Методическая разработка урока в 8 классе по русскому языку "Определенно-личные предложения"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему
Методическая разработка содержит конспект урока по теме "Определенно-личные предложения" в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_v_8_klasse_opredelenno_-_lichnye_predlozheniya.docx | 370.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по русскому языку в 8 классе по теме «Определенно-личные предложения»
Цели и задачи урока:
- Обучающая:
Дать понятие об определенно-личных предложениях; формировать умения находить определенно-личные предложения в текстах разных стилей, определять способы выражения главного члена.
- Развивающая:
Развивать умение использовать односоставные предложения в текстах разных стилей.
- Воспитательная:
Прививать любовь к русскому языку.
Планируемые результаты:
Знание особенностей определенно-личного предложения, умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выделять главный член определенно-личного предложения, понимать значение такого предложения, объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока
- Оргмомент. Приветствие.
Слово учителя:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок- урок- исследование. Я предлагаю провести его в виде квеста. А что это такое? (Ответы учащихся)
Слово «квест» было заимствовано из английского языка , оно переводится как «поиск», «игра», «развлечение», «конкретное действие». Вот и мы с вами попробуем, играя , сделать для себя лингвистическое открытие. Я хочу пожелать вам работать дружно, с увлечением. Известный ирландский драматург, лауреат Нобелевской премии Б.Шоу писал: «Деятельность - это единственный путь, ведущий к знанию». Давайте наш урок проведем под этим девизом.
Сегодня утром мне принесли необычное послание. Как вы думаете, что это?
Это письмо.
Прочитаем его. (Ученик читает.)
Ученик: «Здравствуйте, ученики 8 Б класса школы № 383! Разрешите представиться – меня зовут Дедом Всеведом. Имя моё – от слова всё ведать, то есть знать. И я хочу поделиться с вами своими знаниями и предлагаю отправиться на поиски лингвистического сокровища. Дед Всевед »
Учитель: Ну, что , ребята, примем предложение Деда Всеведа?
Представим себя исследователями. А что мы будем исследовать? Какое лингвистическое сокровище искать? Ответ на этот вопрос мы получим, выполнив первое задание от Деда Всеведа «Шифровальщики».
Работаем по группам : 1 и 3 группы должны, используя шифр, разгадать слова. А вторая группа, точно следуя инструкции, получить спрятанное слово.
Задание для 1 группы: Используя ключ, расшифруйте слово.
Ключ: 1-Д, 2-Е, 3-Л, 4-Н, 5-О, 6-П, 7-Р, 8-Ё
5 | 6 | 7 | 2 | 1 | 2 | 3 | 8 | 4 | 4 | 5 |
Задание для 2 группы: Точно следуя инструкции, выпишите буквы и назовите получившееся слово.
М | Л*** | Д | Б | Ю | Щ |
Ы | О | И | Ь | Й | Ы |
Ч | Р | Ж | Т | Ц | Ш |
З | П | Э | И | Н | Г |
Х | В | Я | М | У | Н |
Ч | Ф | Ч | С | К | Е |
Первая буква –Л.
1.Одна клетка вправо, одна вниз. - _
2.Две клетки влево, одна вниз - _
3.Одна клетка вниз, четыре вправо -_
4.Одна клетка вправо, две вверх-_
5.Четыре клетки вниз - _
Ваше слово: _________________________
Задание для 3 группы: Используя ключ, расшифруйте слово.
Ключ: 1-Д, 2-Е, 3-Л, 4-Н, 5-О, 6-П, 7-Р, 8-Ж, 9-И, 10-Я
6 | 7 | 2 | 1 | 3 | 5 | 8 | 2 | 4 | 9 | 10 |
Проверяем: Определенно-личные предложения.
Это предмет нашего исследования. И соответственно наша тема. Запишем в тетрадях число, классная работа, тема: «Определенно-личные предложения».
- Актуализация изученных знаний.
Давайте вспомним теорию. Фронтальный опрос.
- Что такое предложение? (Это основная единица синтаксиса, которая выражает законченную мысль. Предложение имеет грамматическую основу. Предложение характеризуется смысловой и интонационной законченностью.)
- Что такое грамматическая основа?
-На какие группы делятся предложения по характеру грамматической основы? (односоставные и двусоставные)
- Что такое двусоставное предложение?
- Что такое односоставное предложение?
Игра «Ромашка» : проверим вашу сноровку. Прочитайте предложение и назовите его грамматическую основу. Какое это предложение: односоставное или двусоставное?
1.Я помню чудное мгновенье.
2.Роняет лес багряный свой убор.
3.Пылай, камин, в моей пустынной келье!
4. Печаль моя светла.
5.Не забуду твоей торжественной красы.
6.Отчизне посвятим души прекрасные порывы!
7.Невидимкою луна освещает снег летучий.
8. Ранняя зима.
Итак, мы с вами вспомнили теорию, применили её на практике. А теперь обратимся к предмету нашего исследования – к определенно-личным предложениям. Как вы думаете, какие задачи вы как исследователи должны поставить перед собой?
1.Что такое определенно-личное предложение?
2.Чем оно отличается от других предложений?
3.Для чего используется и где применяется?
3. Наблюдение .
Посмотрите внимательно на предложения. Прочитайте их, найдите грамматическую основу, выпишите её. Чем выражено сказуемое в этих предложениях (назовите наклонение, лицо и число)?
1.С особенным чувством вспоминаю первое путешествие к морю.
2.Уходим завтра в море.
3.Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия!
4.Выберите себе книгу по вкусу.
Ответы учащихся:
1 предложение: грамматическая основа – вспоминаю, это сказуемое, выраженное глаголом в форме изъявительного наклонения, настоящего времени, 1 лица, ед.числа.
2 предложение: грамматическая основа- уходим, это сказуемое, выраженное глаголом в форме изъявительного наклонения, настоящего времени, 1 лица, множественного числа.
3 предложение: грамматическая основа: красуйся, стой, это сказуемое, выраженное глаголами в форме повелительного наклонения, 2 лица, ед.числа.
4 предложение: грамматическая основа –выберите. Это сказуемое, выраженное глаголом в форме повелительного наклонения, 2лица, мн.числа.
Можно ли в эти предложения подставить подлежащее? (Да)
Какое? Назовите его. (Это личные местоимения- я, мы, ты, вы)
Что дает подсказку? (Форма глагола. Она помогает без подлежащего уяснить, кто производит действие, таким образом действующее лицо в этих предложениях становится определенным – лицом говорящим или собеседником. )
Значит, это предложения без подлежащего, деятель не назван , но мы можем понять, что действие совершается определенным лицом- первым или вторым. Следовательно, как называются эти предложения? (Определенно-личные)
Давайте попробуем сформулировать определение , вставив пропущенные слова. Это дед Всевед дает нам подсказку .Что такое определенно-личные предложения?
Определенно-личные предложения – это _________________предложения с
главным членом- _______________в форме __и __лица ________________ и
_____________________ числа _______________________и
__________________наклонения.
(Определенно-личные предложения – это односоставные предложения с главным членом- сказуемым в форме 1 и 2 лица единственного и множественного числа изъявительного и повелительного наклонения.)
А теперь сравним его с определением в учебнике (с.99) Похожи определения? Да.
Какие предложения синонимичны определенно-личным предложениям? (Двусоставные с местоимениями я, мы, ты, вы в качестве подлежащих).
4.Тренировочное упражнение.
Теперь поработаем с определенно-личными предложениями. Работаем по вариантам. Первый вариант выписывает определенно-личные предложения с
глаголом – сказуемым в форме 1 и 2 лица изъявительного наклонения, а второй вариант - выписывает определенно-личные предложения с
глаголом – сказуемым в форме повелительного наклонения. Запишите предложения, соблюдая орфографические нормы. Сказуемые подчеркните.
- Молча вспоминаем друзей, (не)пришедших назад.
- Р_збуди меня завтра рано, засвети в нашей горнице свет.
- Люблю тебя, моя Рос_ия, за ясный свет твоих _чей.
- Помню синий твой взор под к_сынкою, помню косы, сплете(н,нн)ые в жгут.
- Во глубине с_бирских руд хр_ните гордое т_рпенье.
- (Не)гляди (же) с тоской на дорогу и за тройкой вослед (не)спеши.
5.Игра «Корректор»
Мы с вами уже сказали, что определенно-личные предложения синонимичны двусоставным. Дед Всевед предлагает нам игру «Корректор». А это специалист в области редактирования текста.
Перед вами текст. Прочитайте его и раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Раннее утро. Я просыпаюсь и на ц_почках выхожу в палисадник. Я иду (в)доль реки. Я наблюдаю, как молодеж_ приехавшая на машине ра_пол_гается на отдых. Тр_пинка обогнула песч_ный к_согор и я выхожу на просторный луг, на котором (кое) где р_стут деревья.
Все ли вам нравится в этом предложении? Может, вам хочется что-либо изменить? Что? (Повтор местоимения Я ). Как избежать повторения? Нужно использовать синонимическую конструкцию с определенно-личным предложением. Устно исправьте текст, заменив, где это необходимо, неудачный повтор.
Раннее утро. Я просыпаюсь и на цыпочках выхожу в палисадник. Иду вдоль реки. Наблюдаю, как молодежь, приехавшая на машине, располагается на отдых. Тропинка обогнула песчаный косогор , и я выхожу на просторный луг, на котором кое- где растут деревья.
Вывод: для чего нужны определенно-личные предложения?
(Определенно-личные предложения помогают избежать назойливого повторения местоимений. Высказывание становится более лаконичным, динамичным. ) Мы с вами пришли к такому же выводу, что и М.В.Ломоносов, который писал, что «…умолчание личных местоимений перед спрягаемыми формами глаголов украшению и важности служит».
6.Употребление определенно-личных предложений в текстах разных стилей.
Как вы думаете, в каких стилях речи употребляются определенно-личные предложения?
Давайте прочитаем тексты, определим их стиль. Подчеркнем определенно-личные предложения.
Текст для 1 группы. Прочитайте текст, определите его стиль (публицистический , разговорный, научный, официально-деловой, художественный). Подчеркните определенно-личные предложения или соответствующие части сложного предложения.
Книга – окно в мир. Откроешь страницу, другую – раздвинутся стены комнаты, услышишь голоса тех, кто жил давным-давно, кто теперь от тебя далеко. Ничто по могуществу не может сравниться с книгой. Протяни руку – книга заговорит.
Текст для 2 группы. Прочитайте текст, определите его стиль (публицистический , разговорный, научный, официально-деловой, художественный). Подчеркните определенно-личные предложения или соответствующие части сложного предложения.
Построение биссектрисы угла
Задача. Построить биссектрису данного угла.
Решение:
Данный угол ВАС изображен на рисунке 86. Проведем окружность произвольного радиуса с центром в вершине А. Она пересечет стороны угла в точках В и С. Затем проведем две окружности одинакового радиуса ВС с центрами в точках В и С. Они пересекутся в двух точках, из которых хотя бы одна лежит внутри угла. Обозначим её буквой Е. Докажем, что луч АЕ является биссектрисой данного угла.
Текст для 3 группы. Прочитайте текст, определите его стиль (публицистический, разговорный, научный, официально-деловой, художественный). Подчеркните определенно-личные предложения или соответствующие части сложного предложения.
Для того чтобы создать электронную почту Mail, необходимо осуществить несколько простых шагов. Для начала перейдите на домен Mail.ru и выберите графу «Регистрация в почте». В появившейся вкладке укажите личную информацию - фамилию, имя, отчество, дату рождения, место проживания, мобильный телефон. Затем придумайте себе логин (ник), варианты которого могут быть также предложены сервисом. После ввода логина придумайте пароль и выберите один из доменов и затем закончите регистрацию.
Вывод: определенно-личные предложения используются в текстах разных стилей, там, где нужно сосредоточить внимание на действии. Эти предложения часто встречаются и в разговорной и в художественной речи.
7.Тест
Укажите номера определенно-личных предложений
Будьте внимательны к людям преклонного возраста.
В мещерском крае можно увидеть сосновые боры.
Выглядываю в окно и не узнаю леса.
Весенняя ночь стояла над горами.
Стою под солнцем.
Она хотела уехать в деревню.
Не люблю снег с дождем.
Поднимитесь на рассвете, прогоните остатки сна холодной водой и пойдите в лес.
Река неожиданно меняет направление.
Друзья, берегите природу!
- Ключи: оценка:
1,3,5,7,8,10
«5»-6 правильных ответов
«4»-5 правильных ответов
«3»-4 правильных ответов
8.Подведение итогов урока
Вот и закончилось наше исследование.
- С каким видом односоставных предложений мы познакомились на уроке?
- Давайте вспомним, какие цели мы ставили перед собой в начале нашей работы.
1.Что такое определенно-личное предложение? (это один из типов односоставных предложений)
2.Чем оно отличается от других односоставных предложений?(В определенно-личных предложениях нет подлежащего, но оно мыслится как определенное лицо. Глагол сказуемое стоит в форме 1 и 2 л ед и мн. ч изъяв. И повелит. Накл.)
3.Для чего используется и где применяется? (Используется для того, чтобы избежать повтора местоимений, передать динамичность действия, его лаконичность. Используется в разных стилях.)
9.Рефлексия. Продолжите фразу:
Сегодня на уроке я узнал (а) ___________
Я научился (лась) ______________________
10.Слово учителя;
- Спасибо за работу! Вот и Дед Всевед оценил вашу работу на уроке и вручает вам почетную грамоту.
Почетная грамота
Награждаются ученики
8Б класса школы № 383
за активную исследовательскую работу,
направленную на поиски лингвистического сокровища-
односоставных определенно-личных предложений
4 декабря 2017г. Дед Всевед
Совет от Деда Всеведа:
Сегодня вы работали дружно, помогали друг другу. А на будущее я хотел бы вам дать совет, который поможет вам легко находить общий язык с людьми:
Возьмите чашу терпения, влейте в неё полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Всё это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.
Домашнее задание: параграф 23, упражнение 140, составить текст на тему «Берегите природу», используя односоставные определенно-личные предложения (не менее 10 предложений)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»
В кусе изучения «Истории России XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова, Л.Г.Кос...
Методическая разработка урока. «Внешняя политика России. Русско-японская война»
Для преподавания в современной школе характерна ориентация не столько на приобретение большого количества знаний, сколько на личностно-ориентиро...
Методическая разработка урока Истории Отечества "Первые русские князья" с использованием ЭОР
Разработка урока с использованием Базы электронных образовательных ресурсов ФЦИОР...
Методическая разработка урока №1. Методика преподавания русского языка как наука
Первый урок в системе. Группа Ш-21 школьного отделения. Современный учитель должен владеть научным подходом к профессиональной деятельности: понимать психофизиологические особенности младшего школьног...
Методическая разработка урока развития речи по русскому языку по теме "Подготовка и написание сочинения по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка!"
Урок – развития речи в 5 класс способствует развитию творческой мыслительной деятельности обучающихся. Актуальность данной темы заключается в том, что ученики приходят к выводу о необходимости знаний ...
методическая разработка урока 5 класс по русскому языку по теме " Вид глагола"
Презентация к уроку, подсказка по ходу урока, маршрутный лист. Урок проводился по технологии " Перевернутый класс"...