Практическая работа по теме "Средства выразительности"
план-конспект занятия по русскому языку (8 класс)

Терехина Светлана Витальевна

Практическая работа (два варианта) включает в себя задания по нахождению таких средств выразительности, как сравнение, метафора, эпитет, метонимия. синекдоха, аллитерация. Предназначена для проверки знаний учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическая работа по теме «Средства выразительности». 1 вариант.

1. Из данных предложений выпишите  эпитеты с определяемыми словами, метафору, синекдоху, фразеологизм, сравнение.

  • Он прихрамывал, и на коленке у него была ссадина, запёкшаяся, как печать сургуча.
  • Новая волна болезненной ненависти поднялась откуда –то из самой глубины её обиженной души.
  • Из-под грязной шапки на неё смотрели озадаченные глаза чумазого мальчонки.
  • От жалости к себе Олеська снова зашлась в рыданиях.

2. Докажите, что выделенные слова являются примерами метонимии.

  • Спустя минуту вошла хозяйка, «женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, одетом наскоро, с фланелью на шее…
  • К Тамбову подступали две с половиной тысячи сабель, то есть всего три полка. (К. Федин)

3. Найдите примеры аллитерации и ассонанса, подчеркните, объясните их роль в тексте.

Бросая груды тел на груду, 
Шары чугунные повсюду, 
Меж ними прыгают, разят, 
Прах роют, и в крови шипят...  (А. С. Пушкин)

И первая пела сирена:
«Ко мне, господин Одиссей!
Я вас исцелю несомненно
Усердной любовью моей!» (Н. Заболоцкий)

4. Найдите в текстах примеры гиперболы и литоты.

А) И шествуя важно, в спокойствии чинном / Лошадку ведёт под уздцы мужичок /             В больших сапогах, в полушубке овчинном, / В больших рукавицах... а сам с ноготок!  (Н.А.Некрасов)

Б)  Мне кажется, что я воскрес Я жил. Я звался Геркулес. Три тысячи пудов я весил. С корнями вырывал я лес. Рукой тянулся до небес.  Садясь, ломал я спинки кресел. (Л. Мартынов)

5. Найдите в тексте примеры синекдохи, докажите свою точку зрения.

  • Прощай, немытая Россия,
    Страна рабов, страна господ,
    И вы, мундиры голубые,
    И ты, послушный им народ. (М. Лермонтов)

Справка: голубые мундиры в России времён Лермонтова носили жандармы.

Практическая работа по теме «Средства выразительности». 2 вариант.

  1. Из данных предложений выпишите  эпитеты с определяемыми словами, метафору, синекдоху, фразеологизм, сравнение.

-Горит восток зарёю новой.

-Пылай, камин, в моей пустынной келье.

-Вся деревня бежит ему навстречу, все его приветно поздравляют.

-Я полистал  списки и не поверил своим глазам: в каждом наталкивался на фамилию Княжнина.

-Исчезли юные забавы, /Как сон, как утренний туман.

2. Докажите, что выделенные слова являются примерами метонимии.

1Только слышно: по улице где-то/ Одинокая бродит гармонь. (М. Исаковский)

  1. Бывало, он ещё в постеле:/ К нему записочки несут. /Что? Приглашенья? В самом деле, /Три дома на вечер зовут. (А. С. Пушкин)
  2. Найдите примеры аллитерации и ассонанса, подчеркните, объясните их роль в тексте.

Швед, русский, колет, рубит, режет 
Бой барабанный, крики, скрежет, 
Гром пушек, топот, ржанье, стон 
И смерть, и ад со всех сторон. (А. С. Пушкин)

Пышные гнутся макушки,
Млея в весеннем соку;
Где-то вдали от опушки
Будто бы слышно: ку-ку. (А. Фет)

4. Найдите в текстах примеры гиперболы и литоты.

А) А я просто маленький журналист… вот такой… с ноготок…(Б. Л.

Горбатов)

Б) Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. В. Гоголь)

5. Найдите примеры синекдохи, докажите свою точку зрения.

Быть может, за хребтом Кавказа
Укроюсь от твоих царей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей. (М. Ю. Лермонтов)



Предварительный просмотр:

Практическая работа по теме «Средства выразительности». 1 вариант.

1. Из данных предложений выпишите  эпитеты с определяемыми словами, метафору, синекдоху, фразеологизм, сравнение.

  • Он прихрамывал, и на коленке у него была ссадина, запёкшаяся, как печать сургуча.
  • Новая волна болезненной ненависти поднялась откуда –то из самой глубины её обиженной души.
  • Из-под грязной шапки на неё смотрели озадаченные глаза чумазого мальчонки.
  • От жалости к себе Олеська снова зашлась в рыданиях.

2. Докажите, что выделенные слова являются примерами метонимии.

  • Спустя минуту вошла хозяйка, «женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, одетом наскоро, с фланелью на шее…
  • К Тамбову подступали две с половиной тысячи сабель, то есть всего три полка. (К. Федин)

3. Найдите примеры аллитерации и ассонанса, подчеркните, объясните их роль в тексте.

Бросая груды тел на груду, 
Шары чугунные повсюду, 
Меж ними прыгают, разят, 
Прах роют, и в крови шипят...  (А. С. Пушкин)

И первая пела сирена:
«Ко мне, господин Одиссей!
Я вас исцелю несомненно
Усердной любовью моей!» (Н. Заболоцкий)

4. Найдите в текстах примеры гиперболы и литоты.

А) И шествуя важно, в спокойствии чинном / Лошадку ведёт под уздцы мужичок /             В больших сапогах, в полушубке овчинном, / В больших рукавицах... а сам с ноготок!  (Н.А.Некрасов)

Б)  Мне кажется, что я воскрес Я жил. Я звался Геркулес. Три тысячи пудов я весил. С корнями вырывал я лес. Рукой тянулся до небес.  Садясь, ломал я спинки кресел. (Л. Мартынов)

5. Найдите в тексте примеры синекдохи, докажите свою точку зрения.

  • Прощай, немытая Россия,
    Страна рабов, страна господ,
    И вы, мундиры голубые,
    И ты, послушный им народ. (М. Лермонтов)

Справка: голубые мундиры в России времён Лермонтова носили жандармы.

Практическая работа по теме «Средства выразительности». 2 вариант.

  1. Из данных предложений выпишите  эпитеты с определяемыми словами, метафору, синекдоху, фразеологизм, сравнение.

-Горит восток зарёю новой.

-Пылай, камин, в моей пустынной келье.

-Вся деревня бежит ему навстречу, все его приветно поздравляют.

-Я полистал  списки и не поверил своим глазам: в каждом наталкивался на фамилию Княжнина.

-Исчезли юные забавы, /Как сон, как утренний туман.

2. Докажите, что выделенные слова являются примерами метонимии.

1Только слышно: по улице где-то/ Одинокая бродит гармонь. (М. Исаковский)

  1. Бывало, он ещё в постеле:/ К нему записочки несут. /Что? Приглашенья? В самом деле, /Три дома на вечер зовут. (А. С. Пушкин)
  2. Найдите примеры аллитерации и ассонанса, подчеркните, объясните их роль в тексте.

Швед, русский, колет, рубит, режет 
Бой барабанный, крики, скрежет, 
Гром пушек, топот, ржанье, стон 
И смерть, и ад со всех сторон. (А. С. Пушкин)

Пышные гнутся макушки,
Млея в весеннем соку;
Где-то вдали от опушки
Будто бы слышно: ку-ку. (А. Фет)

4. Найдите в текстах примеры гиперболы и литоты.

А) А я просто маленький журналист… вот такой… с ноготок…(Б. Л.

Горбатов)

Б) Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. В. Гоголь)

5. Найдите примеры синекдохи, докажите свою точку зрения.

Быть может, за хребтом Кавказа
Укроюсь от твоих царей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей. (М. Ю. Лермонтов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов

Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса. Тема обучающей практической работы: Определение поясного и местного времени для разных пунктов России

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА

Актуальность темы:         Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...

Проверочная работа "Художественные средства выразительности".

Проверочная работа по русскому языку и литературе для 9-11классов. Данный материал рекомендуется использовать при подготовки к ЕГЭ по  русскому языку....

"Проект Исследовательская работа «Художественные средства выразительности в поэзии М.Ю.Лермонтова""

При подготовке к ГИА и ЕГЭ возникают трудности с выпрлнением заданий, связанных с определением художественных средств выразительности. Думаю, что данная работа поможет справиться с трудностями...

Презентация: "Работа над изобразительно-выразительными средствами языка при изучении поэмы А.С.Пушкина "Медный всадник"

Презентация может быть использована при изучении поэмы "Медный всадник", чтобы проследить роль выразительных средств в раскрытии идейного содержания поэмы, ее основных образов и авторской позиции. А т...