Открытый урок по теме "Личные местоимения". 3 этап урока
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Представлен 3 этап урока, где ребята должны во время практической работы понять, почему в одном случае мы пишем Вы с большой буквы, в другом - с маленькой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_20.03.2023._3_etap.docx | 20.03 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Учитель читает стих-е. Какое личное местоимение здесь склоняется?
Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так.
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя
Что, конечно, именительный-
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж родительный
Для кого? А для меня;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки.
Дательный-это значит -только мне!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня-броня!
И запомните: Винительный не касается меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной!.
Нет, друзья, падеж Творительный
Сотворён совсем не мной!
Ждёте, видимо, Предложного?
Новых данных обо мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.
Учитель читает еще раз стих-е, ученики записывают изменение местоимения по падежам:
И.п. я
Р.п. меня
Д.п. мне
В.п. меня
Т.п. мной
П.п. обо мне
Сделайте вывод: как меняется личное местоимение Я по падежам, что с ним происходит? (Появляется буква М, т.е. изменяется форма слова).
2.Понаблюдаем над изменениями личных местоимений по таблице, данной в учебнике на стр. 7 (Ученик читает теорию).
Итак, обобщим все сказанное.
Какие местоимения относятся к разряду личных?
(Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)
Что происходит с целым словом и корнем некоторых местоимений при их склонении?
(Слово иногда меняется целиком (я, меня), а иногда происходит чередование (тебя, тобой).)
Что появляется у местоимений 3-его лица после предлогов?
(Появляется буква «н» после предлогов у местоимений 3-его лица.)
3. Проблемный вопрос:
Ребята, вы и уже несколько лет изучаете английский язык, переведите на русский следующие фразы:
I live in Moscow. – Я родилась в Москве
You are a good person. – Ты хороший человек
Don’t touch it! – Не трогай это!
She has three kids. – У нее трое детей (досл. «Она имеет троих детей»)
He studies biology and math. – Он изучает биологию и математику
We are the champions, my friends. – Мы — чемпионы, друзья мои
They are waiting for you in the classroom. – Они ждут тебя в кабинете
Какую роль играют местоимения, если они есть в разных языках? (Они помогают понять о ком или о чем идет речь в предложении).
4.Итак, без местоимений нам не обойтись, но, употребляя их, надо быть осторожными.
Обращаемся к отрывку из книги «Говорите правильно» Е. Язовицкого. Определите, почему произошли ошибки
1) «Возвратившись из экспедиции, капитан привёз с собою медведя. Он рассказал нам много интересного о своих приключениях» (капитан или медведь!).
2) Волны яростно ударяли о прибрежные скалы. С каждым часом они становились всё выше и выше» (волны или скалы!)
Сформулируйте правило употребления личных местоимений в речи.
....Личные местоимения при неправильном обращении с ними оказываются настолько «коварными», что говорящий или пишущий (когда ему разъясняют ошибку) готов буквально сквозь землю провалиться.
Стилистическая небрежность и двусмысленность в этих предложениях есть результат забвения известного правила о том, что личное местоимение 3-го лица заменяет ближайшее к нему местоимение.
Задания по группам:
Представьте, что вы работаете редактором в известной газете, вам принесли тексты, но в них допущены ошибки, исправьте их (раздаются по группам листочки с заданиями):
1) Капитан рассказал нам много интересного о своих приключениях, также мы узнали, что он привез с собой из экспедиции медведя.
2) С каждым часом волны становились всё выше и выше и яростно ударялись о прибрежные скалы.
3) В комнате, возле печки, стояла девушка. Она была жарко натоплена.
4) Вчера перед школьниками гостеприимно раскрылись двери школы. Окрепшие за лето, они с новыми силами взялись за учёбу.
5) Боясь грозы, старушка спрятала голову под подушку и держала ее там до тех пор, пока она не кончилась.
6) У кролика длинные уши и короткий хвост, он прыгает.
7) Если мне кто-нибудь скажет что-то плохое о Викторе, я дам ему по физиономии.
-Что случается при нарушении правила? Проверим, что у вас получилось
Развитие речи. Анализ текста
Любишь ли ты бродить по осеннему лесу? Представь себе, что ты входишь в тихий осенний лес, под ногами шуршит ковёр из разноцветных листьев. Такая тишина, что слышно, как стучит сердце. Ты идёшь не спеша, любуешься ярким пейзажем. Твоя душа поёт, и кажется, что у тебя выросли крылья за спиной, ты разгоняешься и взлетаешь...
Найдите местоимения, подчеркните их, определите их разряды.
(Развитие речи. творческое задание). Учащиеся получают задание написать сочинение-миниатюру по данному началу; подчеркнуть местоимения, которые обозначают не конкретное лицо, а вообще любого человека:
Хорошо в весеннем лесу! Уже пригревает солнышко, поют птицы. Ты идёшь и …
Придумайте текст по данному началу, должно быть не менее 6-9 ваших предложений. Необходимо включить как можно больше местоимений.
!!! Но прежде, чем мы перейдем к следующему этапу урока, давайте немного отдохнем и сделаем физкультминутку:
Учитель зачитывает стихотворения. Дети должны услышать местоимения. Если это местоимение 1-го лица - хлопок над головой, 2-го лица - подпрыгнуть, 3-го лица - присесть.
1) Ты не бойся - это гусь,
Я сама его боюсь.
2) Ты не прячься, гриб, в траву.
Всё равно тебя сорву!
3) После утренней зарядки
Мы работали на грядке –
И посадки все в порядке,
Их теперь полить пора.
4 ) Галка села на забор,
Грач завёл с ней разговор. (Б. Тимофеев)
5) Вниз головой гимнаст летит,
Гимнастка на него глядит, (В. Берестов)
6) Доктор, доктор,
Как нам быть:
Уши мыть или не мыть? (Э. Мошковская)
7) Петя драться любит очень,
С ним играть никто не хочет.
На друзей не дуйся, брат,-
Сам ты в этом виноват
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок открытия нового знания и 2 этапа урока рефлексии "Past Progressive", 6 класс
Данный урок по теме Past Progressive (прошедшее продолженное время) разработан для 6 класса школ с углубленным изучением английского языка....
Открытый урок по теме "Местоимение"
Открытый урок...
Открытый урок на тему "Местоимение"
Первый урок по теме "Местоимение" в 6 классе....
Открытый урок "Грамматические особенности местоимений разных разрядов"
Открытый урок для учащихся 6 классов по русскому языку. На уроке отрабатываются умения правильно определять морфологические признаки местоимений, выполнять морфологический разбор,систематизировать зна...
Учебно - методический материал: Структура урока и использование различных приемов на этапах урока открытия нового знания.
Структура урока и использование различных приемов на этапах урока открытия нового знания...
Открытый урок по теме Местоимение 6 класс
Открытый урок-обощение по теме "Местоимение" 6 класс...
Речевая зарядка на уроках английского языка, как этап урока и эффективный способ подготовки к спонтанной речи обучающихся Значение речевой зарядки и ее место в уроке
Любое действие начинается со своеобразной подготовки – «разогрева», который дает старт дальнейшей деятельности. Это касается занятий спортом, где есть разминка, это же происходит на ...