Конспект урока русского языка по теме "Употребление союзов хотя и чтобы"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок русского языка для слабсолышащих школьников 6 класс (вариант обучения 2.2)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока Русского языка 

По теме «Союзы хотя, чтобы»

6 класс

Разработчик:

Учитель русского языка и литературы

Мищенко Я.А.        

2022 учебный год


Тема: Союзы хотя, чтобы

Цель: формировать навык  употребления союзов чтобы, хотя в сложных предложениях

Планируемые результаты

Предметные

-употреблять на письме союзы чтобы, хотя;

-знать правило их употребления в русском языке;

-уметь составлять СПП и ССП с союзами чтобы, хотя;

-уметь дополнять сложное предложение с союзами хотя, чтобы по смыслу;

-находить данное языковое явление в тексте

Метапредметные

познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

коммуникативные УУД:

инициативное сотрудничество с одноклассниками и учителем;

регулятивные УУД:

организация своей деятельности на уроке

Коррекционно-развивающие

- уметь воспринимать на слух (слухо-зрительно) речевой материал урока;

- уметь грамматически правильно оформлять высказывание;

- отвечать на вопросы развёрнутой фразой;

- уметь поддерживать диалог (беседу);

- соблюдать произносительные нормы речи (звукопроизношение, словесное ударение, слитность, интонация);

- осуществлять самоконтроль за речью, контроль за речью товарищей.

Межпредметные связи: (развитие речи)

Ресурсы занятия (оборудование): карточки, учебник, доска, вырезки статей

Ход урока

Этапы занятия

Содержание деятельности учителя

Характеристика деятельности обучающегося

I. Организация начала урока

Побуждает к приветствию. Создает положительный настрой на сотрудничество. Мотивирует на учебную деятельность.

- Давайте поздороваемся- встаньте. Доброе утро, ребята. Садитесь.

-Сейчас урок русского языка.

-Повтори: какой сейчас урок?

-Спроси у ребят, готовы ли они начать работу?

Скажите мне, как вы будете сегодня работать?

 У меня есть записка/послание.

-Передай послание однокласснику. (передают по цепочке)

Задайте вопрос.

-Спросите у ученика, что в послании?

 

-Отвечай на вопрос.

А кто знает ответ на вопрос?

-расскажи ребятам, чем мы будем заниматься на уроке.

-Доброе утро, учитель

-Доброе утро

-сейчас урок русского языка.

-Ребята, вы готовы начать работу?

-Да, я готов начать работу.

-Да, я готова начать работать.

-Да, я готов к уроку.

-работать засучив рукава

-работать без сучка без задоринки

-работать не покладая рук

-Ученик получил записку.

- Кто написал записку? От кого ты получил записку?

Что написал одноклассник?

- Расскажи, что в послании?

-Тут вопрос, что мы будем делать на уроке.

-Я не знаю.

- Я знаю ответ. Выберите меня. Вызовите меня…

На уроке мы будем:

•        Внимательно слушать

•        Грамотно писать

•        Внятно  говорить

•        Выполнять задания.

•        Выполнять задания

  1. Приветствие

  1. Настройка на деятельность:

II. Основной этап урока (занятия)

С чего мы начинаем урок грамматики?

*подлежащее и сказуемое – это…

*какое предложение, если одна грамматическая основа?

* какое предложение, если две грамматические основы?

*Туча закрыла небо, пошёл сильный дождь. – это какое предложение?

*Снег засыпал дорожки, кусты, крыши домов. - это какое предложение?

Будем проверять. Какой первый ответ?

Кто допустил ошибку?

Послушайте оценки за грамматическую зарядку.

Будем работать с карточками.

У каждого из вас на столе карточка. Задание одно для всех, но предложения разные.

Прочитай задание?

Повтори, что нужно сделать.

Напомни ребятам. Какие виды предложений ты знаешь?

Предложения бывают (какие) ... и ….предложение может быть осложнено (чем?)..

В ...предложении две или несколько (чего?) …

-Хорошо. Прочитайте про себя предложения и выполните задание.

-Прочитай, своё предложение?

-какое это предложение? Докажи, что это сложное предложение? Какой союз ты выделил?

-прочитай нам свою карточку? Как ты думаешь, какой эти тип предложения? Докажи. Назови грамматические основы? Какой союз ты нашла в предложении? Почему ты решила, что это союз?

-следующая карточка, пожалуйста. Какое предложение у тебя?

-Прочитай ребятам своё предложение? Как ты охарактеризовал это предложение, пожалуйста. Назови грамматические основы предложения?

-Разберём последнюю карточку.

Всё верно. Какой союз ты выделила?

-Вы отлично справились с заданием!

-Что мы выделили в предложениях?

-Как вы думаете, какая сегодня тема урока?

-прочитаем вместе тему урока (учитель открывает доску): Союзы чтобы, хотя в сложном предложении

-Откройте тетради, отступите 2 строчки  от домашней работы. Запишите число, классная работа и тему урока.

На доске написаны три схемы сложных предложений, а под ними даны три варианта сложных предложений.

Посмотрите на доску. Подберите к каждому предложению схему? Самостоятельно в тетради. (во время выполнения работы учитель ходит по классу)

-Проверим, что у вас получилось?  Выходи к доске и соедини схему с предложением. Выдели грамматическую основу первого предложения, подчеркни союз. Все согласны? Почему?

По аналогии разбираются 2 следующих предложения.

У меня на доске есть еще одна схема, но к ней нет предложений. Придумайте предложения к схеме?

На доске открывается схема:

Чтобы - =, - =.

Если это задание вызывает затруднения, то задание подаётся в виде заполнения пропусков:

Заполните пропуски в предложениях на доске. Запишите предложения в тетради.

-Какие слова вы вставили?

-проверим ваши ответы.

-читай первое предложение.

Учитель по ходу ответов учеников заполнят пропуски на доске.

-второе предложение, кто нам озвучит?

-следующий ответ?

-Что получилось у тебя в последнем предложении?

Верно.

Что мы сейчас делали, ребята?

Мы начинаем урок с грамматической зарядки.

Это наша традиция.

На листочках пишут ответы.

Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения.

Я скажу иначе: это грамматическая основа.

У меня такой же ответ. У меня нет ошибки.

Читает инструкцию на карточке:

- Прочитайте предложения. Найдите в предложении союзы, выделите их графически. Определите тип предложения

Я знаю, что предложения бывают простые и сложные. Простое предложение может быть осложнено однородными членами. В сложном предложении две или несколько грамматических основ.

Читают предложения на карточках и выполняют задание. (на карточке)

  1. Мама позвала дочку, чтобы она помыла посуду.
  2. Хотя праздник ещё не наступил, я подарю своей девушке цветы.
  3. Аня выполнит   домашнюю работу сегодня, чтобы она хорошо отдохнула завтра.
  4. Садовник разрыхлил землю, чтобы семена быстрее проросли.
  5. Учился он хорошо, хотя мальчик часто ленился.

Отвечают на вопросы:

- Хотя праздник ещё не наступил, я подарю своей девушке цветы.

-Это сложное предложение. Оно состоит из нескольких грамматических основ: праздник не наступил и я подарю. Я выделил союз хотя.

- Мама позвала дочку, чтобы она  помыла посуду. Я думаю это сложное предложение, потому что в нем две грамматические основы: мама позвала, и она помыла.

-Я выделила  союз чтобы.  

- Садовник разрыхлил землю, чтобы семена быстрее проросли.

Я считаю, что у меня сложное предложение, потому что нашла две грамматические основы: садовник разрыхлил и семена проросли.

- Учился он хорошо, хотя мальчик часто ленился.

-я охарактеризовал предложение как сложное. Оно сложное, потому что …Грамматические основы предложения он учился и мальчик ленился.

- Аня выполнит   домашнюю работу сегодня, чтобы она хорошо отдохнула завтра.

Я выделила союз чтобы.  В предложении нашла две грамматические основы: Аня  выполнит   и она отдохнула

- в текстах мы нашли союзы чтобы, хотя.

Читают тему урока на доске вместе:

Союзы чтобы, хотя в сложном предложении

Делают запись в тетрадях.

Схемы:

А. [- =] чтобы [- =]

Б.  [ - =] хотя [- =]

В.  хотя [- =], [- =]

1. В итоге мы шли по лесной тропинке, хотя рядом гудела автотрасса.

2. Хотя человек он был добрый, неудачи преследовали его по пятам.

3. Дина долго ходила по лужам, чтобы её ноги окончательно промокли.

-у доски соединяет схему с предложением:

-Да, я согласен, потому что это сложное предложение.

-Да, я согласна, потому что союз чтобы соединяет две части сложного предложения.

 По аналогии разбираются 2 следующих предложения.

Заполняют пропуски в предложениях:

 ничего не забыть, я написал список.

Мои планы нарушил телефонный звонок, …я не очень хотела гулять.

Я надел легкую куртку, … на улице дул сильный ветер.

Моя мама приготовила курицу и положила в контейнер, …папа мог взять с собой в дорогу.

-я вставила союзы чтобы и хотя.

-Чтобы ничего не забыть, я написал список.

-Мои планы нарушил телефонный звонок, хотя я не очень хотела гулять.

-Я надел легкую куртку, хотя на улице дул сильный ветер.

-Моя мама приготовила курицу и положила в контейнер, чтобы папа мог взять с собой в дорогу.

-Мы работали в тетрадях, подбирали к схемам   предложения, вставляли союзы хотя и чтобы в предложения.

  1. Грамматическая зарядка/разминка.

  1. Работа с карточками

Введение темы урока

Работа в тетрадях

Работа с карточками

III. Организация окончания урока (занятия)

Наш урок подходит к концу.

Пусть каждый из вас скажет, чем мы занимались на уроке?

-Сегодня на уроке мы много работали. Вам ничего не хочется у меня спросить?

-Вы работали на уроке не покладая рук. Мы успели выполнить все задания.

Спросите меня, довольна ли я вашей работой на уроке?

-Я очень довольна вашей работой на уроке. Вы меня порадовали. Сегодня все заработали отличные оценки.

Какую оценку я вам поставила за урок, кто понял?

Пока не прозвенел звонок. Откройте дневники и запишите домашнее задание:

Упражнения 387 (полностью) и 388 (цифры 1-3) в учебнике

Отвечают на вопросы учителя:

-мы выполняли задания у доски

- мы писали предложения и схемы в тетрадях

-мы дописывали предложения

-мы много говорили и писали.

-скажите, как мы работали на уроке?

-Довольны ли вы нашей работой на уроке?

-Мы хорошо работали на уроке?

-Вы поставили всем за урок отлично

Записывают домашнее задание в тетради.

Рефлексия учебной деятельности

  • общая оценка учителя

 

  • домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 10 классе «Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И» (Подготовка к ЕГЭ)

Урок русского языка предназначен для подготовки учащихся 10-11 классов к сдаче ЕГЭ....

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Союз. Повторение и обобщение"

Данный урок представляет собой урок обобщения изученного материала по теме "Союз" в 7 классе. В нем представлен материал по повторению теоретического материала по теме, а также различные виды практиче...

Конспект урока русского языка 7 класс УМК М.М.Разумовская по теме "Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО"

Урок получения новых знаний по теме "Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато". Урок позволяет научить учащихся отличать союзы ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО от местоимений с предлогом и частицами и союза...

Союз как часть речи. Конспект урока русского языка в 7 классе с применением технологии уровневой дифференциации.

Союз как часть речи. Конспект урока русского языка в 7 классе с применением технологии уровневой дифференциации....

конспект урока русского языка в 9 классе по теме "«Союзы и союзные слова, как средства связи придаточного предложения с главным»

Урок изучения новых знаний.В ходе урока использована презентация,которая позволила привлечь внимание учащихся к изучению нового материала,способствовала решению задач урока....

Конспект урока русского языка по теме "Заговори, чтоб я тебя увидел"

Цель урока - развитие устной речи школьников, направление  внимания на осмысление информации, логики и образной системы текста...

Конспект урока русского языка «Чтобы писать грамотно, нужно…»

Тема урока: Чтобы писать грамотно, нужно…Тип урока: урок построения системы знанийЦель урока: Создать условия для обобщения и систематизации предметных  знаний Планируемые результаты:Предм...