«Буква ь на конце наречий после шипящих»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Обощенное правило употребления ь после шипящих в конце слов разных частей речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_russkiy_7_klass_myagkiy_znak_posle_shipyashchih.docx | 52.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок. Русский язык. 7 класс. Учитель: Юркевич Ирина Владимировна
Тема: «Буква ь на конце наречий после шипящих». Обобщенное правило употребления ь после шипящих в конце слов разных частей речи.
Цель: научиться писать мягкий знак на конце слов после шипящих.
Задачи:
- создать условия для формирования умения определять, каким правилом регулируется написание мягкого знака на конце слов после шипящих; формирования умения применять правило и осуществлять самоконтроль;
- организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий вида: регулятивных, познавательных, личностных учебных действий, коммуникативных учебных действий.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- воспитывать любовь к русскому языку, уважение друг к другу;
- формировать навыки контроля и самоконтроля.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные:
- развивать навыки сотрудничества в парах.
Регулятивные:
- развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать;
- развивать умение аргументировать, доказывать.
Познавательные:
- использовать предметные знания в модельной ситуации;
- формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
Предметные УУД:
- обеспечить усвоение написания мягкого знака на конце слов после шипящих.
Технологическая карта урока
Тема урока: «Буква ь на конце наречий после шипящих». Обобщенное правило употребления ь после шипящих в конце слов разных частей речи.
Тип урока: изучение нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний;
Форма урока: работа в парах
Технология: диалоговой взаимопомощи
Ход урока:
Этапы урока | Организация этапа, доска и оборудование | Основное содержание этапа (деятельность) | УУД | |
учителя | учащихся |
Карточка № 1.___________________________________________________________________-
Тема | 1 вариант | Тема | 2 вариант | ||
бегаеш | бережёш | ||||
зверёныш | матч | ||||
береч | бестолоч | ||||
колюч | сокровищ | ||||
проч | жеч | ||||
вираж | брош | ||||
отреж | вскач | ||||
клещ | пахуч | ||||
передач | намаж |
Продолжите предложение.
1.Сегодня на уроке мне понравилось _________________________________________________
2.Понять материал урока мне помогло________________________________________________
3.Осталось непонятным____________________________________________________________
3.Я оцениваю свою работу на ___________баллов (исходя из 5 баллов)
Карточка № 2____________________________________________________________________
Алгоритм
Части речи |
|
1. 2. | ||
Кроме: 1. 2. 3. |
Ь | Ь |
Ь | |
Ь | |
Ь | |
Ь | |
Ь |
Инструкция для выполнения задания на карточке № 2.
1.Возьмите из файла лист с теоретическим материалом.
2.Прочитайте все правила.
3.С помощью теоретического материала(в файле) заполните все пустые графы алгоритма.
4.Если вы затрудняетесь, обратитесь за помощью к соседу по парте. На работу вам отводится примерно 3 минуты.
5.Если вы в паре не сумели разобраться, обратитесь за помощью к учителю.
6.Заполнив алгоритм, дайте знак (поднятая рука) учителю, что вы готовы.
7.По сигналу учителя пересядьте по схеме «ручейка» (по часовой стрелке) со своей карточкой №2.
7.Пересев, задайте один вопрос товарищу по теории, выслушайте ответ. Проконтролируйте правильность ответа.
8.Выслушайте вопрос товарища и ответьте на него.
9.Повторите все действия, начиная с пункта 7.
Инструкция для выполнения задания на карточке № 3.
1.Прочитайте задание на своей карточке.
2.В рабочей тетради запишите:
3.Выполните задания, пользуясь алгоритмом.
4.На работу отводится примерно 3 минуты.
5.Выполнив задание, возьмите в файле ответы и проверьте себя.
6. По сигналу учителя пересядьте по схеме «ручейка» (по часовой стрелке) со своей рабочей тетрадью.
7.Поменяйтесь карточками с соседом. Выполните задания товарища у себя в тетради, обозначая номер карточки. На работу отводится примерно 3 минуты.
8. Проверьте работу друг друга.
9.Запишите количество ошибок.
10.Обсудите ошибки с товарищем.
11. Повторите все действия, начиная с пункта 6. Пока не выполните шесть карточек.
12.Вернитесь к карточке № 1.
13. Проверьте себя самостоятельно.
14.Выполните задания второго варианта.
15.Допишите предложения под таблицей.
16.Возьмите карточку с домашним заданием.
Карточка № 3______________________________________________________________________
Задание № 1
Спишите словосочетания, объясняя орфограмму вслух. Подчеркните орфограмму «Ь после шипящих». Обозначьте часть речи, подчеркните шипящий двумя чертами, ь – одной.
Разжеч... костер, допустил фальш..., открыл настеж..., мороз трескуч..., с...еш…те пирога
Карточка № 3______________________________________________________________________
Задание № 2
Восстановите текст, используя слова для справок. Запишите полученный текст в тетрадь. Подчеркните орфограмму «Ь после шипящих». Обозначьте часть речи, подчеркните шипящий двумя чертами, ь – одной.
После удара …………..стало бедняге ……………и …………..., решил он, что ему не удастся закончить дело миром. …......... ранила лошадь, и та упала ……… .
Слова для справок: наотмашь, невтерпеж, навзничь, невмочь, картечь
Наотмашь - сильно размахнувшись
Навзничь - опрокинувшись на спину, вверх лицом
Невмочь (нареч.) невтерпеж, не в силу, не под силу.
Невтерпеж - не хватает терпения
Картечь - крупная дробь для охотничьего ружья.
Карточка № 3______________________________________________________________________
Задание № 3
Устно вставьте в слова пропущенные буквы, объясняя орфограмму. Используя данные слова( сколько сможете), составьте предложение и запишите его в тетрадь. Подчеркните орфограмму «Ь после шипящих». Обозначьте часть речи, подчеркните шипящий двумя чертами, ь – одной.
Отреж…, горяч..., не объеш…ся, сплош..., калач…
Калач - 1. Хлебное изделие из пшеничной муки, выпеченное в форме замка с дужкой или с двумя согнутыми рожками. 2. Пшеничный хлеб любой формы.
Карточка № 3______________________________________________________________________
Задание № 4
Отгадайте загадки. Ответы запишите через запятую. Подчеркните орфограмму «Ь после шипящих». Обозначьте часть речи, подчеркните шипящий двумя чертами, ь – одной. Запишите ещё пять слов других частей речи с этой же орфограммой.
1)Маленькое, сдобное,
Колесо съедобное.
Я один тебя не съем,
Разделю ребятам всем.
2)Живет в норке, грызет корки.
Короткие ножки; боится кошки.
3)Чёрный Ивашка —
Деревянная рубашка,
Где носом проведёт,
Там заметку кладёт.
Ответы: 1 – калач, 2 – мышь, 3 – карандаш
Задание № 5
Прочитайте слова в транскрипции, запишите их в соответствии с орфографическими правилами. Обозначьте часть речи, подчеркните шипящий двумя чертами, ь – одной.
[б и р э ч] [у ш] [ч и т а й и ш] [ф с к а ч] [р о ш] [а т р э ш]
Задание № 6
Выполните тест.
1. Укажите слово, в котором на месте пропуска не пишется Ь.
1) гнусная лож...
2) прилеч... отдохнуть
3) лес дремуч...
4) береч...ся от простуды
2. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется Ь.
1) надеть плащ...
2) суп горяч...
3) невтерпёж... сидеть
4) увлеч...ся спортом
3. Укажите слово, в котором на месте пропуска не пишется Ь.
1) ветер свеж...
2) упасть навзнич...
3) красивая брош...
4) попасть в глуш...
4. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется Ь.
1) много груш...
2) пять дач...
3) нет телепередач...
4) озимая рож...
Ответ: 1-3, 2-4, 3-1, 4-4
Задание № 7
Соотнеси ряд слов с правилом. Запиши только пару цифр.
Слова:
1.линюч, свеж, хорош
2.дач, туч, крыш
3.назначь, умножь, намажь
4.стричь, жечь, уберечься
5.муж, камыш, мяч
6.мелочь, брошь, рожь
7.решаешь, учишься, думаешь
8.замуж, наотмашь, настежь
1.Сущ. в Р.п., мн.ч. пишутся без ь после шипящих
2.Наречия пишутся с ь после шипящих, кроме трех слов-исключений
3.Глаголы во 2л, ед.ч. пишутся с ь после шипящих
4.Прилагательные в краткой форме пишутся без ь после шипящих
5.Инфинитив пишется с ь после шипящих
6.Сущ. 3-го склонения пишутся с ь после шипящих
7.Сущ. 2-го склонения пишутся без ь после шипящих
8.Глаголы в повелительном наклонении пишутся с ь после шипящих
Ответы: 1-4, 2-1, 3-8, 4-5, 5-7, 6-6, 7-3, 8-3
Теоретический материал.
1. Если перед нами существительное, то мягкий знак после шипящих пишется лишь тогда, когда слово принадлежит III склонению (НОЧЬ). Существительные I склонения в форме Р.п., мн.ч. с шипящей на конце пишутся без мягкого знака (МНОГО ТУЧ, МНОГО КРЫШ). Также мягкий знак не пишется в существительных II склонения, оканчивающихся на шипящий (КЛЮЧ, ПЛАЩ, МЕЧ)
Не забудьте, что отчества и фамилии, оканчивающиеся на –ИЧ, являются существительными II склонения и пишутся без мягкого знака. Например: СЕРГЕЕВИЧ, РЮРИКОВИЧ, ВОЙНОВИЧ.
2. Если слово отвечает на вопрос КАКОВ? и является кратким прилагательным, то после шипящего на конце мягкий знак не нужен (ГОРЯЧ, МОГУЧ).
3. Глаголы с шипящим на конце всегда пишутся с мягким знаком.
Например: СМОТРИШЬ, ДУМАЕШЬ(в форме второго лица ед. числа настоящего или будущего времени),
РЕЖЬ, НАМАЖЬ (в повелительном наклонении),
ЖЕЧЬ, БЕРЕЧЬ (в неопределенной форме).
Обратите внимание, что в глаголах мягкий знак может оказаться после шипящей и не на самом конце слова, а перед постфиксами –СЯ или -ТЕ, например: КУПАЕШЬСЯ, СПРЯЧЬТЕ.
4. На конце наречий после шипящих мягкий знак пишется всегда (НАСТЕЖЬ, ВСКАЧЬ, ПРОЧЬ), кроме исключений: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ.
Ф.И._____________________________________________________________________________
Домашнее задание. Вставить пропущенные буквы, комментируя орфограмму вслух.
Помощ...ник пил...щика вынул охотнич...ий нож..., и думал, как около дач.., разжеч... костер, чтобы сжеч... старые ветки и испеч... в золе картошку. Но налетел смерч..., и наш силач.., пошел проч... к охотнич…ей избушке по заяч…им следам.
Старик-процент...щик затопит печ... и воз...мет коробку с мыш...яком. Извоз...чик помчался вскач... по дороге, сплош... заставленной рядами карет, через которые не пробереш…ся. «В этой пес...не солист допустил фальш...», — вскол...з… заметил лес...ничий, послушав пес...нь соловья.
Болез...нь портила ему жиз...нь. Он открыл настеж... окно. Отреж…те, пожалуйста, кусочек сыра. Хлеб горяч... . Ельник пахуч..., мороз трескуч..., кактус колюч... . Трудно нян...чить малышей. Он был директором двух училищ…. .
После удара наотмаш... стало бедняге невмоч... и невтерпеж..., решил он, что ему не удас...тся закончить дело миром. Картеч... ранила лошадь, и та упала навзнич... .
Не плач…те, утеш...тесь — с...еш…те пирога! Не стес...няйтесь, назнач…те другое время.
Найдите в словаре значение приведенных ниже слов. Выпишите значение каждого слова на этом же листе.
смерч
процентщик
мышьяк
фальшь
настежь
удар наотмашь
невмочь
картечь
упала навзничь
Карточка № 3.
Задание № 1. Ответы.
Спишите словосочетания, объясняя орфограмму вслух.
Разжечь (инф.) костер, допустил фальшь (сущ.3 скл), открыл настежь (наречие), мороз трескуч (кр.ф. прил.), съешьте пирога(повел. накл.глагола)
Задание № 2. Ответы.
Восстановите текст, используя слова для справок. Запишите полученный текст в тетрадь.
После удара наотмашь стало бедняге невмочь и невтерпеж, решил он, что ему не удастся закончить дело миром. Картечь ранила лошадь, и та упала навзничь.
Задание № 3. Ответы.
Устно вставьте в слова пропущенные буквы, объясняя орфограмму. Используя данные слова( сколько сможете), составьте предложение и запишите его в тетрадь.
Отрежь (пов.накл.глаг.), горяч (кр.ф.прил.), не объешься (гл. 2л,ед.ч), сплошь (наречие), калач (сущ. 2 скл)
Калач был горяч, отрежь себе кусочек, да смотри, не объешься!
Задание № 4
Отгадайте загадки. Ответы запишите через запятую. Запишите ещё пять слов других частей речи с этой же орфограммой.
.Ответы: 1 – калач, 2 – мышь, 3 – карандаш
Задание № 5. Ответы.
Прочитайте слова в транскрипции, запишите их в соответствии с орфографическими правилами. Обозначьте часть речи, подчеркните шипящий двумя чертами, ь – одной.
[б и р э ч] берёшь, [у ш] уж, [ч и т а й и ш] читаешь, [ф с к а ч] вскачь, [р о ш] рожь,
[а т р э ш] отрежь.
Задание № 6.Ответы.
Выполните тест.
Ответ: 1-3, 2-4, 3-1, 4-4
Задание № 7
Соотнеси ряд слов с правилом. Запиши только пару цифр.
Ответы: 1-4, 2-1, 3-8, 4-5, 5-7, 6-6, 7-3, 8-3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе по теме "Мягкий знак в конце наречий после шипящих"
Данная работа представляет собой конспект урока по теме "Мягкий знак в конце наречий после шипящих". 7 классЦель: дать понятие об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий, сформироват...
Конспект урока « Буквы о,е на конце наречий, после шипящих»
Представленный конспект урока предназначен для учеников 7 класса. Данный материал разработан к учебнику под ред. М.М. Разумовской и др. Главная задача урока: изучить правописание суффиксов нареч...
Конспект урока "Буква Ь на конце наречий после шипящих"
Урок открытия новых знаний....
Буквы о, е (ё) на конце наречий после шипящих. Буквы о, а на конце наречий. Правописание гласных на конце наречий. Мягкий знак на конце наречий после шипящих. Правописание ь после шипящих на конце слов разных частей речи.
Маршрутный лист дистанционного урока...
Урок. Русский язык. 6 класс. "Буква Ь на конце наречий после шипящих".
Технологическая карта урока по русскому языку. 6 класс....
Урок «Буквы о-е на конце наречий после шипящих»
Урок построен на основе следующих принципов:а) личностно-ориентированные: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности;б) культурно-ориентированные: принцип целостности сод...