"Проект Исследовательская работа «Художественные средства выразительности в поэзии М.Ю.Лермонтова""
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему
При подготовке к ГИА и ЕГЭ возникают трудности с выпрлнением заданий, связанных с определением художественных средств выразительности. Думаю, что данная работа поможет справиться с трудностями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khudozhestvennye_sredstva_vyrazitelnosti_v_poezii_m.yu_.lermontova.zip | 255.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение « Степуринская средняя общеобразовательная школа»
Проект
Исследовательская работа
«Художественные средства выразительности в поэзии М.Ю.Лермонтова"
Выполнила: Лыса Мария
ученица 10 класса
Руководитель:
Лыса Татьяна Дмитриевна
Учитель русского языка и литературы
2014
Содержание
стр.
1. Вступление …………………………………………………………………3-5
2. . Основная часть.
А) Таблица «Художественные средства выразительности в поэзии М.Ю.Лермонтова…….6-20
Б) Практическая часть……………………………………………………………..20-25
3. Заключение………………………………………………………………….26
4. Использованная литература…………………………………………………………….27
Издревле слово имело великую силу. Очень давно люди понимали значение слова так: что сказано, то осуществляется. Именно тогда возникла вера в магическую силу слова. “Слово может все!” – говорили древние.
Более четырех тысяч лет назад египетский фараон говорил своему сыну: “Будь искусным в речах – слово сильнее, чем оружие”.
Как актуальны эти слова сегодня! Об этом следует помнить каждому человеку.
Также следует вспомнить известные слова поэта В.Я. Брюсова о родном языке:
Мой верный друг! Мой друг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!..
Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, по определению К.Г.Паустовского, явление уникальное, удивительное. В нём уживается и тесно переплетается красивое и некрасивое.
Я думаю, что средства выразительности, выполняющие стилистическую и изобразительно-выразительную функцию, создают особую организацию речи.
Средств выразительности много, поэтому очень трудно развить умение видеть совокупность всех изобразительно – выразительных средств языка, которые используются в тексте, квалифицировать их и определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры.
Знание и умелое употребление лексических норм делают нашу речь правильной, нормированной. Но кроме знания норм необходимо ещё и использование в речи изобразительно-выразительных средств, т.е. таких средств, которые сделают нашу речь красивой, образной, выразительной, богатой.
Именно поэтому, в данной работе мы исследуем использование изобразительно – выразительных средств языка великим русским поэтом М.Ю.Лермонтовым в стихотворениях.
Творчество М. Ю. Лермонтова- творчество не только поэта, но и человека творчески одаренного и в музыке, и в живописи; человека, ощущающего свою тесную взаимосвязь с миром природы. Именно поэтому, поэзия Лермонтова читателями воспринимается не только с точки зрения содержания, смысла стихотворений, но и с точки зрения ее особого звучания, особого"голоса" лирики; зрительного,цветового и поэтому эмоционального восприятия ее.
В нашем представлении лирика Лермонтова эмоциональная и яркая, но не броская, как рисунок масляной краской, а прозрачная и нежная, как акварель. Велик и музыкальный потенциал творчества Лермонтова, используемая активно в его творчестве звукопись делает лирику поэта утонченной, возвышенной, но в то же время грустно - печальной, как музыкальная поэма или медленный вальс. Для более полной, точной, яркой и образной передачи своих мыслей, чувств и оценок автор текста может использовать различные средства языковой выразительности.
Цель работы: определить роль средств художественной выразительности в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова
Гипотеза
Предположим, что изобразительно – выразительных средств языка имеют свои изобразительно-выразительные функции в речи
Цель работы: определить роль средств художественной выразительности в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова
Задачи:
- Исследовать на примере стихотворений М.Лермонтова художественно-выразительные средства языка, что поможет подготовиться к выполнению задания, связанного с анализом выразительности русской речи
- Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, стилистических фигур;
- Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.
- развитие исследовательских навыков; развитие речи;
- воспитание чувства любви к родному слову, гордости за народ-носитель богатого, яркого, эмоционального языка.
- Найти примеры использования Художественно-выразительные средства языка. В лирике Лермонтова. Определить, в чем заключается художественный смысл использования этого приема в каждом примере.
- Сделать вывод о значении художественно-выразительных средств языка в лирике поэта
Объект исследования
художественно-выразительные средства языка в стихотворениях М.Лермонтова
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА:
- Картотека изобразительно-выразительных средств (в течение года);
- Найти примеры изобразительно-выразительных средств в стихотворениях поэта. Определить, в чем заключается художественный смысл использования этого приема в каждом примере.
Методы, применяемые в научном исследовании: сбор материала, систематизация, выборка материала, анализ, сравнение
- Роль изобразительно-выразительных средств в тексте
Название | Определение | Возможная роль в тексте | Примеры |
Эпитет | художественное образное определение. | -Усиливают выразительность, образность языка произведения; -придают художественную, поэтическую яркость речи; -обогащают содержание высказывания; -выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак; -создают живое представление о предмете; -оценивают предмет или явление; -вызывают определённое эмоциональное отношение к ним; -помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру. | «На севере диком…». голая вершина, сыпучий снег, горючий утёс, прекрасная пальма, дикий север СМЕРТЬ ПОЭТА “свободный, смелый дар, звуки грудных песен”, «Родина» купленная кровью, гордого доверия, темной старины, заветные преданья, отрадного мечтанья, холодное молчанье, лесов безбрежных,взором медленным, печальных деревень,Дрожащие огни,ночующий обоз,вечером росистым. “Когда волнуется желтеющая нива” смутный сон, таинственная сага (древняя песнь) мирный край В стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива...” для создания картины идеальной красоты поэт использует эмоциональные эпитеты: “сладостный листок”, “душистая роса”, “таинственная сага”, “мирный край”. Все средства направлены на то, чтобы показать поэтичность и вместе с тем успокоительное воздействие природы на человека:
«Утес»: «тучка золотая», «утес-великан», стоит одиноко», «тихонько плачет» – Ночевала тучка золотая <…>, по лазури весело играя. «ДВА ВЕЛИКАНА» купленная кровью, гордого доверия, темной старины, заветные преданья, отрадного мечтанья, холодное молчанье, лесов безбрежных, взором медленным, печальных деревень, Дрожащие огни, ночующий обоз, вечером росистым. «Дума» («голос благородный», «рабы презренные», «насмешкой горькою»). |
Сравнение | уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака. | -Сообщает явлению и понятию то освещение, оттенок смысла, какой намерен придать ему писатель; -помогает более точно представить предмет или явление; -сравнение придает описанию особую наглядность. | сравнение создает картину нарядного, шумного леса, его красоту Повалился он на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка, Будто сосенка во сыром бору Под смолистый под корень подрубленная. «Бородино» (с помощью сравнения передано сочувствие автора герою) Вам не видать таких сражений! Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел… «РОДИНА» реки подобные морям Особым видом сравнения являются так называемые отрицательные: Не сияет на нёбе солнце красное, «СМЕРТЬ ПОЭТА» В своём стихотворении Лермонтов использует сравнения: Угас, как светоч, дивный гений, Пушкин как свеча, которая освещает путь, и как «торжественный венок», который украшает. «На севере диком…».
«Мцыри» Сравнения подчёркивают эмоциональность образа Мцыри (“как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник”, “ он страшно бледен был и худ и слаб, как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал” |
Метафора | употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлении. | Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста не только усиливает зримость и наглядность изображаемого, но и передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта. | "Дума" "старость души", "жизнь - путь" «Утес» тучка ночевала, умчалась, весело играя; утес одиноко стоит, задумался глубоко, плачет, в морщине старого утеса - влажный след. «ПАРУС» «в тумане моря». «РОДИНА» леса безбрежны «ПОЭТ» Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк! «Сосед» расшифровывается метафора тюрьмы - детали тюрьмы превращаются «Молитва» «Созвучье слов живых», «святая прелесть» |
Олицетворение | перенос признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. | Олицетворения придают тексту яркий, зримый характер, подчеркивают индивидуальность стиля автора. | Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана. ДВА ВЕЛИКАНА «На севере диком…». сосна дремлет, качаясь. ПАРУС «играют волны», «ветер свищет», «он (парус) ищет, кинул, бежит». Художественные олицетворения позволяют сделать описываемую картину живой: “волнуется желтеющая нива”, “свежий лес шумит при звуке ветерка”, “прячется в саду малиновая слива”, “ландыш серебристый приветливо качает головой”, “cтудёный ключ… лепечет мне таинственную сагу про мирный край, откуда мчится он”. Кажется, что в этом стихотворении природа оживает «Три пальмы» (родник пробивался, шепчутся листья с гремучим ручьем, приветствуют пальмы нежданных гостей). Олицетворения позволяют увидеть в образах «гордых пальм» людей, недовольных своей жизнью «Мцыри» “дерев, разросшихся кругом, шумящих пёстрою толпой, как братья в пляске круговой” |
Метонимия | употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними. Связь может быть между содержанием и формой, автором и произведением, действием и орудием, предметом и материалом, местом и людьми, находящимися в этом месте. | Метонимия позволяет кратко выразить мысль, она служит источником образности. | И вы, мундиры голубые (Лермонтов; имеются в виду жандармы) |
Синекдоха | название части предмета переносится на весь предмет, и наоборот – название целого употребляется вместо названия части. Употребляется часть вместо целого, ед.ч. вместо мн.ч., и наоборот. | Синекдоха усиливает экспрессию речи и придает ей глубокий обобщающий смысл | «Бородино» И слышно было до рассвета, как ликовал француз. Белеет парус одинокой |
Перифраз | замена названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. | Перифразы позволяют: Перифразы играют в речи эстетическую роль, их отличает яркая эмоционально – экспрессивная окраска. Образные перифразы могут придавать речи самые различные стилистические оттенки, выступая то как средство высокой патетики, то как средство непринужденного звучания речи. | Лермонтов в стихотворении «На смерть поэта» называет Пушкина «невольник чести», раскрывая тем самым причины его трагической гибели и выражая свое отношение к нему Смерть поэта, невольник чести МОЛИТВА «Срок ли приблизится часу прощальному…» Имеется в виду, конечно же, смерть |
Гипербола Литота | образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-то предмета, явления. образное выражение, содержа-щее непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-то предмета, явления. | Использование гиперболы и литоты позволяет авторам текстов резко усиливать выразительность изображаемого, придавать мыслям необычную форму и яркую эмоциональную окраску, оценочность, эмоциональную убедительность. | СМЕРТЬ ПОЭТА Восстал он против мнений света «На севере диком…».
«Дума» «богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов» |
Аллегория | иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. | В баснях или сказках глупость, упрямство, трусость людей показаны через образы животных . Такие образы носят общеязыковый характер | «Аллегорией является образ «клинка, покрытого ржавчиной презренья» в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Поэт» Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк! |
Фигуры речи
Название | Определение | Возможная роль в тексте | Примеры |
Риторический вопрос | стилистическая фигура, построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не предполагает ответа, а лишь усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность. | Привлечь внимание читателя к изображаемому; усилить эмоциональное восприятие Риторические вопросы используются в художественном и публицистическом стилях для создания вопроса на ответную форму изложения. С помощью неё создаётся иллюзия беседы с читателем . | «Мцыри» Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?
«Выхожу один я на дорогу...» Жду ль чего? Жалею ли о чем? Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? |
Риторическое обращение | подчеркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности. | Риторическое обращение служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорит-ся в тексте. Риторические обраще-ния могут создавать торжест-венность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния. | Обращение: |
Риторическое восклицание | восклицательное предло-жение, служащее для выра-жения сильного чувства. Используется для усиления эмоционального воспри-ятия, особенно в случаях, когда сочетаются вопроси-тельная и восклицательная интонации. | Риторическое восклицание отмечает высшую точку накала чувства и одновременно - важнейшую мысль речи (часто в ее начале или конце). | Не только милых душ - могил! |
анафора | повторение звуков, слов или словосочетаний в начале стихотворных строк; единоначатие сочетаний звуков, морфем, слов, синтаксических конструкций) в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка) | Украшает, усиливает речь, придает тексту яркость, величественность, живость. Усиливает энергию слов, которые несут в тексте основную смысловую нагрузку | НИЩИЙ Так я молил твоей любви Например, в стихотворении М.Лермонтова "Благодарность" шесть строк начинаются с предлога за.
И мнится мне, что мы друг друга понимаем, анафора. Она призвана подчеркнуть, какие чувства охватывают героя одновременно: это и надежды на лучшее в будущем, и любовь, и мечты. «Смерть поэта» Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, «Мцыри» Она, как червь во мне жила, |
эпифора | . Повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.) | Эпифора позволяет выделить слова, которые несут в тексте основную нагрузку | |
Синтаксический параллелизм | одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. | Усиливает эмоционально-образную выразительность; придает художественной речи ритмичность | «Выхожу один я на дорогу» Я б хотел забыться и заснуть! Я б желал навеки так заснуть… |
Многосоюзие (полисиндетон) | стилистическая фигура. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает отдельные слова, усиливает ее выразительность. | Подчеркивается единство перечисляемого. Многосоюзие может использоваться как средство повышения смысловой значимости перечисляемых элементов, придания речи торжественной тональности и эмоциональной приподнятости. | Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчеркивает отдельные слова, усиливает ее выразительность: И волны теснятся, и мчатся назад, И скучно и грустно, и некому руку подать… М.Ю. Лермонтов |
Бессоюзие (асиндетон) | однородные члены предложения или части сложного предложения связываются без помощи союзов. | Речь приобретает большую сжатость, компактность, динамичность. Бессоюзие как стилистический прием используется с целью усиления изобразительности речи, а также с целью усиления смысловой противопоставленности компонентов высказывания и повышения экспрессивности текста. Первая из названных функций характерна для бессоюзия в художественном стиле речи, вторая — для бессоюзия в публицистическом стиле. | |
Инверсия | стилистическая фигура, состоящая в нарушении обычного порядка слов; перестановка частей фразы дает ей своеобразный выразительный оттенок. | Инверсия используется преимущественно в поэтической речи для привлечения внимания читателя или слушателя к самым важным в смысловом отношении словам. | «Парус! Белеет парус одинокий в тумане моря голубом СМЕРТЬ ПОЭТА С досадой тайною обманутых надежд «На севере диком…».
«ПАРУС» парус одинокой моря голубом!.. стране далекой? краю родном?.. счастия не ищет не от счастия бежит! луч солнца золотой... |
Антитеза | стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления противоположных понятий. Антитеза реализуется чаще всего в определенных конструкциях, в которых противоположность подчеркивается союзами, интонацией и другими средствами. | Сочетание контрастных понятий сильнее оттеняет значения слов и делает речь более яркой и выразительной | «Сосед» «камень- железо» «Договор» В толпе друг друга мы узнали. Сошлись и разойдемся вновь. Была без радости любовь — Разлука будет без печали ; Клянусь я первым днем творенья. Клянусь его последним днем. Клянусь позором преступленья. И вечной правды торжеством. Клянусь паденья горькой мукой. Победы краткою мечтой. Клянусь свиданием с тобой И вновь грозящею разлукой ... (М. Лермонтов) В произведениях Лермонтова встречаются разные типы антитезных конструкций: от простых (противопоставление пары антонимов) до сложных развернутых антитез. Средствами структурного противопоставления могут быть и противительные союзы (а, но), и интонация, или только интонация. Смерть и бессмертье, Жизнь и погибель И деве, и сердцу ничто. Расстаться казалось нам трудно, Но встретиться было б трудней! Судьбина их соединила , А разлучит — одна могила. Мои друзья вчерашние — враги , Враги — мои друзья , Но, да простит мне грех Господь благий, Их презираю я... (М. Лермонтов) |
Градация | стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания, при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся или уменьщающее смысловое или эмоционально-экспресивное значение, благодаря чему создается нарастание или ослабление производимого ими впечатления. Различают градацию восходящую (подъем) и нисходящую (спуск, спад). Градация восходящая. Расположение слов в порядке усиливающегося значения. Градация нисходящая. Расположение слов в порядке уменьшающегося значения | Возрастающая градация обычно используется для усиления образности, эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста: Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла. (А. А. Блок) Нисходящая градация используется реже и служит обычно для усиления смыслового содержания текста и создания образности: Принес он смертную смолу Да ветвь с увядшими листами.(А. С. Пушкин) Следует учитывать, что прием градации основан на изменении признака по абстрактной шкале количества (вверх: средне — больше — много — очень много; вниз: много — меньше — мало — совсем мало) и абстрактной шкале оценки (при положительной оценке: хорошо — довольно хорошо — очень хорошо — превосходно — выше нормы; при отрицательной оценке: плохо — довольно плохо — очень плохо — отвратительно). | |
Умолчание | стилистическая фигура, которая состоит в том, что начатая речь внезапно прерывается в расчете на то, что читатель продолжит ее, творчески завершит, на то, что это вызовет у него определенные эмоции. Молчание — сильное выразительное средство. Фигура умолчания часто используется в художественных произведениях для обозначения различного эмоционального и волевого состояния героев, которое отражается в прерывистости, обрыве их речи. | Передает эмоциональность, взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается, что именно осталось невысказанным. | – фигура, предоставляющая читателю догадку, о чём идёт речь
умолчание Хотя страшился он сказать, |
Оксюморон | стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое. | Подчёркивает противоречивое психологическое состояние, выраженное в предельно лаконичной форме, создаёт эмоциональное впечатление. | Порой влюбляется он страстно В свою нарядную печаль. (М. Лермонтов) Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг «Будь счастлива несчастием моим...» |
АССонАнс | ПРИЁМ усиления изобразительности путём ПОВТОРЕНИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ | Подчеркивает звучание отдельных слов, создают определенный звуковой образ. Например, в приведенных строках Блока повтор узкого, закрытого [е] усиливает таинственность, загадочность героини. | У наших ушки на макушке! (Многократное повторение звука «у» помогло поэту передать эхо раннего утра; гул, разносящийся над полем перед битвой.) |
Практическая часть
- Анализ стихотворения «Родина»
Люблю отчизну я, но странною любовью! | Люблю дымок спаленной жнивы, |
Стихотворение "Родина" было написано в 1841 году, когда Лермонтов только вернулся в Россию с Кавказа. Главную мысль можна выразить словами автора : "Люблю отчизну я, но странною любовью!" Почему "странною"? Потому, что не такой, как принято обществом у современников. Лермонтов противопоставляет настоящую Родину официальной стране, где гордятся славой, купленная кровью.
Во второй части стихотворения в полной мере объясняется странность любви. Лермонтов любит не господ и не "темную старину", а проселочные дороги и бурные разливы рек, " степей холодное молчанье, лесов безбрежных колыханье"- все то, что называется "родными просторами".Постепенно от красот природы автор приближает нас к "избе, покрытой соломой" к пусть и бедному, но умеющему быть довольным , "мужичку". Вот, что для автора настоящая Родина, которую он любит всей душой.
Стихотворение полно душевными переживаниями, выразительно передаными множеством эпитетов и метафор. Но эти чувства не смотря на их порыв, истинны, неподдельны.В этом стихотворении Лермонтов еще рваз показал себя настоящим патриотом Отчизны, а не бездумно влюбленным аристократом, который не знает истинного облика своей Родины.
В основе построения стихотворения лежит принцип антитезы. Оно состоит из двух частей. Первая часть – это отстаивание Лермонтовым своего индивидуально-личностного понимания понятия Родины
признание поэта в любви к малой, «неофициальной», народной России, к ее природе, к ее народу выражено в повторах глагола: «но я люблю…», «люблю скакать», «люблю дымок».
Поэт использует разнообразные средства художественной выразительности:
- метафоры - «слава, купленная кровью», «полный гордого доверия покой», «не шевелят во мне отрадного мечтанья», «взором медленным пронзая ночи тень»
- олицетворение- «степей холодное молчанье»
- эпитеты - «лесов безбрежных», «дрожащие огни», «печальных деревень»
- анафору - «Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье»,
- аллитерацию - «Разливы рек ее, подобные морям»
- ассонанс - «Ни полный гордого доверия покой».
- Сравнение- разливы рек, подобные морям.
- Инверсия- «Люблю отчизну я,». Поэт подчеркивает свое, личное понимание Родины, это его точка зрения. Инверсия доказывает это, ставя логическое ударение на Я.)
- метафорические эпитеты, как «печальные деревни» и «безбрежные леса» позволяют понять, что поэт внушает уважение, гордость, любовь к родной стране.
Яркие пейзажные образы родины выбирает поэт и изображает их при помощи средств художественной выразительности и их роль
(степей холодное молчанье – метафора, эпитет; лесов безбрежных колыханье – эпитет, олицетворение; разливы рек, подобные морям – метафора, сравнение. Это символы свободы. Такая Россия дает свободу, полет, является высшей ценностью для лирического героя).
Как организовано время? В какое время суток, года герой видит Россию? Какие средства художественной выразительности говорят об этом? (Россия изображена и днем, и вечером, и ночью; ранней весной (разливы рек - метафора), летом (вечером росистым - эпитет, лесов колыханье - олицетворенье), осенью (желтая нива - эпитет, спаленное жнивье – метафора.
Для поэта родина любима разная, все в ней его привлекает, все любимо, поэтому он и рассказывает о ней такой, какую видит и весой, и летом, днем и вечером. Природа в этом произведении неразрывно связана с чувствами лирического героя, с его мыслями об Отчизне, о жизни народа, с его простым бытом, с его горестями и радостями.
Вывод: Стихотворный язык его выразителен. Страдания русского человека поэт испытывал как свои личные, поэтому и выражал свою мысль через личное восприятие..
- Анализ стихотворения «Листок»
- Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря.
У Черного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;
На ветвях зеленых качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.
И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: "Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных".
"На что мне тебя? - отвечает младая чинара, -
Ты пылен и желт - и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал - да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море".
Стихотворение «Листок» Было написано .Лермонтовым весной 1841 года, после возвращения на Кавказ из двухмесячного отпуска, проведенного в Петербурге. Последние месяцы жизни были временем поэтического расцвета Лермонтова: глубокое переосмысление им всей своей жизни и его размышления нашли отражение в произведениях последнего периода.
Тема стихотворения - поиски страдающей и одинокой душой спокойствия и тепла в реальном мире.
"Листок" - это аллегорическое повествование, включающее в себя историю скитаний героя, описания действующих лиц, местности. Листок – на первом плане, и каждая строфа – это новый виток повествования. Главный герой "оторвался от ветки родимой", "в степь укатился, жестокою бурей гонимый", "засох и увял".
В этом аллегорическом образе мы видим характерные для героев Лермонтова черты: : ум, опыт и мудрость, критическое сознание и страстное чувство личности, жизнелюбие, воплощающееся в мечтах о совершенстве и свободе.. . И одновременно с этим — тоска, порождённая мрачной эпохой, гнетущее сознание одиночества и невостребованности". Он "вырос в отчизне суровой", которая сильна и могуча, ведь недаром Лермонтов уточняет: листок оторвался от дуба.
Система образов стихотворения включает, с одной стороны, "родимую ветку", от которой оторвался листок, бурю, которая гнала его; с другой стороны – "Черное море", омывающее корни, "райские птицы", поющие песни, ветер, "ласкающий зеленые ветви".
Поэт использует разнообразные средства художественной выразительности:
- Эпитеты - Молодая чинара; солнцем любима; царь-девица
- Метафоры, которые являются ключевыми словами в 1-й строфе
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
- Основа всего стихотворения – антитеза, постоянное противопоставление образов листка и чинары. Автор подчеркивает трагическое одиночество, тоску и высокомерие, гордыню листка и чинары. Поэт противопоставляет высокую, самовлюбленную чинару засохшему и увядшему листочку, который потерял родину.
Лермонтов хочет сказать нам о том, что человек, который не страдал и не переживал, не может понять чужой беды и горя. - Сравнение. : прямых сравнений нет, но подразумевается, что листок - бедный странник, не имеющий даже дома, а чинара - беззаботная знатная дама, у которой много удовольствий, значит и средств на них.
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый
(как человек, у него было много лишений - жестоких бурь).
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя
(как человека его гложут заботы, некому помочь)
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
(как равнодушная женщина, которой напевать на страдания
других людей, лишь бы было хорошо ей и её сыновьям)
- Использование такого стилистического приема, как АССОНАНС ( повтор гласных «О» и «А» ) передает минорное настроение героя и делает стихотворение удивительно мелодичным.
Мне кажется, что в своё стихотворение «Листок» Лермонтов внёс немало моментов из собственной жизни. Мотив жизни изгнанника, одиночество. Это произведение очень грустное и печальное, но, тем не менее, моё самоё любимое в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова.
Заключение
В нашем исследовании рассмотрены средства художественной выразительности, использованные поэтом, определена их функциональная роль.
Богатство образной структуры позволяет читателю воспринимать лирику Лермонтова поистине как «бездонный океан»(В. Г. Белинский).
Ресурсы выразительных средств в языке неисчерпаемы и средства языка, такие как фигуры и тропы, делающие нашу речь красивой и выразительной необычайно разнообразны. Для того чтобы оказать эмоциональное воздействие и в эстетических целях, с целью создания образности и выразительности, мастера слова используют средства и приёмы выразительности речи. Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.
средства служат для того чтобы наша речь не была обыденной, они придают «цвет» изображаемым событиям, помогают задуматься над прочитанным, привлекают к себе внимание.
Использованная литература
- kazakova-op.ru›russkiy-11-1.html
- егэша.рф›news/b8/2012-04-28-108
- rafalchuk.ippk.ru›index.php…
- resoch.ru›vyrazitelnye-sredstva-v…lermontova…utes…
- lermontov.niv.ru›lermontov/kritika/sokolov…
- http://festival.1september.ru/articles/560347/
- bodnia.ru›…pravilo-v…sredstva-vyrazitelnosti.html
- « Пособие для подготовки к экзаменам . Сочинение, отзыв, эссе» .Автор Е.Ю.Махницкая. Издательство «Феникс»2005 г
- Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста.
- Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М.: Сов. энциклопедия, 1966. - 608с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественные средства выразительности
Материал для подготовки к ГИА по русскому языку и литературе...
ГИА. А3.Художественные средства выразительности
ГИА. А3. Тренажёр и проверочный тест для подготовки к ГИА....
Проверочная работа "Художественные средства выразительности".
Проверочная работа по русскому языку и литературе для 9-11классов. Данный материал рекомендуется использовать при подготовки к ЕГЭ по русскому языку....
Художественные средства выразительности. Задания для практикума
Данный материал представляет задания повышенной сложности для определения средств художественной выразительности...
Тесты по русскому языку по теме "Художественные средства выразительности"
Выполнение тестов дает возможность повторить материал о художественных средствах выразительности, подготовиться выпускникам к заданию В8 ЕГЭ по русскому языку....
ОГЭ Русский язык Задание 3 Художественные средства выразительности
Презентация. Тренинг...
Средства выразительности в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино"
Знакомство учащихся со средствами выразительности....