Методическая разработка урока для 5 класса по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по теме: "Двойная роль букв е е ю я
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_dlya_5_klassa_dvoynaya_rol_bukv_eeyuya.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме
"Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
ЦЕЛЬ УРОКА:
- дать понятие о двойной роли букв Е,Ё,Ю,Я, доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука;
- сформировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях;
- продолжить формировать навык транскрибирования;
ЗНАТЬ: буквы Е,Ё,Ю,Я могут обозначать 1 или 2 звука.
УМЕТЬ: называть звуки, обозначаемые буквами Е,Ё,Ю,Я.
Ход урока
- Оргмомент.
- Проверка домашнего задания.
А) Устный опрос.
- Сегодня мы продолжаем работать над темой «Звуки и буквы». Чем отличаются буквы от звуков? Вспомните, какой раздел науки о языке изучает звуки речи?
- Какие звуки существуют в русском языке? ( Гласные и согласные.)
- Расскажите, на какие группы делятся согласные звуки? (Устные ответы учащихся)
(В это время 2 ученика работают на магнитной доске со словами на отдельных листочках: распределяют по алфавиту):
1. Гирлянда, ёлка, ель, рождество, снег, снежинка.
2. Буран, буря, вьюга, метель, мороз, позёмка.
- Сколько всего гласных букв?(10)
- Сколько всего гласных звуков? (6)
- Чтобы запомнить эту цифру, нужно вспомнить сколько частей света: Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка, Антарктида. Их тоже 6.
- Почему так происходит: гласных букв 10, а звуков - 6? (Потому что некоторые буквы на письме могут обозначать 1 или 2 звука)
- А всегда ли количество букв в слове совпадает с количеством звуков? (Нет). Почему?
Учитель: Ведь Ъ и Ь знаки звуков не обозначают, и непроизносимые согласные тоже звуков не обозначают, а некоторые буквы обозначают 2 звука.
Б) Выполните следующее задание: определите в данных словах, сколько букв и сколько звуков:
Пеньки (6б, 5зв.), рожь (4б., 3зв.), солнце (6б., 5зв.).
III. Объяснение нового материала.
- Учитель: В начальной школе вы, ребята, лишь слегка касались темы «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я». Сегодня на уроке мы расширим знания по данной теме (сказать цель под №1). Мы с вами глубже познакомимся с двойной ролью данных букв; выясним, почему одни и те же буквы могут обозначать один звук и два звука; научимся называть звуки, обозначаемые буквами Е, Ё, Ю, Я.
- Открываем тетради, записываем число и тему урока.
- Орфографический диктант
Ярко сия...т
Пушистый сне..
Н..вогодняя ёлка
Гла..кий съе..
Тёплые варе..ки
4. Фонетический разбор слова «снег». 1 ученик у доски делает разбор.
5. Орфоэпическая работа.
-Сегодня на уроке мы возьмём словарное слово ЯИЧНИЦА.
-Обратите внимание, что произносится оно по другому "яи(ш)ница"!
-Лексическое значение этого слова? (Приготовленное из яиц блюдо.)
-Составляем словосочетание.
-Возьмём одно из предложенных - вкусная яичница!
-Разберём словосочетание (главное и зависимое слово, вопрос)
-Какое это словосочетание? (Именное)
-А какие ещё бывают словосочетания? (Глагольные)
-Что такое словосочетания? (Два слова, связанные по смыслу и грамматически)
-В этих словах спрятались орфограммы. Какие? (Непроизносимая согласная в корне слова, ЧК,ЧН без Ь знака)
6. Синтаксический разбор. Следующее задание: записать предложение и разобрать под цифрой 4.
-Как называется этот разбор? (Синтаксический)
сущ. гл. прил сущ.
Мама приготовила вкусную яичницу. (Повеств., невоскл., прост., распр.)
-На какие вопросы отвечает обстоятельство?
-Чем является в предложении дополнение?
-Как подчёркивается определение?
-Посмотрите на доску. Работаем с первым столбиком. Записываем слова и транскрибируем их. К доске.
Мера[м`эра]
Полёт[пал`от]
Клюв [кл`уф]
Сяду [с`аду]
-Проследите и скажите, где стоят буквы Е,Ё,Ю,Я ( после согласных)
-Сколько звуков они обозначают?(1)
-После каких согласных они стоят? (После мягких)
-Решите эту пропорцию, записав её в тетради.
-Что вы вставили вместо вопросительного знака? (Я=Ю=Ё=Е )
`А `У `О `Э
-Почему?
-Подведём итог: так когда буквы Е,Ё,Ю.Я обозначают 1 звук?
(обозначают 1 звук , когда стоят после мягких согласных)
-Ребята, ещё раз прочитайте и запомните 1 вывод.
-Работаем со следующим столбиком. К доске :::
Ем [й`эм]
Ёлка [й`олка ]
Юг [й`ук ]
Ясный [й`асный` ]
-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я (В начале слова)
-Сколько звуков они обозначают? (2)
-Какие звуки? (ЙА,ЙО,ЙЭ,ЙУ)
-С какого слова мы начали сегодняшний урок? (яичница)
-Подходит оно под наше правило (Да)
-Сколько звуков обозначает буква Я и почему? (2 и стоит в начале слова)
-Подведите итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят в начале слова , то обозначают 2 звука.
-Записываем следующий столбик:
Боец [бай`эц ]
Приём [пр`ий`ом ]
Каюта [ кай`ута ]
Стоят [стай`ат ]
-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я? (После гласной )
-Сколько звуков обозначают? (2)
-Подведём итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после гласной , то обозначают 2 звука.
-Записываем следующий столбик:
отъезд [атй`эст ]
съёмка [сй`омка ]
вьюга [в `й`уга ]
обезьяна [аб`из`й`ана ]
-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я ( После Ъ или Ь знаков)
-Сколько звуков они обозначают? (2)
-Подведём итог этому исследованию: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после Ь или Ъ знака , то они обозначают 2 звука.
-Ещё раз обратите внимание на слайд: сколько букв там отображается - 4, а сколько звуков они дают- 2.
-А при каких условиях, кто может сказать? ( В начале, после мягкой согласной и после Ь и Ъ знака)
-Ещё раз внимательно посмотрите, и скажите всё ли в порядке в транскрипции? ( Не хватает запятой после Й)
-А зачем она нужна? ( Для обозначения мягкости, Й всегда мягкий)
-Кто может сделать вывод? Так когда буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают 2 звука?
Таблица "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я"
Обозначает 1 звук | Обозначает 2 звука |
После мягких согласных (люк) | В начале слова (яма) После гласных(баян) После Ъ и Ь(съел, вьюга) |
IV.Закрепление материала.
- Выборочный диктант.
-Запишите слова в 2 столбика: 1 звук и 2 звука
ВЬЮН, ЕДА, СЪЁМКА, РЮМКА, ПОЛЕТ, ЁЖ, ПОЕЗД, ПЬЁТ, ЧЕСТЬ.
или
слайды с изображениями животных
-Но у этих букв есть ещё одна роль-
Возьмём слово. Что происходит с согласной буквой Р- стала мягкой , а если поменяем букву на А- станет твёрдой.
-Следовательно, эти буквы смягчают впереди стоящий согласный.
-Можно ещё привести примеры.
Вывод: какая роль у этих букв?
2. Физкультминутка
- Наклон вправо, если обозн. мягкость, влево, если 2 звука.
- ягода, реки, ель, пена, юла, люди, рябина, ёмкость, клён.
3.Комплексный анализ текста.
Текст и задания у учащихся на столах.
См. Приложение 1.
4. Тест по теме «Фонетика».
См. Приложение 2.
2. Упражнение – загадки.
Задание: отгадайте слово, запишите его, подчеркните орфограмму, определите, сколько букв и звуков в словах.
А) Что больше всего на свете любит медведь? (мёд)
Б) В каких словах встречается буква-колючка Ё? (ёж, ёрш, ёлка)
В) Отгадайте имя девочки по первым звукам слов: ябеда, напёрсток, аквариум. (Яна)
Г) Куда осенью улетают птицы? (на юг)
Д) Что говорит мама, когда тебя кормит? (ешь).
V.Итог урока
-С какой темой мы сегодня познакомились?
-Сколько выводов сделали (3)
-Какую роль играют эти буквы (смягчают и дают 2 звука)
-При каких условиях обозначают 2 звука?
-При каких условиях 1 звук?
VI.Домашнее задание.
- Отгадайте загадки, а отгадки запишите в И.п. ед.ч. в столбик. Сделайте фонетический разбор слов.
- Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
Межпланетную … (ракету)
- Ясными ночками
Гуляет мама с дочками.
Дочкам не твердит она:
«Спать ложитесь, поздно!»
Потому что мать – луна,
А дочурки - … (звёзды)
- Если б не было его,
Не сказал бы ничего. (язык)
- Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (ёлка)
Приложение 1
Один раз я пош…л на ёлку в парк Сокольники. В парке стояли сделанные из снега большие фигуры красивые кони ужас…ные драконы. Мне это было очень интерес …но, потому что я умею лепить. Я оторват…ся не мог от этой снежной красоты и не заметил, что ушёл д…леко от людей и заблудился.
Я долго б…жал по парку, начал уставать, тревожит…ся. Вдруг из-за кр..вой сосны на тр…пу выскочил медведь. Я схватил л…дышку, что лежала рядом, и метнул в него. Медведь остановился обернулся. И вдруг человеческим голосом сказал, чтобы я перестал хулиганить. Это был артист, который выступал в парке на праз…нике.
( В. Драгунский)
Задания:
- Прочитайте. Докажите, что перед вами текст.
- Озаглавьте текст.
- Какая основная мысль текста.
- К какому стилю речи можно отнести этот текст?
- Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания.
- Подчеркните слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.
Приложение 2
Тест по теме «Фонетика».
I. Укажите слова, где буквы ё, е, ю, я обозначают два звука:
1) мера; 2) вьюга; 3) метель; 4) ёж; 5) мёд; 6) Яша; 7) ряд.
II. Какие из указанных букв названы неверно:
1) п «пэ»; 2) х «хэ»; 3) ж «жэ»; 4) н «нэ»; 5) д «дэ»; 6) к «кэ».
III. Укажите слова, в которых звуков столько же, сколько букв:
1) семя; 2) вьюга; 3) люк; 4) полёт; 5) каюта.
IV. Какие из данных согласных являются звонкими:
1) ц; 2) з; 3) р; 4) х; 5) в.
V. После ж, ш, ч, щ пишутся и, у, а, но не пишутся ы, я, ю.
Какие из данных слов отступают от данного правила:
- брош…ра; 2) сч…стье; 3) ч…до; 4) ч…ща; 5) ж…ри.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Самостоятельная работа по русскому языку в 8 классе по теме «Виды связи в словосочетании»» Составлена учителем русского языка и литературы МОБУ СОШ №19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светланой Анатольевной
Методическая разработка представляет десять вариантов самостоятельной работы для учащихся 8 класса на определение типов связи в словосочетании, а также отработку навыков разграничения словосочетаний о...
Методическая разработка раздела образовательной программы. Русский язык. 5 класс, "Имя существительное" к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова и др.: «Русский язык», 5 класс, Москва, «Просвещение», 2011г.
Структура работы.Пояснительная записка……………………………………………………………………..3Раздел 1. Цели и задачи методической разработки раздела образовательной программы по русскому языку «Имя существительное» в 5 к...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку в форме конкурса - игры,проходящей в рамках Недели русского языка в школе.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку «Мы дружны с русским языком!»
Внеклассное занятие "Мы дружны с русским языком!" предназначено для учащихся 5-6 классов и может быть использовано в рамках "Недели русского языка и литературы".Это уро...
Методическая разработка урока по ФГОС. Русский язык 6 класс. Урок по теме "Различение форм глаголов повелительного наклонения и глаголов 2 лица мн. числа»"
Данный урок является серьезной самостоятельной работой детей, обучающихся в 6 классе. Тема урока "Различение форм глаголов повелительного наклонения и глаголов 2 лица мн. числа»" ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК » НА ТЕМУ: «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ И КРЫЛАТЫЕ СЛОВА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК » НА ТЕМУ: «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ И КРЫЛАТЫЕ СЛОВА»...