ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "Синтаксический практикум по русскому языку (на материале творчества русских писателей XX века)"
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему
Данный курс предназначен для обучающихся 11- классов.Элективный курс по выбору поможет старшеклассникам глубже изучить частные темы синтаксиса-самого сложного раздела в курсе русского языка. Теоретические сведения будут полезны в процесс анализа прозаических и поэтических художественных текстов, а также окажут помощь в умелом использовании выразительных средств языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.В.Соловьева,
МОУ СОШ №92 г. Волгограда.
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Синтаксический практикум по русскому языку (на материале творчества русских писателей XX века)
Пояснительная записка.
Конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, языковая и речевая компетенция учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке (закреплению) практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей. Элективный курс предоставляет такую возможность. Курс по выбору рассчитан на учащихся 11-ых классов. Он является общим ориентационным курсом и опирается на знания, умения, навыки, полученные учащимися в процессе изучения русского языка на ступени основного общего образования.
Элективный курс « Синтаксический практикум по русскому языку» является актуальным, так как вооружает учащихся знаниями в области синтаксиса, дает шанс приобрести необходимую языковую и риторическую эрудицию и готовит старшеклассников в рамках этого курса к сертификационным испытаниям.
Занимаясь синтаксическим анализом текста, школьник учится видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка, учится наблюдать за жизнью слова в лексическом контексте, интерпретировать текст. Научившись же осмысленно читать чужой текст и комментировать авторские приёмы, ученик развивает и свои собственные стратегии создания связных текстов, что также играет немаловажную роль в плане подготовки к сертификационным испытаниям.
Целью данного курса является формирование коммуникативной личности: свободное владение речью во всех её проявлениях. В процессе работы с текстом решаются задачи, связанные с основными видами, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются орфографические и пунктуационные навыки учащихся, что позволяет старшеклассникам подготовиться к экзаменам (независимо от формы их проведения).
Программа курса предполагает развитие следующих умений и навыков:
-умение проводить синтаксический анализ текста, определять тему, основную мысль текста, объяснять смысл названия (подбирать свои варианты названия).
-умение самостоятельно составлять задания к тексту, направленные на осмысление содержания, авторского замысла.
-умение производить сопоставительный анализ текста.
-совершенствовать навыки выразительного чтения текста.
-создавать свой текст в устной или письменной форме.
-писать рецензию, отзыв на прочитанный текст с использованием разных типов речи.
Задачи элективного курса:
-повышение статуса знаний в области синтаксиса;
-развитие исследовательских способностей учащихся;
-формирование гностических умений как основы коммуникативной, компетентной и творчески мыслящей личности;
-формирование у учащихся потребности в систематическом самостоятельном пополнении знаний по различным разделам лингвистики.
-совершенствование надпредметных знаний, умений, навыков обучающихся; обучение методике ведения исследования, создание вторичного авторского текста на основе, полученной в ходе исследования информации.
Школьники должны научиться:
-практически использовать лингвистические знания и умения;
-грамотно выполнять задания, связанные с синтаксическим анализом текста;
-писать сочинения-рассуждения
-владеть методами исследования, такими, как наблюдение, тестирование и т.д.
Предлагаемый курс ставит задачу совершенствования речевых умений школьников, гибкого применения разнообразных словесных конструкций, отражающих сложные связи человека с развивающимся и меняющимся окружающим миром, развитие лингвистических, языковых, коммуникативных компетенций учащихся.
Предложенная система занятий рассчитана на 34 часа. Занятия могут быть организованы по одному часу в неделю в течение года. Каждая тема курса сопровождается дидактическими материалами-текстами. Дидактический материал, используемый в качестве примеров, взят из художественных произведений русской литературы, что дополнительно способствует расширению читательского кругозора и развитию интереса к чтению. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учетом его лингвистического и стилистического своеобразия. Получив текст и задания к нему, ученик анализирует типичные синтаксические конструкции, особенности авторского языка.
В систему заданий для анализа текста включены вопросы по пунктуации. Отвечая на них, школьники должны использовать знания, полученные в старших классах, возможно, переосмыслив их, систематизировать, то есть освоить новый для себя материал. Кроме того, исследуя предложенный текст детально, пытаясь его охарактеризовать как единое целое, работая то с отдельными словами, то с предложениями, а то и с целым листом печатного материала ученик тренирует свою внутреннюю зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.
Новизна программы заключается в соединении основного, дополнительного и индивидуального образования с практической и исследовательской деятельностью обучающихся. Программа отражает современный подход к изучению языка, она ориентирована не только на изучение теоретических знаний. Для успешной реализации задач курса предлагаются семинарские занятия, практикумы, уроки - исследования и уроки - дискуссии. Данный курс рассчитан на тех школьников, которые проявляют интерес к русскому языку и желают углубить и расширить знания по этому предмету. В школьной практике обучения русскому языку на первое место выходят коммуникативная компетентность. В связи с этим синтаксический анализ текста является не только важным средством обобщения и систематизации знаний, но и содействует речевому развитию учащихся, совершенствует чувство языка, языковую интуицию, без чего невозможно как восприятие текста, так и его создание (в устной или письменной форме).
Данный элективный курс основан на исследовательском подходе к изучению текста, когда в процессе выполнения заданий ученики понимают закономерности употребления языковых единиц разных уровней речи, проводят наблюдения над тем, какова их роль в тексте, получают знания о текстообразующей функции языковых единиц в результате практической деятельности, которая носит творческий характер. Организация исследовательской деятельности старшеклассников в школе обусловлена и объективным фактором: в настоящее время наука все в большей мере становится непосредственной производительной силы не только в сфере идей, современный учащийся как творческая, социально активная личность нового типа может сформироваться только в процессе исследовательской поисковой работы, которая органически сочетается учебной деятельностью.
Программа предусматривает использование инновационных технологий и методов (нестандартные формы работы, творческие работы учащихся, занимательные упражнения, тестирования, кодированные работы). Лекционно-семинарский метод-ведущий в преподавании курса, так как глубокие знания появляются именно при системном обучении языку, постоянной работе над теоретическим материалом путем установки вариативных вопросов к тексту, выявлении ключевых слов, свёртывании и развертывании информации, построении таблиц, схем. Большое внимание уделяется также исследовательскому методу. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются здесь наиболее полно.
Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку.
Проблемы трудных случаев пунктуации, комбинаций знаков сложных в синтаксических конструкциях возникают при изучении синтаксиса, поэтому на каждом занятии предусмотрен этап самопроверки, который предоставляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен учебный материал.
В свою очередь, учитель может провести самостоятельные работы, использовать тестовые задания, которые позволят оценить уровень усвоения изученного материала. Отслеживание результатов работы возможно в форме защиты проектов.
Элективный курс по выбору поможет старшеклассникам глубже изучить частные темы синтаксиса-самого сложного раздела в курсе русского языка. Теоретические сведения будут полезны в процесс анализа прозаических и поэтических художественных текстов, а также окажут помощь в умелом использовании выразительных средств языка.
Учебно-тематический план (34 ч.)
№ п / п | Тема курса | Кол-во часов | Виды деятельности учителя и учащихся |
1. | I Введение. Знакомство с целями и задачами курса . Синтаксические нормы современного русского языка | 1 | Вводная лекция с элементами беседы. Запись лекции. Самостоятельный анализ текста с точки зрения синтаксиса и пунктуации |
2. | Практикум. Анализ синтаксической структуры и средств выразительности художественного и публицистического текста | 2 | Практическое занятие. Синтаксический анализ текста. |
3. | II Секреты словосочетания. Словосочетание как синтаксическая единица. Словосочетание в языке и речи | 1 | Работа с текстом. Решение учебных лингвистических задач. |
4. | Нормативное построение словосочетаний различных типов | 1 | Сообщения учащихся, работа в группах, практическая работа. |
5. | III Синтаксис простого предложения. Синтаксические возможности предложения с одним главным членом. Односоставные и двусоставные предложения. Варианты форм сказуемого.(На материале творчества И.А.Бунина) | 1 | Практическая работа, составление вопросов и заданий к теме. Решение лингвистических задач. |
6. | Систематизация сведений о пунктуации простого осложненного предложения. Диалог с поэтами Серебряного века | 1 | Работа в группах, самостоятельная работа. |
7. | Нормативное построение предложений различных типов. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого (На материале творчества А. Блока) | 1 | Составление таблицы, практическая работа. |
8. | Синтаксис предложений с однородными членами. Диалог с текстом М. Горького | 1 | Работа с учебниками разных программ, беседа. Работа с текстом. |
9. | Синтаксис предложений с обособленными определениями. Диалог с текстом М. Горького | 1 | Стилистические упражнения. Групповая работа. |
10. | Обособление приложений. Синтаксические конструкции с союзом «как». Диалог с текстом Б. Окуджавы | 1 | Подготовка к уроку-практикуму, творческая мастерская. Доклады учащихся. |
11. | Синтаксис предложений с обособленными обстоятельствами Диалог с текстом А. С. Есенина | 2 | Урок-исследование. Речетворческий тренинг. |
12. | Практикум «Синтаксический анализ текста» | 2 | Сообщения учащихся, работа в группах, редактирование текста. |
13. | Синтаксис предложений с обособленными дополнениями. Уточняющие члены предложения. Пояснительные и присоединительные конструкции | 1 | Работа с ключевыми понятиями, работа в творческих группах. |
14. | Синтаксический анализ предложений с обращениями и вводными словами. Диалог с текстом М.А. Булгакова «Собачье сердце» | 2 | Практикум. Создание собственного текста в письменной форме. Тестовые задания. |
15. | Синтаксические средства связи (семинарское занятие) Диалог с текстом М. А.Шолохова «Тихий Дон» | 1 | Прослушивание докладов учащихся. Составление таблицы « Синтаксические средства связи». |
16. | Практикум. Запуск проекта по теме «Синтаксис предложений с обособленными членами». Создание собственного текста в письменной форме | 2 | Практическая работа. Создание собственного текста по заданным параметрам, выполнение синтаксического анализа текста. |
17. | IV Синтаксис сложного предложения. Систематизация сведений о видах сложного предложения и пунктуация в них | 2 | Сообщения учащихся, редактирование стилистических текстов. |
18. | Сложносочиненное предложение. Случаи постановки знаков препинания перед союзом «и». | 2 | Практическая работа. |
Диалог с текстом А. И. Солженицына | |||
19 | Практикум по теме «Сложносочиненные предложения» | 2 | Урок-исследование. Работа в группах. |
20. | Строение сложноподчиненного предложения и пунктуация в нем. Диалог с текстом М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» | 1 | Составление таблицы, работа с текстами. |
21. | Бессоюзные сложные предложения и пунктуация в них. Диалог с текстом В. Г. Распутина | 2 | Выступления учащихся, работа с учебниками разных программ. Кодированный диктант. |
22. | Предложения с различными видами синтаксической связи. Диалог с текстом А. Платонова | 1 | Работа в группах, беседа. Редактирование. Взаиморедактирование текста. |
23. | Изобразительно-выразительные возможности сложных синтаксических конструкций. Чужая речь и способы ее передачи. Диалог с текстом В. П. Астафьева | 1 | Синтаксический анализ текста повышенной трудности с творческим заданием. |
24. | Практикум. Защита проектов | 2 | Индивидуальная или групповая работа. Презентация проектов. Написание творческих работ. |
Список использованной литературы:
- Дудников А.В.Современный русский язык. Учебник для филолог. спец. вузов союзных и авт. респ. – М.Высшая школа,1990.
- Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник Практикум.- 2 изд.- М.Флинта, Наука,1998
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б.Секреты стилистики.-М.Рольф,1996.
- Розенталь Д.Э.Пишите, пожалуйста, грамотно! пособие по русскому языку. -М. Астра ,1994.
- Розенталь Д.Э. Пунктуация и управление в русском языке. Справочник для работников печати. -М. Книга,1998.
- Русская литература 20 века.11 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений в 2 частях / Агеносов и др.под ред. В.В. АгеносоваДрофа,1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного профильного курса (10-11 класс). Концепт «гражданственность» как основной мотив творчества русских писателей XX века.
Данный курс призван выявить гражданскую направленность произведений русской художественной литературы XX века. Дает возможность осознать, что гражданственность должна войти в систему этических понятий...

Программа элективного курса «Практикум по подготовке к ЕГЭ по русскому языку»
Данная программа может быть использована при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе...

Кубань в творчестве русских писателей второй половины XIX века
Многие русские писатели своим творчеством были связаны с Кубанью....

Программа элективного курса «Оренбургский край в жизни и творчестве русских писателей»
Программа элективного курса, выполнена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современным программам, представляет собой вариант регионального компонента программы по литературе и адресована ...

Программа элективного курса по мировой художественной культуре «Постмодернизм в русской живописи ХХ века»
Программа элективного курса «Постмодернизм в русской живописи ХХ века» рассчитана на учащихся 10 – 11-х классов. В программе дана целостная система представлений о постмодернизме в р...
Конспект занятия "Творчество русских писателей классиков 19 века".
Расширить представление о творчестве русских писателей классиков 19 века,обобщить знания,формировать умение выразительно читать.Создать условия для развития познавательных процессов (внимание,памяти,м...

Викторина по творчеству русских писателей XIX века
Викторина составлена для закрепления изученного на уроках литературы в 10 классе...