Открытый урок по теме "Личные местоимения". 3 этап урока
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Шуина Елена Олеговна

Представлен 3 этап урока, где ребята должны во время практической работы понять, почему в одном случае мы пишем Вы с большой буквы, в другом - с маленькой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_20.03.2023._3_etap.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

1. Учитель читает стих-е. Какое личное местоимение здесь склоняется?

Я талантлив от рождения!

Не дурак и не простак!

И мое местоимение

Все вокруг склоняют так.

Перво-наперво решительно

Скажет вам семья моя

Что, конечно, именительный-

Это Я и только Я!

Мать склонилась умилительно,

А за ней и вся родня.

И не зря. Падеж родительный

Для кого? А для меня;

Все заботятся старательно

И заслуженно вполне

И дают подарки.

Дательный-это значит -только мне!

Не смотрите подозрительно,

У меня родня-броня!

И запомните: Винительный не касается меня!

Жизнь легка и упоительна

За родительской спиной!.

Нет, друзья, падеж Творительный

Сотворён совсем не мной!

Ждёте, видимо, Предложного?

Новых данных обо мне?

Не просите невозможного,

Хватит с вас и так вполне.

Учитель читает еще раз стих-е, ученики записывают изменение местоимения по падежам:

И.п. я

Р.п. меня

Д.п. мне

В.п. меня

Т.п. мной

П.п. обо мне

Сделайте вывод: как меняется личное местоимение Я по падежам, что с ним происходит? (Появляется буква М, т.е. изменяется форма слова).

2.Понаблюдаем над изменениями личных местоимений по таблице, данной в учебнике на стр. 7 (Ученик читает теорию).

Итак, обобщим все сказанное.

Какие местоимения относятся к разряду личных?

(Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)

Что происходит с целым словом и корнем некоторых местоимений при их склонении?

(Слово иногда меняется целиком (я, меня), а иногда происходит чередование (тебя, тобой).)

Что появляется у местоимений 3-его лица после предлогов?

(Появляется буква «н» после предлогов у местоимений 3-его лица.)

3. Проблемный вопрос:

Ребята, вы и уже несколько лет изучаете английский язык, переведите на русский следующие фразы:

I live in Moscow. – Я родилась в Москве

You are a good person. – Ты хороший человек

Don’t touch it! – Не трогай это!

She has three kids. – У нее трое детей (досл. «Она имеет троих детей»)

He studies biology and math. – Он изучает биологию и математику

We are the champions, my friends. – Мы — чемпионы, друзья мои

They are waiting for you in the classroom. – Они ждут тебя в кабинете

Какую роль играют местоимения, если они есть в разных языках? (Они помогают понять о ком или о чем идет речь в предложении).

 

4.Итак, без местоимений нам не обойтись, но, употребляя их, надо быть осторожными.

Обращаемся к отрывку из книги «Говорите правильно» Е. Язовицкого. Определите, почему произошли ошибки

1) «Возвратившись из экспедиции, капитан привёз с собою медведя. Он рассказал нам много интересного о своих приключениях» (капитан или медведь!). 

2) Волны яростно ударяли о прибрежные скалы. С каждым часом они становились всё выше и выше» (волны или скалы!)

Сформулируйте правило употребления личных местоимений в речи.

....Личные местоимения при неправильном обращении с ними оказываются настолько «коварными», что говорящий или пишущий (когда ему разъясняют ошибку) готов буквально сквозь землю провалиться.

Стилистическая небрежность и двусмысленность в этих предложениях есть результат забвения известного правила о том, что личное местоимение 3-го лица заменяет ближайшее к нему местоимение.

Задания по группам:

Представьте, что вы работаете редактором в известной газете, вам принесли тексты, но в них допущены ошибки, исправьте их (раздаются по группам листочки с заданиями):

1) Капитан рассказал нам много интересного о своих приключениях, также мы узнали, что он привез с собой из экспедиции медведя.

2) С каждым часом волны становились всё выше и выше и яростно ударялись о прибрежные скалы.

3) В комнате, возле печки, стояла девушка. Она была жарко натоплена.

4) Вчера перед школьниками гостеприимно раскрылись двери школы. Окрепшие за лето, они с новыми силами взялись за учёбу.

5) Боясь грозы, старушка спрятала голову под подушку и держала ее там до тех пор, пока она не кончилась.

6) У кролика длинные уши и короткий хвост, он прыгает.

7) Если мне кто-нибудь скажет что-то плохое о Викторе, я дам ему по физиономии.

-Что случается при нарушении правила? Проверим, что у вас получилось

Развитие речи. Анализ текста

Любишь ли ты бродить по осеннему лесу? Представь себе, что ты входишь в тихий осенний лес, под ногами шуршит ковёр из разноцветных листьев. Такая тишина, что слышно, как стучит сердце. Ты идёшь не спеша, любуешься ярким пейзажем. Твоя душа поёт, и кажется, что у тебя выросли крылья за спиной, ты разгоняешься и взлетаешь...

Найдите местоимения, подчеркните их, определите их разряды.

(Развитие речи. творческое задание). Учащиеся получают задание написать сочинение-миниатюру по данному началу; подчеркнуть местоимения, которые обозначают не конкретное лицо, а вообще любого человека:

Хорошо в весеннем лесу! Уже пригревает солнышко, поют птицы. Ты идёшь и …

Придумайте текст по данному началу, должно быть не менее 6-9 ваших предложений. Необходимо включить как можно больше местоимений.

!!! Но прежде, чем мы перейдем к следующему этапу урока, давайте немного отдохнем и сделаем физкультминутку:

Учитель зачитывает стихотворения. Дети должны услышать местоимения. Если это местоимение 1-го лица - хлопок над головой, 2-го лица - подпрыгнуть, 3-го лица - присесть.

1) Ты не бойся - это гусь,

Я сама его боюсь.

2) Ты не прячься, гриб, в траву.

Всё равно тебя сорву!

3) После утренней зарядки

Мы работали на грядке –

И посадки все в порядке,

Их теперь полить пора.

4 ) Галка села на забор,

Грач завёл с ней разговор. (Б. Тимофеев)

5) Вниз головой гимнаст летит,

Гимнастка на него глядит, (В. Берестов)

6) Доктор, доктор,

Как нам быть:

Уши мыть или не мыть? (Э. Мошковская)

7) Петя драться любит очень,

С ним играть никто не хочет.

На друзей не дуйся, брат,-

Сам ты в этом виноват


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок открытия нового знания и 2 этапа урока рефлексии "Past Progressive", 6 класс

Данный урок по теме Past Progressive (прошедшее продолженное время) разработан для 6 класса школ с углубленным изучением английского языка....

Открытый урок на тему "Местоимение"

Первый урок по теме "Местоимение" в 6 классе....

Открытый урок "Грамматические особенности местоимений разных разрядов"

Открытый урок для учащихся 6 классов по русскому языку. На уроке отрабатываются умения правильно определять морфологические признаки местоимений, выполнять морфологический разбор,систематизировать зна...

Учебно - методический материал: Структура урока и использование различных приемов на этапах урока открытия нового знания.

Структура урока и использование различных приемов на этапах урока открытия нового знания...

Открытый урок по теме Местоимение 6 класс

Открытый урок-обощение по теме "Местоимение" 6 класс...

Речевая зарядка на уроках английского языка, как этап урока и эффективный способ подготовки к спонтанной речи обучающихся Значение речевой зарядки и ее место в уроке

Любое действие начинается со своеобразной подготовки – «разогрева», который дает старт дальнейшей деятельности. Это касается занятий спортом, где есть разминка, это же происходит на ...