Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме" Морфемный разбор слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Знакомство с порядком устного и письменного разбора; формирование навыков выделения значимых частей слова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 27.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Русский язык, 5 класс
Морфемный разбор слова
Короткова Надежда Романовна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Мигнинская СОШ» имени Полного Кавалера ордена Славы Юферова Григория Прокопьевича,
Ермаковский район, Красноярский край
Цель деятельности учителя | Знакомство с порядком устного и письменного разбора; формирование навыков выделения значимых частей слова |
Задачи учителя | Научить проводить морфемный разбор слова |
Тип урока | Комбинированный |
Планируемые результаты | Предметные: знать порядок морфемного разбора, уметь производить устный и письменный морфемный разбор. |
Метапредметные: осознание целей учебной деятельности, умение поставить перед собой цель и найти способы его достижения. | |
Личностные: уважительное отношение к родному языку, потребность сохранить чистоту русского языка. | |
Методы и формы обучения | Эвристический метод, работа со словом, индивидуальная, фронтовая, групповая работа |
Образовательные ресурсы | |
Оборудование | Компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядность | Мультимедийная презентация, выполненная группой учеников |
Основные понятия | Морфема, морфемный разбор |
Структура урока
Этапы урока | Задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы взаимодействия | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
| Мотивационная подготовка к изучению материала | Слово учителя: Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нём раздолье, В нём клёкоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья. К.Д.Бальмонт Какая истина заключена в четверостишии? Выпишите слова, имеющие суффиксы. | Участвуют в диалоге с учителем, делают записи в тетрадь. | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учебно-познавательной деятельности; Познавательные: понимают учебную задачу; Регулятивные; выполняют необходимые действия | Листы обратной связи |
2.Актуализация знаний | Эвристическая беседа на воспроизведение ранее изученного | Что такое морфема? Из каких морфем может состоять основа слова? Какова роль приставки и суффикса? По какому признаку слова поделены на 2 колонки? (лес, о лесе, лесами, в лесу – лес, лесной лесовик, подлесок). Приведите примеры однокоренных слов и формы одного слова. Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов? | Дают полные ответы, исправляют недочёты в ответах одноклассников. | Фронтальная, групповая | Познавательные: Анализируют, сравнивают, квалифицируют; Регулятивные; принимают и выполняют учебную задачу | Устные ответы |
3.Выявление причин затруднения, Составление лингвистической задачи | Игра по группам, письменная работа | Игра «Кто быстрее? » Придумайте слова с разными приставками 1-вариант- бежать 2-вариант – рисовать Меняется ли значение нового слова? (Меняется приставка, меняется и значение слова) Игра «Составь слово» От глагола пошёл взять приставу. От слово подарок – корень; от слова флажок - | Участвуют в игре, выполняют лингвистические задания одноклассников и сами составляют задание. | Индивидуальная, парная | Познавательные: выполняют учебные задачи, классифицируют, делают выводы. Личностные: проявляют способность к самооценке. Коммуникативные: задают вопросы однокласснику с целью уточнения задания. Учителю – с целью необходимой для решения проблемы информации. | Устные ответы, письменная работа |
суффикс. Что получилось? | ||||||
А теперь придумайте свою такую задачу и продиктуйте однокласснику. | Участвуют в игре, составляют свою лингвистическую задачу. | Индивидуальная, групповая | ||||
Физкульт-минутка | Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть. | Выполняют движения в соответствии с текстом | Фронтальная | |||
| Введение новых понятий, составление памятки | Формулирует цель вместе с учащимися, принимающими её на себя. Игра «Четвёртый лишний». Вспомните, что такое корень. В каждом ряду найдите лишнее слово, для этого выделите корень, укажите его лексическое значение. | Формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. | Групповая | Познавательные: систематизируют знания, слушают и при необходимости исправляют товарища. Регулятивные: планируют в группе необходимые действия. Коммуникативные: строят небольшие высказывания, осуществляют совместную деятельность в группах | Устные ответы, письменная работа |
5, Творческая деятельность | Знакомство с образцом морфемного разбора на слайде, пересказ сущности новых понятий | На слайде порядок морфемного разбора. Устный морфемный разбор по образцу. | Воспринимают информацию на слух, составляют памятку | Парная, индивидуальная | Регулятивные: контролируют учебные действия, осознают правило контроля. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. | Составление памятки |
| Устное и письменное обобщение | Тренируемся в устном разборе. Задание по вариантам. Повозка, пришкольный, школьник, трактористы, привозим, вносить, парашютистка, синеватый. Объяснительный диктант. Разобрать по составу слова | Слушают ответы по вариантам, записывают под диктовку, выполняют морфемный разбор указанных слов. | Индивидуальная, по вариантам. | Личностные: осваивают новые виды деятельности. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения. | Листы обратной связи |
Запись д/з П.81, упр. 435 | Формирование рациональных способов применения знаний, выполнение разноуровневых заданий | Выполнение разных по сложности упражнений (упр.433, 434,436) | Выполняют задания, проводят морфемный разбор. | Индивидуальная | Познавательные: выполняют задания, используя эталон и материал учебника. Регулятивные: самостоятельно выбирают задание по уровню сложности. Коммуникативные: формулируют собственные мыслия. Готовят связное высказывание. | Задают при необходимости наводящие вопросы. |
8.Повторение изученного | Работа с учебником, оценивание результатов работы | Из любого упражнения учебника выпишите существительное, прилагательное, глагол и проведите морфемный разбор. | Выполняют задание самостоятельно. | Индивидуальная, фронтальная | Познавательные: используют полученные знания в практической деятельности. Регулятивные: оценивают, исправляют, объясняют ошибки. | Самооценка |
| Заключительная беседа по вопросам | Что нового узнали? Дайте оценку нашей работе с помощью карточек на столе (улыбающееся лицо, грустное лицо) | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Индивидуальная, групповая | Регулятивные: самооценка. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. | Листы обратной связи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....
технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"
Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...
технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.
Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....
Технологическая карта урока русского языка. 6 класс
Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...