Методическая разработка урока "Верить в полный разума русский язык..." о месте русского языка в современном мире для учащихся 10 класса
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме
Данная разработка урока поможет учителю в подготовке и провдении урока по теме: "Русский язык в современном мире"; а также даст возможность ученикам восполнить пробелы по очень актуальной проблеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_urok_attestatsiya.docx | 32.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 10 б классе с применением ИКТ и коммуникативно-деятельностных форм обучения
Тема: … Верить в полный разума русский язык… (Русский язык в современном мире)
Самая большая ценность народа – его язык,
язык, на котором он говорит, думает.
Думает!
Д.С.Лихачев
Цель – Определить роль и место языка в обществе, его лингвистическую духовную, культурную и нравственную ценность для русского народа.
Задачи:
* актуализировать известное о русском языке;
* совершенствовать навыки работы с информацией;
* развивать способности строить связные высказывания на языковую тему;
* восполнить пробелы в языковом образовании учащихся;
* воспитывать гражданскую ответственность за состояние русского языка.
;
Ход урока
1 Оргмомент и целеполагание.
2 Создание проблемной ситуации и выработка совместных действий.
3 Выдвижение гипотез и аргументов, основанных на личном опыте.
4 Работа в группах по поиску и анализу информации.
5. Обсуждение итогов поиска и презентаций (отчеты групп)
6 Обобщение и выводы. Итоги урока.
7 Домашнее задание.
Слайд № 1 Звучит гимн русскому языку Тема, целеполагание, эпиграф
Вступительное слово учителя:
Сегодня мы продолжим разговор, начатый на прошлом уроке. Тема урока – э то красивые поэтические строки.
- Как вы понимаете слова, взятые в качестве эпиграфа, к уроку? Думать! (ВО ДНИ СОМНЕНИЙ, ВО ДНИ ТЯГОСТНЫХ РАЗДУМИЙ О СУДЬБАХ МОЕЙ РОДИНЫ…)
Разум! – ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА: ДУМАЮЩИЙ, ВДУМЧИВЫЙ
Мотивация познавательной деятельности
Академик Н.Д.Никандров в книге «Воспитание ценностей: российский вариант» характеризует набор наиболее значимых ценностей современной России, представляющих собой обобщенные цели воспитания: жизнь и здоровье людей, семья, образование и культура, патриотизм… к сожалению, в этой системе не названо отношение к родному языку, понимание его роли, сущности, те языковые идеалы, которые характеризуют личность. А ведь еще в 1884 г. Ф.И.Буслаев в труде «О преподавании отечественного языка указывал, что «родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному – значит вместе развивать духовные способности учащихся»».
Слайд № 2 Мудрый словарь Разум?
Слайд № 3 Анализ текста.
Задание:
- Записать текст, определить основную мысль.
- Выполнить пунктуационный разбор
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
И.С.Тургенев
Основная мысль текста: автор считает, что в трудные минуты жизни поддержку можно найти в родном языке
Слайд № 4 Легенда (Бессмертие народа в его языке). Ч.Айтматов)
Слайд № 5 Проблемный вопрос:
- На каком языке будет говорить новый мир в будущем?
- Может ли русский язык стать доминирующим мировым языком в XXI веке?
Слайд № 6
Мир в будущем станет говорить на языке той страны, которая первой опишет новую реальность, уложит её в определённые смыслы и программы действия, на языке той страны, которая будет этой реальностью управлять. А.Столяров
Слайд № 7 Вопросы учебной темы:
1. Статус русского языка в сопоставлении с другими мировыми языками
2. Потенциал русского языка как возможного средства международных коммуникаций
3. Использование русского языка в именовании процессов, предметов и явлений быстро развивающегося современного мира
4. Рейтинг русского языка в современном мире
Слайд № 8
Гипотезы озвучить
1 Русский язык широко распространён в мире, он обладает достаточным внутренним потенциалом и может стать доминирующим мировым языком в обозримом будущем.
2 Русский язык переживает кризис, теряет свои позиции в мире, он не может стать доминирующим мировым языком в обозримом будущем.
3 Английский язык на современном этапе является глобальным, он и останется доминирующим мировым языком в обозримом будущем.
Гипотеза 1 – Илья Филимонов
Девочки исполняют РЭП
Русское слово сильнее всего,
Каждое утро молвим его.
Всякий у нас, кто родился в России,
Знать должен эту родную стихию.
Традиции предков беречь мы должны,
Чтоб мудрыми, умными стать, как деды.
Чтоб Родина наша сильнее была,
Здесь каждый из нас учит русские слова!
И этими словами даем мы понять,
Как сильно любим родину-мать.
И немцы, и шведы приезжают в Россию,
Учить наш язык, так как это – красиво!
Словечкам «вау», «ес» - наш протест!
Менталитету народа – наш респект!
Слайд № 9
Синквейн « Язык есть исповедь народа». ( Работа в парах)
Задание:
- Используя высказывания о языке, составить синквейн.
1. Синквейн
2.Образный, точный
3. Обучает, развивает, обобщает
4. “Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах”
5.Творчество
Афоризмы:
1 группа | 2 группа | 3 группа |
Язык, великолепный наш язык Речное и степное в нём раздолье, В нём клёкоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья. Константин Бальмонт | Дивишься нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи. Н. В.Гоголь | Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А. И. Куприн |
Да будет честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса течёт, как гордая величественная река – шумит и гремит – и вдруг, если надобно, смягчает?ся, журчит нежным ручейком и сладостно вливает?ся в душу, образуя все меры, какие заключают ?ся только в падении и возвышении человеческого голоса! Н.М. Карамзин | Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! И.С. Тургенев | Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – этот клад, это достояние, переда…ое нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могуществе…ым орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса. И. С. Тургенев |
Язык – это брод через реку времени, он ведет нас к жилищу ушедших; но туда не сможет прийти тот, кто боит?ся глубокой воды. В. М. Иллич-Свитыч | Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью. А. И. Куприн | Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает "до косточки" свой народ и чувствует сокров...ую прелесть нашей земли. К. Г. Паустовский |
Задание: объяснить правописание – ться и -тся в выделенных глаголах, определить их спряжение | Задание: Объяснить способ образования выделенных слов | Задание: объяснить правописание –н-–нн- в выделенных словах |
Гипотеза 2 - Оля Клюка
Слайд № 10
Мероприятия по улучшению ситуации:
- Обязанность государства;
- Долг каждого гражданина;
- Создан совет по русскому языку при президенте РФ, разработана государственная программа «Русский язык», принят Закон «О государственном языке Российской Федерации» , 2007 год объявлен Годом русского языка.
Слайд № 11
Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия (Эразм Роттердамский) Клип «Русский ты не забывай»
Гипотеза 3 - Сахаров Саша
Слайд № 12 ВЫВОД ПО УРОКУ - Настя Шаталова
Слайд № 13 Резюме- Исаков Саша, Даша Федорова
Слайд № 14 Итоги. Памятка
Слайд № 15 Заключительное слово учителя Звучит Гимн русскому языку.
Слайд № 16 Д/з
Карточки с заданиями для учащихся
1 группа Задание: объяснить правописание – ться и -тся в выделенных глаголах, определить их спряжение |
Язык, великолепный наш язык Речное и степное в нём раздолье, В нём клёкоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья. Константин Бальмонт |
Да будет честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса течёт, как гордая величественная река – шумит и гремит – и вдруг, если надобно, смягчает (? )ся, журчит нежным ручейком и сладостно вливает (?) ся в душу, образуя все меры, какие заключают ( ?) ся только в падении и возвышении человеческого голоса! Н.М. Карамзин |
Язык – это брод через реку времени, он ведет нас к жилищу ушедших; но туда не сможет прийти тот, кто боит(?)ся глубокой воды. В. М. Иллич-Свитыч |
2 группа Задание: Объяснить способ образования выделенных слов |
Дивишься нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи. Н. В.Гоголь |
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! И.С. Тургенев |
Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью. А. И. Куприн |
3 группа Задание: объяснить правописание – н- – -нн- в выделенных словах |
Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А. И. Куприн |
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – этот клад, это достояние, переда…ое нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могуществе…ым орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса. И. С. Тургенев |
Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает "до косточки" свой народ и чувствует сокров...ую прелесть нашей земли. К. Г. Паустовский |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Верить в полный разума русский язык..." ("Русский язык в современном мире") для учащихся 10 классов
Данная работа содержит методическую разработку урока, презентацию учителя и учеников по теме : "Русский язык в современном мире."...
методическая разработка урока по творчеству А.П. Чехова "Чехов и русский театр" преподавателя русского языка и литературы ГАПОУ "НЧСК" Асхадуллиной Г.М.
Теоретическое занятие № 5 «Чехов и русский театр» (1 час.) рекомендуем как вводное занятие по драматургии А.П. Чехова в р...
Методическая разработка праздника русского языка и толерантности "«Без языка невозможно прожить! Русский язык нам поможет дружить"
Это внеклассное мероприятие проводится в полиэтнической школе, в 5-6 классах, в рамках недели русского языка и литературы. Праздник позволяет активизировать интерес к изучению русского языка, сп...
Методическая разработка интегрированного открытого урока по общеобразовательным учебным предметам «История», «Русский язык и литература» для преподавателей истории, русского языка и литературы Н.М.Карамзин "Путешествие к самому себе..."
Разработка интегрированного открытого урока с мультимедийной поддержкой для преподавателей истории, русского языка и литературы. Н.М.Карамзин "Путешествие к самому себе..."...
Методическая разработка открытого бинарного урока по теме «Личные местоимения в русском и испанском языках», ФГОС 5 класс, учитель испанского языка Никольская С. А., учитель русского языка Сизова Н. В., Гимназия №148 им. Сервантеса, г. Санкт-Петербург
Открытый урок по теме: «Личные местоимения в русском и испанском языках» представляет собой бинарный урок общеметодологической направленности (один из четырёх типов уроков деятельностной н...
Методические разработки из опыта работы по реализации требований ФГОС по русскому языку «Использование лингвокраеведческого материала в системе школьного обучения русскому языку"
Цель: разработать систему органичного включения топонимического материала в образовательный процесс....
Заседание муниципального методического объединения «Русский язык и литература. Родной язык и родная литература» по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях ФГОС»
Заседание муниципального методического объединения «Русский язык и литература. Родной язык и родная литература» по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в...