Урок на тему "Указательные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Указательные местоимения.
Цели:
1) познакомить с указательными местоимениями, их значением, употреблением в речи;
2) развивать навыки работы с текстом;
3) воспитывать чувство любви к родине
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ukazatelnye_mestoimeniya.docx | 25.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Указательные местоимения.
Класс: 6
Цели:
1) познакомить с указательными местоимениями, их значением, употреблением в речи;
2) развивать навыки работы с текстом;
3) воспитывать чувство любви к родине.
Ход урока.
I Орг. момент.
-Ребята, послушайте небольшую притчу. Однажды учитель принёс сундук и сказал ученикам:
— Прежде чем учиться, вы должны открыть этот сундук любым способом. Ученики столпились вокруг сундука. Один попробовал открыть его с помощью инструментов, но замок оказался слишком сложным. Другой принёс из дома разные ключи, но ни один из них не подошёл. Третий попытался разбить сундук топором, но безуспешно.
— Учитель, может, начнём учиться? — робко спросил один ученик. — Я изучу разные замки и когда-нибудь открою этот сундук. Но для этого мне нужны знания и время.
Учитель обнял ученика и объявил: — Ты прав. Образование — клад, а труд — ключ к нему. Только получив знания, вы сможете открыть этот клад."
И я надеюсь, что сегодня на уроке Вы хорошо поработаете, чтобы получить свой ключ от клада.
Начнем работу с опроса. Ваша задача: систематизировать свои знания, внимательно слушать и слышать
II Фронтальный опрос.
- Какую часть речи мы изучаем?
- Что такое местоимение?
- Какие разряды местоимений вы знаете? Приведите примеры.
III Проверка домашнего задания.
А теперь проверим, научились ли вы правильно писать местоимения?
Кто-то, кое-кого, некоторый, никто, ничей, кое-что, какой-нибудь, не у кого.
- Какие здесь встретились разряды местоимений?
IV. Актуализация знаний.
-Но мы знаем, что остались неизученные разряды, сегодня наша цель – познакомиться с новым разрядом. А поможет нам в этом весна.
На улице весна, каждый день она преподносит нам сюрпризы.
-Какие чувства вызывает у вас это время года? (радость, ожидание чего- то нового)
-Замечаете ли вы изменения в природе с приходом Весны? Какие?
Многие поэты, писатели, художники говорили о весне, каждый, конечно, по- своему. Художник пишет красками, а писатель – словом.
Все эти репродукции объединяет одно - Приход Весны. Посмотрим, как писатель говорит о Весне.
— Обратимся к тексту, который у вас лежит на парте.
1. Работа с текстом.
1)Что случилось с природой? 2)Всё вокруг ожило, словно кто-то её раскрасил. 3)Потрудилась Художница-Весна! 4)У этой художницы есть свои краски, которые она подарила природе.
5)Своим любимым зелёным она раскрасила растущую травку. 6)Таким же цветом покрыла лес.
7)Голубым она раскрасила небо, а белым – те далёкие облака. 8)Будто по голубому озеру плывут белые лебеди – облака.
9)Но впереди у Весны ещё столько работы. 10)Разные краски понадобятся ей, чтобы создать прекрасный орнамент.
-Почему же весна – художница?
Задание к тексту:
1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста (вслух).
2. Определите стиль текста (художественный), тип речи
( описание).
3. Тема текста (о Весне-художнице)
-Почему автор называет Весну художницей?
4. С помощью каких художественных средств автор создает красоту Весны?
(олицетворения: весна потрудилась, подарила, краски ей понадобятся; эпитеты: далекие облака, прекрасным орнаментом).
— Значение какого слова вам непонятно? (орнамент) - Запись в тетрадь.
—Что оно означает?- обратимся к словарю
(живописное, графическое или скульптурное украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов)
Подготовка к ЕГЭ.
А теперь поработаем с текстом. Выполните задания в форме теста.
Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 8:
1) фразеологизм
2) гипербола
3) сравнение
4) метафора
Из предложения 5 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Растущую
Из предложения 10 выпишите слово, в котором написание приставки зависит от значения.
прекрасный
Из текста выпишите все изученные местоимения, укажите их разряды.
Правильный ответ: что - вопросительное
Кто-то – неопределённое
Свои – притяжательное
Она – личное
Ей - личное
Которые - относительное
- Какие разряды местоимений вам не попались? (возвратное, отрицательные)
V Объяснение нового материала.
- Обратите внимание на выделенные слова. Они что-то обозначают? (нет, только указывают) На что указывают? (на предмет, признак и количество)
Вы произнесли слово – указывают – и местоимения – указательные.
- Запишите в Справочник следующий разряд – указательные местоимения. В слове «указательные» выделите корень, проверьте безударную гласную (указывать)
VI Первичное закрепление.
- Итак, с какими местоимениями мы познакомились?
- Перечислите их, как они изменяются?
- Определите морфологические признаки у местоимений в тексте.
( у этой - ж.р., Р.п., ед.ч.; таким – м.р., Т.п., ед.ч., те – И.п., мн.ч., столько – В.п.)
— В тексте есть слова написание которых тоже может вызвать затруднение. Запишем их в тетрадь. Найдите в тексте слова на
1) ( прав-е приставки на –з\с) раскрасил
2) ( корень с чередованием) растущую
3) ( правоп-е приставки в слабой позиции) подарила, потрудилась
4) (дефисное написание неопред. Местоимения) кто-то
Задание №2 к тексту.
— В этом тексте есть и другие местоимения. Работаем по вариантам в тексте.
1 вариант - найти местоимения в 1-ом абзаце, укажите их разряд
2 вариант - найти местоимения во 2-ом абзаце, укажите их разряд.
1в. 2 в.
Что? (вопрос.) своими ( притяж.)
она (личное)
Кто-то (неопр.) ей ( личное)
Свои (Притяж.)
Которые (относит. )
Она (личн.)
Проверим
— Кто правильно выполнил задание? Поднимите руки Кто допустил 1-2 ошибки?
-Что нужно сделать, чтобы ошибок не было?
Проблема.
— Все ли местоимения нашли? (нет)
— Назовите их. Не назвали: ЭТОЙ, ТАКИМ, ТЕ, СТОЛЬКО.
— Можем у этих местоимений определить разряд? (нет)
-Почему? (ничего о них не знаем). Попытаемся решить эту проблему. (устно)
— Какое общее у этих слов грамматическое значение? ( они указывают). Верно!
— Сформулируйте тему урока-
Тема урока — Указательные местоимения (запись в тетрадь)
-Зачем нам нужно знать указательные местоимения?( чтобы получить хорошие отметки, увеличить свои знания по теме «Разряды местоимений»….)
-Вернемся к тексту.
Попробуйте найти указательные местоимения
Выпишите в тетрадь словосочетания с этими местоимениями.
У этой художницы ( ж. р. ед ч., Р. п.)
Таким же цветом (ж. р., ед. ч., Т. П.)
Те облака (мн. Ч. , В. п.)
Столько работы (Р. п.)
Прочитайте текст и выполните задания.
С помощью какого местоимения связаны 2 и 4 предложения? К какому разряду относится это местоимение? Сделайте вывод: для чего используются указательные местоимения в речи?
Книга-великан
1)Книга высотой в два этажа. 2)Скажете: таких книг не бывает. 3) И ошибетесь! 4)Такие книги есть! 5)Некоторые из этих книг находятся в Монголии. 6)В одной из таких книг насчитывается двести тридцать шесть томов. 7)Книги эти созданы в древности. 8)В те времена мастерам-искусникам приходилось текст каждой страницы вырезать на деревянной доске . 9)Столько же труда вкладывалось в иллюстрации, которые до сих пор удивляют нас тонкостью рисунка и богатством колорита
Работаем по учебнику. С.88-89– читаем материал.
- Определите морфологические признаки у местоимений в тексте. (устная работа)
( у этой - ж.р., Р.п., ед.ч.; таким – м.р., Т.п., ед.ч., те – И.п., мн.ч., столько – В.п.)
Домашнее задание.
Упр. 439.
Рефлексия.
А как вы чувствуете себя после урока? Если вы довольны, то нарисуйте улыбку, а если что-то не поняли, у вас плохое настроение, то нарисуйте грустный ротик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к обобщающему уроку по теме "Местоимения"
С помощью этой презентации повторяю группы местоимений по соотношению с другими частями речи, разряды по значению, правописание местоимений и даю несколько проверочных заданий....
Презентация к уроку по теме "Местоимения 3 лица"
Данная презентация содержит материал, который поможет учителю в подготовке и проведении урока русского языка в 4 классе (Можно использовать для повторения и закрепления данной темы.)...
Урок-исследование. Личные местоимения.
Урок создан по методике Эдварда де Боно(групповая работа).Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением. Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся мета...
Урок русского языка "местоимение"
"Местоимение. Урок-обобщение"...
Урок русского языка "местоимение"
Урок-обобщение по теме "Местоимение"...
Разработка урока по теме "Местоимение как часть речи. "
Разработка урока-обобщения по теме "Местоимение как часть речи" ( традиционная технология)....
Урок как основная форма подготовки выпускников к ЕГЭ по русскому языку. Модель урока «Это многоликое местоимение» в 10-м классе с использованием УМК Дейкиной А.Д., Пахновой Т.М.
Модель предлагаемого читателю урока иллюстрирует, как, используя деятельностный подход в обучении, можно эффективно готовить обучающихся к ЕГЭ по русскому языку. Тема урока была выбрана н...