Открытый урок по теме: "Отрицательные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Цели урока реализовывались через игру, близкую по форме к компьютерной, Такой тип урока позволяет повысить познавательную активность учащихся, создать атмосферу непринужденности, развить творческое воображение, сформировать коммуникативные навыки, а также внести оживление в рутинную работу, связанную с отработкой материала. В игре создается мотивация к учению, развивается умение творчески применять знания в нестандартных ситуациях.
Особое внимание было акцентировано на работу по способам образования отрицательных местоимений, по правилам правописания приставок не- и ни-, слитного и раздельного правописания отрицательных местоимений.
Формировалось умение находить отрицательные местоимения в тексте, анализировать, распределять по группам (раздельное и слитное написание).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka.docx | 93.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку. 6 класс.
Тема: Отрицательные местоимения.
Цели урока:
Познавательная: ознакомление с отрицательными местоимениями и их правописанием.
Развивающая: расширение активного запаса слов учащихся, развитие умения анализировать, сопоставлять.
Воспитательная: воспитывать любовь и интерес к родному языку.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: компьютерная игра.
Оборудование: презентация, сигнальные карточки (компьютерная мышь), раздаточный материал, оценочный лист.
Ход урока.
I Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Викторовна, но а с вами мы познакомимся в течение урока.
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть февраль прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно,
Ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит!
Сегодня у нас необычный урок. У нас в гостях Инфознайка, который предлагает нам поиграть в игру, но необычную, а компьютерную «Отрицательные местоимения». У вас на партах лежат компьютерные мыши, они двух цветов ( красного и зеленого) в течение урока они нам пригодятся. Также лежат оценочные листы, подпишите их. Там вы видите пять уровней, в которых вы будите сами подсчитывать баллы и сами себя оценивать. В конце урока вы подсчитаете свой общий балл. И у каждого есть раздаточный материал.
Итак, начинаем с самого простого!
II Повторение. Уровень «Блиц-опрос» (2 СЛАЙД) в котором мы с вами повторим пройденный материал.
Я буду предлагать вам утверждение, а вы должны ответить да, если оно верно, нет-неверно.
- В неопределенных местоимениях некто, нечто, некоторый, несколько приставка –не всегда под ударением (ДА)
- Неопределенные местоимения указывают на предмет, признак, количество.(ДА)
- Неопределенные местоимения с приставкой кое-, суффиксами то-, либо-, нибудь- пишутся слитно (НЕТ)
- Вы правы, я допустила ошибку, а как тогда нужно писать?
Молодцы! Оцените себя на первом уровне. Теперь в оценочном листе напротив первого уровня подведите в кружок тот балл, который заработали,
III Знакомство с новым материалом.
Кликнем кнопкой мыши и мы на 2 «Умные спорщики» (3 СЛАЙД).
Послушайте внимательно сказку.
Первый спорщик говорит: « Вот я расскажу, так расскажу! В каком-то царстве, в каком-то государстве, жил кто-то. Пошел он по какой-то дороге, нашел что-то. Встретил кого-то. Пошел он по какой-то дороге, нашел что-то. Встретил кого-то и отдал часть. А у него что осталось?»
Второй посмеялся и говорит: « Ни в каком царстве, ни в каком государстве, никто не жил, никто не шел, никого не встречал, никому ничего не давал.
Нечего и спрашивать, сколько у него осталась». «Эх вы, Глупые спорщики, - сказал четвертый. – Что вы спорите? Ведь не о чем спорить –то. Да и не о ком. Значит, и говорить-то нечего».
Учитель. Ребята, какие уже знакомые вам местоимения здесь встретились - неопределённые. (кто-то, что-то, кого-то)
Правильно
Учитель. Мы можем определить о чем идет речь?
- нет, посмотрите изображена шляпа, мы можем понять, кто под ней? На это может указать Местоимение НЕКТО.
Учитель. А есть разряды местоимений, которые все отрицают. Они называются отрицательными. В сказке они вам встретились.
Запишем тему урока в тетрадь. «Отрицательные местоимения»
Давайте найдем их в тексте, назовите их. Верно, запишите в тетрадь. Посмотрите на экран, итак, отрицательные местоимения выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества.
Вот эти местоимения (СЛАЙД 4)
Подсчитайте какое количество местоимений у вас получилось и оцените себя на 2 уровне.
Переходим на следующий уровень Способы образования. (5 СЛАЙД)
Обратите внимание на экран. Отрицательное местоимение ничей образовалось от местоимения вопросительного, чей при помощи приставки ни-, отрицательное м местоимение некого - от вопросительного кого при помощи приставки не-. Таким образом, отрицательные местоимения образуются от вопросительных при помощи приставок не- и ни-.
Давайте закрепим наши знания и поработаем с учебником. Упр. 419
Закройте пальчиком приставки не и ни и посмотрите, от чего образованы данные местоимения.
- от вопросительных местоимений: кого, какой, кто, чего, что, чей.
Сделайте по образцу образование данных местоимений.
Самопроверка по слайду 5.
Подсчитайте баллы, оцените себя на этом уровне.
.
Физкультминутка.
А сейчас ребята, мы немного отдохнем, а заодно ещё раз закрепим способы образования отрицательных местоимений. Встаньте возле своих парт.
Я читаю пословицу, если вы слышите, что местоимение образовано от приставки не – хлопаем в ладоши, если от ни- топаем ногой.
Пустые речи и слушать нечего.
Худо тому, кто не делает доброго никому.
Говорит день до вечера, а слушать нечего.
Упрямого ничем не убедишь.
Не презирай совета ничьего, а прежде выслушай его.
Ничего, никому, никто ничто
Нечему, некому.
Правописание.
Молодцы, ребята! Думаю, Инфознайке с вами очень интересно играть.
Кликаем мышью и переходим к еще более сложному уровню «Правописание».
Учитель: Помогут нам разобраться с правописанием отрицательных местоимений эти гномы. Почему у одного гнома не у кого раздельно, а у другого ничем, нечем – раздельно?
(СЛАЙД 6)
Ребята, если не и ни отделяются от местоимения предлогом, то они в отрицательных местоимениях пишутся раздельно
Приставка не всегда ударная, приставка ни – безударная.
Инфознайка предлагает нам поиграть в «диктант-молчанку». Я показываю местоимение, вам их нужно молча распределить на 2 столбика
Никто, ни в каком, никого, никому, не о чем, ничего, не о ком, нечего.
Проверим себя (СЛАЙД 7)
Подведем итоги. Итак, я говорю правило, а вы, если я говорю верно показываете зеленый цвет мыши, если неверно – красный.
Отрицательные местоимения образованы от вопросительных с помощью приставок не-, ни-. Они выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества. (Зеленый)
Приставка не- всегда ударная, приставка ни- безударная.(Зеленый)
В отрицательных местоимениях приставка ни- под ударением. (Красный)
Молодцы! Оцените себя на этом уровне.
IV. Подведение итогов.
Итак, ребята, наша игра подходит к концу и мы оказались вместе с Инфознайкой на самом сложном уровне – «ТЕСТ» (7 СЛАЙД)
Посмотрите на экран и у вас на партах он тоже есть, пред вами 10 вопросов, 1 вариант запишет в тетрадь номера словосочетаний с Ни, 2 – словосочетания с НЕ
- Н…чего не получалось,
- Н…чего терять
- Н…какие варианты не подходили
- Н…что не помогало,
- Н…кому было помочь,
- Н…кому не удалось решить
- Н…кого винить
- Н…чему поучиться
- Н…чьих советов не слушали
- Н…кем восхищаться
Самопроверка
1 вариант: 1,3,4,6,9
2 вариант: 2,5,7,8,10
У доски вышли и записали.
Подведем итог:
Пришло время подсчитать общее количество баллов
23-22 – оценка 5
21-20-оценка 4
Менее 19 б.- оценка 3.
Рефлексия.
Ребята, игра подошла к концу, произошла полная загрузка. Я хочу узнать, какое настроение у вас осталось после нашего урока, прикрепите своих мышек к доске, если у вас хорошее настроение, я увижу мышек зеленого цвета, если вам было нелегко и настроение не совсем хорошее – то красных мышек.
Оценочный лист
Фамилия Имя_____________________
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
№ уровня | Название уровня | Критерии оценивания | Количество баллов |
I | Блиц-опрос | За каждый правильный ответ – 1 балл | 1 2 3 |
II | «Умные спорщики» | 8мест. – 5 б. 6 мест. – 4 б. Менее 4 – 3б. | 5 4 3 |
III | Способы образования | 0 ош.- 5б. 1-2 ош. – 4 б. Более 3 – 3 б. | 5 4 3 |
IV | Правописание | 0 ош.-5 б. 1 ош.-4б. 2 ош.- 3 б. | 5 4 3 |
V | Тест | 0 ош.-5 б. 1 ош.-4б. 2 ош.- 3 б. | 5 4 3 |
Итог: | 23-22 балла-«5» 21-20баллов-«4» Менее 19 баллов-«3» |
Молодцы!
Сказка
Первый спорщик говорит: « Вот я расскажу, так расскажу! В каком-то царстве, в каком-то государстве, жил кто-то. Пошел он по какой-то дороге, нашел что-то. Встретил кого-то и отдал часть. А у него что осталось?»
Второй посмеялся и говорит: « Ни в каком царстве, ни в каком государстве, никто не жил, никто не шел, никого не встречал, никому ничего не давал.
Нечего и спрашивать, сколько у него осталась». «Эх вы, Глупые спорщики, - сказал четвертый. – Что вы спорите? Ведь не о чем спорить –то. Да и не о ком. Значит, и говорить-то нечего».
Сказка
Первый спорщик говорит: « Вот я расскажу, так расскажу! В каком-то царстве, в каком-то государстве, жил кто-то. Пошел он по какой-то дороге, нашел что-то. Встретил кого-то и отдал часть. А у него что осталось?»
Второй посмеялся и говорит: « Ни в каком царстве, ни в каком государстве, никто не жил, никто не шел, никого не встречал, никому ничего не давал.
Нечего и спрашивать, сколько у него осталась». «Эх вы, Глупые спорщики, - сказал четвертый. – Что вы спорите? Ведь не о чем спорить –то. Да и не о ком. Значит, и говорить-то нечего».
Сказка
Первый спорщик говорит: « Вот я расскажу, так расскажу! В каком-то царстве, в каком-то государстве, жил кто-то. Пошел он по какой-то дороге, нашел что-то. Встретил кого-то и отдал часть. А у него что осталось?»
Второй посмеялся и говорит: « Ни в каком царстве, ни в каком государстве, никто не жил, никто не шел, никого не встречал, никому ничего не давал.
Нечего и спрашивать, сколько у него осталась». «Эх вы, Глупые спорщики, - сказал четвертый. – Что вы спорите? Ведь не о чем спорить –то. Да и не о ком. Значит, и говорить-то нечего».
ТЕСТ
I вариант - записать номера словосочетаний с НИ,
II вариант – записать номера словосочетаний с НЕ
- Н…чего не получалось;
- Н…чего терять;
- Н…какие варианты не подходили;
- Н…что не помогало;
- Н…кому было помочь;
- Н…кому не удалось решить;
- Н…кого винить;
- Н…чему поучиться;
- Н…чьих советов не слушали;
10) Н…кем восхищаться.
ТЕСТ
I вариант - записать номера словосочетаний с НИ,
II вариант – записать номера словосочетаний с НЕ
- Н…чего не получалось;
- Н…чего терять;
- Н…какие варианты не подходили;
- Н…что не помогало;
- Н…кому было помочь;
- Н…кому не удалось решить;
- Н…кого винить;
- Н…чему поучиться;
- Н…чьих советов не слушали;
10) Н…кем восхищаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по русскому языку к уроку по теме "Отрицательные местоимения"
Презентация помогает учащимся лучше усвоить материал по теме "Отрицательные местоимения"...
Открытый урок по теме "Притяжательные местоимения" для детей коррекционной школы 5 вида
Цели урока:1) Систематизировать знания, умения и навыки по изучаемой теме «Местоимение»: вспомнить особенности лексико-грамматических разрядов местоимений,2) ...
МОДУЛЬНЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ "ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ И НЕОПРЕДЕЛЁННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ"
УРОК ПРОВОДИТСЯ В 6 КЛАССЕ. УРОК АКТУАЛЬНЫЙ, ТАК КАК КАЖДОЕ ЗАДАНИЕ ТРЕБУЕТ ОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ АКТИВНОЙ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАССУЖДЕНИЙ, ОБЪЯСНЕНИЙ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ....
Урок по теме "Отрицательные местоимения"
Презентацию можно использовать при проведении урока в 6 классе по теме "Отрицательные местоимения". Авторы программы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаб...
Конспект урока по теме "Отрицательные местоимения".
Урок русского языка в 7 классе с обучающимися с ОВЗ (6 класс общеобразовательной школы)...
Технологическая карта урока по теме "Отрицательные местоимения", 7 класс
Технологическая карта урока по теме "Отрицательные местоимения", 7 класс...
Открытый урок по теме "Личные местоимения". 3 этап урока
Представлен 3 этап урока, где ребята должны во время практической работы понять, почему в одном случае мы пишем Вы с большой буквы, в другом - с маленькой....