Открытый урок по теме: "Указательные местоимения"
материал по русскому языку (7 класс)
Открытый урок по теме: "Указательные местоимения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_7_klasse_ukazatelnye_mestoimeniya.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по русскому языку в 7 «А» классе
Учитель: Дмитриева Наталья Евгеньевна,учитель высшей квалификационной категории МОУ СОШ №14 Г.о Подольск Московской области
Тема. Указательные местоимения.
Тип урока: урок рефлексии
Цели урока:
содержательная:
научиться определять грамматические признаки указательных местоимений, употреблять указательные местоимения в речи;
повторить разряды изученных местоимений, изученные орфограммы;
деятельностная:
формировать умение объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования грамматических признаков указательных местоимений;
формировать способность к рефлексии коррекционно – контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений, контроль и проект выхода из затруднений);
формировать регулятивные УУД: целеполагание, планирование, само – и взаимоконтроль, оценка, коррекция, волевая регуляция в ситуации затруднения.
Виды работы на уроке: индивидуальная, работа в парах, само – и взаимопроверка, коллективная, групповая.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Материалы к уроку: презентация, сигнальные карточки, маршрутные листы.
1.Организационный момент. Мотивация.
Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Все знакомо вокруг, тем не менее,
На земле ещё много всего,
Что достойно, поверь, удивления,
И моего, и твоего.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Добрый день, уважаемые гости! Я рада видеть каждого из вас!
Я надеюсь, что мы с вами сегодня дружно поработаем и продолжим удивляться новым открытиям, которые приготовил для нас наш родной русский язык!
Желаю вам успехов и хороших оценок.
2. Целеполагание и актуализация знаний.
Цель:
1.Повторение изученного материала.
- Вчера на уроке мы говорили о самых невоспитанных местоимениях. Вспомните, что это за местоимения и почему мы их так назвали?
- Сегодня мы продолжим разговор об этих местоимениях. Значит тема нашего урока....
Перед вами на партах маршрутные листы. Просмотрите на учебные задачи, которые будут предложены вам в течение урока. Чему вы должны научиться, решая их?
(Через решение разных учебных задач мы научимся безошибочно находить местоимения этого разряда, а также определять их признаки и употреблять их в речи).
Запишите тему урока в маршрутных листах.
3. Решение учебных задач.
1 задача. «Узнай в лицо»
-Вот перед вами первая задача. Узнайте указательные местоимения в лицо. Выберите из предложенных местоимений только указательные. (работа с доской)
Местоимения на карточках: этот, наш, какой-то, таков, столько, кто, себе, те, никакой, о нас, такой.
-Дополните ряд указательных местоимений (сей. Чем оно интересно? (устаревшее, встречается только в устойчивых сочетаниях: до сей поры, до сих пор, на сей раз)
- Определите разряды остальных местоимений.
наш – прит., какой-то – неопр., кто – относ., себе – возвр, никакой – отриц., о нас – личное.
(Остальные работают в маршрутных листах – подчеркивают указательные, подписывают разряды остальных. Сверяют свою работу с работой у доски). Самооценка.
- Какие разряды местоимений вам не встретились? (вопр.)
Макс. – 5.
2 задача «Исследование»
- А теперь посмотрите на следующую россыпь слов. Я предлагаю вам выступить в роли исследователей. А исследования лучше проводить в группах. Объединитесь в группы. Подумайте, на сколько групп можно разделить данные здесь слова?
Этот, там, здесь, этого, таковы, тут, этому, таков, таково, теперь, с этим, об этом, такова.
- Если сложно, воспользуемся подсказкой!
- Сколько групп у вас получилось? Прочитайте слова 1 группы. Что они представляют собой? (формы слова этот) Как изменяется местоимение этот? (по падежам)
- Прочитайте слова 2 группы. Как изменяется местоимение таков? (по числам и родам)
- Прочитайте слова 3 группы. Что вы о них скажете? (это не местоимения). Почему? (отвечают на вопросы наречий)
- Что общего у местоимений 1 и 2 группы? (разряд) Чем они различаются? (некоторые изменяются по родам, числам, падежам, а некоторые по числам и родам)
- Составьте предложения и сделайте вывод о синтаксической роли данных местоимений. По вариантам. 1 вариант – с местоимением из 1 группы, 2 вариант – с местоимением из 2 группы.
(2 человека у доски_______________________________________________________)
Подсчитаем баллы, полученные за это задание. Если вы верно распределили слова на группы – 3 балла. Если вы составили предложение и верно определили синтаксическую роль местоимения – 2 балла. Запишите общее количество баллов.
Макс. – 5 баллов
4. Физкультминутка
Цель: Эмоциональная и физическая разгрузка.
5. Продолжение решения учебных задач.
3 задача. Творческая работа.
- Продолжим тренироваться находить указательные местоимения в тексте. Работаем с предложениями 3 задачи. Скажите, можно ли их назвать текстом. Чего не хватает. Запишите буквы, обозначающие предложения, в определенной последовательности, чтобы получить текст.
А) Прилетели в этот грай грачи к своим старым гнездам.
Б) Вот и наступила в северном крае весна.
В) В этих гнездах они выведут своё потомство.
Г) Нужно будет отремонтировать эти прошлогодние гнезда.
БАГВ - Самопроверка. 1 балл.
Подчеркните все местоимения, посчитайте их и запишите их общее количество. (6) – 1 балл. Запишите количество указательных местоимений – 3. – 1 балл
- Предложите свое задание, связанное с указательными местоимениями.
(разобрать по составу, определить морфологические признаки, определить синтаксическую роль)
- Выполните задание, которое вам показалось самым интересным.
Самопроверка по эталону:
выполнили свое задание без ошибок - 2 балла. Запишите общее количество баллов.
Макс. – 5 баллов
4 задача. Цифровой диктант.
- Если вы сегодня хорошо научились находить указательные местоимения, то последнее задание не составит большого труда.
Выпишите номера словосочетаний с указательными местоимениями:
1) помнить всегда 2) сколько времени 3) моего соседа 4) тогда цвела 5) кое-где виднеются 6) видно отсюда 7) обещать себе 8) за этим зданием 9) после стольких попыток 10) всюду раздаётся 11) приветствую тебя 12) возле той дачи
8,9,12.
Макс.- 2 балла.
6. Самооценка. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке:
18- 17 баллов – 5;
16-14 – 4
13-8 – 3
меньше 8 – 2.
- Встаньте те, кто поставил себе 4 и 5. Кто сегодня оценил себя на 2. Скажите, что вам надо повторить, чтобы исправиться.
Закончить предложение: На уроке я провёл время с пользой, потому что…
7. Домашнее задание (по усмотрению учителя)
Сдать маршрутные листы.
Маршрутный лист урока ученика 7 класса А _______________________________________________________
Двадцать пятое марта.
Классная работа.
Тема урока_____________________________________________________________________________
1 задача. «Узнай в лицо»
Выберите из предложенных местоимений только указательные, подчеркните их:
этот, наш, какой-то, таков, столько, кто, себе, те, никакой, о нас, такой.
Подпиши разряды остальных местоимений.
Взаимопроверка (сверь с доской): ______________ баллов. (Правильно- 1 балл, неправильно – 0 баллов)
Самопроверка (разряды со слайда)_________________________________________ (Макс. 5 баллов)
Всего за задание: _________________
2 задача «Исследование» (работа в группах)
Подумайте, на сколько групп можно разделить данные здесь слова?
Этот, там, здесь, этого, те, таковы, тут, этому, таков, таково, теперь, об этом, с этим, такова.
Составьте и запишите предложение со словами первой группы (1 вариант) и со словами 2 группы (2 вариант).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сделайте вывод о синтаксической роли данных слов.
В предложении слово_____________________ выполняет роль _________________________________________.
Самооценка.
1. Правильно распределили слова на группы – ________ б. (Макс.3б.)
2. Составили предложение и определили синтаксическую роль слова - __________б. (Макс.2б.)
Всего за задание __________ б.
3 задача. Творческая работа (работа в парах)
А) Прилетели в этот край грачи к своим старым гнёздам.
Б) Наступила в северном крае весна.
В) В этих гнёздах они выведут своё потомство.
Г) Нужно будет отремонтировать эти прошлогодние гнезда. ________________ - _______б.
Подчеркните все местоимения, посчитайте их и запишите их общее количество. ________. - ______б.
Запишите количество указательных местоимений – ______. - ________б.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверка по эталону: ________________( макс.2 б.)
Всего за задание: ________________________б.
4 задача. Цифровой диктант.
Выпишите номера словосочетаний с указательными местоимениями:
1) помнить всегда
2) сколько времени
3) моего соседа
4) тогда цвела
5) кое-где виднеются
6) видно отсюда
7) обещать себе
8) за этим зданием
9) после стольких попыток
10) всюду раздаётся
11)приветствую тебя
12) возле той дачи
_______________________________________________________________________________________________
Всего за задание: ____________б. (макс. 2б.)
Закончить предложение: На уроке я провёл время с пользой, потому что ________________________________________________________________________________________________
Оцените свою работу на уроке! Посчитайте баллы: ________________________________________________
18- 17 баллов – 5;
16-14 – 4
13-8 – 3
меньше 8 – 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме: "Отрицательные местоимения"
Цели урока реализовывались через игру, близкую по форме к компьютерной, Такой тип урока позволяет повысить познавательную активность учащихся, создать атмосферу непринужденности, развить творчес...
Методическая разработка урока по теме "Указательные местоимения"
Методическая разработка урока на основе системно-деятельностного подхода....
Урок по теме "Указательные местоимения"
Тема урока: «Указательные местоимения» (слайд №1) Тип урока: Комбинированный – изучение новой темы с использованием ИКТ.Цель урока: Обучающая: познакомить обучающихся с...
Технологическая карта урока по теме: "Указательные местоимения"
План урока представляет собой технологическую карту (согласно требованиям ФГОС). На данном уроке учащиеся поставлены в позицию «добытчиков» знаний, а учитель выполняет роль консультанта....
Урок на тему "Указательные местоимения"
Указательные местоимения.Цели:1) познакомить с указательными местоимениями, их значением, употреблением в речи;2) развивать навыки работы с текстом;3) воспитывать чувство любви к родине...
Методическая разработка урока по теме «Указательные местоимения»
Тема: «Указательные местоимения»Тип урока: урок сообщения новых знаний.Цель урока – создание условий для формирования целостного понятия об указательных местоимениях у учащихся, а та...
Открытый урок по теме "Личные местоимения". 3 этап урока
Представлен 3 этап урока, где ребята должны во время практической работы понять, почему в одном случае мы пишем Вы с большой буквы, в другом - с маленькой....