Мягкий знак на конце наречий после шипящих
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Хисамутдинова Гульнара Салимзяновна

урок русского языка в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.yaz_7_klass.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Цель урока:  1. дать понятие об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий, сформировать умения находить данную орфограмму в слове и правильно писать ее; повторить написание мягкого знака после шипящих в различных частях речи; отработать алгоритм определения орфограммы; 2. развивать внимание, память, логическое мышление, умения сравнивать, классифицировать, обобщать; 3.вызвать интерес к урокам русского языка; воспитывать доброжелательные отношения к людям.

  1. Ход урока

I.Организационный  момент.

          - Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения  Вл. Солоухина:

- Здравствуйте! –

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

- Здравствуйте! –

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше

ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца

прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья

прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней

сделалась жизнь?

         - «Здравствуйте!» свидетельствует о готовности к общению и предлагает сделать его доброжелательным. Я надеюсь, что наш сегодняшний  урок пройдет в доброжелательной атмосфере.

II. Оформление тетрадей.

           - Ребята, откройте тетради, запишите число, «Классная работа». Тему и цель нашего урока мы определим чуть позже.

III. Повторение.

          - А сейчас немного повторим.

1) Работа по карточкам.

          - Кто желает выйти к доске и поработать по карточке?

Карточка № 1.

           Постройте слова в пары, найдя каждому существительному его прилагательное. В какой форме стоят эти прилагательные?

  1. Ветерок…, ландыш…, мороз…, снег…, атлет…, луч солнца…, лес…, гиппопотам…, день…, шиповник…, взгляд медузы Горгоны…, напиток «Кока-кола»…, успех…, Гермес…
  2. Трескуч(?), неуклюж(?), шипуч(?), могуч(?), жгуч(?), пахуч(?), вездесущ(?), свеж(?), скрипуч(?), погож(?), колюч(?). дремуч(?), зловещ(?), блестящ(?).

          Для справок: Гермес – бог торговли у древних греков, посланник богов.

Медуза Горгона – в греческой мифологии крылатое чудовище со змеями вместо волос, превращающее все живое в камень.

          Ответ: ветерок свеж, ландыш пахуч, мороз трескуч, снег скрипуч, атлет могуч, луч солнца жгуч, лес дремуч, гиппопотам неуклюж, день погож, шиповник колюч, взгляд медузы Горгоны зловещ, напиток «Кока-кола» шипуч, успех блестящ, Гермес вездесущ. (Самопроверка)

                                                       Карточка № 2.

           Допишите словосочетания. Вместо точек вставьте существительные, заканчивающиеся на шипящий.

                                        Сущ. во мн.ч.

Решение … ( задач );

                                     Сущ. во мн.ч.

Множество синих … ( туч );

                   Сущ. во мн.ч.

Капает с… ( крыш );

                                         Сущ. во мн. ч.

Ожидание приятных … ( встреч );

                           Сущ. во мн.ч.

С соседних  …  ( дач );

                                 Сущ. во мн.ч.

Среди ужасных … ( чудовищ );

                                   Сущ. во мн.ч.

Читал «Остров … « ( сокровищ );

                        Сущ. во мн.ч.

В глубине … ( чащ );

                                               Сущ. во мн.ч.

     С пожеланием новых … ( удач );

                   Сущ. во мн.ч.

Линии … ( электропередач ).

2) Лексическая разминка.

          - Пока ребята работают по карточкам у доски, проведем лексическую разминку. Пропустите строку для записи темы урока.

           - Замените данные словосочетания существительными на  шипящий.

                    Сущ.  ж.р.

  1. мелкие деньги ( мелочь );

           Сущ.  ж.р.

  1. неправда ( ложь );

                                         Сущ.  ж.р.

  1. неискренность, лицемерие ( фальшь );

                                   Сущ.  м.р.

  1. изображение природы ( пейзаж );

       

       Сущ.  м.р.

  1. доктор ( врач );

                                                Сущ.  м.р.

  1. человек, играющий на скрипке ( скрипач );

                Сущ.  ж.р.

  1. конец суток ( ночь );

                                           Сущ.  м.р.

  1. сообщение с места событий ( репортаж );

                                                  Сущ.  м.р.

  1. композиция из цветного  стекла ( витраж );

                                  Сущ.  м.р.

  1. торжественное открытие художественной выставки ( вернисаж ).

Взаимопроверка лексической разминки.

          - Ребята, поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга работу.

          - Кто получил «5», «4», «3», «2» ?

Критерии оценки.

«5» - нет ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки

«2» - 3 и  более ошибок

          - На какое правило все эти слова?

          - Когда пишется мягкий знак после шипящих на конце имен существительных?

           -Когда не пишется?

Проверка работы по карточкам. (Оценка учащихся).

4)Объяснительный диктант.

           -Записать предложения; найти слова, оканчивающиеся на шипящий, объяснить правописание.

       гл. в пов. н.

Не плач(?), Мишенька, я тебя медом угощу.  Не надо, разве меня

 гл. во 2 л. ед.ч.                                           сущ. ж.р.

утешиш(?), когда я так загоревал?  Всю ноч(?) я работал, так и тянет

      гл. в неопр. ф.                     нар.

прилеч(?).  Изба уносится проч(?), увозит Василису и медведя.

IV. Целеполагание.

          – Как  пишется слово прочь? Почему?

          – Осталась последняя орфограмма, которую нам необходимо   изучить в теме «Наречие». Назовите ее.

          - Какова тема нашего урока? Запишите в тетрадь.

          - Какова цель урока?

V. Изучение нового материала. (Работа с учебником.)

- Ребята, прочтите § 17 и ответьте на вопрос: «Когда в конце наречий после шипящих пишется Ь?»

          -А теперь давайте составим алгоритм.

  1.            

  2. Правописание ь после шипящих на конце слов

                                   

                                              Определи часть речи

Глагол          Краткое                                   Существительное                    Наречие                                                      

                 прилагательное                        жен.рода                      муж.рода                          

                                                     мн.ч.        

 

        ь

   

      ь                      ь                         ь                 ь                                                  ь  

                                                                                                                    (Исключение:

                                                                                                                     уж,

                                                                                                                     замуж,

                                                                                                                     невтерпёж)

Закрепление нового материала.

1)Комментированное письмо. (У каждого учащегося карточка) Образец

рассуждения прочитать в учебнике на стр. 112.

          -Списать предложения, объяснить правописание. (По цепочке).

1) Матушка – рожь кормит всех сплошь.   2) Землю вскачь не пашут.  3) Для дорогого гостя и ворота настежь.  4) Вся пристань была сплошь уставлена подводами.  5)Через открытое настежь окно на только что вымытый пол падает солнечный луч.  6)По дорогам гремят тачанки, эскадроны проходят вскачь.  7) Ребята стремительно и бесшумно умчались прочь.  8) Как долга эта зимняя ночь, ждать урочного часа невмочь.

2) Работа с сигнальными карточками.

           - Если в слове пишется ь, то поднимите ь ; если не пишется ь, то поднимите     ь .

                                                                         

         Одна дверь на замок, другая настежь. Будь другом, отойди прочь! Теленок еще не родился, а они уж с обухом стоят. Замуж выходи – в оба гляди. Пшеничка по выбору кормит, а матушка – рожь всех сплошь. Хоть на час, да вскачь. Сын да дочь, да и тех кормить невмочь. Ты от горя за реку, а оно уж стоит на берегу. Врет сплошь, а переврать не умеет. Прочь поди, в грех не вводи.

3) Закончите пословицы.

               глаг.                                                                                         глаг.

  1. Любишь кататься - … (люби и саночки возить). 2) Тише едешь - …

                  глаг.                                                                  глаг.

 (дальше будешь). 3) Семь раз отмерь - … (один раз отрежь). 4) Друга на

                          глаг.                                                                            глаг.

деньги не …(купишь). 5) Крепкую дружбу и топором не… (разрубишь).

                                  сущ. во мн.ч.                                       нар.               глаг.    

6) Игра не стоит … (свеч). 7) День да ночь – сутки … (прочь). 8) Поспешишь 

                             глаг.

– людей … (насмешишь).

          - Объясните правописание слов, заканчивающихся на шипящий.

    - Закройте тетрадь, проверьте себя: сколько пословиц вы сможете вспомнить?

          -Письменно объясните значение любой из этих пословиц.

Проверка самостоятельной работы.

 4) Перепишите, восстанавливая рифмы по памяти. Откуда эти строчки?

                                                     сущ. м.р.

1) Повеселись, мой верный … (меч),

    Повеселись, мой конь ретивый!

                                                    сущ. м.р.

2) Еще при мне мой верный… (меч),

                                           сущ. мн.ч.

     Еще глава не пала с…(плеч).

                                                нар.

3) Послушай, убирайся …(прочь)!

                                                    сущ. ж.р.

    Я спать хочу, теперь уж … (ночь)

4) Но злобный карла перенес

    Меня в сей край уединенный,

                                                    глаг.

    Где вечно должен был …(стеречь)

                                          сущ. м.р.

    Тобой сегодня взятый… (меч).

(А.С.Пушкин. Руслан и Людмила)

         - Объясните правописание слов.

Выборочно-распределительный диктант.

           - Из диктуемых пословиц выписать слова в два столбика: 1) с ь на конце после шипящих, 2) без ь на конце после шипящих.

           Печь нам мать родная. Стряхни его с плеч, а он на руки лезет. Отойди, ёж, на тебе тулуп нехорош. Не шути с огнём, обожжёшься. Что прочно, то и беречь можно. Семь в тебе душ, да ни в одной пути нет. Ешь до света, а делай до поту. Сплошь да рядом. Дочку замуж выдать – не пирог испечь. На богатого ворота настежь, на убогого запор. Неуклюж, да дюж.

                 

                     Ь                                                                                     Ь

           печь                                                                                      с плеч    

           обожжёшься                                                                        ёж

           беречь                                                                                  нехорош

           ешь                                                                                       душ

           сплошь                                                                                 замуж

           испечь                                                                                  неуклюж

           настежь                                                                                дюж

  • Передайте листочки. На следующем уроке вы узнаете результаты своей работы.

VII. Подведение итогов урока.

- С чем вы познакомились сегодня на уроке?

- Когда в конце наречий после шипящих пишется мягкий знак?

- Ребята, поднимите руки те, кто хорошо усвоил тему.

- Кто что-то не понял?

- Как вы думаете, достигли мы цели урока?

VIII. Домашнее задание.

  • Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание: выучить параграф 17, выполнить упражнение 256 или составить тест по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов».
  • Кому не понятно?

  1. IX. Выставление отметок. Самооценка.

          -Что вам понравилось (не понравилось) сегодня на уроке?

    - Ребята, поднимите руку, кто бы поставил себе «5», «4», «3»?

    - А мне какую бы оценку поставили? Почему?

  • Ребята, сегодня на уроке вы все очень хорошо работали. Молодцы! Я благодарю вас за урок .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мягкий знак в именах существительных после шипящих.

Презентация на тему "Мягкий знак в именах существительных после шипящих". Материал содержит имена существительные мужчкого и женского рода с шипящим на конце. материал рекомендован учителям начальных ...

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме "Мягкий знак на конце слов после шипящих"

Данный урок построен на повторении изученного материала в средних классах и знакомстве с новым материалом по данной теме. Урок нужен для подготовки старшеклассников к ЕГЭ....

Урок русского языка в 7 классе по теме "Мягкий знак в конце наречий после шипящих"

Данная работа представляет собой конспект урока по теме "Мягкий знак в конце наречий после шипящих". 7 классЦель: дать понятие об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий, сформироват...

Конспект урока « Буквы о,е на конце наречий, после шипящих»

Представленный конспект урока предназначен для учеников 7 класса. Данный материал разработан к учебнику  под ред. М.М. Разумовской и др. Главная задача урока: изучить правописание суффиксов нареч...

Мягкий знак на конце наречий после шипящих

Презентация и конспект урока русского языка в 7 классе на тему "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. поможет обучающимся наглядно уви...