Программа элективного курса «Трудные случаи морфологии русского языка»
элективный курс по русскому языку (11 класс) на тему

Рабочая программа рассчитана на преподавание по учебнику Гольцова Н. Г. Русский язык. 10 -11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений.  – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011 .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektiva.doc198 КБ

Предварительный просмотр:

Справка

                  Рабочая  программа элективного курса «Трудные случаи морфологии русского языка» для 11 класса  представляет собой целостный документ, включающий  восемь   разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки обучающихся; критерии  оценки письменных и устных ответов обучающихся; календарно-тематическое планирование; информационно-методическое сопровождение, приложение ( тесты)

        Настоящая программа элективного курса для 11 класса составлена  на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, №1312,  программы по  русскому  языку для 10 – 11 классов  общеобразовательных учреждений  (автор М.Т. Баранов. – М.:   издательство «Дрофа», 2007 г.),  курс «Грамматическое значение  и способы его выражения в языке»,  регионального базисного учебного плана.  

Рабочая программа рассчитана на преподавание по учебнику Гольцова Н. Г. Русский язык. 10 -11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений.  – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011 . 

Рабочая модифицированная программа (углублённое изучение морфологии) соответствует «Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования».

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением  предметов  технологического профиля №91

  города Тольятти

                                             

Рабочая программа

элективного курса

«Трудные случаи морфологии русского языка»

11  класс

на 2013- 2014 учебный год

                                                                                   Составлена

 учителем  русского языка  и  литературы

                                                                               Ситниковой Е.А.

                                                           


Муниципальное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением  предметов  технологического профиля №91

  города Тольятти

 

Структура рабочей программы.

                  Рабочая  программа элективного курса «Трудные случаи морфологии русского языка» для 11 класса  представляет собой целостный документ, включающий семь   разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки обучающихся; критерии  оценки письменных и устных ответов обучающихся; календарно-тематическое планирование; информационно-методическое сопровождение.

Раздел I. Пояснительная записка.

        Настоящая программа элективного курса для 11 класса составлена  на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, №1312,  программы по  русскому  языку для 10 – 11 классов  общеобразовательных учреждений  (автор М.Т. Баранов. – М.:   издательство «Дрофа», 2007 г.),  курс «Грамматическое значение  и способы его выражения в языке»,  регионального базисного учебного плана.  

                Морфология – это наука. Но наука о чем? Нет ли ответа на этот вопрос в самом названии науки? Обращаемся к словарю и узнаем, что морфология как название науки относится не только к языку,  но и к другим областям знаний, поэтому она и определяется как «учение о строении и форме организмов и минералов».

       И уж совсем будет интересно узнать, что изобретение самого термина из корней греческого языка (морфо – форма и логос – учение ) принадлежит немецкому поэту Гете, много лет изучавшему науку о строении  и  формах растений и животных.

      У слов языка тоже есть форма, то есть строение. Наука морфология и должна изучать, какую форму имеет в каждом случае слово, какое у него строение. Знание форм слова развивает у учащихся умение правильно и  хорошо излагать свои мысли как в устной, так и в письменной речи. Данный курс ориентирован на те вопросы  морфологии, которые вызывают затруднения у учащихся.

      Авторская программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Авторская программа модифицирована по количеству часов и содержанию. В рабочую программу не включёны разделы: «Повторение пройденного в 5-9 классах», «Грамматические значения на уровне словосочетаний и предложений». Рабочая модифицированная программа рассчитана на 17 часов. На изучение курса «Трудные случаи морфологии русского языка» выделено 17 часов за счёт регионального компонента.

        Цели курса: 

  • повысить интерес к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся,
  • углубить базовые знания учащихся о морфологии,
  • совершенствовать умения и навыки  в области морфологии русской речи,
  • развивать исследовательские способности учащихся,
  • помочь по-новому взглянуть на привычные проблемы морфологии,
  • познакомить с морфологическими средствами выразительности.

        Задачи курса: 

 – систематизация знаний о самостоятельных и служебных частях речи, о стилистических возможностях морфологии;

 –  совершенствование умений и навыков распознавать части речи и их формы, пользоваться синонимическими средствами морфологии, замечать и исправлять нарушения морфологических норм русского литературного языка;

 – совершенствование  умений и навыков многоаспектного анализа текста;

 – подготовка учащихся к итоговой аттестации.

    Новизна курса заключается в системе работы, назначение которой – значительное углубление знаний по русскому языку  и овладение умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности.

    Выпускники осваивают изобразительно-выразительные возможности  грамматики,  систематизируют и дополняют знания о частях речи,  стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте.    Для того чтобы деятельность выпускника была успешной, обучающиеся должны понимать, чему учатся, над какими умениями работают. Именно поэтому вниманию выпускников предлагается теоретический материал, помогающий правильно организовывать работу на каждом этапе выполнения задания; вопросы, проверяющие успешность деятельности; а также перечень типичных ошибок, знание которых поможет не допустить подобных просчетов в собственной работе.

     Результатом системы работы курса является успешное решение сложных лингвистических задач.

     Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего  обучающегося главной фигурой образовательного процесса.

     Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого обучающегося при его взаимодействии с учителем и другими обучающимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы.

      Для реализации  целей используются следующие   методы: 

  • объяснительно-иллюстративный;  
  • программированный;
  • эвристический;  
  • проблемный.

   Реализация программы предусматривает использование следующих приемов: 

  • составление таблицы, практическая работа,
  • составление вопросов и заданий к теме,
  • сообщения обучающихся,
  • редактирование стилистических текстов, анализ текста,
  • тестирование,
  •  постановка проблемных вопросов,
  •  эвристическая беседа,
  •  проблемная лекция,
  • создание проблемных ситуаций,
  •  наблюдение,
  • анализ.

     Формы проведения занятий: семинары, собеседования, практикумы, консультации, исследования.

    Одной из важных форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность обучающихся, является дискуссия – обмен мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины.

     Основные организационные формы вовлечения обучающихся в учебную деятельность:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа  рассуждения);

- самостоятельная работа;

- работа в группах, парах;

- индивидуальная работа.

     Большое значение для формирования у обучающихся  самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. С её помощью они готовят сообщения по различным темам курса.

     Необходимо использовать такие формы занятий,  как семинары, собеседования, практикумы, консультации, которые требуют более активного самостоятельного изучения материала.      

Рабочая программа рассчитана на преподавание по учебнику Гольцова Н. Г. Русский язык. 10 -11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений.  – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011 . 

Рабочая модифицированная программа (углублённое изучение морфологии) соответствует «Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования»

     Программа предусматривает следующие формы и средства контроля.

     Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

  • учитываются умения обучающегося производить морфологический разбор слова, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
  • учитываются речевые умения обучающегося, практическое владение морфологическими нормами, изобразительно-выразительными возможностями морфологии, нормами орфографии и пунктуации;
  •  учитывается способность обучающегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности  в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

           В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля:

  • исследовательская работа;
  • практикумы;
  • аргументированный устный ответ;
  • сообщение, доклад.

Кроме средств контроля  предусмотрены  следующие формы учёта достижений обучающихся: участие в олимпиадах, конкурсах, выставках, презентациях.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки обучающихся 11 класса.

Раздел 2

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

На

изучение материала

Контрольные

работы

1

Введение. Основы изучаемого курса.

1

1

2

Имя существительное.

3

2

1

3

Имя прилагательное

3

2

1

4

Глагол

2

2

5

Местоимение

1

1

6

Причастие

1

1

7

Имя числительное

1

1

8

Наречие

1

1

9

Категория состояния

1

1

10

Служебные части речи

1

1

11

Морфологические средства выразительности

2

1

1

17

14

3

Раздел 3

Содержание программы

Тема 1.

Введение. Основы изучаемого курса. 1ч

Морфология как раздел лингвистики. Принципы русской морфологии.  Первичные и вторичные лексико-грамматические значения слов, относящихся к разным частям речи. Знаменательные и служебные части речи. Изменяемые и неизменяемые части речи. Слово и его формы. Из истории изучения частей речи.

Тема 2.

Имя существительное. 3ч

Особенности имен существительных как части речи. Род имен существительных. Определение рода у несклоняемых существительных, сложных существительных, определение рода по суффиксам существительных. Падеж имен существительных. Звательный падеж. Формы именительного и родительного падежей множественного числа. Основные значения падежей и употребление их в речи. Правописание падежных окончаний имён существительных.

Тема 3.

Имя прилагательное. 3ч

Имя прилагательное как часть речи. Несклоняемые (аналитические) прилагательные и их употребление в речи. Краткие формы прилагательных, прилагательные, которые употребляются только в краткой форме. Ударение в кратких формах прилагательных. Употребление полных и кратких прилагательных в речи. Правописание окончаний имён прилагательных, правописание кратких имён прилагательных с основой на шипящие. Текстообразующая роль прилагательных

Тема 4.

Глагол. 2ч

Глагол как часть речи. Виды глагола и образование видовых пар.  Одновидовые глаголы. Безличные глаголы и их употребление в речи. Ударение в спрягаемых формах глагола. Время глагола. Способы выражения времени у глаголов. Функционирование глаголов разного времени в тексте. Текстообразующая роль глаголов. Правописание окончаний, суффиксов  глаголов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Тема 5.

Местоимение. 1ч

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений: значение, изменение, роль местоимений в тексте. Правописание местоимений.

Тема 6.

Причастие. 1ч

Причастие как часть речи. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия, их роль в предложении. Употребление временных и видовых форм в причастиях. Текстообразующая роль причастий. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий.

Тема 7.

Имя числительное. 1ч

Имя числительное как часть речи. Разряды имен числительных. Собирательные числительные. Нормы употребления имен числительных в речи.

Тема 8.

Наречие 1ч

Наречие как часть речи. Образование степеней сравнения наречий. Разграничение степеней сравнения имен прилагательных и наречий. Местоименные наречия. Речевые ошибки и их профилактика при образовании и употреблении в речи простой и составной степеней сравнения прилагательных и наречий.

 Особенность употребления наречий в составе фразеологических сочетаний. Текстообразующая роль наречий.

Тема 9.

Слова категории состояния 1ч

Категория состояния (предикативные наречия) как самостоятельная часть речи. Значение и употребление категории состояния. Разграничение категории состояния и других частей речи. Роль категории состояния в речи разных стилей.

Тема 10.

Служебные части речи. 1ч

Переход самостоятельных частей речи в производные предлоги и союзы; морфологические и синтаксические различия между ними;

Значение производных и непроизводных предлогов и союзов. Правописание производных предлогов. Грамматико-смысловые значения частиц. Смысловые значения междометий. Употребление производных и непроизводных предлогов в речи. Разграничение производных предлогов, союзов и самостоятельных частей речи. Текстообразующая роль служебных частей речи.

Тема 11.

Морфологические средства выразительности. 2ч

Морфологические свойства русской речи и их изобразительные возможности. Грамматический род и пол живых существ. Морфологические средства создания образно-поэтического олицетворения. Использование кратких и усеченных прилагательных в поэтической речи, в произведениях устного народного творчества. Употребление относительных, качественных, притяжательных прилагательных в переносном значении. Особенности употребления числительных в текстах художественной литературы. Использование в речи различных форм наклонения и времени в разных значениях. Семантико-стилистические особенности причастий и деепричастий, использование их в текстах художественной литературы. Наречие и категория состояния и их изобразительные возможности. Роль служебных частей речи в семантико-стилистическом оформлении текста. Многоаспектный лингвистический анализ и выразительное чтение текстов художественной литературы.

Раздел 4

 Требования к уровню подготовки обучающих 11 класса

 По окончании курса обучающиеся должны

Знать:

  • лексико-грамматические разряды слов по частям речи;
  • грамматические категории частей речи;
  • принципы классификации частей речи;
  • грамматические признаки частей речи, их синтаксическую роль в предложении;
  • морфологические средства выразительности;
  •  способы образования различных частей речи;
  •  особенности употребления разных частей речи в составе словосочетания и предложения;
  •  текстообразующую роль самостоятельных частей речи;
  •  роль служебных частей речи в тексте;
  • - трудные случаи  правописания различных частей речи.

  Уметь

  • распознавать части речи и их формы, используя многоаспектный структурно-грамматический анализ;
  • соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов;
  •  пользоваться грамматико-орфографическим словарем, справочниками по русской грамматике;
  •  уметь анализировать текст и определять роль частей речи в тексте, особенности морфологических средств выразительности;
  •  практически использовать знания и умения, полученные в процессе освоения курса.

Раздел 5

Критерии  оценки письменных и устных ответов обучающихся

Текущая работа по элективному курсу оценивается по традиционной пятибалльной системе.

Критерии оценок. 

  • Отметка “5” ставится, если ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры, излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
  • Отметка “4” ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки “5”, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
  • Отметка “3” ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но и излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил, не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры, излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
  • Отметка “2” ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
  • Отметка (“5”, “4”, “3”) может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока, при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Раздел 6

Календарно-тематическое планирование

      №

     п/п

урока

              Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

     Виды работ

Примечание

Введение  1ч.

  1.

  1.

Морфология как раздел лингвистики. Принципы русской морфологии.

Первичные и вторичные лексико-грамматические значения слов, относящихся к разным частям речи.

Изменяемые и неизменяемые части речи. Слово и его формы.

1ч.

Урок-беседа с элементами исследовательской работы.

Имя существительное  3ч.

2

1.

Особенности имен существительных как части речи (конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные имена существительные)

1ч.

практикум

3

2.

Род имен существительных. Несклоняемые имена существительные и их род

1ч.

Практикум с элементами беседы

4

3.

Падеж имен существительных.

Звательный падеж. Основные значения падежей и употребление падежей в речи. Правописание падежных окончаний имён существительных

1ч.

Практикум

Имя прилагательное  3ч

5.

1.

Имя прилагательное как часть речи. Несклоняемые (аналитические прилагательные и их употребление в речи)

1ч.

Беседа с элементами исследовательской работы.

6.

2

Краткая форма прилагательного. Употребление кратких и полных имен прилагательных в речи.

Беседа с элементами исследовательской работ

7.

3

Правописание окончаний имён прилагательных, правописание кратких имён прилагательных с основой на шипящие. 

К/р Тестирование

тест

Глагол 2 ч.

8

1.

Глагол как часть речи. Виды глагола и образование видовых пар. Одновидовые глаголы. Безличные глаголы

1ч.

Беседа

Практикум

9.

2.

Ударение в спрягаемых формах глагола. Время глагола.

 Текстообразующая роль глаголов.

 Правописание окончаний, суффиксов  глаголов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

1ч.

Анализ текста,

Исследовательская работа

Местоимение 1ч.

10.

1.

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений: значение, изменение, роль в тексте. Правописание местоимений

1ч.

Беседа

Анализ текста Самостоятельная работа

Причастие 1ч.

11.

1.

Причастие как часть речи. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия и их роль в предложении. Употребление временных и видовых форм в причастиях. Текстообразующая роль причастий.

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий Текстообразующая роль причастий.

1ч.

Практикум

Имя числительное 1ч

12

1

Имя числительное как часть речи. Разряды имен числительных. Собирательные числительные. Нормы употребления имен числительных в речи.

Беседа с элементами исследовательской работы.

Наречие 1ч.

13.

1.

Наречие и категория состояния как часть речи. Отличие наречия от категории состояния. Текстообразующая роль наречий.

1ч.

Лекция с элементами исследовательской работы.

Категория состояния 1ч

14

1

Категория состояния (предикативные наречия) как самостоятельная часть речи. Значение и употребление категории состояния. Разграничение категории состояния и других частей речи. Роль категории состояния в речи разных стилей.

Урок-исследование

Служебные части речи 1ч

15

1

Переход самостоятельных частей речи в производные предлоги и союзы; морфологические и синтаксические различия между ними;

Урок-исследование

Морфологические средства выразительности 2ч

16

1.

Морфологические средства выразительности

1ч.

Лекция и практическая работа

Анализ текста

17

2

Итоговая контрольная работа

Раздел 7

Информационно-методическое сопровождение

Литература для обучающихся

  1. Буланин Л. Л. Трудные вопросы морфологии. – М., 1972
  2. Власенков А.И. Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. – М.: 2002
  3. Виноградов В. В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. – 2-е изд. – М.,1972.
  4. Галлингер И.В. Культура речи: Нормы современного русского литературного языка. – М.: 1994.
  5. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10 -11 классы: учебник для общеобразовательных  учреждений.  – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011 .
  6. Одинцов В.В., Иванов В.В., Смолицкая Г.П.и др. Школьный словарь иностранных слов. – М.: 1999.
  7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка. – М.: 1992.
  8. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. / Под ред. Аванесова Р.И. – М.: 1989.
  9. Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М.- 1991.
  10.  Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. – М.: 1996.
  11.    Учебный словарь сочетаемости слов русского языка./ Под ред. Денисова П.Н., Морковкина В.В. – М.: 1978.
  12.   Граудина Л. К. Беседы о русской грамматике. – М., 1983
  13.   Граудина Л. К. и др. Грамматическая правильность русской речи. – М.,1971
  14.   Иванова В. А. и др. Занимательно о русском языке. – М., 1990
  15.   Ипполитова Н. А. Упражнения при грамматической стилистике при изучении частей речи. – М., 1980
  16.   Шелякин М. А. Справочник по русской грамматике. – М.,1983

Литература для учителя

  1.  Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. - М., 1976.
  2. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Ч.I  Фонетика и морфология.- М., 1973.
  3. Грамматика  современного  русского литературного языка. - М., 1970
  4. Евтюхин В.Б. Морфологические категории.- СПб. 2002.
  5. Карпов А.К. Современный русский язык. Словообразование. Морфология.- М., 2002.
  6. Касевич В.Б. Семантика. Синтаксис. Морфология.- М., 1988. Гл.III. Морфологический компонент языка. С. 124-214.
  7. Краткая русская грамматика / Н.Ю.Шведовой, В.В.Лопатина.- М., 1989
  8. Лайонз Дж.  Введение в теоретическую лингвистику.  Пер. с англ.- М., 1978
  9. Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990.
  10. Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. - М., 1981.
  11. Морфология современного русского языка. Сборник упражнений. - Изд. Ростовского университета, 1986.
  12. Мучник И.П. Грамматические категории глагола и имени в современном русском литературном языке. - М., 1971.
  13. Плунгян В.А. Общая морфология. Введение в проблематику.- М., 2003.
  14. Русская грамматика. - Т.1. - М., 1980.
  15. Русский язык. Энциклопедия.- М., 1979, 1997
  16. Современный русский язык / Под ред. В.А.Белошапковой. -М., 1989 (Совр. р. яз., 1989).
  17. Тихонов А.Н. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология.- М., 2003.
  18. Чеснокова Л.Д.,  Печникова В.С. Современный русский язык. Анализ языковых единиц в 3-х ч. Часть 2. Морфология.- М., 1995.

Раздел 8

Приложение 1

 Тест по теме «Существительное»

1.В каком ряду во всех словах пишется И?

  1. кресл…це, красав…ца, изюм…нка, баш…нка
  2. бел…зна, пугов…чка, бус…нка, за…нька
  3. шалаш…к, плать…це, Тол…чка, толщ…на
  4. топл…во, круж…во, па…нька, нов…зна

2. В каком ряду во всех словах в суффиксе пишется Е?

  1. владел..ц, кормил…ц, сит…чко, мес…во
  2. завал…нка, купал..нка, ружь..цо, нищ…нка
  3. дво…чка, паш…нка, пальт…цо, подароч…к
  4. хлеб..ц, владел…ца, письм…цо, могущ…ство

3. В каком ряду во всех словах пишется Е?

  1. к батаре…, в уль…, с ветк…, на брошк…, на темен…, о санатори...
  2. у брон…, в ине…, в волнень…, к тещ…, в планетари…, о знамен…
  3. в волнени…, к галере.., у Натали…, на ожерель…, на кляче…, к упряж…
  4. на остри…, о лихолеть…, к Прасковь…, в низовь… Волги

4. В какой строке указана неверная  грамматическая характеристика существительного?

     Имя ее мне неизвестно.

  1. начальная форма – имя
  2. постоянные признаки – нарицательное, неодушевленное, средний род,  2 склонение
  3. употреблено в форме ед. числа, именительного падежа
  4. в предложении является подлежащим

5. Какое слово пишется через дефис?

  1. (трудо)день
  2. (контр)удар
  3. (динамо)метр
  4. (пресс) центр

6. Какое слово пишется слитно?

  1. (экспресс)анализ
  2. (вице)губернатор
  3. (фельд)маршал
  4. (норд)ост

7. Какое слово пишется через дефис?

  1. (борт)инженер
  2. (блок)пост
  3. (кор)пункт
  4. (обер)прокурор

8. Какое слово пишется слитно?

  1. (мини)юбка
  2. (восточно)европейская овчарка
  3. (альфа) частица
  4. (Восточно)Европейская равнина

9. Какое слово пишется раздельно?

  1. (дом)работница
  2. (полу)пальто
  3. (пол)яблоневого сада
  4. (пол)игры

10. Укажите ряд, где во всех словах пишется И.

  1. пугов…чка, горош..к
  2. звоноч..к, стол..к
  3. кусоч…к, врем..чко
  4. луков…чка, трещ…нка

11. В каком ряду во всех словах пишется О?

  1. болотищ…, городишк…, землишк…
  2. заборишк…, перышк…, городишк..
  3. речушк…, батюшк…, шалунишк…
  4. пальтишк…, житьишк…, соседушк…

12. В каком слове допущена ошибка?

  1. под селом Голицыным
  2. за доктором Львовым
  3. восхищаться Тургеневым
  4. фильм с Чарли Чаплином

13.Укажите ошибку в образовании формы слова

  1. много кочерег
  2. нет макарон
  3. банка шпрот
  4. несколько оладьев

14. Укажите ошибку в образовании формы слова

  1. несколько калмыков
  2. трое румын
  3. несколько брелоков
  4. двое грузинов

15. Укажите ошибку в образовании формы слова

  1. инспектора
  2. редакторы
  3. бухгалтера
  4. фельдшера

16.Найдите существительное, образованное бессуффиксным способом

  1. экс-чемпион
  2. приморье
  3. склад
  4.  чистка

17. Найдите ряд, где все существительные общего рода.

  1.недоучка, врач, невежда

  2. задира. агроном, невежа

  3. плакса, недотрога, разиня

  4.  непоседа, судья, скряга

18. Найдите существительное, которое пишется через дефис.

  1. (боли)голов
  2. (макро)мир
  3. (блок)пост
  4. (демо)христианин

19. В каком ряду во всех словах пишется И?

  1. об Аксинь…, о питани…, в сознани…
  2. о гени.., на знамен…, в ущель…
  3. о пламен…, в ине.., о фе..
  4. о питани…, о Ксени…, в пламен…

20. Найти слово, которое пишется через дефис

  1. (человеко)день
  2. (трудо)день
  3. (сорви)голова
  4. (блок)пост


Приложение 2

Тест по теме «Имя прилагательное»

1. Найдите относительное прилагательное

  1. холодный              
  2. широкий      

3 . вечерний

4.  сестрицын

2. Укажите слово, в котором пишется буква Е

  1. милост…вый
  2. придирч…вый
  3. юрод…вый
  4. пенз…нский

3. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется одна Н

  1. овчи…ый
  2. безветре…ый
  3. люди глупы и необразова…ы
  4. сви…ой

4. В каком ряду все слова пишутся раздельно?

  1. (энциклопедически) образованный, (предельно) накаленная, (челюстно)лицевая
  2. (безупречно)порядочное, (кристально) честный, (Восточно)Европейская равнина
  3.  (фактически)нелепая, (пятнадцати)метровый, (общественно)полезный
  4. (аграрно)развитые, (максимально)приближенный, (ангельски)кроткий

5. Найти слово, которое пишется через дефис

  1. (подлинно) научный
  2. (ниже)подписавшиеся
  3. (высоко)квалифицированный
  4. (народно)освободительный

 6. Найти слово, которое пишется слитно

  1. (северо)осетинский танец
  2. (историко)архивный
  3. (мясо)молочный
  4. ( истинно) научный

7. Найти слово, которое пишется раздельно

  1. (слабо)кислый раствор
  2. (волнисто)изогнутый
  3. (лейб) гвардейский
  4. (диаметрально)противоположный

8. Найдите слово, которое пишется через дефис

  1. (бело)мраморный
  2. (жюль)верновский
  3. (дико)растущий
  4. (выше)указанный

9. Найдите слово, которое пишется слитно

  1. (зубчато)ланцевидный
  2. (выпукло)вогнутый
  3. (пепельно)седой
  4. (народно)хозяйственный

10. Найдите пример, в котором есть прилагательное в простой форме сравнительной степени

  1. Делать лучше и быстрее
  2. Сегодняшнее выступление интереснее вчерашнего
  3. Этот учение более прилежный, чем остальные
  4.  Байкал - глубочайшее озеро в мире.

11. Найдите слово, в котором пишется буква Е

      1. привередл…вый

      2. отчетл…вый

      3. никел…вый

      4. разговорч…вый

12. Найдите слово, в котором пишется буква О

  1. груш…вый
  2. кумач…вый
  3. деш…вый
  4. окруж…нный

13. Найдите прилагательное, образованное приставочно-суффиксальным способом

  1. преотличный
  2. трансатлантический
  3. темноволосый
  4. пограничный

14. Найдите прилагательное, образованное путем сложения основ

  1. паровозный
  2. голубоглазый
  3. остродефицитный
  4. самоварный

15. Найдите слово, которое пишется     с Н

  1. пружи…ый
  2. масля…ый
  3. карма…ый
  4. общи…ый

16. Найдите слово, которое пишется с НН

  1. плавле…ый
  2. свежемороже…ый
  3. стира…ый вручную
  4. озабоче…ы поиском

17. Найдите слово, в котором пишется НН

  1. несея…ый
  2. кова…ый
  3. жасми…ый
  4. смышле…ый

18. Найдите слово, которое пишется с одной Н

  1. нежда…ый
  2. назва…ый брат
  3. асфальтирова…ый
  4. купле…ый

19. Найдите слово, которое пишется слитно

  1. (экс)чемпионский
  2. (лечебно)профилактический
  3. (плодово)ягодный
  4. (сельско)хозяйственный

20. Найдите слово, которое пишется слитно 

    1.(лечебно)профилактический

     2. (дерево)обрабатывающий

  1. (контр)адмиральский
  2. (фабрично)заводской

21. Найдите слово, которое пишется через дефис

  1. (южно)уральская флора
  2. (ясно)выраженная воля
  3. (юридически)сложный
  4. (технико)экономический

22.Найдите слово, которое пишется через дефис

  1. (плодово)овощной
  2. (лево)бережный
  3. (мелко)зернистый
  4. (южно)китайский климат

23. Укажите НЕВЕРНОЕ объяснение написания слова

  1. НастойчИвый  - в суффиксах прилагательных ЧИВ,ЛИВ всегда пишется буква И.
  2. СочИнский     - в суффиксах прилагательных, образованных от географических названий на –а (-я), -и (-ы),  пишется суффикс ИНСК
  3. Беломраморный   - сложное прилагательное пишется слитно, потому что является научно-техническим термином
  4. ОвчиННый    - отыменное прилагательное образовано от слова с основой на Н, поэтому пишется с двумя Н.

24. Укажите НЕВЕРНОЕ объяснение написания слова

  1. ПарчОвый – в суффиксах прилагательных после шипящих под ударением пишется буква О
  2. Сестра слишком ветреНа – в кратких отыменных прилагательных всегда пишется одна Н
  3. День пригож..- в краткой форме прилагательных на конце не пишется мягкий зна
  4. Ильфо-петровская проза –  сложные прилагательные, образованные от сочетания двух фамилий, пишутся через дефис

25.Найдите слово, которое пишется с НН:

1. бара…ий

2. ю…ый

3. серебря…ый

4. стари…ый

\

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по морфологии

Вариант 1

Определите, к каким частям речи принадлежат выделенные слова:

1. Голос из дальнего, голос из прошлого из-за спины обнимает меня.
2. Окна дома не
затемнены, семьи возвратились из Сибири.
3.
 Весной легко расставаться – весной и  счастливых тянет вдаль.
4. Я спешу
туда  ж – а там уже  весь город.
5.
 Дядина дача была в десяти  верстах от этой станции.
6.
 Ярче солнце, сильнее пахнут поля, обильнее дожди и выше трава.
7. Мне
грустно потому, что весело тебе.(?)
8. В жизни
нужны знания, опыт и трудолюбие.

9. Они погибли ради жизни на земле.
10. И впился комар
как раз тётке в правый глаз
11.Вот
нехотя с ума свела.
12.
 Архитектура переулков Арбата обладала подлинным обаянием, несмотря на отсутствие порядка, а может быть, именно благодаря отсутствию строгих правил.

13. Выпишите из предложения  все местоимения.  Но вскоре этот роман пойдёт вглубь и вширь, заполнится людьми, событиями, светом, красками и начнёт литься свободно и ровно, подгоняемый воображением, требуя от писателя всё новых жертв, требуя, чтобы писатель отдавал ему драгоценные запасы образов и слов.

14. Выпишите все предлоги. Только не подумайте, что эта «беспрецедентная рекламная кампания» направлена на раскрутку высокоградусных напитков. Всё гораздо возвышеннее: «новый формат периодики покоряет Россию»! Теперь благодаря некоему российскому издательству любой обладатель 15 рублей запросто окунётся в мир чувств, спектр которых достаточно широк.

15. Выпишите все частицы.  Неужели читателю, любящему живую книгу, остаётся утешаться нетленной классикой? К счастью, нет. Поразительная закономерность. Живая книга каким-то чудом пробивается к читателю. И диктат рынка ей не слишком большая помеха.

16. А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПРЕОБРАЗОВАНА 

Вся другая информация (звуки, изображения) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму
а) действительное причастие    б) страдательное причастие
в) краткое прилагательное     г) деепричастие совершенного вида

17. Какой частью речи является слово благодаря (предложение 13)? (IЗ)Благодаря своей вечности вопросы эти имели такое большое значение для нас и будут его иметь для всех последующих поколений.

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по морфологии

Вариант 2

Определите, к каким частям речи принадлежат выделенные слова:

1.Я должен признаться, что виноват перед тобой.
2. От души нам
жаль этого человека.
3. Но
тихо. День ещё далёк, и люди спят кругом. 
4. Василиса Егоровна сделала ему несколько замечаний  
касательно хозяйства.
5. Насчёт главного предмета Чичиков выразился очень осторожно.
6. Литвинов
 не бросал бомбы, но эффект от его речи был таким, как если бы он настоящей бомбой сокрушил зал.
7.  С тех пор как к нам приехала фрейлен, она завела новую моду.
8. Раз уж на то пошло, слушайте.

9. Ждём, ведь это первый вечер.
10. И чего ты привязался?
11. Архитектура переулков Арбата обладала
подлинным обаянием, несмотря на отсутствие порядка, а может быть, именно благодаря отсутствию строгих правил.
12. Братья
молча постояли.

13.Выпишите все указательные местоимения. Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется, но увидеть, как она движется, нельзя. То же происходит и с языком. Он изменяется. Но мы не чувствуем, как это происходит. Сейчас в нашей истории наступил такой момент, когда мы видим, как меняется русский язык.

14. Выпишите все частицы.  Неужели читателю, любящему живую книгу, остаётся утешаться нетленной классикой? К счастью, нет. Поразительная закономерность. Живая книга каким-то чудом пробивается к читателю. И диктат рынка ей не слишком большая помеха.

15. Выпишите все предлоги. Инвалид, по-собачьи преданно перехватив её взгляд, будто подтвердил: «Вот как я её люблю!» Потом они препирались насчёт нижнего места, и дама снисходительно уступила:  - Ну, хорошо, хорошо! - Поцеловала усталого спутника, мужа, как выяснилось потом, пожелала ему спокойной ночи и стала устраиваться на нижнем месте.

16. . А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова   БУДТО.  

Она будто пробудилась от долгого сна.

А) Наречие   Б) союз  В) частица

17. Выпишите двойной союз. Роль филологии именно связующая, а поэтому и особенно важная. По самой своей сути филология антиформалистична, ибо всегда  учит правильно понимать смысл текста, будь то исторический источник или художественный памятник. Она требует глубоких знаний не только по истории языков, но и знаний реалий той или иной эпохи.

Определите, к каким частям речи принадлежат выделенные слова.

1. Голос из
дальнего, голос из прошлого из-за спины обнимает меня.

2. Окна дома не
затемнены, семьи возвратились из Сибири.

3.
 Весной легко расставаться – весной и счастливых тянет вдаль.

4. Я спешу
туда ж – а там уже весь город.

5.
 Дядина дача была в десяти верстах от этой станции.

6.
 Ярче солнце, сильнее пахнут поля, обильнее дожди и выше трава.

7. Мне
грустно потому, что весело тебе.(?)

8. В жизни
нужны знания, опыт и трудолюбие.

9. Я
должен признаться, что виноват перед тобой.

10. От души нам
жаль этого человека.

11. Но
тихо. День ещё далёк, и люди спят кругом.

12. Василиса Егоровна сделала ему несколько замечаний
касательно хозяйства.

13.
 Насчёт главного предмета Чичиков выразился очень осторожно.

14. Литвинов
 не бросал бомбы, но эффект от его речи был таким, как если бы он настоящей бомбой сокрушил зал.

15.
 С тех пор как к нам приехала фрейлен, она завела новую моду.

16.
 Раз уж на то пошло, слушайте.

17. Они погибли
ради жизни на земле.

18. И впился комар
как раз тётке в правый глаз!

19. Ждём,
ведь это первый вечер.

20.
 И чего ты привязался?

21. Вот
нехотя с ума свела.

22.
 Архитектура переулков Арбата обладала подлинным обаянием, несмотря на отсутствие порядка, а может быть, именно благодаря отсутствию строгих правил.


23. Братья
молча постояли.

Проверьте себя.

  1. Существительное, существительное.
  2. Причастие.
  3. Наречие, частица, существительное.
  4. Местоимённое наречие, частица, наречие, местоимение.
  5. Прилагательное, местоимение.
  6. Прилагательное, наречие, прилагательное, прилагательное.
  7. Слово категории состояния, местоимённое наречие, союз, слово категории состояния.
  8. Прилагательное.
  9. Прилагательное, союз.
  10. Слово категории состояния.
  11. Слово категории состояния, наречие, прилагательное, наречие.
  12. Предлог.
  13. Предлог.
  14. Частица, местоимение, союз.
  15. Союз.
  16. Союз, наречие, предлог, местоимение.
  17. Предлог.
  18. Частица.
  19. Союз.
  20. Частица, наречие.
  21. Наречие.
  22. Прилагательное, предлог, частица, предлог.
  23. Наречие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективных курсов "Трудные случаи пунктуации".11 класс.

Этот курс представляет собой систему занятий, направленных на получение дополнительных теоретических знаний и формирование навыков грамотного письма, что позволит учащимся качественно подготовиться к ...

Программа элективных курсов "Трудные случаи орфографии". 10 класс.

Курс "Трудные случаи орфографии" 10 класс представляет систему занятий, направленных на получение дополнительных теоретических знаний и формирование навыков грамотного письма, что позволит учащимся ка...

Рабочая программа элективного курса Трудные случаи орфографии в 9 классе

Программа  ориентирована  на языковое развитие учащихся 9 класса. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы, однако он...

Дополнительная образовательная программа элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации ( историко – литературоведческий аспект)» 11 класс

Программа элективного курса предполагает многоаспектный подход к изучению становления грамматики русского литературного языка. В ходе изучения курса учащиеся познают, как образовывалась русская орфогр...

Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии русского языка» для 11 класса

Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии  русского языка»для 11 класса...

Рабочая программа элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» для 9 класса

      Рабочая программа элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» для  9 класса...