Разработка игры "Что? Где? Когда?" для 6 класса по русскому языку
занимательные факты по русскому языку (6 класс)

Акимова Екатерина Ивановна

Материал содержит вопросы по русскому языку, используемые для проведения внеклассного мероприятия "Что? Где? Когда?" для 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chgk.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Для 6 класса:

I раунд «Эрудит Пушкина»

В этом раунде вам необходимо объяснить значение старинных русских слов. Вот небольшие отрывки из пушкинских сказок:

  1. В сказке «О рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина есть такие строки:

... Воротился старик ко старухе.

У старухи новое корыто.

Ещё пуще старуха бранится:

«Дурачина ты, простофиля!

В корыте много ль корысти

-В каком значении употребляется слово «корысть»? Какое значение у этого слова сейчас?

Ответ: В бытовом значении «польза, толк, прок». А в современном русском языке слово «корысть» обычно обозначает «выгоду», материальную пользу, как в пушкинской сказке, или вообще «стремление к наживе, обогащению».

  1. В поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» есть такие строки:

... Там Королевич мимоходом

Пленяет грозного царя.

-Что обозначает глагол «пленять»? Какое у него есть еще значение?

Ответ: глагол «пленять», брать в плен, в старину этот глагол мог обозначать ещё «брать силой, завоёвывать, покорять» какие-нибудь страны, народы, территории. Со временем образовалось и переносное значение- «очаровывать, увлекать, подчиняя своему влиянию».

  1. В сказке «О рыбаке и рыбке» есть такие строки

...Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит? Высокий терем.

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке.

Ответ: «Душегрейкой» в старину называли короткую женскую одежду, тёплую кофту, особого покроя или женскую шубку, тулупчик.

Душегрейка-относится к разряду самобытной русской одежды. И так, душегрейка-это старинная женская одежда свободного покроя и сборчатая,

по большой части рукавов и пуговиц, т.е. безрукавка.

II раунд «Блиц-пословицы»

закончите пословицы:

  1. Береги нос (в сильный мороз)
  2. Волк для овец (плохой пастух)
  3. Ученье свет (а неученье тьма)
  4. Больше дела (меньше слов)
  5. С лодырем поведёшься (горя наберёшься)
  6. Готовь летом сани (а зимой телегу)
  7. В зимний холод (всякий молод)
  8. Труд человека кормит (а лень портит)
  9. Без труда не вытянешь (и рыбку из пруда)
  10. Терпенье и труд (всё перетрут)

Объясните значение фразеологизмов:

  1. Бить баклуши
  2. Душа ушла в пятки
  3. Зарубить на носу
  4. Знать на зубок
  5. Язык подвешен
  6. Водить за нос

3 раунд ВОПРОСЫ

У народа одного племени их 72, а у туземцев ПРСТУ их всего 11. У некоторых дикарей – это камешки и узелки. У нас их чуть больше 30. Что это?

Ответ: Буквы

Кого можно по праву назвать «костяком» русской литературы? Вопрос по фольклору!

Ответ: Кощей Бессмертный

Жителей Москвы называют москвичами, Твери – тверичанами, Петербурга – петербуржцами. Как называют жителей Курска, Архангельска, острова Мадагаскар?

Ответ: Куряне, архангелогорцами, мальгамами.

Речь пойдет о рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», написанном в 70-е годы 19 века. События рассказа происходят во времена войны русских с горцами, но Толстой не сообщает никаких исторических сведений, ограничиваясь одной короткой фразой: «На Кавказе тогда была война»

Что послужило материалом для рассказа?

Ответ: События из жизни самого Толстого на Кавказе

1840-ой год М.Ю.Лермонтов за дуэль был сослан на Кавказ, где шла война. Царь распорядился назначить Лермонтова в такой полк, который находился в самом опасном участке войны и нес огромные потери. Лермонтов понимал, что его посылают на верную смерть. Друзья и приятели собрались проститься с юным другом своим, и тут, растроганный вниманием к себе, поэт, стоя у окна и глядя на небо, написал стихотворение…Внимание вопрос: Какое стихотворение написал Лермонтов?

Ответ: «Тучи»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Верить в полный разума русский язык..." о месте русского языка в современном мире для учащихся 10 класса

Данная разработка урока поможет учителю в подготовке и провдении урока по теме: "Русский язык в современном мире"; а также даст возможность ученикам  восполнить пробелы по очень актуальной пробле...

Разработка урока в 6 классе по русскому языку "Неопределенные местоимения"

Технологическая карта урока изучения новго материала по русскому языку  по теме "Неопределенные местоимения" в 6 класс е по УМК М.М. Разумовской....

Разработка урока в 8 классе по русскому языку с презентацией. Изложение. На родине Ломоносова.

Прект урока русского языка в контексте системно-деятельностного подхода с применением ИКТ.Вид урока: развитие речи.Тема урока: Сжатое изложение с элементами сочинения "На родине Ломоносова"...

Методическая разработка урока в 8 классе по русскому языку "Определенно-личные предложения"

Методическая разработка содержит конспект урока по теме "Определенно-личные предложения" в 8 классе...

Методическая разработка урока для 6 класса по русскому языку по теме: "Диалектизмы"

Полная методическая разработка урока по русскому языку для 6 класса по теме: "Диалектизмы"...

Методическая разработка урока для 5 класса по русскому языку

Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по теме: "Двойная роль букв е е ю я...