Конспект урока 7 класса на тему "Подчинительные и сочинительные союзы"
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс)

Класс: 7в

Учебник: Русский язык. 7 класс. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская. Учебник  для общеобразовательных учреждений: – М: Просвещение, 2010 год.

Программа: Т. А. Ладыженская.

Тема урока: «Подчинительные и сочинительные союзы»

Тип урока: урок-повторение.

Способы реализации поставленных целей урока: частично-поисковый, учебный диалог, самостоятельная работа, практические методы (работа с разными видами упражнений).   

Формы организации учебной деятельности на уроке: фронтальный опрос, индивидуальная, групповая.

Приёмы контроля: устный, письменный.

Цели:

Обучающая: повторить и обобщить теоретические сведения  о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках, роли в предложении, закрепить знания о сочинительных и подчинительных союзах,  определять вид сложного предложения, различать сложносочиненное и сложноподчиненное предложение, правильно ставить знаки препинания в них.

Развивающая: развивать аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств, развитие внимания, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

Воспитывающая: воспитание уважения и любви к родному языку.

Оборудование: ученические тетради, учебник, текст самостоятельной работы на карточках, таблица союзов.

План урока:

1. Организационный момент.                                                          1 мин.

2. Постановка учебной задачи.                                                        1 мин.

3.Актуализация и закрепление материала                                       20 мин.

4. Развитие речи                                                                                         5 мин.

5. .Закрепление материала. Самостоятельная работа.                         15 мин.

6. Подведение итогов урока, выставление оценок.                             2 мин.

7.Информирование учащихся о домашнем задании.                          1 мин.

 

Этап урока

Деятельность

учителя

учеников

1.Организационный.

 

Здравствуйте, садитесь! Приготовьте все необходимое для работы на уроке.

Готовятся к уроку.

2.Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке нам предстоит повторить и обобщить знания о сочинительных и подчинительных  союзах.

 

3.Актуализация и закрепление материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1 синтаксическая пятиминутка

Итак, давайте вспомним, что же такое союзы? Но сделаем это интересно. Я даю всего тридцать секунд на ответ, за эти тридцать секунд вы должны рассказать все, что знаете о союзах подчинительных и сочинительных, какую роль они выполняют в предложении, все, что успеете сказать, то и получим в результате. Если ответ будет неполным, я спрошу еще одного человека и так до тех пор, пока мы не вспомним все о союзе. Итак, начали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Молодцы, теорию вы знаете, а теперь посмотрим, как вы умеете применять знания на практике.

Делимся на пять групп по пять человек. Каждой группе я раздаю карточки, на которых написаны все союзы и есть две карточки, с названием группы союзов, ваша задача правильно подобрать к каждой группе соответствующие союзы. На это задание у вас 7 минут.

 

 Время вышло, проверяем.

 

 

 

Наверное вы заметили, что одной группы у нас не было. Какая эта группа?

 

Назовите эти союзы.

 

Молодцы, справились с заданием.

 

Проверим, как хорошо вы знаете союзы и умеете ли вы находить их в предложении.

К доске выходит Саша Тутова и Алеша Мороз. Ребята пишут за закрытой доской, а остальные у себя в тетради. Под диктовку записываете предложение, находите главные члены предложения и чертите схему. (Мальчики глядели вслед грузовику, пока тот не отъехал за перекресток).

 

На доске записаны простые предложения, ваша задача при помощи  союзов составить сложные предложения и записать их в тетради. Обозначить главные члены предложения, выделить союзы и назвать их. Задание на оценку.

1. Нам сегодня не задали домашнее задание. Мы с классом поехали в театр.

2.  Ты будешь приставать. Я совсем ничего не куплю.

3.  Мы выполоскали одежду. Она сохла на раскаленном песке. Мы купались.

 

 

Ученики рассказывают за тридцать секунд все, что знают о союзах:

Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте.

Союзы бывают простыми и составными, сочинительными и подчинительными.

Союзы, состоящие из одного слова, называются простыми, союзы, состоящие из двух и более слов, называются составными.

Сочинительные союзы связывают однородные члены и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, которое называется сложносочиненным.

Подчинительные союзы связывают простые предложения в сложном предложении, которое называется сложноподчиненным. В таком сложном предложении одно подчинено по смыслу другому, то есть от одного предложения к другому можно поставить вопрос.

 

 

Выполняют задание в группах.

 

 

 

 

 Каждая команда называет союзы, которые соответствуют   группе союзов.

Противительные.

А, но, да (=но), однако же, зато.

 

(Мальчики глядели вслед грузовику, пока тот не отъехал за перекресток). СПП

 

 

1.  Нам сегодня не задали домашнее задание, поэтому мы с классом поехали в театр. Нам сегодня не задали домашнее задание, потому что мы с классом поехали в театр.

2. Если ты будешь приставать, то я совсем ничего не куплю.

3.  Мы выполоскали одежду, и, пока она сохла на раскаленном песке, мы купались.

 

 

4.Развития речи.

Откройте учебник на странице 157, прочитайте задание к упражнению 334.

 

 

Смысловая нагрузка союза но в антитезе, то есть противопоставлении одной теме другой. Две мысли – это два вида качеств, которые есть в человеке. Это внешняя достойность человека, а второе качество- это фальшивость человеческой души. При всем своем лоске человек лжив. И поэтому,  если убрать союз но, то смысл поменяется.

 

5.Закрепление материала. Самостоятельная работа.

Для того, чтобы проверить ваши знания о союзах, я раздам вам карточки с заданием. На выполнение этого задания у вас есть 15 минут. Вам нужно переписать предложения, расставляя пропущенные знаки препинания.  Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы, начертить схемы, определить тип предложения. (Приложение)

Выполняют задание.

6. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Итак, подведем итог. Сегодня на уроке мы повторили, закрепили и обобщили с вами полученные ранее знания о сочинительных и подчинительных союзах. Определяли вид сложного предложения, различали сложносочиненное и сложноподчиненное предложение, правильно ставили знаки препинания в них.

 

 

7.Информирование учащихся о домашнем задании.

Так как вы выполняли самостоятельную работу на уроке, домашнее задание я вам не задаю.

Спасибо за урок, до встречи на уроке литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы, начертить схемы, определить тип предложения.

  1. Зато я и (не)знаю (ни)чего трогательнее тебя когда ты наел.. .дившись своим чувством пр.. .тихнешь (по)бродишь по комн.. .те под.. .йдешь и с.. .ротливо пр.. .жмешься к моему пл...чу.
  2. Я не только (не)забыл о тебе после твоего дерзко.. .о крика но весь пох.. .лодел от внезапной (не)н.. .висти к тебе.
  3. И уже должен был уп.. .треблять усилия чтобы сделать вид что не замечаю тебя и пр.. .должать раз.. .грывать роль сп.. .койного и ра(сс,с)удительно...о.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 7в

Учебник: Русский язык. 7 класс. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская. Учебник  для общеобразовательных учреждений: – М: Просвещение, 2010 год.

Программа: Т. А. Ладыженская.

Тема урока: «Подчинительные и сочинительные союзы»

Тип урока: урок-повторение.

Способы реализации поставленных целей урока: частично-поисковый, учебный диалог, самостоятельная работа, практические методы (работа с разными видами упражнений).  

Формы организации учебной деятельности на уроке: фронтальный опрос, индивидуальная, групповая.

Приёмы контроля: устный, письменный.

Цели:

Обучающая: повторить и обобщить теоретические сведения  о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках, роли в предложении, закрепить знания о сочинительных и подчинительных союзах,  определять вид сложного предложения, различать сложносочиненное и сложноподчиненное предложение, правильно ставить знаки препинания в них.

Развивающая: развивать аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств, развитие внимания, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

Воспитывающая: воспитание уважения и любви к родному языку.

Оборудование: ученические тетради, учебник, текст самостоятельной работы на карточках, таблица союзов.

План урока:

1. Организационный момент.                                                          1 мин.

2. Постановка учебной задачи.                                                        1 мин.

3.Актуализация и закрепление материала                                      20 мин.

4. Развитие речи                                                                          5 мин.

5. .Закрепление материала. Самостоятельная работа.                             15 мин.

6. Подведение итогов урока, выставление оценок.                        2 мин.

7.Информирование учащихся о домашнем задании.                        1 мин.

Этап урока

Деятельность

учителя

учеников

1.Организационный.

 

Здравствуйте, садитесь! Приготовьте все необходимое для работы на уроке.

Готовятся к уроку.

2.Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке нам предстоит повторить и обобщить знания о сочинительных и подчинительных  союзах.

3.Актуализация и закрепление материала.

3.1 синтаксическая пятиминутка

Итак, давайте вспомним, что же такое союзы? Но сделаем это интересно. Я даю всего тридцать секунд на ответ, за эти тридцать секунд вы должны рассказать все, что знаете о союзах подчинительных и сочинительных, какую роль они выполняют в предложении, все, что успеете сказать, то и получим в результате. Если ответ будет неполным, я спрошу еще одного человека и так до тех пор, пока мы не вспомним все о союзе. Итак, начали.

Молодцы, теорию вы знаете, а теперь посмотрим, как вы умеете применять знания на практике.

Делимся на пять групп по пять человек. Каждой группе я раздаю карточки, на которых написаны все союзы и есть две карточки, с названием группы союзов, ваша задача правильно подобрать к каждой группе соответствующие союзы. На это задание у вас 7 минут.

 Время вышло, проверяем.

Наверное вы заметили, что одной группы у нас не было. Какая эта группа?

Назовите эти союзы.

Молодцы, справились с заданием.

Проверим, как хорошо вы знаете союзы и умеете ли вы находить их в предложении.

К доске выходит Саша Тутова и Алеша Мороз. Ребята пишут за закрытой доской, а остальные у себя в тетради. Под диктовку записываете предложение, находите главные члены предложения и чертите схему. (Мальчики глядели вслед грузовику, пока тот не отъехал за перекресток).

На доске записаны простые предложения, ваша задача при помощи  союзов составить сложные предложения и записать их в тетради. Обозначить главные члены предложения, выделить союзы и назвать их. Задание на оценку.

1. Нам сегодня не задали домашнее задание. Мы с классом поехали в театр.

2.  Ты будешь приставать. Я совсем ничего не куплю.

3.  Мы выполоскали одежду. Она сохла на раскаленном песке. Мы купались.

Ученики рассказывают за тридцать секунд все, что знают о союзах:

Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте.

Союзы бывают простыми и составными, сочинительными и подчинительными.

Союзы, состоящие из одного слова, называются простыми, союзы, состоящие из двух и более слов, называются составными.

Сочинительные союзы связывают однородные члены и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, которое называется сложносочиненным.

Подчинительные союзы связывают простые предложения в сложном предложении, которое называется сложноподчиненным. В таком сложном предложении одно подчинено по смыслу другому, то есть от одного предложения к другому можно поставить вопрос.

Выполняют задание в группах.

 Каждая команда называет союзы, которые соответствуют   группе союзов.

Противительные.

А, но, да (=но), однако же, зато.

(Мальчики глядели вслед грузовику, пока тот не отъехал за перекресток). СПП

1.  Нам сегодня не задали домашнее задание, поэтому мы с классом поехали в театр. Нам сегодня не задали домашнее задание, потому что мы с классом поехали в театр.

2. Если ты будешь приставать, то я совсем ничего не куплю.

3.  Мы выполоскали одежду, и, пока она сохла на раскаленном песке, мы купались.

4.Развития речи.

Откройте учебник на странице 157, прочитайте задание к упражнению 334.

Смысловая нагрузка союза но в антитезе, то есть противопоставлении одной теме другой. Две мысли – это два вида качеств, которые есть в человеке. Это внешняя достойность человека, а второе качество- это фальшивость человеческой души. При всем своем лоске человек лжив. И поэтому,  если убрать союз но, то смысл поменяется.

5.Закрепление материала. Самостоятельная работа.

Для того, чтобы проверить ваши знания о союзах, я раздам вам карточки с заданием. На выполнение этого задания у вас есть 15 минут. Вам нужно переписать предложения, расставляя пропущенные знаки препинания.  Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы, начертить схемы, определить тип предложения. (Приложение)

Выполняют задание.

6. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Итак, подведем итог. Сегодня на уроке мы повторили, закрепили и обобщили с вами полученные ранее знания о сочинительных и подчинительных союзах. Определяли вид сложного предложения, различали сложносочиненное и сложноподчиненное предложение, правильно ставили знаки препинания в них.

7.Информирование учащихся о домашнем задании.

Так как вы выполняли самостоятельную работу на уроке, домашнее задание я вам не задаю.

Спасибо за урок, до встречи на уроке литературы.

Приложение

Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы, начертить схемы, определить тип предложения.

  1. Зато я и (не)знаю (ни)чего трогательнее тебя когда ты наел.. .дившись своим чувством пр.. .тихнешь (по)бродишь по комн.. .те под.. .йдешь и с.. .ротливо пр.. .жмешься к моему пл...чу.
  2. Я не только (не)забыл о тебе после твоего дерзко.. .о крика но весь пох.. .лодел от внезапной (не)н.. .висти к тебе.
  3. И уже должен был уп.. .треблять усилия чтобы сделать вид что не замечаю тебя и пр.. .должать раз.. .грывать роль сп.. .койного и ра(сс,с)удительно...о.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Слитное написание союзов"

Конспект урока составлен на основе проблемного метода обучения. Урок имеет следующие цели.Образовательные цели:1)научить учащихся отличать союзы от омонимичных частей речи;2)познакомить с написанием с...

План-конспект урока по географии по теме "Австралийский Союз, Население. Хозяйство"

 План-конспект урока по географии по теме "Австралийский Союз. Население. Хозяйство" состоит из пяти основных разделов:      1) организационная часть      2) ...

Конспект урока русского языка «Смысловые группы сочинительных союзов, их значение и особенности употребления»

Конспект урока русского языка «Смысловые группы сочинительных союзов, их значение и особенности употребления»...

Конспект урока по русскому языку по теме "Союз"

Конспект урока по русскому языку для 7 класса. Тема "Союз"...

Конспект урока русского языка «Повторение по теме «Союз»

Повторение по теме «Союз».Тип урока: урок комплексного применения УУД при выполнении компетентностно –ориентированных заданий с элементами групповой и проектно-исследовательской деят...

Конспект урока русского языка по теме "Употребление союзов хотя и чтобы"

Урок русского языка для слабсолышащих школьников 6 класс (вариант обучения 2.2)...