Элективный курс "Функциональные стили современного русского языка"
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему
Элективный курс для предпрофильного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funktsionalnye_stili_sovremennogo_russkogo_yazyka.docx | 41.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА
Семенова М. Н., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №1 р.п. Базарный Карабулак Саратовской области»,
Горохова Т. В., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №1 р.п Базарный Карабулак саратовской области»
Пояснительная записка.
Стилистика - учебная дисциплина, исследующая один из коммуникативных аспектов языка. Значение курса стилистики в воспитании и обучении молодого поколения обусловлено той особой ролью, которую выполняет язык как важнейшее средство общения человека во всей его многогранной речевой практике.
Задачи курса - развитие способностей к правильной и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи. Изучение данного курса должно содействовать расширению лингвистического кругозора учащихся, воспитанию у них стилистического чутья, закреплению умения и навыков коммуникативно-целесообразного отбора единиц языка, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать текс ты различной стилевой принадлежности, а также интерпретировать семантическую и композиционную структуры художественного текста.
Содержание курса предусматривает изучение функциональной стилистики современного русского литературного языка, а также практической стилистики и культуры речи.
Функциональная стилистика изучает универсальные закономерности функционирования языка в различных сферах человеческой деятельности и общения, т.е. рассматривает язык в плане реализации его потенциальных стилистических возможностей в зависимости от целей и задач общения, характера содержания, типа мышления и различных иных ситуативных факторов.
Объектами стилистики речи являются: 1) функциональные стили (официально-деловой, научный, газетно-публицистический, разговорный, художественный), представляющие собой способ говорить и писать в определённой сфере общения; 2) функциональные типы текста, являющиеся жанровыми вариациями функционального стиля и представляющие собой композиционно-речевые системы, в стилистической структуре которых реализуются и воплощаются универсальные стилевые нормы. С учетом этого в курс включён раздел «Практическая стилистика», в котором, в частности, предусмотрено изучение как синонимических средств на всех уровнях языка, так и вариативности морфологических форм и речевых конструкций. Задачей данного раздела является развитие у учащихся способностей выбора из определённого ряда соответствий и вариантов одного, наиболее правильно выразительно и точно воспроизводящего данную мысль в определённой сфере и речевой ситуации.
Теоретический материал курса и раздел «Практическая стилистика» имеют своей целью не только выработать у учащихся языковое чутьё, чувство уместности и целесообразности того или иного слова и выражения в определённой ситуации общения, но и научить их свободному владению стилистическими нормами русского языка, являющимися разновидностями общеязыковой нормы, более высоким её уровнем, познакомить с принципами построения устной публичной речи.
Курс предполагает широкое использование активных форм обучения, различных видов творческой самостоятельной работы учащихся: написание рефератов, статей и сочинений на заданную или свободную тему, биографий выдающихся людей, автобиографий, подготовка устных сообщений, этюдов о словах и фразеологизмах; составление деловых бумаг, отчётов, заявлений; редактирование и стилистическая правка текстов; изготовление обобщающих таблиц, подбор иллюстративного материала; работа со словарями, анализ словарных статей, сопоставительное комментирование стилистических помет в словарях современного русского языка; работа над текстами - художественными,официально-деловыми, научными, публицистическими и др.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Форма проведения | Форма контроля |
1. | Введение | 3 | Лекция | Конспект лекции |
2. | Стилевые черты разговорной речи | 7 | Лингвистический анализ текста | Подбор иллюстративного материала |
3. | Стилевые черты научной речи | 7 | Редактирование и стилистическая правка текста | Научный мини-доклад на заданную тему |
4. | Стилевые черты официально-деловой речи | 5 | Составление автобиографий, написание биографий выдающихся людей | |
5. | Стилевые черты художественной речи | 8 | Заседания творческих групп учащихся | Творческий отчёт |
6. | Стилевые черты публицистической речи | 8 | Экскурсия в редакцию местной газеты «Вестник района» | Публицистическая статья на заданную тему |
7. | Практическая стилистика | 4 | Редактирование и стилистическая правка текстов | Публичное выступление на заданную тему |
8. | Контактоустанавливающая функция устной публичной речи, её экспрессивность и адресованность | 6 | Работа в группах. Встречи с психологом | Устное изложение на заданную тему |
9. | Стилистические приёмы адресованное устной публичной речи | 10 | Ролевая игра. Создание определённых речевых ситуаций | Сообщение, адресованное одноклассникам |
10. | Принцип построения ораторской речи | 10 | Публичные монологи перед слушателями (живое общение), а также с помощью аудиовизуальных СМИ. Посещение видеосалона | Публичное выступление перед широкой массовой аудиторией |
Введение (3 ч.)
Теоретический материал. Язык и речь. Функциональная стилистика как наука о стилях речи.
[ Экстралингвистические факторы - цель и задачи речи в определённой деятельности человека; обстановка общения, форма общения и т.д. - основа выделения различных стилей речи. Устная и письменная речь. Формы и стили речи.
Выработка практических умений и навыков. Подготовка учащихся к восприятию стилей как основной категории, функциональной стилистики; дифференциация понятий «язык» и «речь», учёт экстра- лингвистических факторов при организации устной и письменной речи.
Стилевые черты разговорной речи (7 ч.)
Теоретический материал. Отличие разговорной речи от научной, официально-деловой, публицистической и художественной (непосредственность общения, простота содержания, отсутствие предварительного отбора речевого материала). Значение обстановки общения, интонации, темпа говорения, мимики и жестикуляции для разговорной литературной речи.
Лексико-фразеологические, словообразовательные, морфологические и синтаксические особенности разговорного стиля.
Неправомерность отождествления понятий «разговорный стиль» и «устная речь».
Непринуждённость изложения, лаконичность, конкретность, образность, экспрессивность, стан- дартизированность как основные стилевые черты разговорной речи.
Выработка практических умений и навыков. Умение устанавливать стилевую принадлежность речи. Овладение навыком доступно и раскованно строить сообщение на заданную тему в моно- или диалогической форме.
Стилевые черты научной речи (7 ч.)
Теоретический материал. Популярность научного стиля речи в связи с высокими темпами развития науки и техники. Значимость точности, доказательности, аргументированности и строгой системности для изложения научных проблем.
Лексико-фразеологические, словообразовательные, морфологические и синтаксические особенности научного стиля, их подчинённость его целевой установке.
Мотивация жёсткой нормативности и терминологизированности научной речи.
Прагматичность, лаконизм, отвлечённо-обобщённый характер, логичность, объективность как стилевые черты научного стиля. Место образности и экспрессии в научной речи, их особенности.
Выработка практических умений и навыков. Формирование у учащихся умения узнавать научный стиль речи, навыков построения устного научного изложения с непременным условием употребления в нём терминов, характерных морфолого-синтаксических конструкций, с учётом требования логики как индуктивного, так и дедуктивного типа.
Стилевые черты официально-деловой речи (5 ч.)
Теоретический материал. Сфера употребления официально-деловой речи, её особенности, приоритетность письменной формы. Типы деловых бумаг. Лексико-морфологические и синтаксические характеристики официально-делового стиля, специфика использования в нём профессиональной терминологии, сокращённых слов.
Мотивация безобразности и нейтральности деловой речи, её стандартизованности.
Выработка практических умений и навыков. Овладение умением определять официальноделовой стиль речи, анализировать его лексико-морфологические и синтаксические средства; формирование навыков стилевой оценки текстов государственных законов, международных договоров и т. п.; выработка умения составлять деловые документы (автобиография, заявление, протокол, акт и др.).
Стилевые черты художественной речи (8 ч.)
Теоретический материал. Образность, экспрессивность и эмоциональность как основные характеристики художественной речи. Эстетическая функция языка и специфика использования в художественном стиле выразительных средств всех уровней. Проявление многозначности слова, прямого и переносного значений, синонимии и антонимии в создании художественных образов. Соотношение образного и безобразного начал в литературно-художественных произведениях. Статус образности в художественной и научной речи, его мотивация. Место языковых средств других стилей в художественном стиле.
Приоритетность письменной формы художественной речи, художественность устного изложения, его специфика.
Выработка практических умений и навыков. Формирование умения определять стилевую принадлежность художественных текстов, характеризовать языковые средства создания образности (лекси- ко-синтаксического плана), овладение навыками письменного и устного изложения с элементами художественности. Повторение сведений о тропах и их типах.
Стилевые черты публицистической речи (8 ч.)
Теоретический материал. Роль публицистической речи в формировании общественно- политической мысли. Публицистический стиль как пример языковой функции воздействия. Устная и письменная формы публицистической речи (выступлений, докладов, статей, лекций, заметок из периодической печати и т. д.).
Соотношение разностилевых элементов (художественных, научных, разговорных и пр.) в публицистической речи, их подчинённость функции воздействия.
Специфика логики изложения и эмоциональной выразительности письменных произведений публицистического стиля. Лексические (общественно-политическая терминология, заимствования и т.д.), фразеологические (широкое использование устойчивых выражений, речевых стандартов), морфоло- го-синтаксические (простые синтаксические конструкции, инверсии) особенности публицистической речи, их жанровая обусловленность.
Призывность, образность, экспрессивность, логичность как стилевые черты публицистической речи. Разновидности тона речи (доверительный, объективный, торжественный, изобличающий и др.).
Выработка практических умений и навыков. Формирование умений отличать публицистическую речь от научной и художественной на основании ведущих стилевых черт; распознавать лексические и морфолого-синтаксические особенности публицистических изложений, письменных и устных. Овладение навыками построения высказываний ь публицистическом стиле с выразительной действенной направленностью, в характерном психологическом тоне (устное публичное выступление, доклад, лекция и т.д.).
Устная публичная речь. Принципы построения ораторских речей (30 ч.)
Введение с элементами повторения (4 ч.)
Теоретический материал. Политическое, судебное, эпидейктическое (парадное) красноречие — исторические корни современной риторики. Высокая разносторонняя культура и перцептивно- суггестивные способности как основополагающие характеристики личности идеального оратора, обязанности и задачи оратора. Статус природного дара внешних данных и постоянных упражнений в овладении искусством красноречия по Цицерону («Об ораторе», «Брут», «Оратор»).
Выработка практических умений и навыков. Акту ализация сведений о возникновении и традициях риторики, об образе оратора; формирование умения оценки личности оратора и самооценки с точки зрения уровня культуры, перцепции (умение учитывать особенности конкретной личности) и суггестии (способностей словесного внушения); усвоение представления об обязанностях и задачах оратора.
Контактоустанавливающая функция устной публичной речи, ее экспрессивность и адресо- ванность (6 ч.)
Теоретический материал. Механизм функционирования устной публичной речи — в разрешении
тиворечия между необходимостью подготовки предмета выступления (по образцу письменной фор- обшения) и импровизированностью его устного представления (по образцу диалогического повсе- эного общения).
Ярко выраженная ориентация на восприятие слушателя как основа контактоустанавливающей ||гасции устной публичной речи.
Контактоустанавливающая функция, её связь с элементами экспрессии и средствами адресован- Июн.
Понятие об экспрессии - усилении выразительности, изобразительности, увеличении воздейст- |^ющей силы сказанного. Эмоциональность как частный случай экспрессивности.
Общая характеристика художественности акта коммуникации.
Выработка практических умений и навыков. Формирование представлений о механизмах функ- яирования устной публичной речи, её соотнесённости с письменным общением и разговорным сти- »; осознание значимости контактоустанавливающей функции, экспрессии и адресованности для построения устного изложения.
Стилистические приёмы адресованности устной публичной речи (10 ч.)
Теоретический материал. Авторизация речи как выражение авторской принадлежности выска- ■шя. Связь понятия авторизации с приёмом интимизаиии изложения. Использование конструкций с гоименно-глагольными формами типа Мы здесь видим, мы с ваш чувствуем, формы все, а также с >льными формами 1 лица множественного числа в будущем и прошедшем времени с целью придать тожению более интимный характер.
Средства индивидуализаиии говорящего, выражающие его оценку, позицию, комментарии вызывания (простые предложения типа Я об этом говорил, придаточные предложения определительного I о котором (-ой) я говорю, вводные предложения типа Как я уже говорил, так сказать и др., конст- ии с формами сослагательного наклонения и инфинитива Я бы хотел, с формами глаголов в буду- ем времени Я дачьше буду подчёркивать, клишированные конструкции Я думаю, мне кажется).
Средства выражения коллективного автора, выступающего от лица представляемой им группы ■Мы все, учащиеся 10-х классов. Наша фонетическая лаборатория и др.).
Адресация как приём, рассчитанный на вовлечение слушателей в процесс речи, его связь с воплощением контактоустанавливающей функции. Прямые обращения к аудитории, призывы к активному сприятию сказанного или совершению какого-либо действия и средства, которые только обозначают в речи адресат.
Обращения типа товарищи, коллеги и их место в высказывании (в начале, в середине, в конце).
Форма личного местоимения 2 лица множественного числа дательного падежа Нам как контакт- вое средство, ярко отражающее направленность речи слушателям. Употребление формы Вам в составе единиц с местоименно-глагольными формами 1 лица единственного числа Я успею вам сообщить и т.д., в конструкциях со значением апелляции к опыту, знаниям аудитории: имя этого человека вам хорошо известно, это тоже вам знакомо, как вы знаете.
Формы повелительного наклонения как действенное средство адресации устной публичной речи, содержащей информацию о фактах и отношение к ней говорящего: запомните, учтите, записывайте.
Конструкции с местоимённо-глагольными формами 2 лица множественного числа, фиксирующие в речи наличие конкретного адресата типа Если вы имеете своё мнение; вы уверены, что; понимаете, когда мы говорим о... и целесообразность их невысокой частотности в высказывании (частое употребление ведёт к снижению смысловой нагрузки).
Закономерность обращений к слушателям с вопросом типа Понимаете? Да? Так? Вопросно- ответные единства, связанные с воспроизведением говорящим ответов, полученных из аудитории: Вы все знаете, что такое риторика? Кто не знает? Все знают.
Предложения разной коммуникативной направленности и их роль в адресации устной публичной речи. Интонационная специфика вопросительных и восклицательных предложений, адресованных непосредственному слушателю.
Вопросительные конструкции, используемые для постановки проблемного вопроса. Вопросно- ответные единства как способ психологической остановки, фиксации внимания слушателей на важном ДЛЯ оратора моменте речи типа Как это нужно понимать? Я думаю, таким образом... и др.
Восклицательные предложения, их эмоционально-экспрессивная и смысловая нагрузка в устной речи. Оценочное значение, выражаемое интонацией (наивысший подъём тона, сила звучания падает на акцентируемое слово) и использованием определённых классов слов, обозначающих эмоциональную реакцию (междометий, частиц, местоимений).
Прием повтора как средство создания избыточности и многословия, необходимых с психологической точки зрения. Повторы, возникающие в результате спонтанного развития мысли автора. Повторы- актуализаторы, используемые для уточнения понятия, выраженного повторяемым словом (Все эти вопросы - очень важные и серьёзные вопросы, очень важные и серьёзные вопросы и т. п.); синтаксические повторы-актуалюаторы (Там были и цифры. Там были и факты).
Отдельные средства, выражения, адресованные речи. Усилительные частицы же, вот, веди, -то, неопределённые частицы -то, -нибудь, вроде бы, что ли, вводные слова типа так вот, значит, конечно, наверное, просто, между прочим, кстати, употребление которых зависит от индивидуальных особенностей говорящего.
Выработка практических умений и навыков. Формирование умения определять стилистические средства адресованности речи в предложенных учителем текстах лекций (сообщений, докладов). Организация звучащей речи сходных жанров, способствующая активизации восприятия средств адресованности в процессе аудирования, а затем - составление сообщений на заданную тему с учётом контактоустанавливающей функции устной речи. Овладение навыком спонтанного сообщения, адресованного одноклассникам.
Принципы построения ораторских речей (10 ч.)
Теоретический материал. Понятие об универсальной модели построения устного публичного монолога. Устный публичный монолог и зависимость его формы и содержания от целевой установки. Типы устных публичных монологов (инструкция, доклад, сообщение, лекция), их соотнесённость с универсальной моделью. Связь современных представлений о теме, логике и словесном оформлении главной части, концовки устного публичного монолога с цицероновской ораторской традицией и новейшими теориями структуры текста.
Специфика запоминания и произнесения устных публичных монологов. Статус юмора и иронии в контексте излагаемого. Римская ораторская практика о юморе как эффективном средстве воздействия на аудиторию (М.Т. Цицерон. «Об ораторе»).
Особенности контактоустанавливающей функции и стилевых средств адресованности в устных публичных монологах.
Информирующие и убеждающие публичные монологи в выступлении перед слушателями (живое общение) и с помощью аудиовизуальных средств массовой информации.
Устный публичный диалог и его разновидности (полемика, диспут, дискуссия).
Особенности вычленения спорного вопроса (проблемы) и возможности его представления в каждом типе устных диалогов.
Понятие об аргументе и системе аргументации о споре, диспуте, беседе. Сжатая и развёрнутая аргументация, её обусловленность типом публичного диалога.
Понятие об опровержении чужого мнения (концепции, теории). Содержательная принципиальность и непринципиальность опровержения, зависимость опровержения от позиции носителя мнения, его авторитета в аудитории, сфере деятельности и т.п. Необходимость интеллектуальной терпимости, снисходительности при опровержении.
Вступление и концовка в устных публичных диалогах, их психологическая направленность и смысловая функция в отличие от монологов.
Статус юмора и его остроты в контраргументах, закономерность активизации юмористического колорита в полемиках, спорах, дискуссиях.
Особенности контактоустанавливающей функции и стилевых средств адресованности в устных публичных диалогах.
Выработка практических умений и навыков. Овладение основными принципами построения ораторских речей моно- и диалогического типа. Практическое применение полученных знаний путём организации инструктажей, докладов, сообщений различных типов, школьных лекций; структурирование и обсуждение предлагаемых моделей. Формирование у старшеклассников культуры несогласия в процессе проведения диспутов, полемик, спонтанных и подготовленных дискуссий; детальное комментирование достоинств и недостатков устных публичных выступлений каждого из участников, их психо- лого-речевая оценка со стороны учителя и школьников. Обращение к планам различного типа (тезисным, цитатным) с целью развития навыков логичного запоминания и говорения. Овладение универсальными умениями подготовки и произнесения устного публичного выступления в соответствии с нормами стиля речи.
Литература
- Адамов Е.А. Пропагандисту ораторского искусства. М., 1983.
- Акишина А.А. Формановская Н. И. Русский речевой этикет. М., 3-е изд. 1983.
- Бельчиков Ю.А. Говорите ясно и просто. М., 1980.
- Виноградов В.В. Поэтика и риторика //Избранные труды: О языке художественной прозы. М., 1980.
- Граудина J1.K., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989.
- Кохтев Н.Н. Эмоциональное воздействие пропагандистского слова. М., 1981.
- Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Речевое мастерство лектора. М., 1987.
Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Искусство пу бличного выступления. М., Кожин Е.А. Мастерство устного выступления. М., 1982.
Об искусстве полемики. М., 1980.
L Чихачев В.П, Речевое мастерство пропагандиста. М., 1987.
1 Чихачев В.П. Техника речи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса " Нормы современного русского литературного языка".
АннотацияВ данном курсе рассказывается о современных нормах русского литературного языка (орфоэпических, морфологически, синтаксических, стилистических, лексических). Особое внимание обращается ...
Стили. Взаимопроникновение стилей. Урок русского языка в 10 классе
Концепция урока-погружения в рамках обобщающих занятий. Требует подготовки. Этот урок - своеобразный итог длительной работы учащихся: исследования принципов взаимопроникновения стилей. На этапе презен...
Рабочая программа элективного курса "Современный русский язык. Орфография и пунктуация" для 10-11 класса
Цели и содержание программы "Современный русский язык. Орфография и пунктуация" для 10-11 классов соотнесены с целями и задачами модернизации российского образования в условиях профиль...
Особенности современного развития русского языка с точки зрения заимствований из английского языка (к дискуссии о целесообразности использования английских заимствований в современном русском языке)
В работе рассматирвается история изучения заимствованной английской лексики в русском языке, делается сравнительный анализ словарей иностранных слов с точки зрения количества...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК. ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа элективного курса «Современный русский язык. Орфография и пунктуация» предназначена ...
Кейс – технология Стили речи. Особенности публицистического стиля. Урок русского языка в 10 классе.
Урок русского языка в 10 классе с использованием кейс-технологии....