Презентация: "Работа над изобразительно-выразительными средствами языка при изучении поэмы А.С.Пушкина "Медный всадник"
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Презентация может быть использована при изучении поэмы "Медный всадник", чтобы проследить роль выразительных средств в раскрытии идейного содержания поэмы, ее основных образов и авторской позиции. А также для повторения изобразительно-выразительных средств языка при подготовке к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mednyy_vsadnik.pptx2.26 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа над изобразительно-выразительными средствами при изучении поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» Подготовила учитель русского языка и литературы Ленинской СОШ № 2 им. А.В.Чихирева Марканичева Е.В.

Слайд 2

Словесный художественный образ

Слайд 4

А.С. Пушкин даёт собственное жанровое определение своему произведению: «петербургская повесть». Здесь важны оба слова: автор подчёркивает роль Петербурга в поэме и одновременно обращает внимание читателей на то, что он собирается вести эпическое повествование. Правда, начнётся оно лишь в самой поэме, после Вступления, о чём поэт упоминает в VI части.

Слайд 5

Изучаемые темы Работа над выразительными средствами Образ Петербурга в поэме Повторение терминов. Выявление образных средств языка в рассказе о «граде Петровом» во Вступлении. Проблема народного бунта в поэме Роль сравнений в создании образа наводнения Проблема власти и народа. Образ Медного всадника. Отношение автора к Петру Первому. Роль тропов в создании образа Петра I. Перифраза. Эпитет. Звукопись.

Слайд 6

ЭПИТЕТ СРАВНЕНИЕ МЕТАФОРА АЛЛИТЕРАЦИЯ МЕТОНИМИЯ АНАФОРА ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ПАРАФРАЗА (ПЕРИФРАЗА) 1 - форма поэтической речи, основанная на сопоставлении двух предметов или явлений. 2 - повторение однородных согласных звуков в стихе, фразе, строфе. 3 - Употребление названия одного предмета вместо названия другого не основании внешней или внутренней связи между ними. 4 - художественное определение, подчёркивающее какое-либо свойство предмета или явления. 5 – употребление слова в переносном значении на основе сходства предметов или явлений. 6 – троп, состоящий в том, что неодушевленному предмету, отвлеченному понятию приписываются качества или действия, свойственные человеку. 7 – троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. 8 – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале стиха, строфы, прозаического отрывка.

Слайд 7

Ответы ЭПИТЕТ СРАВНЕНИЕ МЕТАФОРА АЛЛИТЕРАЦИЯ МЕТОНИМИЯ АНАФОРА ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ПАРАФРАЗА (ПЕРИФРАЗА) 4 1 5 2 3 8 6 7

Слайд 8

1 группа. Провести исследование фрагмента «Люблю тебя, Петра творенье…», выписать тропы, создающие образ города, сделать вывод. Исследовать – изучить проблему через анализ текста. 2 группа. Анализируя Вступление, составить цветовую гамму отрывка. 3 группа. Сравнить описание Петербурга во Вступлении и изображением петербургской жизни в главной части поэмы. Как меняется настроение, звучание стиха, цветовая гамма?

Слайд 9

Тропы, создающие образ города Эпитеты: «воинственную живость»; «строгий, стройный вид»; «прозрачный сумрак, блеск безлунный»; «однообразную красивость…». Они неожиданные и рождают еще одно выразительное средство – оксюморон. ( Оксюморон - соединение понятий, противоречащих друг другу). Анафора: «Люблю тебя, Петра творенье; люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье…»; «люблю зимы твоей жестокой недвижный воздух и мороз…»; «люблю воинственную живость потешных Марсовых полей…»; «люблю, военная столица, твоей твердыни дым и гром…». Звучит как рефрен, усиливая чувство лирического героя.

Слайд 10

Метафоры: «не пуская тьму ночную на золотые небеса, одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса» (поэтическая картина белых ночей); «сиянье шапок этих медных», «юный град…вознесся пышно, горделиво…» Метонимия: «сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам и запируем на просторе», «говор балов», шипенье бокалов»

Слайд 11

Олицетворения: «взломав свой синий лёд, Нева к морям его несёт и, чуя вешни дни, ликует»… Одушевляют Петербург, делают его живым: «задумчивых ночей», «спящие громады» Парафраз или перифраза : «Петра творенье», «военная столица» Звукопись (аллитерация ): шум, говор, шипенье. Помогают услышать сцену застолья друзей в любимом городе.

Слайд 12

Вывод Пушкин создает город как прекрасное творение гения, «Петра творенье». Город, в котором мирно уживаются сумрак и свет, строгость и яркость, неподвижность и стремительное движение. Автор выразил свою восторженную любовь к Петербургу.

Слайд 13

Цветовая гамма отрывка «темно-зеленые сады», «золотые небеса», «девичьи лица ярче роз», «пунша пламень голубой», «сиянье шапок медных», «синий лед».

Слайд 14

Петербург в главной части поэмы «Над омрачённым Петроградом дышал ноябрь осенним хладом” “ Нева металась”, “Нева всю ночь рвалася к морю против бури” «ужасная пора», «ужасный день» «ночная мгла», «бледные тучи», «в темной вышине», «окрестная мгла», «бледная луна».

Слайд 15

Два лика Петербурга

Слайд 16

Роль сравнений в создании образа наводнения Примеры сравнений в тексте Анализ отрывка. Роль сравнения 1. Нева металась, как больной В своей постеле беспокойной . Сравнение с больным человеком указывает на то, что стихия находится пока на первой стадии своего развития: она еще в рамках ( постель ). Использование здесь олицетворения и эпитета беспокойной усиливает впечатление, возникает предчувствие беды. Автор придаёт реке свойства живого существа.

Слайд 17

2. Нева вздувалась и ревела, Котлом клокоча и клубясь, И вдруг, как зверь остервенясь , На город кинулась. В этом отрывке мы видим два сравнения, как бы два этапа эпизода: река готова вырваться из берегов, ее сдерживающих, второй сопоставляет ее с остервенившимся зверем, атакующим свою добычу. Сравнения подчёркивают характер наводнения на данный момент, его мощь. 3 . Осада! приступ! злые волны, Как воры , лезут в окна . Нева уже сопоставляется с вором, причём наглым и жадным. Оно подчеркивает главную черту стихии – ее направленность. Волна идёт прямо, не останавливаясь ни перед чем, смывая всё на своём пути, подчеркивается беспощадный характер наводнения.

Слайд 18

4. … Словно горы, из возмущенной глубины вставали волны там и злились Подчёркивает глобальный размер стихии, что усиливается с помощью гиперболы (словно горы ), олицетворения (вставали волны там и злились ), эпитета (из возмущенной глубины). Наводнение достигло своего пика. Но вот, насытясь разрушеньем И наглым буйством утомясь , Нева обратно повлеклась, Своим любуясь возмущеньем И покидая с небреженьем Свою добычу. Так злодей, С свирепой шайкою своей В село ворвавшись, ломит, режет, Крушит и грабит; вопли, скрежет, Насилье, брань, тревога, вой!.. И, грабежом отягощенны , Боясь погони, утомленны, Спешат разбойники домой, Добычу на пути роняя. Развернутое сравнение. Целый текст, в котором подробно описаны последствия нападения шайки беспощадных разбойников на мирное село. В нашем случае – нападение стихии на город.

Слайд 19

Образ Петра в поэме «Полтава» Тогда –то свыше вдохновенный , (эпитет) Раздался звучный глас Петра: (эпитет) «За дело, с Богом!»… …Его глаза сияют . (метафора) Лик его ужасен . Движенья быстры . (эпитет) Он прекрасен . (эпитет) Он весь как Божия гроза . (сравнение) … Далече грянуло ура: Полки увидели Петра. И он промчался пред полками, Могущ и радостен ( эпитеты), как бой . (сравнение) Он поле пожирал очами . (метафора) !!! Ужасен – прекрасен – оксюморон Выразительные средства решают задачу прославить Петра как великого полководца, олицетворение величия и славы.

Слайд 20

Образ Петра в поэме «Медный всадник» «стоял он дум великих полн…» «и думал он: отсель грозить мы будем шведу…» «строитель чудотворный» « державец полумира » «кумир на бронзовом коне» «горделивый истукан» «грозный царь» Произошло некое переосмысление темы Петра Первого в сознании поэта. В поэме Петр представлен так же противоречиво, как и созданный им Петербург.

Слайд 21

…Он узнал И место, где потоп играл,… И львов, и площадь, и того, Кто неподвижно возвышался Во мраке медною главой Того, чьей волей роковой Под морем город основался… Ужасен он в окрестной мгле! Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта! А в сем коне какой огонь! Куда ты скачешь гордый конь, И где опустишь ты копыта? О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы - почему в поэме часто встречается эпитет «ужасный»: « ужасный день», «ужасная пора», «ужасен он в окрестной мгле»? - какое значение имеет эпитет «роковой» (по отношению к воле Петра)? - Почему всадник медный, узда железная? (Работа со словарем Даля. Слово железный, наряду со значением «стойкий», «твердый», имеет значение «немилосердный», «бездушный»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные…» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. Подготовка к ЕГЭ, часть В8)

Цели:1)  повторить изобразительно-выразительные средства языка  (термины, употребление);2)  тренировать умение находить тропы и стилистические фигуры в тексте, готовить учащихся к...

Программа элективного курса «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции»

Авторская программа элективного курса по русскому языку «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции» составлена  для учащихся 10 (11) классов об...

Урок русского языка в 11 классе по подготовке к написанию части С (сочинения-рассуждения) «Анализ изобразительно- выразительных средств и синтаксических конструкций при изучении притчи О.М.Безымянной «О благодеянии»

Урок рассчитан на 2 часа,  состоит из 2-х частей. Первая часть - работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения в 11 классе: формы работы по выявлению авторской позиции в тексте. Вторая ч...

Презентация "Работа с текстом на уроках русского языка"( Из опыта работы)

Презентация "Работа с текстом на уроках русского языка" является обобщением опыта учителя по данной теме. Преподаватель называет основные тенденции изучения русского языка, объясняет, зачем текст на у...

Презентация к уроку изучения поэмы А.С. Пушкина "Медный всадник" 10 класс

В презентации - материал для изучения проблемы конфликта человека и власти в  поэме Пушкина "Медный всадник"....

Роль изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии идейно-художественного совершенства поэмы А.С.Пушкина "Медный всадник"

Статья содержит методические рекомендации к работе над выразительными средствами языка при изучении поэмы "Медный всадник". В частности, таких тем: "Образ Петербурга в поэме", "Проблема народного...

презентация: "Работа с текстом на уроках английского языка"

презентация по видам работы с текстом на уроках английского языка...