Методическая разработка урока "Верить в полный разума русский язык..." о месте русского языка в современном мире для учащихся 10 класса
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Данная разработка урока поможет учителю в подготовке и провдении урока по теме: "Русский язык в современном мире"; а также даст возможность ученикам  восполнить пробелы по очень актуальной проблеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_urok_attestatsiya.docx32.64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  в 10 б классе с применением ИКТ и коммуникативно-деятельностных форм обучения

Тема:  … Верить в полный разума русский язык…  (Русский язык в современном мире)

Самая большая ценность народа – его язык,

 язык, на котором он говорит, думает.

 Думает!

Д.С.Лихачев

Цель –  Определить  роль и место языка в обществе, его  лингвистическую духовную, культурную и нравственную ценность для  русского народа.

Задачи:

*  актуализировать известное о русском языке;

* совершенствовать навыки работы с информацией;

* развивать способности строить связные высказывания на языковую тему;

* восполнить пробелы  в языковом образовании учащихся;

*  воспитывать   гражданскую ответственность за состояние русского языка.

;

Ход урока

1 Оргмомент и целеполагание.

2 Создание проблемной ситуации и выработка совместных действий.

3 Выдвижение гипотез и аргументов, основанных на личном опыте.

4 Работа в группах по поиску и анализу информации.

5. Обсуждение итогов поиска и презентаций (отчеты групп)

6 Обобщение и выводы. Итоги урока.

7 Домашнее задание.

Слайд № 1 Звучит гимн русскому языку Тема, целеполагание, эпиграф

Вступительное слово учителя:

Сегодня мы продолжим разговор, начатый на прошлом уроке. Тема урока – э то красивые поэтические строки.

- Как вы понимаете слова, взятые в качестве эпиграфа, к уроку? Думать!  (ВО ДНИ СОМНЕНИЙ, ВО ДНИ ТЯГОСТНЫХ РАЗДУМИЙ О СУДЬБАХ МОЕЙ РОДИНЫ…)

Разум! – ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА: ДУМАЮЩИЙ, ВДУМЧИВЫЙ

Мотивация познавательной деятельности

Академик Н.Д.Никандров  в книге «Воспитание ценностей: российский вариант» характеризует набор  наиболее значимых ценностей современной России, представляющих собой  обобщенные цели воспитания: жизнь и здоровье людей, семья, образование и культура, патриотизм… к сожалению, в этой системе не названо отношение к родному языку, понимание его роли, сущности, те языковые идеалы, которые характеризуют личность. А ведь еще в 1884 г. Ф.И.Буслаев в труде «О преподавании отечественного языка указывал, что «родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному – значит вместе развивать духовные способности учащихся»».

Слайд № 2 Мудрый словарь  Разум?

 Слайд № 3 Анализ текста.

Задание:

  1. Записать текст, определить основную мысль.
  2. Выполнить пунктуационный разбор

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

                                И.С.Тургенев 

Основная мысль текста: автор считает, что в трудные минуты жизни поддержку можно найти в родном языке

Слайд № 4  Легенда  (Бессмертие народа в его языке). Ч.Айтматов)

Слайд № 5  Проблемный вопрос:

-  На каком языке будет говорить новый мир в будущем?

 -  Может ли русский язык стать   доминирующим мировым языком   в XXI веке?

Слайд № 6  

   Мир в будущем станет говорить на языке той страны, которая первой опишет новую реальность, уложит её в определённые смыслы и программы действия, на языке той страны, которая будет этой реальностью управлять.  А.Столяров

Слайд № 7 Вопросы учебной темы:

1.  Статус русского языка в сопоставлении с другими мировыми языками

2. Потенциал русского языка как возможного средства международных коммуникаций

3. Использование русского языка в именовании процессов, предметов и явлений быстро  развивающегося современного мира

4.  Рейтинг русского языка в современном мире 

Слайд № 8  

Гипотезы озвучить

1 Русский язык широко распространён в мире, он обладает достаточным внутренним потенциалом и может стать доминирующим мировым языком в обозримом будущем.

2 Русский язык переживает кризис, теряет свои позиции в мире, он не  может стать доминирующим мировым  языком в обозримом будущем.

3 Английский язык на современном этапе является глобальным, он  и останется  доминирующим мировым языком в обозримом будущем.

Гипотеза 1 – Илья Филимонов

Девочки исполняют РЭП

Русское слово сильнее всего,

Каждое утро молвим его.

Всякий у нас, кто родился в России,

Знать должен эту родную стихию.

Традиции предков беречь мы должны,

Чтоб мудрыми, умными стать, как деды.

Чтоб Родина наша сильнее была,

Здесь каждый из нас учит русские слова!

И этими словами даем мы понять,

Как сильно любим родину-мать.

И немцы, и шведы приезжают в Россию,

 Учить наш язык, так как это – красиво!

Словечкам «вау»,  «ес» - наш протест!

Менталитету народа – наш респект!

Слайд № 9 

Синквейн « Язык есть  исповедь народа».   ( Работа в парах)

Задание:

  1. Используя высказывания о  языке, составить синквейн.

1. Синквейн

2.Образный, точный

3. Обучает, развивает, обобщает

4. “Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах”

5.Творчество

Афоризмы:

1 группа

2 группа

3 группа

Язык, великолепный наш язык

Речное и степное в нём раздолье,

В нём клёкоты орла и волчий рык,

Напев, и звон, и ладан богомолья.

Константин Бальмонт

Дивишься нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.

Н.  В.Гоголь 

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А. И. Куприн 

Да будет честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса течёт, как гордая величественная река – шумит и гремит – и вдруг, если надобно, смягчает?ся,  журчит нежным ручейком и сладостно вливает?ся в душу, образуя все меры, какие заключают ?ся только

в падении и возвышении человеческого голоса!

Н.М. Карамзин  

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

И.С. Тургенев

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – этот клад, это достояние, переда…ое нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могуществе…ым орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.

И. С. Тургенев 

Язык – это брод через реку времени, он ведет нас к жилищу ушедших; но туда не сможет прийти тот, кто боит?ся глубокой воды.

В. М. Иллич-Свитыч 

Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью.

А. И. Куприн

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает "до косточки" свой народ и чувствует сокров...ую прелесть нашей земли.

 К. Г. Паустовский 

Задание:

 объяснить правописание – ться и -тся в  выделенных глаголах, определить их спряжение

Задание:  

Объяснить способ  образования  выделенных слов

Задание:

объяснить правописание –н-–нн-  в выделенных словах

Гипотеза  2  - Оля Клюка

Слайд № 10  

Мероприятия по улучшению ситуации:

  1. Обязанность государства;
  2. Долг каждого гражданина;
  3. Создан совет  по русскому языку при президенте РФ, разработана  государственная программа «Русский язык», принят Закон «О государственном  языке Российской Федерации» , 2007 год объявлен Годом русского языка.

Слайд №  11  

Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия (Эразм Роттердамский)    Клип  «Русский ты не забывай»

Гипотеза 3 -  Сахаров Саша

Слайд № 12  ВЫВОД ПО УРОКУ -  Настя Шаталова

Слайд № 13  Резюме-  Исаков Саша,  Даша Федорова

Слайд № 14 Итоги.   Памятка

Слайд № 15 Заключительное слово учителя  Звучит Гимн русскому языку.

Слайд № 16   Д/з 

Карточки с заданиями для учащихся

1 группа     Задание: объяснить правописание – ться и -тся в  выделенных глаголах, определить их спряжение

Язык, великолепный наш язык

Речное и степное в нём раздолье,

В нём клёкоты орла и волчий рык,

Напев, и звон, и ладан богомолья.

                    Константин Бальмонт

Да будет честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса течёт, как гордая величественная река – шумит и гремит – и вдруг, если надобно, смягчает (? )ся, журчит нежным ручейком и сладостно вливает (?) ся в душу, образуя все меры, какие заключают ( ?) ся только в падении и возвышении человеческого голоса!

                                                                                Н.М. Карамзин  

Язык – это брод через реку времени, он ведет нас к жилищу ушедших; но туда не сможет прийти тот, кто боит(?)ся глубокой воды.

                  В. М. Иллич-Свитыч 

2 группа    Задание:  Объяснить способ  образования  выделенных слов

Дивишься нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще  драгоценней самой вещи.

Н.  В.Гоголь 

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

И.С. Тургенев

Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому  изучение и сбережение  русского языка является не увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью.

                                                                  А. И. Куприн

3 группа          Задание:  объяснить правописание – н- – -нн-  в выделенных словах

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

                      А. И. Куприн 

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – этот клад, это достояние, переда…ое  нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могуществе…ым орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.

                                            И. С. Тургенев 

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает "до косточки" свой народ и чувствует сокров...ую прелесть нашей земли.

                           К. Г. Паустовский 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Верить в полный разума русский язык..." ("Русский язык в современном мире") для учащихся 10 классов

Данная работа содержит методическую разработку урока, презентацию учителя и учеников по теме : "Русский язык в современном мире."...

методическая разработка урока по творчеству А.П. Чехова "Чехов и русский театр" преподавателя русского языка и литературы ГАПОУ "НЧСК" Асхадуллиной Г.М.

Теоретическое занятие № 5 «Чехов и русский театр» (1 час.) рекомендуем как вводное занятие по драматургии А.П. Чехова в р...

Методическая разработка праздника русского языка и толерантности "«Без языка невозможно прожить! Русский язык нам поможет дружить"

Это внеклассное мероприятие проводится в полиэтнической школе, в 5-6 классах, в рамках недели русского языка и литературы. Праздник  позволяет активизировать интерес к изучению русского языка, сп...

Методическая разработка интегрированного открытого урока по общеобразовательным учебным предметам «История», «Русский язык и литература» для преподавателей истории, русского языка и литературы Н.М.Карамзин "Путешествие к самому себе..."

Разработка интегрированного открытого урока с мультимедийной поддержкой для преподавателей истории, русского языка и литературы.  Н.М.Карамзин "Путешествие к самому себе..."...

Методическая разработка открытого бинарного урока по теме «Личные местоимения в русском и испанском языках», ФГОС 5 класс, учитель испанского языка Никольская С. А., учитель русского языка Сизова Н. В., Гимназия №148 им. Сервантеса, г. Санкт-Петербург

Открытый урок по теме: «Личные местоимения в русском и испанском языках» представляет собой  бинарный урок общеметодологической направленности  (один из четырёх типов уроков деятельностной н...

Заседание муниципального методического объединения «Русский язык и литература. Родной язык и родная литература» по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях ФГОС»

Заседание муниципального методического объединения «Русский язык и литература. Родной язык и родная литература» по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в...