Урок на тему "Указательные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Галиева Эльза Ришатовна

Указательные местоимения.

Цели:

1) познакомить с указательными местоимениями, их значением, употреблением в речи;

2) развивать навыки работы с текстом;

3) воспитывать чувство любви к родине

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ukazatelnye_mestoimeniya.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

Указательные местоимения.

Класс: 6

Цели:

1) познакомить с указательными местоимениями, их значением, употреблением в речи;

2) развивать навыки работы с текстом;

3) воспитывать чувство любви к родине.

Ход урока.

I Орг. момент.

-Ребята, послушайте небольшую притчу. Однажды учитель принёс сундук и сказал ученикам:

— Прежде чем учиться, вы должны открыть этот сундук любым способом. Ученики столпились вокруг сундука. Один попробовал открыть его с помощью инструментов, но замок оказался слишком сложным. Другой принёс из дома разные ключи, но ни один из них не подошёл. Третий попытался разбить сундук топором, но безуспешно.

— Учитель, может, начнём учиться? — робко спросил один ученик. — Я изучу разные замки и когда-нибудь открою этот сундук. Но для этого мне нужны знания и время.

Учитель обнял ученика и объявил: — Ты прав. Образование — клад, а труд — ключ к нему. Только получив знания, вы сможете открыть этот клад." 

И я надеюсь, что сегодня на уроке Вы хорошо поработаете, чтобы получить свой ключ от клада.

Начнем работу с опроса. Ваша задача: систематизировать свои знания, внимательно слушать и слышать

II Фронтальный опрос.

- Какую часть речи мы изучаем?

- Что такое местоимение?

- Какие разряды местоимений вы знаете? Приведите примеры.

III Проверка домашнего задания.

А теперь проверим, научились ли вы правильно писать местоимения?

Кто-то, кое-кого, некоторый, никто, ничей, кое-что, какой-нибудь, не у кого.

- Какие здесь встретились разряды местоимений?

IV. Актуализация знаний.

-Но мы знаем, что остались неизученные разряды, сегодня наша цель – познакомиться с новым разрядом. А поможет нам в этом весна.  

На улице весна, каждый день она преподносит нам сюрпризы.

-Какие чувства вызывает у вас это время года? (радость, ожидание чего- то нового)

-Замечаете ли вы изменения в природе с приходом Весны? Какие?

Многие поэты, писатели, художники говорили о весне, каждый, конечно, по- своему. Художник пишет красками, а писатель – словом.

Все эти репродукции объединяет одно - Приход Весны. Посмотрим, как писатель говорит о Весне.

— Обратимся к тексту, который у вас лежит на парте.

1. Работа с текстом.

1)Что случилось с природой? 2)Всё вокруг ожило, словно кто-то её раскрасил. 3)Потрудилась Художница-Весна! 4)У этой художницы есть свои краски, которые она подарила природе.

5)Своим любимым зелёным она раскрасила растущую травку. 6)Таким же цветом покрыла лес.

7)Голубым она раскрасила небо, а белым – те далёкие облака. 8)Будто по голубому озеру плывут белые лебеди – облака.

9)Но впереди у Весны ещё столько работы. 10)Разные краски понадобятся ей, чтобы создать прекрасный орнамент.

-Почему же весна – художница?

Задание к тексту:

1. Подготовьтесь к  выразительному чтению  текста (вслух).

2.    Определите стиль текста (художественный), тип речи

( описание).

3.    Тема текста (о Весне-художнице)

-Почему автор называет Весну художницей?

4. С помощью каких художественных средств автор создает красоту Весны?

(олицетворения: весна потрудилась, подарила, краски ей понадобятся; эпитеты: далекие облака, прекрасным орнаментом).

— Значение какого слова вам непонятно? (орнамент) - Запись в тетрадь.

Что оно означает?- обратимся к словарю

(живописное, графическое или скульптурное украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов)

Подготовка к ЕГЭ.

А теперь поработаем с текстом. Выполните задания в форме теста.

 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 8:

1) фразеологизм

2) гипербола

3) сравнение

4) метафора

  Из предложения 5 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Растущую

Из предложения 10 выпишите слово, в котором написание приставки зависит от значения.

прекрасный

Из текста выпишите все изученные местоимения, укажите их разряды.

Правильный ответ: что - вопросительное

Кто-то – неопределённое

Свои – притяжательное

Она – личное

Ей - личное

Которые - относительное

- Какие разряды местоимений вам не попались? (возвратное, отрицательные)

V Объяснение нового материала.

- Обратите внимание на выделенные слова. Они что-то обозначают? (нет, только указывают) На что указывают? (на предмет, признак и количество)

Вы произнесли слово – указывают – и местоимения – указательные.

- Запишите в Справочник следующий разряд – указательные местоимения. В слове «указательные» выделите корень, проверьте безударную гласную (указывать)

VI Первичное закрепление.

- Итак, с какими местоимениями мы познакомились?

- Перечислите их, как они изменяются?

- Определите морфологические признаки у местоимений в тексте.

( у этой - ж.р., Р.п., ед.ч.; таким – м.р., Т.п., ед.ч., те – И.п., мн.ч., столько – В.п.)

— В тексте есть слова написание которых  тоже может вызвать затруднение. Запишем их в тетрадь. Найдите в тексте слова на

1) ( прав-е приставки на –з\с) раскрасил

2) ( корень с чередованием) растущую

3) ( правоп-е приставки в слабой позиции) подарила, потрудилась

4) (дефисное написание неопред. Местоимения) кто-то

Задание №2 к тексту.

 В этом тексте есть и другие  местоимения.  Работаем по вариантам в тексте.

1 вариант -  найти местоимения в 1-ом абзаце, укажите их разряд

2 вариант - найти местоимения во  2-ом  абзаце, укажите их разряд.

1в.                                                               2 в.

Что? (вопрос.)                                      своими ( притяж.)

                                                                она (личное)

Кто-то (неопр.)                                      ей ( личное)

Свои (Притяж.)                                     

Которые (относит. )

Она (личн.)

Проверим 

— Кто правильно выполнил задание? Поднимите руки  Кто  допустил 1-2 ошибки?

-Что нужно сделать, чтобы ошибок не было?

    Проблема.

— Все ли местоимения нашли? (нет)

 — Назовите их. Не назвали:   ЭТОЙ, ТАКИМ, ТЕ, СТОЛЬКО.

— Можем у этих местоимений определить разряд? (нет)

-Почему? (ничего о них не знаем). Попытаемся решить эту проблему. (устно)

— Какое общее у этих слов  грамматическое значение? ( они указывают). Верно!

— Сформулируйте тему урока-

 Тема урока — Указательные местоимения (запись в тетрадь)

-Зачем нам нужно знать указательные  местоимения?( чтобы получить хорошие отметки, увеличить свои знания по теме «Разряды местоимений»….)

-Вернемся к тексту. 

 Попробуйте найти указательные местоимения

Выпишите в тетрадь словосочетания с этими местоимениями.

У этой художницы ( ж. р. ед ч., Р. п.)

Таким же цветом  (ж. р., ед. ч., Т. П.)

Те облака (мн. Ч. , В. п.)

Столько работы (Р. п.)

Прочитайте текст и выполните задания.

С помощью какого местоимения связаны 2 и 4 предложения? К какому разряду относится это местоимение? Сделайте вывод: для чего используются указательные местоимения в речи?

Книга-великан

1)Книга высотой в два этажа. 2)Скажете: таких книг не бывает. 3) И ошибетесь! 4)Такие книги есть! 5)Некоторые из этих книг находятся в Монголии. 6)В одной из таких книг насчитывается двести тридцать шесть томов. 7)Книги эти созданы в древности. 8)В те времена мастерам-искусникам приходилось текст каждой страницы вырезать на деревянной доске . 9)Столько же труда вкладывалось в иллюстрации, которые до сих пор удивляют нас тонкостью рисунка и богатством колорита

Работаем по учебнику. С.88-89– читаем материал.

- Определите морфологические признаки у местоимений в тексте. (устная работа)

( у этой - ж.р., Р.п., ед.ч.; таким – м.р., Т.п., ед.ч., те – И.п., мн.ч., столько – В.п.)

Домашнее задание.

Упр. 439.

Рефлексия.

А как вы чувствуете себя после урока? Если вы довольны, то нарисуйте улыбку, а если что-то не поняли, у вас плохое настроение, то нарисуйте грустный ротик. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к обобщающему уроку по теме "Местоимения"

С помощью этой презентации повторяю группы местоимений по соотношению с другими частями речи, разряды по значению, правописание местоимений и даю несколько проверочных заданий....

Презентация к уроку по теме "Местоимения 3 лица"

Данная презентация содержит материал, который поможет учителю в подготовке и проведении урока русского языка  в 4 классе (Можно использовать для повторения и закрепления данной темы.)...

Урок-исследование. Личные местоимения.

Урок создан по методике Эдварда де Боно(групповая работа).Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением. Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся мета...

Урок русского языка "местоимение"

"Местоимение. Урок-обобщение"...

Урок русского языка "местоимение"

Урок-обобщение по теме "Местоимение"...

Разработка урока по теме "Местоимение как часть речи. "

Разработка урока-обобщения по теме "Местоимение как часть речи" ( традиционная технология)....

Урок как основная форма подготовки выпускников к ЕГЭ по русскому языку. Модель урока «Это многоликое местоимение» в 10-м классе с использованием УМК Дейкиной А.Д., Пахновой Т.М.

Модель предлагаемого читателю урока иллюстрирует, как, используя деятельностный подход в обучении, можно эффективно готовить обучающихся   к ЕГЭ по русскому языку. Тема урока была выбрана н...