Методика подготовки к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе. Задание № 3 Монологическое высказывание Тема № 1 Описание фотографии
методическая разработка по русскому языку (9 класс)
Методическая разработка предназначена для учителей русского языка и литературы. Она представляет собой систематизированный материал к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе, конкретно к заданию № 3 по теме «Описание фотографии».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_podgotovki_k_ustnomu_sobesedovaniyu.docx | 559 КБ |
Предварительный просмотр:
Г.В.Негуляева
Методика подготовки к устному собеседованию
по русскому языку в 9 классе.
Задание № 3 Монологическое высказывание
Тема № 1 Описание фотографии
Йошкар-Ола
ГБУ ДПО Республики Марий Эл
«Марийский институт образования»
2019
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Монологическое высказывание. Описание фотографии
1.1.Синтаксические конструкции для описания фотографии – пейзажа. Пример монолога.
1.2.Синтаксические конструкции для описания фотографии – портрета. Пример монолога.
1.3. Синтаксические конструкции для описания фотографии – события,
фоторепортажа. Пример монолога.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Аннотация
Методическая разработка предназначена для учителей русского языка и литературы. Она представляет собой систематизированный материал к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе, конкретно к заданию № 3 по теме «Описание фотографии».
ВВЕДЕНИЕ
Одна из тем монологического высказывания, описание фотографии, по мнению учителей и обучающихся, считается наиболее сложной.
Уже в начальной школе обучающиеся знакомятся с описанием, но этот тип речи представлен с точки зрения описания картины.
В 9 классе ученик на основе сложившихся компетенций должен описать фотографию, что несколько отличается от умения видеть и понимать произведение живописи.
Фотография, родившись в конце XIX века, стала, по мнению А. С. Питерских, «новым способом отображения действительности, коренным образом, изменившим судьбы изобразительного искусства и задачи художественного творчества.» Каждый, кто смотрит фотографию, создает свою картину мира, чувствует уникальность запечатленного мгновения, испытывая различные эмоции.
Фотоснимок – это документально – изобразительное сообщение,
в основе которого лежит интерес автора к тому, что он снимает. Понять его – главная задача зрителя. Выразить же словами это понимание не всегда удается.
Именно в монологическом высказывании обучающиеся это должны передать, но, поскольку в реалиях нашего времени не все дети умеют четко и ясно формулировать свои мысли, полно и точно передавать факты, используя при этом изобразительно - выразительные средства, нужно помочь им создать устное высказывание – монолог по описанию фотографии.
В качестве примера в данной методической разработке представлены синтаксические конструкции и образцы устного сочинения описания фотографии.
Можно выделить три основных жанра фотографии: фотография – пейзаж, фотография – портрет, фотография – событие, фоторепортаж. Это поможет обучающимся сориентироваться при подготовке к монологу – описанию, так как для каждого жанра характерны свои особенности, которые были учтены при составлении синтаксических конструкций.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Монологическое высказывание. Описание фотографии
- Фотопейзаж
(изображение №1)
Синтаксические конструкции:
1. Передо мной интересная фотография
2. Я думаю, что это пейзаж
3. На снимке запечатлен...(уголок природы) (время года, дня, погода)
4. В центре фото (мы видим) (расположен, находится, выделяется)
5. Справа от центра...
6. Слева...
7. Всё это (контрастирующее), (составляющее единое целое) с центром, наполняет пейзаж определенным смысловым содержанием, передавая ( восхищение, удивление, потрясение от увиденного), (желание поделиться чувствами)
8. Замысел автора проявляется в (яркой), (тусклой) цветовой гамме, четкости (расплывчатости) изображения, проявлении (светлого/темного) колорита, что в целом способствует созданию (веселого, радостного), (грустного, печального) настроения и оставляет неизгладимое впечатление от увиденного.
Пример монолога
1. Передо мной интересная фотография.
2. Я думаю, что это пейзаж.
3. На снимке запечатлен летний ветреный день.
4. В центре фотографии – огромные облака, контрастирующие с зеленым лугом, который переходит в лесополосу, постепенно сливаясь с небом.
5-6. Слева облака освещены солнцем, поэтому они выражены более ярко в сравнении с изображенными справа. Туда не попадает солнечный свет, и небо тёмное.
7. Порывистый ветер гонит облака, заставляет согнуться деревья, склоняет луговую траву. Всё это составляет единую картину надвигающейся грозы.
8. Замысел автора проявляется в яркой цветовой гамме( зеленая трава и предгрозовое темно-синее небо),в чёткости изображения, контрасте тёмного и светлого, что в целом способствует созданию переменчивого настроения, когда радость сменяется грустью, но обязательно остается надежда. Всё это оставляет неизгладимое впечатление от увиденного.
1.2. Фотопортрет
(изображение № 2)
Синтаксические конструкции:
1. Передо мной интересная фотография
2. Я думаю, что это портрет
3. На снимке изображен(а)... на фоне (...)
4. Внимание привлекает главный герой (героиня, герои)
... его (её) лицо (глаза), волосы, руки, одежда, поза…
5. Всё это наполняет снимок определенным смысловым содержанием, передавая (удивление, восхищение), (неприятие, неприязнь) автора моделью (к модели)
6. Мы видим неповторимую индивидуальность героя (героини), его (её) внутреннюю сущность (открытость, закрытость, замкнутость) характера, внутреннюю (силу/слабость), что в целом способствует созданию (грустного, радостного, спокойного, печального) настроения и оставляет неизгладимое впечатление от фотопортрета.
Пример монолога:
Передо мной интересная фотография.
Я думаю, что это портрет.
На снимке изображена жизнерадостная девочка на фоне летнего пейзажа.
Внимание привлекает прежде всего лицо героини, ее искрящиеся глаза. Она счастливо улыбается, слегка наклонив голову, прижав руки к щеке.
Всё это наполняет фотографию определенным смысловым содержанием; хочется вместе с моделью радоваться жизни, восхищаться солнечным летним днём.
Мы видим неповторимую индивидуальность девочки, её открытость миру, внутреннюю чистоту, искренность, что способствует созданию хорошего настроения, когда ты действительно счастлив, и оставляет неизгладимое впечатление от фотопортрета.
1.3.Фоторепортаж (описание события)
(изображение №3)
Синтаксические конструкции:
1. Передо мной интересная фотография
2. Я думаю, что это фоторепортаж, потому что на снимке изображено (обычное, рядовое/ необычное, удивительное; которое бывает, может быть, только раз в жизни) событие
3. Центром фотографии стал момент, когда участники (что делают/чем занимаются)
4. Герои снимка (внимательны, сосредоточенны), (спокойны, расслаблены), (веселы), (настроены на приятное общение). Это показывают яркие (тусклые) цветовые и (светлые/тёмные)
световые эффекты, что создаёт определенную атмосферу события, которой фотограф добивается благодаря точности (контрастности) изображения, что воплощается в настроении зрителя.
5. Всё это делает фоторепортаж уникальным, ведь остановившееся мгновение действительно прекрасно.
Пример монолога:
Передо мной интересная фотография.
Я думаю, что это фоторепортаж, потому что на снимке изображено необычное событие, которое бывает, наверно, достаточно редко.
В центре фотографии запечатлен момент, когда папа с дочерью поздним вечером, сидя на мостках, ловят рыбу.
Герои снимка сосредоточенны, спокойны, расслабленны.
Фотография построена на контрасте тёмных и светлых тонов, и это, как ни странно, подчеркивает единение отца с дочерью, создаёт потрясающую атмосферу счастья, покоя, большой любви, а лунная дорожка восхищает красотой вечернего пейзажа.
Всё это делает фоторепортаж уникальным, ведь остановившееся мгновение действительно прекрасно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, разграничивая жанры фотографии, мы выделяем разные виды описания фотографии: : фотография – пейзаж, фотография – портрет, фотография – событие, фоторепортаж . Это дает возможность обучающимся строить различные монологи, конкретизируя каждый вид жанра. Такое умение описать фотографию способствует развитию не только монологической грамотной, красивой речи, но и умению видеть главное, основное, понимать задачи и цели автора фотоснимка; заставляет внимательно всматриваться в изображение, испытывать эмоции, что необходимо каждому человеку.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- ФИПИ Демонстрационный вариант устного собеседования по русскому языку для выпускников основной школы. - М., 2018 г.
- Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения устного собеседования по русскому языку выпускников основной школы. – М., 2018 г.
- Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по русскому языку. – М., 2018 г.
- Егораева Т. М. ОГЭ. Русский язык. Тренажёр. М., Экзамен, 2018 г.
- Маркин В. А. Я познаю мир. – М., АСТ, 2008 г.
- Нечаева О. А. Функционально – смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. – Улан - Удэ, 1974 г.
- Нурназданов Ф. Как акцентировать внимание зрителя на смысловом центре фотоснимка.
- Питерских А. С. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. – М., просвещение, 2013 г.
- Изображение № 1 – взято с сайта fonwall.ru
Изображение № 2 – взято с сайта goodfon.ru
Изображение № 3 – взято с сайта riropt.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспресс-курс "Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"
Программа повышения квалификации педагогов "Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Апробирована в 2009-2010 учебном году в рамках опорной школы МОУ "Лицей №2"г. Братска . автор-составитель...
Экспресс-курс "Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"
Программа повышения квалификации педагогов "Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Апробирована в 2009-2010 учебном году в рамках опорной школы МОУ "Лицей №2"г. Братска . Автор-составитель...
материал для подготовки к ГИА (ОГЭ) русский язык 9 класс Задание 6
Задание сформировано из Открытого банка заданий ФИПИ...
Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Часть 2. Задание 5 с ответами по тексту Куприна А.И., тестовые задания по теме "Деепричастие"
Тестовые задания на тему "Правописание суффиксов" призваны отработать умение находить слова с орфограммами на правописание суффиксов разных частей речи. В пособиях представлены задания на отработку пр...
Подготовка к ОГЭ по русскому языку 9 класс, задание №4
Презентация подготовлена учащейся 9 класса. Тема "Правописание пристакок".В презентации содержатся в сжатом виде основные теоретические сведения и примеры для...
Методика подготовки к ВПР по русскому языку в 5 классе
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.Текст 1В тундр.. – в..сна. Со..нце дружески подмигива..т, посылая луч.. света из-по...
Подготовка к ВПР по русскому языку, 6 класс. Задание №4
Практика: задание №4 ВПР по русскому языку...