В ПОМОЩЬ ВЫПУСКНИКУ. УСТНОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ 2019-2020 «Монологическое высказывание на основе описания фотографии»
методическая разработка по русскому языку (9 класс)
- Система оценивания монологического высказывания
При оценке монологического высказывания оцениваются в первую очередь качества, которые выступают сущностными характеристиками текста: смысловая цельность, членимость и законченность. Эти содержательные характеристики показывают соответствие текста заявленной теме.
Текст оценивается с точки зрения речевого оформления: богатство словаря, точность выражения мысли, разнообразие грамматических конструкций, рациональность и стилистическая целесообразность выбранных языковых ресурсов.
Критерии оценивания монологического высказывания (М)
| ||
Выполнение коммуникативной задачи | Баллы | |
М1 | Учащийся справился с коммуникативной задачей. Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания. Фактические ошибки отсутствуют.
| 1 |
Испытуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей, но допущены фактические ошибки, и/или приведено менее 10 фраз по теме высказывания. | 0 | |
М2 | Учет условий речевой ситуации | |
| Учтены условия речевой ситуации. | 1 |
Условия речевой ситуации не учтены. | 0 | |
М3 | Речевое оформление монологического высказывания (МР) | |
| Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена. | 1 |
Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (1 или более). | 0 | |
Максимальное количество баллов | 3 |
Оценивая задание по критерию М1 «Выполнение коммуникативной задачи», следует исходить из того, что учащийся должен создать монологическое высказывание объёмом не менее 10 фраз по выбранной теме, при ответе рекомендовано ответить на 4 вопроса, сформулированные в задании. Однако учащийся имеет право дополнить или изменить свой план ответа в зависимости от коммуникативного замысла, т.е. не отвечать на предложенные вопросы или ответить лишь на некоторые, развивать содержание монолога по своему усмотрению. Во время итогового собеседования не стоит ограничивать творческий потенциал учащихся.
Вторым критерием М2 оценивания задания 3 является учет учеником речевой ситуации.
Речевая ситуация — одна из основных единиц речевого общения.
Понятие речевой ситуации включает в себя сферу речевого общения, предмет речи, условия, обстоятельства, при которых происходит речевое общение, социальные связи и личные отношения между говорящими, цели, задачи речевых действий, речевых поступков.
Сфера речевого общения и предмет речи определяют выбор функциональной разновидности языка для общения, функционального стиля. При непосредственном общении с окружающими мы пользуемся разговорной речью, в сфере научной деятельности — научным стилем, в сфере общественных отношений — публицистическим стилем, в сфере официальноделовых отношений — официально-деловым стилем, преимущественно в письменной форме.
По своим внешним условиям речевое общение может быть официальным, требующим соблюдения всех норм, правил, всех формальностей (для него характерен бесстрастный, сдержанный тон), и неофициальным, в форме дружеской беседы приятелей, разговора с хорошо знакомым один на один, разговора в семейном кругу.
На выбор языковых средств накладывают отпечаток социальное положение, социальные роли говорящих и их личные отношения: учитель и ученик (на уроке, на перемене, в личной, доверительной беседе), директор школы и ученик, отец и сын, мать и дочь, ученик и ученик (знающие друг друга и незнакомые), ребенок и взрослый (родственник, знакомый, незнакомый). Во всех названных и во многих других случаях создаются ситуации, в которых необходим быстрый и правильный выбор функциональной разновидности языковых средств, соответствующих данной речевой, социальной ситуации речевого общения.
Важным компонентом речевой ситуации являются цели, задачи речевого общения. В зависимости от целей и задач общения используются средства соответствующей разновидности языка, соответствующего стиля. Речевая ситуация требует от коммуникантов соблюдения определенных правил ведения разговора и определяет формы его выражения.
Иными словами, речевая ситуация задаётся тремя вопросами: где? с кем? с какой целью? происходит общение. Отвечая на эти вопросы, охарактеризуем речевую ситуацию итогового собеседования: официальная обстановка, беседа со взрослым - учителем, контроль умений ученика. Данная речевая ситуация требует от учащегося соблюдений определённых правил официального общения, адекватного отбора фактического материала для монолога, использование публицистического стиля.
По третьему критерию М3 оценивается речевое оформление монологического высказывания. Полное завершенное монологическое высказывание должно быть логичным, характеризоваться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения.
Требования завершенности и логичности в применении к устному высказыванию, особенно в условиях спонтанной речи, носят, безусловно, иной характер, чем в применении к письменной речи. Тем не менее, они являются вполне обоснованными, т.к. учащемуся предлагается план ответа.
Важно, что перед экзаменуемым стоит задача создать цельный текст, а не просто ответить на вопросы, никак не связывая отдельные предложения в завершенный логичный текст.
Оценивание грамотности речи задания 3 ведётся по отдельным критериям совместно с заданием 4. Отдельно остановимся на их анализе ниже.
К числу типичных ошибок при выполнении экзаменуемыми задания 3 можно отнести:
- ответы на вопросы, данные в задании, вместо создания цельного текста;
- маленький объём монологического высказывания (3-5 фраз);
- большое количество неоправданных пауз в речи;
- большое количество речевых и грамматических ошибок.
Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (Р2)
| Баллы
| |
О | Соблюдение орфоэпических норм | |
Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более одной орфоэпической ошибки | 1 | |
| Допущены орфоэпические ошибки (три и более). | 0 |
Р | Соблюдение речевых норм | |
Речевых ошибок нет, или допущено не более трёх речевых ошибок. | 1 | |
Допущены речевые ошибки (три и более). | 0 | |
РО | Речевое оформление |
|
Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции. | 1 | |
Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции. | 0 | |
Максимальное количество баллов | 3 |
Что понимается под языковым оформлением высказывания?
Точность в выборе слов и выражений и их соответствие теме и ситуации общения; правильность формирования лексических словосочетаний, соблюдение русского языка; запас слов и разнообразие используемой лексики (синонимы, антонимы, фразеологизмы); точность в выборе грамматической конструкции в соответствии с целью высказывания, разнообразие и правильность используемых грамматических средств.
Оценивая правильность речи заданий 3 и 4 итогового собеседования, экзаменатор не должен фиксировать ошибку в том случае, если учащийся самостоятельно её исправил.
- Теоретическая часть
Повторим тип речи - описание
Описание – словесное изображение какого-либо предмета, явления или действия через представление его характерных признаков.
Цель описания - наглядно нарисовать словесную картину, чтобы читающий зримо представил себе предмет изображения.
Описание отличается от других типов текста тем, что оно даёт представление о каком-либо явлении, предмете, лице, состоянии, действии перечислением их признаков и свойств.
Схема построения описания
Представление предмета/явления/события – признак 1-признак 2 - признак 3…- мои впечатления от изображенного
Описание на основе фотографии
Обратите внимание!
Фотография начинается с замысла, который фотограф хочет воплотить в своем фотоснимке и донести до зрителя.
Фотограф находит в окружающем мире тот изобразительный материал, который ляжет в основу снимка, отбирая только то, что раскрывает смысл и содержание его замысла, следовательно, смысловой центр снимка является его зрительным центром.
Смысловой центр снимка – это центр сюжета, главный объект изображения, через который раскрывается замысел фотографа.
Задание
Рассмотрите фотографию (предметы)
- Что вы видите на фотографии?
- Почему, на ваш взгляд, фотограф запечатлел именно эти предметы?
- Какую, на ваш взгляд, цель преследовал автор снимка?
- Что характерно для композиции снимка:
а) что изображено крупным планом в центре?
б) что вы видите на заднем плане снимка?
в)на каком фоне всё изображено?
г) что особенно тщательно, детально передано на снимке?
5. Опишите предметы(цвет, форма, размер) на переднем плане, на заднем плане, в центре, слева, справа.
6. Что больше всего привлекает в фотографии?
7. Какие чувства, мысли, переживания вызывает фотография?
Рассмотрите фотографию (люди, события)
- Что вы видите на фотографии? Какое явление, событие изображено на снимке?
- Почему, на ваш взгляд, фотограф запечатлел именно этот момент/событие?
- Кто(что) выделено на снимке особо(цветом или композиционно)?
- Опишите изображенное на фотографии:
а) главного героя/героев;
б) его/их занятия;
в) выражение лица (глаза, улыбка, взгляд);
г) поза, жесты, статика или динамика движения;
д) взаимоотношения, настроение.
5. Опишите предметы на переднем плане, на заднем плане, в центре, слева, справа.
6. Что использует фотограф для воплощения своего замысла(крупный план, композицию, детали, цвет, свет)?
6. Что больше всего привлекает в фотографии?
7. Какие чувства, мысли, переживания вызывает фотография?
Конструкции-помощники для описания фотографии
- Вступление
- На этом снимке изображен…
- Этот снимок - жанровая зарисовка, передающая сцену из…
- На данной фотографии фотограф запечатлел…
- На фотографии мы видим…
- Если внимательно посмотреть на фотографию, то …
- Фотограф изобразил кульминационный момент события…
- Основная часть
- Цель фотографа –
- Фотограф создан настоящую картину(чего?)…
- Фотограф запечатлел один из моментов…
- Всё внимание фотографа сосредоточено на …
- Фотограф поместил в центр снимка…
- Прямо перед нами изображены…
- На переднем плане привлекает внимание…
- Задний план снимка занимает…
- Слева/справа от… виднеется…
- Внимание зрителя привлекает центральная фигура…
Внимание!
- Нельзя не обратить внимание на детали, притягивающие внимание зрителя…
- Выражение лица/ поза/ глаза/взгляд/жесты/улыбка отражает внутреннее состояние героя снимка…
- (Какой?)Свет/цвет служит средством передачи авторского замысла/ характеристики героя/ атмосферы события…
- Фотограф передает обстановку/ динамику/ настроение /внутреннее состояние человека…
- Заключение
- Фотография отражает авторское отношение к …
- Картина, запечатленная на фотографии, несет в себе определенное настроение…
- Завершая описание, хочется отметить…
- Фотография произвела на меня ….впечатление.
- Фотография заставила задуматься о…
Подготовка к одной из тем 2 задания.
1. Опишите фотографию.
2. Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего. Не забудьте рассказать
- в каком музее Вы были;
- когда и с кем;
- что вы увидели;
- что понравилось и запомнилось больше всего.
Вопросы для беседы (Карточка для учителя)
1. Какие музеи Вам больше нравятся: исторические, художественные, научно-технические или естественнонаучные?
2. Как Вы считаете, должны ли школьники посещать музеи? Почему?
3. Слышали ли Вы о виртуальных музеях? Какими возможностями, на Ваш взгляд, они обладают?
Вариант ответа:
При рассмотрении данной фотографии мы понимаем, что на ней запечатлено культурно-образовательное событие, посвященное знакомству с творчеством известного художника. Поэтому, я думаю, участники этого мероприятия так внимательно слушают экскурсовода.
Задание относится к тематическому блоку «Музей», ученику дана небольшая инструкция, направленная на дополнения к составленному монологу по фотографии. Подготовку к этому заданию можно начать с тематических блоков. На уроках развития речи вместе с учащимися определили понятие: «музеи». В результате оформили карточки.
Толкование понятия.
Музей (от греч. μουσεῖον — Дом Муз) — учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. (Википедия, по словарю Ожегова)
Виды музеев
литературные музеи –
исторические музеи –
художественные –
научно-технические -
естественнонаучные -
краеведческие –
музеи искусства –
музеи профессий и т.д.
Левая колонка предварительно заполнена учителем, а правую учащиеся заполняют по ходу беседы и просмотра слайдов презентации.
Учитель предлагает вопросы для беседы:
- С какой целью люди посещают музеи?
- Что Вы знаете о виртуальных музеях?
- А в каком музее ты мечтал бы побывать? Почему?
- Что больше всего тебя заинтересовало бы (удивило бы) в этом музее?
- Какие экспонаты тебя бы заинтересовали? Почему?
- Представь, что ты работаешь экскурсоводом в музее. О чем бы ты рассказал сверстникам? Что показал? На что попросил обратить внимание?
- Как ты думаешь, о каком великом событии рассказывается в данном музее? Почему?
- Как ты думаешь, для чего люди создают музеи?
- Как ты считаешь, должны ли дети посещать музеи? Почему?
Овладение монологической речью, как известно, вызывает у многих учащихся определенные трудности. Для того, чтобы говорящий мог гладко и связно строить свое высказывание, чтобы его рассказ был достаточно информативным и логичным, произносился без длительных пауз между предложениями, ученик должен уметь правильно выражать свои мысли, уметь логически правильно построить свое сообщение, выделить главное, сделать выводы или заключения. Как подтверждает практика, не всем учащимся это под силу. Поэтому на первых этапах работы над развитием и совершенствованием монологической речи, можно рекомендовать использовать следующие речевые клише:
Я думаю, что на данной фотографии запечатлена (изображена) экскурсия группы учащихся в ……………… музей. Дети очень внимательно слушают экскурсовода, который ……….и ……….. На стеллажах ( …..), под стеклом
представлены………………(документы, экспонаты, книги, предметы, фотографии …., и т.д. Я считаю, что это …… музей (вид музея), потому что……..
Я посещал ……. музеи (музей )…… Больше всего мне понравилось (понравились)
Чтобы данная подготовительная работа была полноценной и эффективной, считаю, что учащихся необходимо познакомить с системой оценивания данного задания, тогда ученики смогут сразу же оценить свой прозвучавший монолог и своего одноклассника.
Приложение 1
- Экзаменационное задание:
Тема 1. Благотворительная помощь. Опишите фотографию.
Не забудьте описать:
1. Ситуацию, изображенную на фотографии.
2. Настроение присутствующих.
3. Общую атмосферу происходящего.
3. Чувства, которые у вас вызывает эта фотография.
Тема 2. Семейные реликвии. Опишите фотографию.
Не забудьте рассказать:
- что такое семейные реликвии и чем они могут быть представлены;
- как появляются семейные реликвии и почему бережно хранятся веками;
- каково значение семейных реликвий;
- опишите изображенное на фотографии.
Тема 3. На уроке. Опишите фотографию.
Обрати вниимание на то,
- где происходят запечатленные события (обстановка, место и время);
- в какой момент запечатлена ученица;
- какие темы в курсе русского языка интересуют тебя особенно остро;
- какова роль русского языка в твоей жизни;
- почему важно изучать русский язык.
- опиши героев фото (их настроение, выражение лиц, одежда).
- какой из уроков русского языка тебе запомнился больше всего и почему?
Приложение 2
Тест: «Особенности устной речи и говорения как вида речевой деятельности»
1. Перечислите основные виды речевой деятельности.
3. Перечислите основные свойства устной речи.
4. Какое свойство устной речи иллюстрирует пословица: «Слово не птица, вылетит – не поймаешь»?
5. Как происходит восприятие устной речи?
6. Какую роль в устном общении играют мимика, жесты, взгляд?
7. Назовите основные отличия подготовленной и неподготовленной устной речи.
8. Перечислите коммуникативные жанры подготовленной устной речи.
9. Перечислите коммуникативные жанры неподготовленной устной речи.
10. Докажите, что говорение – сложный вид речевой деятельности.
11. Назовите формы устной речи.
12. Сравните особенности монологической и диалогической устной речи.
Ответы:
1. чтение, письмо, говорение, слушание;
3. необратимость, поступательный и линейный характер развертывания во времени;
4. необратимость;
5. одновременно по слуховому и зрительному каналам;
6. Устную речь сопровождают, усиливая ее выразительность, такие дополнительные средства, как характер взгляда (настороженный или открытый и т.п.), пространственное расположение говорящего и слушающего, мимика и жесты. Жест может быть уподоблен указательному слову (указание на какой-то предмет), может выражать эмоциональное состояние, согласие или несогласие, удивление и т.д., служить контактоустанавливающим средством.
7. Подготовленная устная речь
• продуманность
• чёткая структура
• язык близок к письменной речи
Неподготовленная устная речь
• спонтанность
• паузы, уточнение мысли, слова, повторы
• меньшая лексическая точность
• наличие речевых ошибок
• короткие предложения
8. лекция, доклад, выступление, отчёт, презентация;
9. беседа, интервью, репортаж, выступление в дискуссии;
10. Говорение как вид деятельности основывается на сложной совокупности навыков внутреннего и внешнего оформления высказывания. Психологическая структура акта говорения включает четыре фазы: побудительно-мотивационную, аналитико-синтетическую, исполнительную и контролирующую. Современная речь – это результат усиленной мыслительной работы, это логически выстроенное высказывание из четких смыслов точно употребленных слов. Говорение формирует не только школу слова, но и школу мысли.
11. Монологическая и диалогическая формы;
12. Диалогическая речь – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Особенности условий, в которых протекает диалогическая речь:
- краткость высказывания;
- широкое использование неречевых средств общения (мимика, жесты);
- большая роль интонации;
- разнообразие особых предложений неполного состава;
- свободное от строгих норм книжной речи синтаксическое оформление высказывания;
- преобладание простых предложений.
Монологическая речь – форма речи, обращенная к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе. В отличие от диалогической речи характеризуется:
- развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания;
- наличием распространенных конструкций, их грамматической оформленностью.
Литература
1. Архарова Д.И., Долинина Т.А, Чудинов А.П. Речь и культура общения. – Екатеринбург, «Сократ», 2012.
1. Егораева Г.Т. ОГЭ 2018. Русский язык. Тренажёр. Устное собеседование для выпускников основной школы. - М.: Издательство «Экзамен», 2018.
2. Флоренская Е.А. Русский язык. Правописание. Культура речи. Рабочая тетрадь. 9 класс.-М. Издательство «Вентана Граф», 2017.-160 с.
2. Цыбулько И.П. ОГЭ. Русский язык. Устное собеседование. Типовые варианты. 20 вариантов. Под ред. И.П.Цыбулько. – М.: «Издательство «Национальное образование», 2018.
Скачать:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение младших школьников монологическому высказыванию на основе технологии развития критического мышления.
Современные дети проводят большое количество времени играя в компьютерные игры, поэтому и настроены в большей степени на получение информации с помощью средств ИКТ. Кроме того, компьютерные технологии...
Развитие умения монологического высказывания на основе приема "Мозаичное чтение" 9 класс УМК К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман "Happy English.ru"
Фрагмент урока по развитию умения монологического высказывания реализованный на основе внедрения одного из приемов личностно-ориентированного подхода "Jigsaw reading" - Мозаичное чтение....
Методика подготовки к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе. Задание № 3 Монологическое высказывание Тема № 1 Описание фотографии
Методическая разработка предназначена для учителей русского языка и литературы. Она представляет собой систематизированный материал к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе, конкретно к за...
Англия. Обучение монологическому высказыванию на основе плана
Полное название страны, которую мы привыкли называть Англией — Соединённое королевство Великобритании и Ирландии. Сокращать это наименование можно только двумя вариантами: Соединенное ...
Задание 3. Монологическое высказывание и диалог по фотографии. Отработка заданий
Данная презентация позволит на уроке отработать монологическое высказывние по фото с диалогом....
Результаты итогового собеседования 2019-2020
Результаты ИТОГОВОГО собеседования по русскому языку по критериям...
Методическая рекомендация «Как научиться составлять монологическое высказывание и описывать картинку/фотографию»
Методические рекомендации помогут как учителям, так и ученикам в подготовке к ВПР. Четкий план и примеры предложений будут полезны при составлении монологического высказывания...