после шипящих"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Ваганова Галина Николаевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_sayt.docx30.32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе

Тема: Мягкий знак на конце наречий после шипящих

                              Учитель русского языка и литературы

                                Ваганова Г.Н.

 Цель урока:  создание условий для изучения правила употребления Ь на конце наречий; формирования умений по применению правила на письме

 Оборудование: интерактивная доска

Через 20 минут от начала урока проводится физкультминутка

I Организационный момент

Эмоциональный настрой

II Актуализация

Учитель: В центре нашего внимания вновь старые знакомые. Вот они:

Узнали? Какие буквы вы здесь видите? Назовите?        

Учащиеся называют Ж, Ш, Ч, Щ. Один из них выходит к доске и обводит буквы.

Учитель: как называются эти буквы? Почему?  Произнесите. Вспомните слова, в которых есть эти звуки.

 Это особенные звуки: они не имеют пар по твёрдости-мягкости. Слова, оканчивающиеся на согласный, подчиняются особым правилам, которые связаны с Ь.

На доске: Ж

                 Ш

                 Ч

                 Щ

  Справа – мягкий знак (большой)

III Целеполагание

Учитель : Какой вопрос следует задать себе, чтобы проверить, нужен Ь или нет?

Учащиеся: Какой частью речи является слово?

Учитель: Верно. А если мы изучаем наречие, то предположите, какова тема сегодняшнего урока?

Учащиеся называют, тема записывается в тетради.

Учитель: Поставьте перед собой цель на сегодняшний урок.

Учащиеся ставят цель.

IV Объяснение  нового материала

На доске текст. Концы слов на шипящий закрыты. Открываем и объясняем написание.

 В любое время года увидишь в лесу много интересного. Солнечный луч выглянул из-за туч и осветил глушь леса. День ясен и хорош. Спешит ёж. Чем ему помочь? Ешь ёж, яблоко.  

Распределяем слова в 2 столбика: с Ь на конце и без Ь,  обозначаем орфограмму.

увидишь                      луч

глушь                           из-за туч

помочь                         хорош

ешь                                ёж

Создаём алгоритм:

  1. Определяю часть речи
  2. Если:     глагол                  сущ.              прил.                  наречие(?)

                  |                           |                       |                            | (запись позже)

                  Ь              орпеделяю                 -             ч

                                  склонение                                 ш    Ь    ж – ( искл. настежь)

                                  /                \                                щ              (уж, замуж, невтерпёж)

                                  3                1,2              

                                  Ь                 -

Учитель предлагает распределить по столбикам слова из продолжения текста.

Поляны сплошь заросли колючим кустарником. Невтерпёж пробираться через него.

Чтобы проверить, верно ли мы распределили, знакомимся с орфограммой по учебнику.

Если распределили неверно, переносим на место и исправляем ошибки.

Выбираем из орфограммы основной материал (шипящие, Ь, настежь, уж, замуж, невтерпёж). Переставляя, строим варианты схемы. Лучший вариант вносим в алгоритм.

V Закрепление

  1. Орфографическая диктовка. Записать словосочетания, объяснить орфограмму, пользуясь алгоритмом.

Открыть настежь, нестись вскачь, убегать прочь, невтерпёж писать, упасть навзничь, сделать точь-в-точь.

  1. Составить предложение с любым словосочетанием. Выполнить синтаксический разбор.

VI Контрольный тест

  1. Карандаш
  2. Много задач
  3. Беречь
  4. Замуж
  5. Идёшь
  6. Настежь
  7. Ночь
  8. Плащ
  9. Вскачь
  10. Невтерпёж

Ключ к самопроверке: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

                                       -  -  ь –  ь ь  ь – ь  -

Дополнительно: найти 4-е лишнее: хорош, могуч, невтерпёж, пригож

 VII Рефлексия деятельности

VIII Итоги урока. Оценивание

IX Домашнее задание: выучить орфограмму, упражнение (дифференцированно)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 7 классе "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Мягкий знак в конце наречий после шипящих"

Данная работа представляет собой конспект урока по теме "Мягкий знак в конце наречий после шипящих". 7 классЦель: дать понятие об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий, сформироват...

Мягкий знак на конце наречий после шипящих

урок русского языка в 7 классе...

Мягкий знак на конце наречий после шипящих

Презентация и конспект урока русского языка в 7 классе на тему "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. поможет обучающимся наглядно уви...