Разработка урока по русскому языку "Правописание гласных и согласных в приставках" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Разработка урока по русскому языку "Правописание гласных и согласных в приставках" 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_glasnyh_i_soglasnyh_v_pristavkah.docx31.84 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет: Русский язык

Класс: 5

Тема урока: «Правописание гласных и согласных в приставках».

Тип урока:Урок систематизации ЗУН

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать случаи совпадения по звучанию в устной речи и на письме предлогов и приставок; уметь разграничивать предлоги и приставки на письме; графически обозначать условия выбора приставки.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников; развивать мыслительные процессы для нахождения правильного решения и связную монологическую речь; развивать орфографическую зоркость;

Личностные: уважительное отношение к родному языку; способствовать формированию ответственного отношения к учебному труду, успешно преодолевать трудности, настраиваться на успех в любом деле, навыков сотрудничества.

Методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Образовательные ресурсы:  ПК; мультимедийный проектор; презентация к уроку; учебник «Русский язык» для 5 класса авт. кол-ва Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. (М: Просвещение, 2015); http: //www.uroki.net.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор.

Основные понятия: морфема, приставка, предлог.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формируемые умения (УУД)

  1.  Мотивация.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Настроение хорошее? Улыбнись всем. А теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь друг другу. Начинаем урок!

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать только лишь отметку…(дети хором) «пять»

Покажите, какое у вас сегодня настроение. (Смайлики)

Я вижу, что у вас настроение хорошее. Урок у нас необычный. Мы с вами пойдём в сказочный лес. Туда нас приведут следы.

 Слайд 1 (изображены следы, на них написаны сочетания букв :в, обо ,от, про ,на и т.д

Учащиеся слушают учителя,  участвуют в диалоге, демонстрируют готовность к уроку.

Личностные: положительно относятся к учению, приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: осознают учебно- познавательную задачу.

Коммуникативные: работа в парах, обмен мнениями.

II. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос

            - Прочитайте сочетания букв, написанных на следах, и ответьте, что они вам напоминают? (Приставки, предлоги)

 - Чтобы добраться до леса,    надо списать сочетания букв на следах и придумать слова с этими приставками.

 - Среди приставок есть такие,  в которых написание определяется общими правилами.(Ребята называют приставки).Вывод:

всегда одинаково,   независимо от произношения, пишутся такие приставки : об,-от,-над-, под-пред-,в-,с-, пере-до.  Молодцы!

Отвечают на вопросы.

Один ученик записывает приставки на доске, придумывает слова, а остальные в тетрадях

Личностные:имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные : выполняют учебно- познавательные действия, анализируют, устанавливают причинно- следственные связи. Коммуникативные: отвечают на вопросы, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

III. Выявление места и причины затруднения

Учитель: вот и пришли к лесу. Смотрите, здесь растут цветы. Как вы считаете, правильно ли мы поступим, если их сорвём? (Нет, мы нарушим правила поведения в природе).

( Слайд 2)

Учитель: а давайте перенесём эти цветы в волшебный лес. Для этого надо придумать слова с приставкой пере-. (Ребята придумывает слова и записывают в тетрадь)

Учитель: молодцы, но, чтобы войти в лес, надо знать пароль.

Отвечают на вопросы, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Личностные:  стремятся преодолеть трудности, самооценка своих действий.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают  выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

IV. Целеполагание (Слай3)

Учащиеся формируют цель учебной деятельности.

Учитель: а паролем нашего урока является тема (Ребята называют тему урока).

Игра «Змейка»

(Играют три команды:

  1. приставка,
  2. 2 – корень,
  3.  3 приставка)

-Запишите любое слово, обозначив ту часть слова, с которой работает команда.

Образец.

  1. Рассветает
  2. Сосновый
  3. Денёк

-Назовите слова с приставкой.

- Как пишутся приставки с корнем?

Вывод: приставки с корнем пишутся слитно.

Творческая работа

- На доске записано предложение с пропущенными предлогами и приставками. Ученик возвращает слова и производит синтаксический разбор предложения:

-Ребята----весили --- лесу кормушки ---- птиц.

Вопрос классу: как вы думаете, правильно  ли поступили ребята?

Ребята отвечают на вопросы, выполняют задания, называют правила поведения в лесу.

Личностные:  осознают свои возможности в учении.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, выполняют упражнения.

Коммуникативные: работа в парах.

V. Работа по теме урока.

1. Обратимся к учебнику (Знакомство с теоретическим материалом)

  2. Беседа. 

--- Можно ли проверить правописание приставок?

(Все зависит от того,  изменяемые приставки или неизменяемые. Большинство приставок, кроме приставок на –з, -с и приставок пре-, при-, пишутся одинаково независимо от их произношения, и их правописание можно проверить)

Гла́сные и согла́сные в приста́вках (В-, ДО-, ЗА-, НА-, О-, ПЕРЕ-, ПО-, ПРО-, С-, ОБ-, ОТ-, НАД-, ПОД-, ПОДО-, ПРЕД- и другие) пи́шутся одина́ково незави́симо от произноше́ния.

Работа с учебником, отвечают на вопросы

Личностные:  осознают свои возможности в учении.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника, делают  выводы. Коммуникативные: отвечают на вопросы, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

VI. Включение в систему знаний и повторение

Учитель: Ребята, мы хорошо провели время в  сказочном лесу. Пора нам отправиться домой. Но выйти из леса вы сможете, если выполните тест.

Тема теста : «Правописание приставок».

1.Вставь в предложение слова предлог и приставка.

Между ----- и словом можно вставить  ещё какое – нибудь слово, а между ---- и словом нельзя (2балла).

2.Предлоги со словом пишутся ----, а приставки-----. (2 балла)

3.Подчеркни одной чертой приставки (2б. за правильный ответ , всего-6б.)

- Мальчик сбился с дороги.

- Наступила золотая осень.

- Листья пожелтели на деревьях.

Всего-10б.

Учитель: заполняем оценочные листы (оценки выставляются на протяжении всего урока)

Ребята решают тест, выделяют главное, устанавливают причинно- следственные  связи между языковыми явлениями.

Личностные :понимают, в чём значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать новые знания и умения в жизни.

Регулятивные: ребята оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

VII.  Рефлексия (Слайд 4)

- Что нового узнали на уроке?

-Какие трудности  у вас появились в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

-Понравилось ли вам на уроке?

-Дайте  оценку нашей работе. ( На столе лежать смайлики , показать с улыбающимся лицом или с грустным лицом).

Отвечают на вопросы учителя, определяют своё эмоциональное состояние на уроке, заполняют оценочные листы.

Регулятивные: ребята оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

 VIII. Д/з.

Правила, слов. сл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-»

Тема "Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-" достаточно сложная для шестиклассников. Затруднение вызывает определение значения ПРИ- и ПРЕ-, выделение нескольких групп, в которых:1) приставки П...

Открытый урок по русскому языку" Гласные и согласные звуки и буквы", 2 класс.

Открытый урок по русскому языку" Гласные и согласные звуки и буквы", 2 класс....

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе в рамках формирования универсальных учебных действий на примере темы «Е-и в корнях с чередованием гласных»

 Содержание методической разработки построено таким образом, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методичес...

Разработка урока по русскому языку в 5 классе.Чередование гласных е –и в корнях

Урок по русскомй языку в 5 классе "Чередование гласных е-и в корнях" разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО....

Конспект урока русского языка "Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок", 10 класс

Конспект урока русского языка "Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок", 10 класс...