Элективный курс по русскому языку «Русский язык в формате ЕГЭ»
рабочая программа по русскому языку (11 класс)
Данный курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, Поскольку элективный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_ege.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс по русскому языку «Русский язык в формате ЕГЭ» предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 34 часа.
Данный курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, Поскольку элективный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
Актуальность выбора данного элективного предмета обусловлена тем, что новая форма итоговой аттестации – единый государственный экзамен – требует своей технологии выполнения заданий, а значит – своей методики подготовки. Работа с тестами требует постоянного, активного, дифференцированного тренинга.
Цель курса – совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также использование в повседневной практике нормативной устной и письменной речи.
Задачи курса:
- изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
- овладение основными нормами литературного языка;
- создание прочной базы языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов тестовых заданий;
- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
- обучение анализу текста, его интерпретации;
- совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы;
- развитие речевой культуры.
Возраст учащихся: 11 класс
Программа рассчитана на 1 год обучения: 34 часа (1 час в неделю).
Формы изучения курса: групповая и индивидуальная; работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ образцов ученических сочинений, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ, использование различных каналов поиска информации.
1. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Введение (1 ч.)
Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы (12 ч)
Орфоэпические нормы (постановка ударения)
Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)
Морфологические нормы (образование форм слова)
Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления
Орфографические нормы. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Правописание НЕ и НИ. Слитное, дефисное, раздельное написание слов. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи
Пунктуационные нормы (8 ч)
Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями)
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
Пунктуационный анализ
Текст как речевое произведение. (7 ч)
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров
Средства связи предложений в тексте. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста
Функционально-смысловые типы речи
Речь. Языковые средства выразительности
Лексическое значение слова (4 ч)
Лексическое значение слова.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.
Сочинение (2 ч)
Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации
2. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения курса учащиеся должны
знать / понимать
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
- основные особенности функциональных стилей;
уметь:
- оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка; (орфографических, орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
- применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
- аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
- оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ элективного курса «Русский язык в формате ЕГЭ».
№ п/п | Тематика курса | кол-во часов | теоретич. часть | практич. часть |
11 класс | ||||
1 | Введение | 1 | 1 | - |
2 | Языковые нормы | 12 | 3 | 9 |
3 | Пунктуационные нормы | 8 | 2 | 6 |
4 | Текст как речевое произведение. | 7 | 1 | 6 |
5 | Лексическое значение слова | 4 | 1 | 3 |
6 | Сочинение | 2 | 1 | 1 |
Итого | 34 | 9 | 25 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Программа составлена таким образом, чтобы большую часть знаний, навыков и умений воспитанник получал в результате практической деятельности.. Практические занятия - анализ текстов, работа со схемами, составление плана, конспектирование, работа с дополнительными источниками, поиск и отбор материала, подготовка докладов и сообщений, написание сочинений, очерков, будут способствовать формированию устойчивого интереса к изучению родного языка,
Техническую оснащённость курса обеспечивают телевизор, магнитофон, мультимедийный проектор, компьютер, видеозаписи.
Учебно-методическое обеспечение: таблицы, комплекты карточек, тексты и тесты.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
- Егораева Г.Т., Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. – М.: Издательство «Экзамен», 2018.
- Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 класс - М.: ТП Сфера, 2018
- Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н.Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку.: - М.: ТП Сфера, 2018.
- Методический анализ содержания и результатов ЕГЭ по русскому языку 2018 года в Краснодарском крае и рекомендации по подготовке к экзамену 2019 года. Р.М.Гриценко, Е.Л.Николаевская.
- Пучкова Л.И., Русский язык. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2018.
- Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет.
- Сенина Н.А., Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2019: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2018.
- Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
элективного курса «Русский язык в формате ЕГЭ» 11 класс (34 часа)
* В журнал записывается часть темы, выделенная курсивом.
№ п/п | Тема занятия | К-во час. | Дата проведения |
1. Введение (1 ч) | |||
1. | Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения | 1 | |
Языковые нормы (12 ч) | |||
2. | Орфоэпические нормы (постановка ударения) | 1 | |
3 | Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости) | 1 | |
4. | Морфологические нормы (образование форм слова) | 1 | |
5. | Синтаксические нормы. | 1 | |
6. | Нормы согласования. Нормы управления | 1 | |
7. | Орфографические нормы. Правописание корней. | 1 | |
8. | Правописание приставок. | 1 | |
9. | Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). | 1 | |
10. | Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. | 1 | |
11. | Правописание НЕ и НИ. | 1 | |
12. | Слитное, дефисное, раздельное написание слов. | 1 | |
13. | Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи | 1 | |
Пунктуационные нормы (8 ч) | |||
14. | Пунктуация в сложносочинённом предложении | 1 | |
15. | Пунктуация в простом предложении с однородными членами | 1 | |
16. | Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). | 1 | |
17. | Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями) | 1 | |
18. | Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения | 1 | |
19. | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении | 1 | |
20. | Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи | 1 | |
21. | Пунктуационный анализ | 1 | |
Текст как речевое произведение. (7 ч) | |||
22. | Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров | 1 | |
23. | Средства связи предложений в тексте. | 1 | |
24. | Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. | 1 | |
25. | Текст как речевое произведение. | 1 | |
26. | Смысловая и композиционная целостность текста | 1 | |
27. | Функционально-смысловые типы речи | 1 | |
28. | Речь. Языковые средства выразительности | 1 | |
Лексическое значение слова (4 ч) | |||
29. | Лексическое значение слова. | 1 | |
30. | Синонимы. Антонимы. Омонимы. | 1 | |
31. | Фразеологические обороты. | 1 | |
32. | Группы слов по происхождению и употреблению. | 1 | |
Сочинение (2 ч) | |||
33. | Сочинение. Информационная обработка текста. | 1 | |
34. | Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации | 1 | |
ИТОГО | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса Изобразительно-выразительные средства русского языка 9-11 класс
«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, нея...
Открытый бинарный урок по дисциплине «Русский язык и культура речи» и «Иностранный язык» (английский язык; немецкий язык; французский язык)
Цели урока: показать своеобразие культур ,особую ментальность; найти точки соприкосновения для лучшего понимания народов посредством малых фольклорных жанров; раскрыть мудрость, поучающий ...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "Синтаксический практикум по русскому языку (на материале творчества русских писателей XX века)"
Данный курс предназначен для обучающихся 11- классов.Элективный курс по выбору поможет старшеклассникам глубже изучить частные темы синтаксиса-самого сложного раздела в курсе русского языка. Теоретиче...
Программа элективного курса «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции»
Авторская программа элективного курса по русскому языку «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции» составлена для учащихся 10 (11) классов об...
Элективный курс "Функциональные стили современного русского языка"
Элективный курс для предпрофильного обучения....
Программа элективного курса «Трудные случаи морфологии русского языка»
Рабочая программа рассчитана на преподавание по учебнику Гольцова Н. Г. Русский язык. 10 -11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011 ....
Рабочая программа элективного курса «Тайны текста» по русскому языку для 5 класса
Рабочая программа элективного курса «Тайны текста» по русскому языку для 5 класса...