Конспект урока 7 класса на тему "Подчинительные и сочинительные союзы"
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс)
Класс: 7в
Учебник: Русский язык. 7 класс. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская. Учебник для общеобразовательных учреждений: – М: Просвещение, 2010 год.
Программа: Т. А. Ладыженская.
Тема урока: «Подчинительные и сочинительные союзы»
Тип урока: урок-повторение.
Способы реализации поставленных целей урока: частично-поисковый, учебный диалог, самостоятельная работа, практические методы (работа с разными видами упражнений).
Формы организации учебной деятельности на уроке: фронтальный опрос, индивидуальная, групповая.
Приёмы контроля: устный, письменный.
Цели:
Обучающая: повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках, роли в предложении, закрепить знания о сочинительных и подчинительных союзах, определять вид сложного предложения, различать сложносочиненное и сложноподчиненное предложение, правильно ставить знаки препинания в них.
Развивающая: развивать аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств, развитие внимания, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.
Воспитывающая: воспитание уважения и любви к родному языку.
Оборудование: ученические тетради, учебник, текст самостоятельной работы на карточках, таблица союзов.
План урока:
1. Организационный момент. 1 мин.
2. Постановка учебной задачи. 1 мин.
3.Актуализация и закрепление материала 20 мин.
4. Развитие речи 5 мин.
5. .Закрепление материала. Самостоятельная работа. 15 мин.
6. Подведение итогов урока, выставление оценок. 2 мин.
7.Информирование учащихся о домашнем задании. 1 мин.
Этап урока | Деятельность | |
учителя | учеников | |
1.Организационный.
| Здравствуйте, садитесь! Приготовьте все необходимое для работы на уроке. | Готовятся к уроку. |
2.Постановка учебной задачи. | Сегодня на уроке нам предстоит повторить и обобщить знания о сочинительных и подчинительных союзах. |
|
3.Актуализация и закрепление материала.
3.1 синтаксическая пятиминутка | Итак, давайте вспомним, что же такое союзы? Но сделаем это интересно. Я даю всего тридцать секунд на ответ, за эти тридцать секунд вы должны рассказать все, что знаете о союзах подчинительных и сочинительных, какую роль они выполняют в предложении, все, что успеете сказать, то и получим в результате. Если ответ будет неполным, я спрошу еще одного человека и так до тех пор, пока мы не вспомним все о союзе. Итак, начали.
Молодцы, теорию вы знаете, а теперь посмотрим, как вы умеете применять знания на практике. Делимся на пять групп по пять человек. Каждой группе я раздаю карточки, на которых написаны все союзы и есть две карточки, с названием группы союзов, ваша задача правильно подобрать к каждой группе соответствующие союзы. На это задание у вас 7 минут.
Время вышло, проверяем.
Наверное вы заметили, что одной группы у нас не было. Какая эта группа?
Назовите эти союзы.
Молодцы, справились с заданием.
Проверим, как хорошо вы знаете союзы и умеете ли вы находить их в предложении. К доске выходит Саша Тутова и Алеша Мороз. Ребята пишут за закрытой доской, а остальные у себя в тетради. Под диктовку записываете предложение, находите главные члены предложения и чертите схему. (Мальчики глядели вслед грузовику, пока тот не отъехал за перекресток).
На доске записаны простые предложения, ваша задача при помощи союзов составить сложные предложения и записать их в тетради. Обозначить главные члены предложения, выделить союзы и назвать их. Задание на оценку. 1. Нам сегодня не задали домашнее задание. Мы с классом поехали в театр. 2. Ты будешь приставать. Я совсем ничего не куплю. 3. Мы выполоскали одежду. Она сохла на раскаленном песке. Мы купались.
| Ученики рассказывают за тридцать секунд все, что знают о союзах: Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте. Союзы бывают простыми и составными, сочинительными и подчинительными. Союзы, состоящие из одного слова, называются простыми, союзы, состоящие из двух и более слов, называются составными. Сочинительные союзы связывают однородные члены и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, которое называется сложносочиненным. Подчинительные союзы связывают простые предложения в сложном предложении, которое называется сложноподчиненным. В таком сложном предложении одно подчинено по смыслу другому, то есть от одного предложения к другому можно поставить вопрос.
Выполняют задание в группах.
Каждая команда называет союзы, которые соответствуют группе союзов. Противительные. А, но, да (=но), однако же, зато.
(Мальчики глядели вслед грузовику, пока тот не отъехал за перекресток). СПП
1. Нам сегодня не задали домашнее задание, поэтому мы с классом поехали в театр. Нам сегодня не задали домашнее задание, потому что мы с классом поехали в театр. 2. Если ты будешь приставать, то я совсем ничего не куплю. 3. Мы выполоскали одежду, и, пока она сохла на раскаленном песке, мы купались.
|
4.Развития речи. | Откройте учебник на странице 157, прочитайте задание к упражнению 334.
Смысловая нагрузка союза но в антитезе, то есть противопоставлении одной теме другой. Две мысли – это два вида качеств, которые есть в человеке. Это внешняя достойность человека, а второе качество- это фальшивость человеческой души. При всем своем лоске человек лжив. И поэтому, если убрать союз но, то смысл поменяется. |
|
5.Закрепление материала. Самостоятельная работа. | Для того, чтобы проверить ваши знания о союзах, я раздам вам карточки с заданием. На выполнение этого задания у вас есть 15 минут. Вам нужно переписать предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы, начертить схемы, определить тип предложения. (Приложение) | Выполняют задание. |
6. Подведение итогов урока, выставление оценок. | Итак, подведем итог. Сегодня на уроке мы повторили, закрепили и обобщили с вами полученные ранее знания о сочинительных и подчинительных союзах. Определяли вид сложного предложения, различали сложносочиненное и сложноподчиненное предложение, правильно ставили знаки препинания в них.
|
|
7.Информирование учащихся о домашнем задании. | Так как вы выполняли самостоятельную работу на уроке, домашнее задание я вам не задаю. Спасибо за урок, до встречи на уроке литературы. |
|
Приложение
Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы, начертить схемы, определить тип предложения.
- Зато я и (не)знаю (ни)чего трогательнее тебя когда ты наел.. .дившись своим чувством пр.. .тихнешь (по)бродишь по комн.. .те под.. .йдешь и с.. .ротливо пр.. .жмешься к моему пл...чу.
- Я не только (не)забыл о тебе после твоего дерзко.. .о крика но весь пох.. .лодел от внезапной (не)н.. .висти к тебе.
- И уже должен был уп.. .треблять усилия чтобы сделать вид что не замечаю тебя и пр.. .должать раз.. .грывать роль сп.. .койного и ра(сс,с)удительно...о.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 7в
Учебник: Русский язык. 7 класс. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская. Учебник для общеобразовательных учреждений: – М: Просвещение, 2010 год.
Программа: Т. А. Ладыженская.
Тема урока: «Подчинительные и сочинительные союзы»
Тип урока: урок-повторение.
Способы реализации поставленных целей урока: частично-поисковый, учебный диалог, самостоятельная работа, практические методы (работа с разными видами упражнений).
Формы организации учебной деятельности на уроке: фронтальный опрос, индивидуальная, групповая.
Приёмы контроля: устный, письменный.
Цели:
Обучающая: повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках, роли в предложении, закрепить знания о сочинительных и подчинительных союзах, определять вид сложного предложения, различать сложносочиненное и сложноподчиненное предложение, правильно ставить знаки препинания в них.
Развивающая: развивать аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств, развитие внимания, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.
Воспитывающая: воспитание уважения и любви к родному языку.
Оборудование: ученические тетради, учебник, текст самостоятельной работы на карточках, таблица союзов.
План урока:
1. Организационный момент. 1 мин.
2. Постановка учебной задачи. 1 мин.
3.Актуализация и закрепление материала 20 мин.
4. Развитие речи 5 мин.
5. .Закрепление материала. Самостоятельная работа. 15 мин.
6. Подведение итогов урока, выставление оценок. 2 мин.
7.Информирование учащихся о домашнем задании. 1 мин.
Этап урока | Деятельность | |
учителя | учеников | |
1.Организационный.
| Здравствуйте, садитесь! Приготовьте все необходимое для работы на уроке. | Готовятся к уроку. |
2.Постановка учебной задачи. | Сегодня на уроке нам предстоит повторить и обобщить знания о сочинительных и подчинительных союзах. | |
3.Актуализация и закрепление материала. 3.1 синтаксическая пятиминутка | Итак, давайте вспомним, что же такое союзы? Но сделаем это интересно. Я даю всего тридцать секунд на ответ, за эти тридцать секунд вы должны рассказать все, что знаете о союзах подчинительных и сочинительных, какую роль они выполняют в предложении, все, что успеете сказать, то и получим в результате. Если ответ будет неполным, я спрошу еще одного человека и так до тех пор, пока мы не вспомним все о союзе. Итак, начали. Молодцы, теорию вы знаете, а теперь посмотрим, как вы умеете применять знания на практике. Делимся на пять групп по пять человек. Каждой группе я раздаю карточки, на которых написаны все союзы и есть две карточки, с названием группы союзов, ваша задача правильно подобрать к каждой группе соответствующие союзы. На это задание у вас 7 минут. Время вышло, проверяем. Наверное вы заметили, что одной группы у нас не было. Какая эта группа? Назовите эти союзы. Молодцы, справились с заданием. Проверим, как хорошо вы знаете союзы и умеете ли вы находить их в предложении. К доске выходит Саша Тутова и Алеша Мороз. Ребята пишут за закрытой доской, а остальные у себя в тетради. Под диктовку записываете предложение, находите главные члены предложения и чертите схему. (Мальчики глядели вслед грузовику, пока тот не отъехал за перекресток). На доске записаны простые предложения, ваша задача при помощи союзов составить сложные предложения и записать их в тетради. Обозначить главные члены предложения, выделить союзы и назвать их. Задание на оценку. 1. Нам сегодня не задали домашнее задание. Мы с классом поехали в театр. 2. Ты будешь приставать. Я совсем ничего не куплю. 3. Мы выполоскали одежду. Она сохла на раскаленном песке. Мы купались. | Ученики рассказывают за тридцать секунд все, что знают о союзах: Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте. Союзы бывают простыми и составными, сочинительными и подчинительными. Союзы, состоящие из одного слова, называются простыми, союзы, состоящие из двух и более слов, называются составными. Сочинительные союзы связывают однородные члены и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, которое называется сложносочиненным. Подчинительные союзы связывают простые предложения в сложном предложении, которое называется сложноподчиненным. В таком сложном предложении одно подчинено по смыслу другому, то есть от одного предложения к другому можно поставить вопрос. Выполняют задание в группах. Каждая команда называет союзы, которые соответствуют группе союзов. Противительные. А, но, да (=но), однако же, зато. (Мальчики глядели вслед грузовику, пока тот не отъехал за перекресток). СПП 1. Нам сегодня не задали домашнее задание, поэтому мы с классом поехали в театр. Нам сегодня не задали домашнее задание, потому что мы с классом поехали в театр. 2. Если ты будешь приставать, то я совсем ничего не куплю. 3. Мы выполоскали одежду, и, пока она сохла на раскаленном песке, мы купались. |
4.Развития речи. | Откройте учебник на странице 157, прочитайте задание к упражнению 334. Смысловая нагрузка союза но в антитезе, то есть противопоставлении одной теме другой. Две мысли – это два вида качеств, которые есть в человеке. Это внешняя достойность человека, а второе качество- это фальшивость человеческой души. При всем своем лоске человек лжив. И поэтому, если убрать союз но, то смысл поменяется. | |
5.Закрепление материала. Самостоятельная работа. | Для того, чтобы проверить ваши знания о союзах, я раздам вам карточки с заданием. На выполнение этого задания у вас есть 15 минут. Вам нужно переписать предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы, начертить схемы, определить тип предложения. (Приложение) | Выполняют задание. |
6. Подведение итогов урока, выставление оценок. | Итак, подведем итог. Сегодня на уроке мы повторили, закрепили и обобщили с вами полученные ранее знания о сочинительных и подчинительных союзах. Определяли вид сложного предложения, различали сложносочиненное и сложноподчиненное предложение, правильно ставили знаки препинания в них. | |
7.Информирование учащихся о домашнем задании. | Так как вы выполняли самостоятельную работу на уроке, домашнее задание я вам не задаю. Спасибо за урок, до встречи на уроке литературы. |
Приложение
Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы, начертить схемы, определить тип предложения.
- Зато я и (не)знаю (ни)чего трогательнее тебя когда ты наел.. .дившись своим чувством пр.. .тихнешь (по)бродишь по комн.. .те под.. .йдешь и с.. .ротливо пр.. .жмешься к моему пл...чу.
- Я не только (не)забыл о тебе после твоего дерзко.. .о крика но весь пох.. .лодел от внезапной (не)н.. .висти к тебе.
- И уже должен был уп.. .треблять усилия чтобы сделать вид что не замечаю тебя и пр.. .должать раз.. .грывать роль сп.. .койного и ра(сс,с)удительно...о.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Слитное написание союзов"
Конспект урока составлен на основе проблемного метода обучения. Урок имеет следующие цели.Образовательные цели:1)научить учащихся отличать союзы от омонимичных частей речи;2)познакомить с написанием с...
Открытый урок в 7 классе на тему: "Группы сочинительных союзов"
Изучение нового материала...
План-конспект урока по географии по теме "Австралийский Союз, Население. Хозяйство"
План-конспект урока по географии по теме "Австралийский Союз. Население. Хозяйство" состоит из пяти основных разделов: 1) организационная часть 2) ...
Конспект урока русского языка «Смысловые группы сочинительных союзов, их значение и особенности употребления»
Конспект урока русского языка «Смысловые группы сочинительных союзов, их значение и особенности употребления»...
Конспект урока по русскому языку по теме "Союз"
Конспект урока по русскому языку для 7 класса. Тема "Союз"...
Конспект урока русского языка «Повторение по теме «Союз»
Повторение по теме «Союз».Тип урока: урок комплексного применения УУД при выполнении компетентностно –ориентированных заданий с элементами групповой и проектно-исследовательской деят...
Конспект урока русского языка по теме "Употребление союзов хотя и чтобы"
Урок русского языка для слабсолышащих школьников 6 класс (вариант обучения 2.2)...