Разработка урока по русскому языку "Правописание гласных и согласных в приставках" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Разработка урока по русскому языку "Правописание гласных и согласных в приставках" 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_glasnyh_i_soglasnyh_v_pristavkah.docx | 31.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный предмет: Русский язык
Класс: 5
Тема урока: «Правописание гласных и согласных в приставках».
Тип урока:Урок систематизации ЗУН
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать случаи совпадения по звучанию в устной речи и на письме предлогов и приставок; уметь разграничивать предлоги и приставки на письме; графически обозначать условия выбора приставки.
Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников; развивать мыслительные процессы для нахождения правильного решения и связную монологическую речь; развивать орфографическую зоркость;
Личностные: уважительное отношение к родному языку; способствовать формированию ответственного отношения к учебному труду, успешно преодолевать трудности, настраиваться на успех в любом деле, навыков сотрудничества.
Методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Образовательные ресурсы: ПК; мультимедийный проектор; презентация к уроку; учебник «Русский язык» для 5 класса авт. кол-ва Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. (М: Просвещение, 2015); http: //www.uroki.net.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор.
Основные понятия: морфема, приставка, предлог.
Организационная структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формируемые умения (УУД) |
| Здравствуйте, ребята! Садитесь. Настроение хорошее? Улыбнись всем. А теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь друг другу. Начинаем урок! Хорошо проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать только лишь отметку…(дети хором) «пять» Покажите, какое у вас сегодня настроение. (Смайлики) Я вижу, что у вас настроение хорошее. Урок у нас необычный. Мы с вами пойдём в сказочный лес. Туда нас приведут следы. Слайд 1 (изображены следы, на них написаны сочетания букв :в, обо ,от, про ,на и т.д | Учащиеся слушают учителя, участвуют в диалоге, демонстрируют готовность к уроку. | Личностные: положительно относятся к учению, приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: осознают учебно- познавательную задачу. Коммуникативные: работа в парах, обмен мнениями. |
II. Актуализация знаний. | Фронтальный опрос - Прочитайте сочетания букв, написанных на следах, и ответьте, что они вам напоминают? (Приставки, предлоги) - Чтобы добраться до леса, надо списать сочетания букв на следах и придумать слова с этими приставками. - Среди приставок есть такие, в которых написание определяется общими правилами.(Ребята называют приставки).Вывод: всегда одинаково, независимо от произношения, пишутся такие приставки : об,-от,-над-, под-пред-,в-,с-, пере-до. Молодцы! | Отвечают на вопросы. Один ученик записывает приставки на доске, придумывает слова, а остальные в тетрадях | Личностные:имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные : выполняют учебно- познавательные действия, анализируют, устанавливают причинно- следственные связи. Коммуникативные: отвечают на вопросы, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
III. Выявление места и причины затруднения | Учитель: вот и пришли к лесу. Смотрите, здесь растут цветы. Как вы считаете, правильно ли мы поступим, если их сорвём? (Нет, мы нарушим правила поведения в природе). ( Слайд 2) Учитель: а давайте перенесём эти цветы в волшебный лес. Для этого надо придумать слова с приставкой пере-. (Ребята придумывает слова и записывают в тетрадь) Учитель: молодцы, но, чтобы войти в лес, надо знать пароль. | Отвечают на вопросы, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Личностные: стремятся преодолеть трудности, самооценка своих действий. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. |
IV. Целеполагание (Слай3) | Учащиеся формируют цель учебной деятельности. Учитель: а паролем нашего урока является тема (Ребята называют тему урока). Игра «Змейка» (Играют три команды:
-Запишите любое слово, обозначив ту часть слова, с которой работает команда. Образец.
-Назовите слова с приставкой. - Как пишутся приставки с корнем? Вывод: приставки с корнем пишутся слитно. Творческая работа - На доске записано предложение с пропущенными предлогами и приставками. Ученик возвращает слова и производит синтаксический разбор предложения: -Ребята----весили --- лесу кормушки ---- птиц. Вопрос классу: как вы думаете, правильно ли поступили ребята? | Ребята отвечают на вопросы, выполняют задания, называют правила поведения в лесу. | Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, выполняют упражнения. Коммуникативные: работа в парах. |
V. Работа по теме урока. | 1. Обратимся к учебнику (Знакомство с теоретическим материалом) 2. Беседа. --- Можно ли проверить правописание приставок? (Все зависит от того, изменяемые приставки или неизменяемые. Большинство приставок, кроме приставок на –з, -с и приставок пре-, при-, пишутся одинаково независимо от их произношения, и их правописание можно проверить) Гла́сные и согла́сные в приста́вках (В-, ДО-, ЗА-, НА-, О-, ПЕРЕ-, ПО-, ПРО-, С-, ОБ-, ОТ-, НАД-, ПОД-, ПОДО-, ПРЕД- и другие) пи́шутся одина́ково незави́симо от произноше́ния. | Работа с учебником, отвечают на вопросы | Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника, делают выводы. Коммуникативные: отвечают на вопросы, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
VI. Включение в систему знаний и повторение | Учитель: Ребята, мы хорошо провели время в сказочном лесу. Пора нам отправиться домой. Но выйти из леса вы сможете, если выполните тест. Тема теста : «Правописание приставок». 1.Вставь в предложение слова предлог и приставка. Между ----- и словом можно вставить ещё какое – нибудь слово, а между ---- и словом нельзя (2балла). 2.Предлоги со словом пишутся ----, а приставки-----. (2 балла) 3.Подчеркни одной чертой приставки (2б. за правильный ответ , всего-6б.) - Мальчик сбился с дороги. - Наступила золотая осень. - Листья пожелтели на деревьях. Всего-10б. Учитель: заполняем оценочные листы (оценки выставляются на протяжении всего урока) | Ребята решают тест, выделяют главное, устанавливают причинно- следственные связи между языковыми явлениями. | Личностные :понимают, в чём значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать новые знания и умения в жизни. Регулятивные: ребята оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
VII. Рефлексия (Слайд 4) | - Что нового узнали на уроке? -Какие трудности у вас появились в процессе работы? - Как вы их преодолевали? -Понравилось ли вам на уроке? -Дайте оценку нашей работе. ( На столе лежать смайлики , показать с улыбающимся лицом или с грустным лицом). | Отвечают на вопросы учителя, определяют своё эмоциональное состояние на уроке, заполняют оценочные листы. | Регулятивные: ребята оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
VIII. Д/з. | Правила, слов. сл. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-»
Тема "Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-" достаточно сложная для шестиклассников. Затруднение вызывает определение значения ПРИ- и ПРЕ-, выделение нескольких групп, в которых:1) приставки П...
Открытый урок по русскому языку" Гласные и согласные звуки и буквы", 2 класс.
Открытый урок по русскому языку" Гласные и согласные звуки и буквы", 2 класс....
Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе в рамках формирования универсальных учебных действий на примере темы «Е-и в корнях с чередованием гласных»
Содержание методической разработки построено таким образом, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методичес...
Разработка урока по русскому языку в 5 классе.Чередование гласных е –и в корнях
Урок по русскомй языку в 5 классе "Чередование гласных е-и в корнях" разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО....
Разработка урока по русскому языку "Именительный и винительный падежи" 4 класс
Разработка урока, презентация к нему...
Конспект урока русского языка "Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок", 10 класс
Конспект урока русского языка "Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок", 10 класс...
РАЗРАБОТКА УРОКА по русскому языку «Этот удивительный мир фразеологизмов» (6 класс)
Открытый урок по русскому языку в 6 классе...