Открытый урок по теме: "Указательные местоимения"
материал по русскому языку (7 класс)

Н.Е. Дмитриева

Открытый урок по теме: "Указательные местоимения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_7_klasse_ukazatelnye_mestoimeniya.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока  по русскому языку в 7 «А» классе

Учитель: Дмитриева Наталья Евгеньевна,учитель высшей квалификационной категории МОУ СОШ №14 Г.о Подольск Московской области

Тема. Указательные местоимения.

Тип урока: урок рефлексии

Цели урока:

содержательная:

научиться определять грамматические признаки указательных местоимений, употреблять указательные местоимения в речи;

повторить разряды изученных местоимений, изученные орфограммы;        

деятельностная:

 формировать умение объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования грамматических признаков указательных местоимений;

формировать способность к рефлексии коррекционно – контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений, контроль и проект выхода из затруднений);

формировать регулятивные УУД: целеполагание, планирование, само – и взаимоконтроль, оценка, коррекция, волевая регуляция в ситуации затруднения.

Виды работы на уроке: индивидуальная, работа в парах, само – и взаимопроверка, коллективная, групповая.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Материалы к уроку: презентация, сигнальные карточки, маршрутные листы.

 

1.Организационный момент. Мотивация.

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Все знакомо вокруг, тем не менее,

На земле ещё много всего,

Что достойно, поверь, удивления,

И моего, и твоего.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Добрый день, уважаемые гости! Я рада видеть каждого из вас!

Я надеюсь, что мы с вами сегодня дружно поработаем и продолжим удивляться новым открытиям, которые приготовил для нас наш родной русский язык!

Желаю вам успехов и хороших оценок.

2. Целеполагание и актуализация знаний.

Цель:

1.Повторение изученного материала.

- Вчера на уроке мы говорили о самых невоспитанных местоимениях. Вспомните, что это за местоимения и почему мы их так назвали?

- Сегодня мы продолжим разговор об этих местоимениях. Значит тема нашего урока....

 

Перед вами на партах маршрутные листы. Просмотрите на учебные задачи, которые будут предложены вам в течение урока. Чему вы должны научиться, решая их?

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              (Через решение разных учебных задач мы научимся безошибочно находить местоимения этого разряда, а также определять их признаки и употреблять их в речи).

Запишите тему урока в маршрутных листах.

3. Решение учебных задач.

1 задача. «Узнай в лицо»

-Вот перед вами первая задача. Узнайте указательные местоимения в лицо. Выберите из предложенных местоимений только указательные. (работа с доской)

Местоимения на карточках: этот, наш, какой-то, таков, столько, кто, себе, те, никакой, о нас, такой.

-Дополните ряд указательных местоимений (сей. Чем оно интересно? (устаревшее, встречается только в устойчивых сочетаниях: до сей поры, до сих пор, на сей раз)

- Определите разряды остальных местоимений.

наш – прит., какой-то – неопр., кто – относ., себе – возвр, никакой – отриц., о нас – личное.

(Остальные работают в маршрутных листах – подчеркивают указательные, подписывают разряды остальных. Сверяют свою работу с работой у доски). Самооценка.

- Какие разряды местоимений вам не встретились? (вопр.)

Макс. – 5.

2 задача «Исследование»

- А теперь посмотрите на следующую россыпь слов. Я предлагаю вам выступить в роли исследователей. А исследования лучше проводить в группах. Объединитесь в группы. Подумайте, на сколько групп можно разделить данные здесь слова?

Этот, там, здесь, этого, таковы, тут, этому, таков, таково, теперь, с этим, об этом, такова.

 

- Если сложно, воспользуемся подсказкой!

- Сколько групп у вас получилось? Прочитайте слова 1 группы. Что они представляют собой? (формы слова этот) Как изменяется  местоимение этот? (по падежам)

- Прочитайте слова 2 группы. Как изменяется местоимение таков? (по числам и родам)

- Прочитайте слова 3 группы. Что вы о них скажете? (это не местоимения).  Почему? (отвечают на вопросы наречий)

- Что общего у местоимений 1 и 2 группы? (разряд) Чем они различаются? (некоторые изменяются по родам, числам, падежам, а некоторые по числам и родам)

- Составьте предложения и сделайте вывод о синтаксической роли данных местоимений. По вариантам. 1 вариант – с местоимением из 1 группы, 2 вариант – с местоимением из 2 группы.

(2 человека у доски_______________________________________________________)

Подсчитаем баллы, полученные за это задание. Если вы верно распределили слова на группы – 3 балла. Если вы составили предложение и верно определили синтаксическую роль местоимения – 2 балла. Запишите общее количество баллов.

 Макс. – 5 баллов

4. Физкультминутка

Цель: Эмоциональная и физическая разгрузка.

5. Продолжение решения учебных задач.

3 задача. Творческая работа. 

- Продолжим тренироваться находить указательные местоимения в тексте. Работаем с предложениями 3 задачи. Скажите, можно ли их назвать текстом. Чего не хватает. Запишите буквы, обозначающие предложения,  в определенной последовательности, чтобы получить текст.

А) Прилетели в этот грай грачи к своим старым гнездам.

Б) Вот и наступила в северном крае весна.

В) В этих гнездах они выведут своё потомство.

Г) Нужно будет отремонтировать эти прошлогодние гнезда.

БАГВ  -  Самопроверка. 1 балл.

Подчеркните все местоимения, посчитайте их и запишите их общее количество. (6) – 1 балл. Запишите количество указательных местоимений – 3.  – 1 балл

- Предложите свое задание, связанное с указательными местоимениями.

(разобрать по составу, определить морфологические признаки, определить синтаксическую роль)

- Выполните задание, которое вам показалось самым интересным.

  Самопроверка по эталону:

выполнили свое задание без ошибок - 2 балла. Запишите общее количество баллов.

Макс. – 5 баллов

4 задача. Цифровой диктант.

- Если вы сегодня хорошо научились находить указательные местоимения, то последнее задание не составит большого труда.

Выпишите номера словосочетаний с указательными местоимениями:

1) помнить всегда 2) сколько времени 3) моего соседа 4) тогда цвела 5) кое-где виднеются 6) видно отсюда 7) обещать себе 8) за этим зданием 9) после стольких попыток 10) всюду раздаётся 11) приветствую тебя 12) возле той дачи

8,9,12.

Макс.- 2 балла.

6. Самооценка. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке:

18- 17 баллов – 5;

16-14 – 4

13-8 – 3

меньше 8 – 2.

- Встаньте те, кто поставил себе 4 и 5.  Кто сегодня оценил себя на 2. Скажите, что вам надо повторить, чтобы исправиться.

Закончить предложение: На уроке я провёл время с пользой, потому что…

7. Домашнее задание (по усмотрению учителя)

Сдать маршрутные листы.

Маршрутный лист урока ученика 7 класса А _______________________________________________________

Двадцать пятое марта.

Классная работа.

Тема урока_____________________________________________________________________________

1 задача. «Узнай в лицо»

Выберите из предложенных местоимений только указательные, подчеркните их:

этот, наш, какой-то, таков, столько, кто, себе, те, никакой, о нас, такой.

Подпиши разряды остальных местоимений.

Взаимопроверка (сверь с доской): ______________ баллов. (Правильно- 1 балл, неправильно – 0 баллов)

Самопроверка (разряды со слайда)_________________________________________ (Макс. 5 баллов)

Всего за задание: _________________

2 задача «Исследование»   (работа в группах)

Подумайте, на сколько групп можно разделить данные здесь слова?

Этот, там, здесь, этого, те, таковы, тут, этому, таков, таково, теперь, об этом, с этим, такова.

Составьте и запишите предложение со словами первой группы (1 вариант) и со словами 2 группы (2 вариант).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сделайте вывод о синтаксической роли данных слов.

В предложении слово_____________________ выполняет роль _________________________________________.  

Самооценка.

1. Правильно распределили слова на группы – ________ б. (Макс.3б.)

2. Составили предложение и определили синтаксическую роль слова - __________б. (Макс.2б.)      

Всего за задание __________ б.      

  3 задача. Творческая работа    (работа в парах)

 А) Прилетели в этот край грачи к своим старым гнёздам.

 Б) Наступила в северном крае весна.

 В) В этих гнёздах они выведут своё потомство.

 Г) Нужно будет отремонтировать эти прошлогодние гнезда. ________________ - _______б.

  Подчеркните все местоимения, посчитайте их и запишите их общее количество. ________. - ______б.

  Запишите количество указательных местоимений – ______.  - ________б.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверка по эталону: ________________( макс.2 б.)

Всего за задание: ________________________б.

4 задача. Цифровой диктант.

Выпишите номера словосочетаний с указательными местоимениями:

1) помнить всегда

2) сколько времени

3) моего соседа

4) тогда цвела

5) кое-где виднеются

6) видно отсюда

7) обещать себе

8) за этим зданием

9) после стольких попыток

10) всюду раздаётся  

11)приветствую тебя

12) возле той дачи

_______________________________________________________________________________________________

Всего за задание: ____________б. (макс. 2б.)

Закончить предложение: На уроке я провёл время с пользой, потому что ________________________________________________________________________________________________

Оцените свою работу на уроке! Посчитайте баллы: ________________________________________________

18- 17 баллов – 5;

16-14 – 4

13-8 – 3

меньше 8 – 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: "Отрицательные местоимения"

Цели урока реализовывались через игру, близкую по форме к  компьютерной, Такой тип урока позволяет повысить познавательную активность учащихся, создать атмосферу непринужденности, развить творчес...

Методическая разработка урока по теме "Указательные местоимения"

Методическая разработка урока на основе системно-деятельностного подхода....

Урок по теме "Указательные местоимения"

Тема урока: «Указательные местоимения» (слайд №1) Тип урока: Комбинированный – изучение новой темы с использованием  ИКТ.Цель урока:  Обучающая: познакомить обучающихся с...

Технологическая карта урока по теме: "Указательные местоимения"

План урока представляет собой технологическую карту (согласно требованиям ФГОС). На данном уроке учащиеся поставлены в позицию «добытчиков» знаний, а учитель выполняет роль консультанта....

Урок на тему "Указательные местоимения"

Указательные местоимения.Цели:1) познакомить с указательными местоимениями, их значением, употреблением в речи;2) развивать навыки работы с текстом;3) воспитывать чувство любви к родине...

Методическая разработка урока по теме «Указательные местоимения»

Тема: «Указательные местоимения»Тип урока: урок сообщения новых знаний.Цель урока – создание условий для формирования целостного понятия об указательных местоимениях у учащихся, а та...

Открытый урок по теме "Личные местоимения". 3 этап урока

Представлен 3 этап урока, где ребята должны во время практической работы понять, почему в одном случае мы пишем Вы с большой буквы, в другом - с маленькой....