Элективный курс "Функциональные стили современного русского языка"
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему

Семенова Марина Николаевна

Элективный курс для предпрофильного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnye_stili_sovremennogo_russkogo_yazyka.docx41.12 КБ

Предварительный просмотр:

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

Семенова М. Н., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №1 р.п. Базарный Карабулак Саратовской области»,

Горохова Т. В., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №1 р.п Базарный Карабулак саратовской области»

Пояснительная записка.

Стилистика - учебная дисциплина, исследующая один из коммуникативных аспектов языка. Значение курса стилистики в воспитании и обучении молодого поколения обусловлено той особой ролью, которую выполняет язык как важнейшее средство общения человека во всей его многогранной речевой практике.

Задачи курса - развитие способностей к правильной и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи. Изучение данного курса должно содействовать расширению лингвистического кругозора учащихся, воспитанию у них стилистического чутья, закреплению умения и навыков коммуникативно-целесообразного отбора единиц языка, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать текс ты различной стилевой принадлежности, а также интерпретировать семантическую и композиционную структуры художественного текста.

Содержание курса предусматривает изучение функциональной стилистики современного русского литературного языка, а также практической стилистики и культуры речи.

Функциональная стилистика изучает универсальные закономерности функционирования языка в различных сферах человеческой деятельности и общения, т.е. рассматривает язык в плане реализации его потенциальных стилистических возможностей в зависимости от целей и задач общения, характера содержания, типа мышления и различных иных ситуативных факторов.

Объектами стилистики речи являются: 1) функциональные стили (официально-деловой, научный, газетно-публицистический, разговорный, художественный), представляющие собой способ говорить и писать в определённой сфере общения; 2) функциональные типы текста, являющиеся жанровыми вариациями функционального стиля и представляющие собой композиционно-речевые системы, в стилистической структуре которых реализуются и воплощаются универсальные стилевые нормы. С учетом этого в курс включён раздел «Практическая стилистика», в котором, в частности, предусмотрено изучение как синонимических средств на всех уровнях языка, так и вариативности морфологических форм и речевых конструкций. Задачей данного раздела является развитие у учащихся способностей выбора из определённого ряда соответствий и вариантов одного, наиболее правильно выразительно и точно воспроизводящего данную мысль в определённой сфере и речевой ситуации.

Теоретический материал курса и раздел «Практическая стилистика» имеют своей целью не только выработать у учащихся языковое чутьё, чувство уместности и целесообразности того или иного слова и выражения в определённой ситуации общения, но и научить их свободному владению стилистическими нормами русского языка, являющимися разновидностями общеязыковой нормы, более высоким её уровнем, познакомить с принципами построения устной публичной речи.

Курс предполагает широкое использование активных форм обучения, различных видов творческой самостоятельной работы учащихся: написание рефератов, статей и сочинений на заданную или свободную тему, биографий выдающихся людей, автобиографий, подготовка устных сообщений, этюдов о словах и фразеологизмах; составление деловых бумаг, отчётов, заявлений; редактирование и стилистическая правка текстов; изготовление обобщающих таблиц, подбор иллюстративного материала; работа со словарями, анализ словарных статей, сопоставительное комментирование стилистических помет в словарях современного русского языка; работа над текстами - художественными,официально-деловыми, научными, публицистическими и др.

Учебно-тематический план.

п/п

Название темы

Кол-во

часов

Форма проведения

Форма контроля

1.

Введение

3

Лекция

Конспект лекции

2.

Стилевые черты разговорной речи

7

Лингвистический анализ текста

Подбор иллюстративного материала

3.

Стилевые черты научной речи

7

Редактирование и стилистическая правка текста

Научный мини-доклад на заданную тему

4.

Стилевые черты официально-деловой речи

5

Ролевая игра

Составление автобиографий, написание биографий выдающихся людей

5.

Стилевые черты художественной речи

8

Заседания творческих групп учащихся

Творческий отчёт

6.

Стилевые черты публицистической речи

8

Экскурсия в редакцию местной газеты «Вестник района»

Публицистическая статья на заданную тему

7.

Практическая стилистика

4

Редактирование и стилистическая правка текстов

Публичное выступление на заданную тему

8.

Контактоустанавливающая функция устной публичной речи, её экспрессивность и адресованность

6

Работа в группах. Встречи с психологом

Устное изложение на заданную тему

9.

Стилистические приёмы адресованное устной публичной речи

10

Ролевая игра. Создание определённых речевых ситуаций

Сообщение, адресованное одноклассникам

10.

Принцип построения ораторской речи

10

Публичные монологи перед слушателями (живое общение), а также с помощью аудиовизуальных СМИ. Посещение видеосалона

Публичное выступление перед широкой массовой аудиторией

Введение (3 ч.)

Теоретический материал. Язык и речь. Функциональная стилистика как наука о стилях речи.

[ Экстралингвистические факторы - цель и задачи речи в определённой деятельности человека; обстановка общения, форма общения и т.д. - основа выделения различных стилей речи. Устная и письменная речь. Формы и стили речи.

Выработка практических умений и навыков. Подготовка учащихся к восприятию стилей как основной категории, функциональной стилистики; дифференциация понятий «язык» и «речь», учёт экстра- лингвистических факторов при организации устной и письменной речи.

Стилевые черты разговорной речи (7 ч.)

Теоретический материал. Отличие разговорной речи от научной, официально-деловой, публицистической и художественной (непосредственность общения, простота содержания, отсутствие предварительного отбора речевого материала). Значение обстановки общения, интонации, темпа говорения, мимики и жестикуляции для разговорной литературной речи.

Лексико-фразеологические, словообразовательные, морфологические и синтаксические особенности разговорного стиля.

Неправомерность отождествления понятий «разговорный стиль» и «устная речь».

Непринуждённость изложения, лаконичность, конкретность, образность, экспрессивность, стан- дартизированность как основные стилевые черты разговорной речи.

Выработка практических умений и навыков. Умение устанавливать стилевую принадлежность речи. Овладение навыком доступно и раскованно строить сообщение на заданную тему в моно- или диалогической форме.

Стилевые черты научной речи (7 ч.)

Теоретический материал. Популярность научного стиля речи в связи с высокими темпами развития науки и техники. Значимость точности, доказательности, аргументированности и строгой системности для изложения научных проблем.

Лексико-фразеологические, словообразовательные, морфологические и синтаксические особенности научного стиля, их подчинённость его целевой установке.

Мотивация жёсткой нормативности и терминологизированности научной речи.

Прагматичность, лаконизм, отвлечённо-обобщённый характер, логичность, объективность как стилевые черты научного стиля. Место образности и экспрессии в научной речи, их особенности.

Выработка практических умений и навыков. Формирование у учащихся умения узнавать научный стиль речи, навыков построения устного научного изложения с непременным условием употребления в нём терминов, характерных морфолого-синтаксических конструкций, с учётом требования логики как индуктивного, так и дедуктивного типа.

Стилевые черты официально-деловой речи (5 ч.)

Теоретический материал. Сфера употребления официально-деловой речи, её особенности, приоритетность письменной формы. Типы деловых бумаг. Лексико-морфологические и синтаксические характеристики официально-делового стиля, специфика использования в нём профессиональной терминологии, сокращённых слов.

Мотивация безобразности и нейтральности деловой речи, её стандартизованности.

Выработка практических умений и навыков. Овладение умением определять официальноделовой стиль речи, анализировать его лексико-морфологические и синтаксические средства; формирование навыков стилевой оценки текстов государственных законов, международных договоров и т. п.; выработка умения составлять деловые документы (автобиография, заявление, протокол, акт и др.).

Стилевые черты художественной речи (8 ч.)

Теоретический материал. Образность, экспрессивность и эмоциональность как основные характеристики художественной речи. Эстетическая функция языка и специфика использования в художественном стиле выразительных средств всех уровней. Проявление многозначности слова, прямого и переносного значений, синонимии и антонимии в создании художественных образов. Соотношение образного и безобразного начал в литературно-художественных произведениях. Статус образности в художественной и научной речи, его мотивация. Место языковых средств других стилей в художественном стиле.

Приоритетность письменной формы художественной речи, художественность устного изложения, его специфика.

Выработка практических умений и навыков. Формирование умения определять стилевую принадлежность художественных текстов, характеризовать языковые средства создания образности (лекси- ко-синтаксического плана), овладение навыками письменного и устного изложения с элементами художественности. Повторение сведений о тропах и их типах.

Стилевые черты публицистической речи (8 ч.)

Теоретический материал. Роль публицистической речи в формировании общественно- политической мысли. Публицистический стиль как пример языковой функции воздействия. Устная и письменная формы публицистической речи (выступлений, докладов, статей, лекций, заметок из периодической печати и т. д.).

Соотношение разностилевых элементов (художественных, научных, разговорных и пр.) в публицистической речи, их подчинённость функции воздействия.

Специфика логики изложения и эмоциональной выразительности письменных произведений публицистического стиля. Лексические (общественно-политическая терминология, заимствования и т.д.), фразеологические (широкое использование устойчивых выражений, речевых стандартов), морфоло- го-синтаксические (простые синтаксические конструкции, инверсии) особенности публицистической речи, их жанровая обусловленность.

Призывность, образность, экспрессивность, логичность как стилевые черты публицистической речи. Разновидности тона речи (доверительный, объективный, торжественный, изобличающий и др.).

Выработка практических умений и навыков. Формирование умений отличать публицистическую речь от научной и художественной на основании ведущих стилевых черт; распознавать лексические и морфолого-синтаксические особенности публицистических изложений, письменных и устных. Овладение навыками построения высказываний ь публицистическом стиле с выразительной действенной направленностью, в характерном психологическом тоне (устное публичное выступление, доклад, лекция и т.д.).

Устная публичная речь. Принципы построения ораторских речей (30 ч.)

Введение с элементами повторения (4 ч.)

Теоретический материал. Политическое, судебное, эпидейктическое (парадное) красноречие — исторические корни современной риторики. Высокая разносторонняя культура и перцептивно- суггестивные способности как основополагающие характеристики личности идеального оратора, обязанности и задачи оратора. Статус природного дара внешних данных и постоянных упражнений в овладении искусством красноречия по Цицерону («Об ораторе», «Брут», «Оратор»).

Выработка практических умений и навыков. Акту ализация сведений о возникновении и традициях риторики, об образе оратора; формирование умения оценки личности оратора и самооценки с точки зрения уровня культуры, перцепции (умение учитывать особенности конкретной личности) и суггестии (способностей словесного внушения); усвоение представления об обязанностях и задачах оратора.

Контактоустанавливающая функция устной публичной речи, ее экспрессивность и адресо- ванность (6 ч.)

Теоретический материал. Механизм функционирования устной публичной речи — в разрешении

тиворечия между необходимостью подготовки предмета выступления (по образцу письменной фор- обшения) и импровизированностью его устного представления (по образцу диалогического повсе- эного общения).

Ярко выраженная ориентация на восприятие слушателя как основа контактоустанавливающей ||гасции устной публичной речи.

Контактоустанавливающая функция, её связь с элементами экспрессии и средствами адресован- Июн.

Понятие об экспрессии - усилении выразительности, изобразительности, увеличении воздейст- |^ющей силы сказанного. Эмоциональность как частный случай экспрессивности.

Общая характеристика художественности акта коммуникации.

Выработка практических умений и навыков. Формирование представлений о механизмах функ- яирования устной публичной речи, её соотнесённости с письменным общением и разговорным сти- »; осознание значимости контактоустанавливающей функции, экспрессии и адресованности для построения устного изложения.

Стилистические приёмы адресованности устной публичной речи (10 ч.)

Теоретический материал. Авторизация речи как выражение авторской принадлежности выска- ■шя. Связь понятия авторизации с приёмом интимизаиии изложения. Использование конструкций с гоименно-глагольными формами типа Мы здесь видим, мы с ваш чувствуем, формы все, а также с >льными формами 1 лица множественного числа в будущем и прошедшем времени с целью придать тожению более интимный характер.

Средства индивидуализаиии говорящего, выражающие его оценку, позицию, комментарии вызывания (простые предложения типа Я об этом говорил, придаточные предложения определительного I о котором (-ой) я говорю, вводные предложения типа Как я уже говорил, так сказать и др., конст- ии с формами сослагательного наклонения и инфинитива Я бы хотел, с формами глаголов в буду- ем времени Я дачьше буду подчёркивать, клишированные конструкции Я думаю, мне кажется).

Средства выражения коллективного автора, выступающего от лица представляемой им группы ■Мы все, учащиеся 10-х классов. Наша фонетическая лаборатория и др.).

Адресация как приём, рассчитанный на вовлечение слушателей в процесс речи, его связь с воплощением контактоустанавливающей функции. Прямые обращения к аудитории, призывы к активному сприятию сказанного или совершению какого-либо действия и средства, которые только обозначают в речи адресат.

Обращения типа товарищи, коллеги и их место в высказывании (в начале, в середине, в конце).

Форма личного местоимения 2 лица множественного числа дательного падежа Нам как контакт- вое средство, ярко отражающее направленность речи слушателям. Употребление формы Вам в составе единиц с местоименно-глагольными формами 1 лица единственного числа Я успею вам сообщить и т.д., в конструкциях со значением апелляции к опыту, знаниям аудитории: имя этого человека вам хорошо известно, это тоже вам знакомо, как вы знаете.

Формы повелительного наклонения как действенное средство адресации устной публичной речи, содержащей информацию о фактах и отношение к ней говорящего: запомните, учтите, записывайте.

Конструкции с местоимённо-глагольными формами 2 лица множественного числа, фиксирующие в речи наличие конкретного адресата типа Если вы имеете своё мнение; вы уверены, что; понимаете, когда мы говорим о... и целесообразность их невысокой частотности в высказывании (частое употребление ведёт к снижению смысловой нагрузки).

Закономерность обращений к слушателям с вопросом типа Понимаете? Да? Так? Вопросно- ответные единства, связанные с воспроизведением говорящим ответов, полученных из аудитории: Вы все знаете, что такое риторика? Кто не знает? Все знают.

Предложения разной коммуникативной направленности и их роль в адресации устной публичной речи. Интонационная специфика вопросительных и восклицательных предложений, адресованных непосредственному слушателю.

Вопросительные конструкции, используемые для постановки проблемного вопроса. Вопросно- ответные единства как способ психологической остановки, фиксации внимания слушателей на важном ДЛЯ оратора моменте речи типа Как это нужно понимать? Я думаю, таким образом... и др.

Восклицательные предложения, их эмоционально-экспрессивная и смысловая нагрузка в устной речи. Оценочное значение, выражаемое интонацией (наивысший подъём тона, сила звучания падает на акцентируемое слово) и использованием определённых классов слов, обозначающих эмоциональную реакцию (междометий, частиц, местоимений).

Прием повтора как средство создания избыточности и многословия, необходимых с психологической точки зрения. Повторы, возникающие в результате спонтанного развития мысли автора. Повторы- актуализаторы, используемые для уточнения понятия, выраженного повторяемым словом (Все эти вопросы - очень важные и серьёзные вопросы, очень важные и серьёзные вопросы и т. п.); синтаксические повторы-актуалюаторы (Там были и цифры. Там были и факты).

Отдельные средства, выражения, адресованные речи. Усилительные частицы же, вот, веди, -то, неопределённые частицы -то, -нибудь, вроде бы, что ли, вводные слова типа так вот, значит, конечно, наверное, просто, между прочим, кстати, употребление которых зависит от индивидуальных особенностей говорящего.

Выработка практических умений и навыков. Формирование умения определять стилистические средства адресованности речи в предложенных учителем текстах лекций (сообщений, докладов). Организация звучащей речи сходных жанров, способствующая активизации восприятия средств адресованности в процессе аудирования, а затем - составление сообщений на заданную тему с учётом контактоустанавливающей функции устной речи. Овладение навыком спонтанного сообщения, адресованного одноклассникам.

Принципы построения ораторских речей (10 ч.)

Теоретический материал. Понятие об универсальной модели построения устного публичного монолога. Устный публичный монолог и зависимость его формы и содержания от целевой установки. Типы устных публичных монологов (инструкция, доклад, сообщение, лекция), их соотнесённость с универсальной моделью. Связь современных представлений о теме, логике и словесном оформлении главной части, концовки устного публичного монолога с цицероновской ораторской традицией и новейшими теориями структуры текста.

Специфика запоминания и произнесения устных публичных монологов. Статус юмора и иронии в контексте излагаемого. Римская ораторская практика о юморе как эффективном средстве воздействия на аудиторию (М.Т. Цицерон. «Об ораторе»).

Особенности контактоустанавливающей функции и стилевых средств адресованности в устных публичных монологах.

Информирующие и убеждающие публичные монологи в выступлении перед слушателями (живое общение) и с помощью аудиовизуальных средств массовой информации.

Устный публичный диалог и его разновидности (полемика, диспут, дискуссия).

Особенности вычленения спорного вопроса (проблемы) и возможности его представления в каждом типе устных диалогов.

Понятие об аргументе и системе аргументации о споре, диспуте, беседе. Сжатая и развёрнутая аргументация, её обусловленность типом публичного диалога.

Понятие об опровержении чужого мнения (концепции, теории). Содержательная принципиальность и непринципиальность опровержения, зависимость опровержения от позиции носителя мнения, его авторитета в аудитории, сфере деятельности и т.п. Необходимость интеллектуальной терпимости, снисходительности при опровержении.

Вступление и концовка в устных публичных диалогах, их психологическая направленность и смысловая функция в отличие от монологов.

Статус юмора и его остроты в контраргументах, закономерность активизации юмористического колорита в полемиках, спорах, дискуссиях.

Особенности контактоустанавливающей функции и стилевых средств адресованности в устных публичных диалогах.

Выработка практических умений и навыков. Овладение основными принципами построения ораторских речей моно- и диалогического типа. Практическое применение полученных знаний путём организации инструктажей, докладов, сообщений различных типов, школьных лекций; структурирование и обсуждение предлагаемых моделей. Формирование у старшеклассников культуры несогласия в процессе проведения диспутов, полемик, спонтанных и подготовленных дискуссий; детальное комментирование достоинств и недостатков устных публичных выступлений каждого из участников, их психо- лого-речевая оценка со стороны учителя и школьников. Обращение к планам различного типа (тезисным, цитатным) с целью развития навыков логичного запоминания и говорения. Овладение универсальными умениями подготовки и произнесения устного публичного выступления в соответствии с нормами стиля речи.

Литература

  1. Адамов Е.А. Пропагандисту ораторского искусства. М., 1983.
  2. Акишина А.А. Формановская Н. И. Русский речевой этикет. М., 3-е изд. 1983.
  3. Бельчиков Ю.А. Говорите ясно и просто. М., 1980.
  4. Виноградов В.В. Поэтика и риторика //Избранные труды: О языке художественной прозы. М., 1980.
  5. Граудина J1.K., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989.
  6. Кохтев Н.Н. Эмоциональное воздействие пропагандистского слова. М., 1981.
  7. Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Речевое мастерство лектора. М., 1987.

Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Искусство пу бличного выступления. М., Кожин Е.А. Мастерство устного выступления. М., 1982.

Об искусстве полемики. М., 1980.

L Чихачев В.П, Речевое мастерство пропагандиста. М., 1987.

1 Чихачев В.П. Техника речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса " Нормы современного русского литературного языка".

АннотацияВ данном курсе рассказывается о современных нормах русского литературного языка (орфоэпических, морфологически, синтаксических, стилистических, лексических). Особое внимание обращается ...

Стили. Взаимопроникновение стилей. Урок русского языка в 10 классе

Концепция урока-погружения в рамках обобщающих занятий. Требует подготовки. Этот урок - своеобразный итог длительной работы учащихся: исследования принципов взаимопроникновения стилей. На этапе презен...

Рабочая программа элективного курса "Современный русский язык. Орфография и пунктуация" для 10-11 класса

Цели и содержание программы  "Современный русский язык. Орфография и пунктуация" для 10-11 классов соотнесены с целями и задачами модернизации российского образования в условиях профиль...

Особенности современного развития русского языка с точки зрения заимствований из английского языка (к дискуссии о целесообразности использования английских заимствований в современном русском языке)

В работе рассматирвается история  изучения заимствованной  английской лексики в русском языке, делается сравнительный анализ  словарей иностранных слов  с точки зрения количества...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК. ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА             Программа элективного курса «Современный русский язык. Орфография и пунктуация» предназначена ...

Кейс – технология Стили речи. Особенности публицистического стиля. Урок русского языка в 10 классе.

Урок русского языка в 10 классе с использованием кейс-технологии....