ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАЙН КУРСА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Левицкая Светлана Владимировна

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАЙН КУРСА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Левицкая Светлана Владимировна

муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 9 имени заслуженного учителя Российской Федерации А.Н.Неверова Дзержинского района Волгограда»

Аннотация. В работе представлен опыт работы по подготовке выпускников девятого класса к обязательному государственному экзамену по русскому языку в письменной форме с привлечением возможности дистанционного обучения через онлайн курс «Русский язык: орфография и пунктуация», расположенного на сайте образовательного учреждения.

Ключевые слова: онлайн курс, обязательный государственный экзамен, тестирование, смешанное обучение, модели смешанного обучения, автономная группа.

Современное общество развивается в эпоху информатизации, составляющим которой является применение средств информационных и коммуникационных технологий в различных областях деятельности человека, в том числе в сфере образования. В качестве одного из возможных путей решения задачи современного образования на основе информатизации многие исследователи видят рациональное сочетание традиционных образовательных технологий и современных информационно-коммуникационных технологий. Перспективным направлением использования средств ИКТ в сфере образования в настоящее время является смешанное обучение. Это комбинирование классно-урочной системы с обучением при помощи Интернет-ресурсов, позволяющих осуществлять совместную деятельность участников образовательного процесса. Кроме того, мы видим большие перспективы применения смешанного обучения для подготовки выпускников учебных учреждений к итоговой аттестации.

Сегодня одной из форм государственной итоговой аттестации основного общего образования является обязательный государственный экзамен (ОГЭ). Он служит для контроля знаний, полученных учащимися за 9 лет, а также основанием для приёма в учреждения среднего профессионального образования.

Итоговая аттестация оценивается на региональном уровне, в случае положительной оценки выпускнику выдаётся аттестат об основном общем образовании. На данный момент ОГЭ по русскому языку является обязательным наряду с математикой и двумя экзаменами по выбору учащегося.

Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе проводится с 2004 года. За 14 лет экзамен претерпел много изменений, нововведений. В 2018 г. в результате аттестации выпускник мог набрать максимальное количество – 39 баллов. Полученные баллы затем переводятся в оценку, которая влияет на итоговую, выставляемую в аттестат.

Изучение таких документов, как «Спецификация КИМов» и «Кодификатор элементов содержания и требования к уровню подготовки обучающихся для проведения ОГЭ», предлагаемых ФИПИ, показывает, что во время экзамена проверяются знания, умения и навыки, которые учащиеся получили за период с 5 по 9 класс (от фонетики до текста, от умения воспринимать текст на слух до умения составлять собственный текст с соблюдением всех языковых норм).

Экзамен по русскому языку предполагает выполнение трёх частей:

  • изложение прослушанного дважды текста (аудиозаписи приложенной к КИМам);
  • тест с выбором верного ответа из предложенных и с кратким ответом в результате работы с текстом;
  • сочинение (одна из предложенных тем: 15.1, 15.2, 15.3).

За первую часть выпускник может получить максимально 7 баллов, за сочинение – 9 баллов, по критериям ГК (оценка практической грамотности экзаменуемого и фактической точности его письменной речи производится на основании проверки изложения и сочинения в целом) – 10 баллов, за тестовую часть – 13 баллов. Таким образом, наибольшее количество баллов выпускник может получить за вторую часть, которая предполагает умение работать с текстом, проверяет сформированность речеведческих умений и навыков, знание изученных за курс основной школы орфограмм и пунктограмм. Кроме того, высокий балл по критериям ГК также предполагает сформированные умения и навыки грамотной речи. Поэтому отработке этих умений мы уделяем особое внимание в ходе подготовки к итоговой работе по русскому языку.

Формирование навыков выполнять тестовые задания с кратким выбором ответа ведётся на  уроках русского языка в течение всех лет обучения. Ученики тренируются определять тему текста, находить главную информацию, видеть орфограммы в разных морфемах слов, верно расставлять знаки препинания в предложениях с обращением, вводным словом, между частями сложносочинённого и сложноподчинённого предложения, определять вид связи и т. д. Учащимся 9 класса необходимо перед экзаменом вспомнить то, что изучалось на протяжении нескольких лет. К сожалению, на повторение достаточно сложного материала в выпускном классе  отводится только два учебных часа в неделю. Считаем, этого недостаточно, поскольку наряду с этим предстоит еще усвоить материал по сложному предложению, отработать умение сжимать исходный текст и создавать сочинения по предложенному материалу лингвистического содержания или на морально-этическую тему. В связи с этим большое значение приобретает дополнительная работа по повторению таких разделов лингвистики, как «Орфография», «Пунктуация», «Культура речи».

Отработку навыков выпускникам предлагаем через онлайн курс «Русский язык: орфография и пунктуация», построенный на основе учебника Рыбченковой Л. М.. В курсе представлено десять тем по основным разделам: «Орфография», «Синтаксис и пунктуация простого предложения», «Синтаксис и пунктуация сложного предложения», «Орфоэпия. Произношение  слов разных частей речи», «Изобразительно-выразительные средства речи», «Лексика. Фразеология. Культура Речи», «Текст». Каждая тема открывается постановкой целей, на которые ориентируется ученик. Далее предлагаем теоретический материал, тренажёры и презентации. Курс содержит много тренировочных и контрольный тестов. Они составлены на платформе LMS Moodle из вопросов различных типов: «Вложенные ответы», «На соответствие», «Множественный выбор», «Перетаскивание маркеров», «Перетаскивание в текст» и т. д. Эти типы вопросов удобно использовать, они интересны для ученика, приближены к заданиям ОГЭ. Вопросы контрольного теста предлагаются ученику из созданной базы в случайном порядке. Настройка тестовой оболочки позволяет проводить рандомизацию не только вопросов, но и ответов. Таким образом, каждый сеанс тестирования воспринимается учеником как работа с новым тестом по заданной теме. Тренировочный тест можно проходить неограниченное количество раз. Оценка в журнал не выставляется. За контрольный тест выставляется оценка в журнал.

В работе для подготовки учащихся к итоговой аттестации с использованием онлайн курса мы используем модель смешанного обучения «Автономная группа». Эта модель позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучающимся, учитывать индивидуальные особенности обучающихся, проводить консультации (очные и дистанционные). Основная функция учителя при использовании технологии смешанного обучения – роль помощника и наставника.

При использовании модели «Автономная группа» в процессе подготовки к ОГЭ после изучения сложной темы мы формируем группу учащихся, для которых работа с материалами этой темы является обязательной. Оценка, полученная за выполнение контрольного задания, выставляется в журнал. На основании этой оценки ученик выводится из состава группы или ему предлагается продолжить работу. Он может получать консультации очно или через компьютерную сеть. Таким образом, состав группы не является постоянным. Удобным является то обстоятельство, что педагог в любой момент времени может получать отчет о состоянии учебного процесса.

Опрос обучающихся и их родителей по вопросу онлайн обучения показывает, что большинство респондентов положительно восприняли эти инновационные технологии. Приведем некоторые фразы из анкет родителей:

  • «Хочется отметить, что теоретический материал дистанционного курса изложен доступно. Интересно работать  с  практическими примерам»;
  • «… курс  дополняет обычные уроки,  есть дети в классе, которым это действительно помогает. А  кабинетных   часов  часто не хватает, чтобы усвоить тему и отработать  умения»;
  • «… дополнительно дети получают задания  на образовательном  портале (который также содержит блок тренировочных заданий по каждой теме, после выполнения проводится разбор решения). У учителя есть возможность отследить, какие задания решает ребенок, сколько попыток предпринял, сколько времени затратил и т.п. Результаты пока скромные, но у ребёнка наблюдается положительный сдвиг: увереннее чувствует себя при выполнении отдельных заданий».

Накопленный опыт работы с онлайн курсом позволяет оптимистично воспринимать технологии смешанного обучения, которые предоставляют возможность успешно подготовить учащихся к итоговой аттестации, повысить качество обучения обучающихся с различным уровнем подготовки и способностей.

Список литературы:

  1. Сайт /Интернет-ресурс. - Режим доступа  Смешанное обучение: 6 моделей для применения в современной школе http://mob-edu.ru/blog/articles/smeshannoe-obuchenie-6-modelej-dlya-primeneniya-v-sovremennoj-shkole/. (Дата обращения 09.12.2018)

  2. Сайт /Интернет-ресурс. - Режим доступа Начинаем осваивать новые образовательные технологии http://lybitely.blogspot.ru/2016/04/blog-post.html. (Дата обращения 09.12.2018)    

  3. Сайт /Интернет-ресурс. - Режим доступа Модели традиционной системы обучения https://infourok.ru/modeli-tradicionnoy-sistemi-obucheniya-2296042.html. (Дата обращения 09.12.2018)    

 



Предварительный просмотр:

НА ДОСКУ РАСПЕЧАТАТЬ: С МАЛЕНЬКОЙ УДАЧИ НАЧИНАЕТСЯ БОЛЬШОЙ УСПЕХ.

Все способны к творчеству.

Слушай своего товарища.

Не торопись спрашивать.

Корректируй себя сам.

        

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ, 6 КЛАСС

МЕТАФОРА.

Цели:

Обучающая: Продолжить знакомство с метафорой как средством выразительности, учить применять метафору в устной и письменной речи.

Развивающая: Развивать речь, внимание, умение находить метафору в тексте, творческие способности учащихся.

Воспитательная: Воспитывать любовь к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: Актуализация знаний о прямом  и переносном значении слов, об особенности метафоры как изобразительного средства языка.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации.

Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения.

Личностные УУД:        

Способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе.

Оборудование: учебник, дидактический материал, раздаточный материал (карточки), иллюстрации с изображением осени, презентация, музыкальное сопровождение, высказывания, эпиграф.

Технология : перевёрнутый класс

ХОД УРОКА

  1. Мотивация к учебной деятельности.  Настрой.

Здравствуйте, мои ученики. Здравствуйте, уважаемые гости нашего урока. Сегодня мы приветствуем вас в «перевёрнутом» классе. Это значит, что на уроке будет проходить практическая работа по учебным материалам, с которыми  ученики знакомились дома самостоятельно,  занимаясь на странице дистанционного курса «Русская словесность: от слова к словесности, 6 класс».

Я желаю всем сегодня хорошего настроения и успехов в работе.

Открыта страница ДК!!!!

Перед вами, ребята, карта сегодняшнего  урока. Работать мы будем в ней, опираясь на конспект учебного материала, который выполнен вами дома.

Как я хочу, чтоб строчки эти

Забыли, что они слова…

А стали: небо, крыши, ветер,

Сырых бульваров дерева!

Чтоб из распахнутой страницы,

Как из раскрытого окна,

Раздался свет, запели птицы,

Дохнула жизни глубина!..

Эти замечательные строчки принадлежат Владимиру Соколову.

За окошком поздняя осень. Мы плотно задёргиваем шторы, чтобы, создав уют, отгородиться от мира природы… Сейчас ещё всё серо, голо там, на улице… Но совсем скоро мир укроет белое пушистое покрывало зимы… А стёкла затянуты будут чудесными морозными узорами… Совсем чуть-чуть, стоит только захотеть… Мы распахнём окно, которое позволит нам увидеть что-то удивительное, чудесное…

Я хочу, чтобы это окошко в удивительный мир стало сегодня символом нашего урока…Открытое окно

Запишите и скажите, какие ассоциации вызывает у вас это словосочетание?

/новый взгляд, свежий воздух, душа, компьютер (виндоуз), окно в Европу/

Замечательно, молодцы!

А можете ли вы предположить, как это словосочетание называется с точки зрения средства выразительности? /Метафора/

Почему?

/Потому что окно – это то, через что мы можем узнать что-то новое или передать что-то другому: информацию, чувства, эмоции…/

2. Актуализация знаний, пробное действие.

Дома вы изучили определение этого понятия. Что это, объясните, приведите примеры. 

Метафора – это   употребление слова в переносном значении на основе сходства между явлениями. Например…

Что лежит в основе метафоры? /Скрытое сравнение/Проверяем текстом на курсе!

Учитель: Если метафора основана на сравнении, значит, чтобы создать метафору, необходимо сначала сравнить объект с чем-то. Что значит сравнить?

Ответ: Найти сходство по отдельным признакам.

Учитель: Другими словами, определить ассоциации. Люди с давних пор старались найти способы сделать свою речь ярче и выразительнее. Вспомните, какие произведения фольклора основаны на метафоре?

Ответы: загадки.        

Учитель: Отгадайте загадки и определите, какие предметы или явления привлекались для их создания

1.Пять братьев годами равные, ростом разные /пальцы/

2.Среди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла/корова/

То есть мы встречаемся с метафорой с самого раннего детства, используем её в речи, даже не зная, что есть такое понятие в природе…

2.Создание образовательной среды

4. Давайте потренируемся: превратите сравнения в метафоры. Запишите.

Воля  как железо - Железная воля

Озеро как зеркало - Зеркало озера

Листва как золото - Золотая листва

Волосы как шёлк - Шёлковые волосы

Листва рябины как кудри -  Кудрявая рябина

Дома вы самостоятельно изучали, какие виды метафор существуют. Давайте их вспомним. /Ответы/ ПРОВЕРЯЕМ ТЕКСТОМ  НА КУРСЕ!

1. ПО ХАРАКТЕРУ  СХОДСТВА:

 

• сходство формы (начертить круг - спасательный круг);

• сходство внешнего вида (вороной конь - гимнастический конь);

• сходство производимого впечатления (сладкий виноград - сладкий сон);

• сходство местоположения (кожаная подошва - подошва горы, белить потолок - три по русскому - его потолок);

• сходство в структуре оценок (легкий портфель - легкий текст, сын перерос отца, стал очень высоким - перерасти своего наставника);

• сходство в способе представления действий (охватить руками ствол дерева - её охватила радость, сваи поддерживают мост - поддержать кандидатуру Иванова);

• сходство функций (ртутный барометр - барометр общественного мнения).

  1. По содержанию:

C:\Users\Levitskiy\Desktop\ВИДЫ МЕТАФОР.jpg

5. Определите виды метафор по содержанию, которые даны в предыдущем задании.

А эти:

Ручка двери

Ножка стола

Рукав реки

«Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась…»/было ненастье/ /А.С.Пушкин/

 «По зеркальной воде, по кудрям лозняка от воды алый свет разливается» /встаёт заря/

«Только и слышались, что рассыпчатые голоса жаворонков» /пели птицы/

«Великолепными коврами,  блестя на солнце, снег лежит…» /снег похож на ковры/

Сделайте вывод: какие метафоры наиболее выразительны, передают эмоциональное отношение говорящего к предмету речи? /развёрнутые, поэтические/

6. Учитель: Конечно, наиболее выразительны развёрнутые, поэтические метафоры. Часто поэты используют для создания образа явления природы. Наверное, нет человека, у которого не  вызвал бы  массу чувств дождь. Любой: летний, пришедший после жары и духоты, или весенний, очищающий чёрную землю от посеревшего и уставшего снега, осенний – наводящий тоску или, наоборот, создающий уют и дающий спокойствие…

Давайте понаблюдаем…

 И.А. Бунин пишет:

 «Стеклянный, редкий и ядреный,

С веселым шорохом спеша,

Промчался дождь, и лес зеленый

Затих, прохладою дыша»

Дождь здесь – живое существо: озорное, звонкое, яркое. Метафора развёрнутая. Дождь как шуршащее существо, как стеклянные ядрышки-шарики…

А вот зарисовка, этюд: понаблюдайте, какой предстаёт природа в предчувствии дождя и в первые его минуты…

К.Г.Паустовский: «Небо дохнуло резким холодом мирового пространства. И издалека, все приближаясь, как бы все пригибая на своем пути, начал катиться медленный и важный гром. Он сильно встряхивал землю. Вихри туч опустились к земле, как в темные свитки, и вдруг случилось чудо – солнечный луч прорвался сквозь тучи, косо упал на леса, и тотчас хлынул торопливый, подстегнутый громами, тоже косой и широкий ливень. Он гудел, веселился, колотил с размаху по листьям и цветам, набирая скорость, стараясь перегнать самого себя. Лес сверкал и дымился от счастья»

Развёрнутые  метафоры помогают представить образ природы как живого существа: и гром, и небо, и лучи, и ливень, и лес – всё живёт, чувствует…

Автор любуется, восторгается этим состоянием, этой картиной.

        

7. Давайте  попробуем свои силы в создании образов, используя это явление. Перед вами – ассоциативный ряд к слову «дождь»:

Сыплются большие горошины

Дождь распустил гриву

Робкий дождик

Серые лапки дождя

Нити дождя

Слёзы осени

Тощий и длинный дождь

Долговязый дождь

Звучит занудно

Дождевая дробь

Симфония дождя на клавишах крыш

Проливной осенний

8. Учитель: Теперь попробуйте составить метафоры, используя ассоциации. Может, у кого-то получится собственный этюд…

3.Личное решение образовательной ситуации.

Самостоятельная работа в парах.

4.Социализация

Учитель: Прочтите свои работы.

А что вы испытывали в момент создания текстов? /Радость, озарение…/

Учитель: Теперь вы видите, какое воздействие способна оказывать метафорическая речь. Я рада, что поэтическое творчество вызвало в вас такой фейерверк чувств. Некоторые стихи, положенные на музыку, способны вызывать массу новых ощущений, и я вам это сейчас покажу. Узнайте в песне А.Макаревича одну из прозвучавших сегодня метафор:

(Исполнение песни «В нитях заката» под гитару, но можно прослушать аудиозапись).

Учитель: какую метафору вы узнали?

Ответы учеников.

6.Рефлексия

Учитель: Ребята, сегодня мы слышали много метафор известных поэтов, находили их в стихах, создавали самостоятельно.

Учитель: Я очень рада, что здесь среди профессиональных образцов есть и ваши работы, ваше творчество, ваши находки. Создать хорошую метафору очень трудно, еще Аристотель говорил, что метафора – это отличительный признак гения. Но человек, чье сердце открыто для любви – к людям, к матери, к женщине, к природе – откликнется на голос поэзии.



Предварительный просмотр:

КАРТА УРОКА РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ.

ДВАДЦАТЬ СЕДЬМОЕ НОЯБРЯ.

КЛАССНАЯ РАБОТА.

МЕТАФОРА.

  1. С МАЛЕНЬКОЙ УДАЧИ НАЧИНАЕТСЯ БОЛЬШОЙ УСПЕХ.
  2. Составление ассоциативного  ряда. 

Открытое окно –

  1. ______________________

Пять братьев годами равные, ростом разные   /______________/

Среди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла  /___________/

  1. Превратите сравнения в метафоры

Воля  как железо –

Озеро как зеркало -

Листва как золото -

Волосы как шёлк -

Листва рябины как кудри -  

  1. Определите виды метафор по содержанию.

Ножка стола -

Рукав реки -

«Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась…»А.С.Пушкин ____________________________

 «По зеркальной воде, по кудрям лозняка от воды алый свет разливается» И.Никитин _____________________________________________________

«Только и слышались, что рассыпчатые голоса жаворонков» И.С.Тургенев  - ___________________________________________________________

«Великолепными коврами,  блестя на солнце, снег лежит…» А.С.Пушкин  - _____________________________________________________________

Сделайте вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Давайте понаблюдаем…

А) И.А. Бунин пишет:

 «Стеклянный, редкий и ядреный,

С веселым шорохом спеша,

Промчался дождь, и лес зеленый

Затих, прохладою дыша»

Вывод: дождь здесь… ____________________________________________________________________________________________________________________________________        

Б) К.Г.Паустовский: «Небо дохнуло резким холодом мирового пространства. И издалека, все приближаясь, как бы все пригибая на своем пути, начал катиться медленный и важный гром. Он сильно встряхивал землю. Вихри туч опустились к земле, как в темные свитки, и вдруг случилось чудо – солнечный луч прорвался сквозь тучи, косо упал на леса, и тотчас хлынул торопливый, подстегнутый громами, тоже косой и широкий ливень. Он гудел, веселился, колотил с размаху по листьям и цветам, набирая скорость, стараясь перегнать самого себя. Лес сверкал и дымился от счастья».

  1. Давайте  попробуем свои силы в создании образов, используя это явление. Перед вами – ассоциативный ряд к слову «дождь»:

Большие   горошины

Грива

Робкий 

Серые   лапки 

Нити 

Слёзы 

Тощий   и   длинный 

Долговязый 

Занудно

Дробь

Симфония       

Проливной    осенний

  1. Самостоятельная работа в парах: попробуйте составить метафоры, используя ассоциации. Может, у кого-то получится собственный этюд…

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Домашнее задание:
  1. Завершить работу, используя готовые метафоры.
  2. Создать собственный этюд, придумав собственные метафоры. Тема: «Снег»
  3. Если трудно, найти и выписать из произведений художественной литературы отрывки, в которых есть метафоры (подчеркнуть). Тема: «Снег».



Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

«ДУША СЛОВА СЕРДЦЕ»

В 7 КЛАССЕ «В»,

ПРОВЕДЁННЫЙ  В РАМКАХ

ЛИЦЕЙСКОГО МАРАФОНА.

  1. Организационный момент. Чтение стихотворения Снеговой  Ирины Анатольевны( на каждом столе – распечатка стихотворения)

О сердце, сердце человечье,
Как робок твой тревожный стук,
Как хрупок он, горяч и вечен
И как полно им всё вокруг!
Травой проросший камень храма.
И новый дом, и лист в саду
Несут в себе твой стук упрямый —
Земли отраду и страду.
Всех тяжелей твоя работа,
Нет передышки ни на миг,
Не смеешь сбиться ты со счёта
Ударов медленных своих.
Порой ты бьёшься через силу —
И через силу жить велишь –
Порой отбросишь тьму могилы
И вдруг от счастья заболишь.
Века уходят за веками,
А страсть твоя с твоей тоской
Живёт, бессмертным сделав камень,
И плачет песенной строкой!

(Снегова Ирина Анатольевна, 60-е годы 20 века)

- Какое впечатление произвели на вас строки замечательной поэтессы начала 20 века Ирины Снеговой?

- О чем они?/О самом простом и таинственном, о самом земном  и романтичном, о том, что заставляет человека радоваться и страдать, совершать открытия, подвиги и просто жить дальше. О сердце. /

Работа по теме урока.

И сегодня на уроке мы с вами обращаемся к самому интересному разделу русского языка -  к этимологии.

- Что такое этимология? /Раздел  лингвистики о происхождении слов, об их первоначальном значении./

- Сегодня мы с вами попробуем создать, пусть не совсем полную и завершенную, энциклопедию слова сердце.

Казалось бы, что может быть понятнее и проще – орган тела человека… Но этому слову посвящают стихотворения, его мы находим в прозаических произведениях писателей всего мира, этому слову уделял большое внимание русский народ, запечатлев в пословицах и поговорках, этому слову-образу посвящают свои произведения мастера кисти, слагают о нем музыкальные произведения…

Итак, давайте посмотрим, что же таит в себе это непростое простое слово – сердце.

  1. Работа по теме урока.

(Слайд 1)Много десятилетий назад жил человек, который очень любил загадки русского языка, загадки русского слова. Звали  этого замечательного человека Макс  Фасмер. Макс Ю́лиус Фри́дрих Фа́смер (нем. Max Julius Friedrich Vasmer, русифицированная форма — Максимилиан Романович Фасмер; 28 февраля 1886, Санкт-Петербург — 30 ноября 1962, Западный Берлин) — немецкий языковед и лексикограф российского происхождения, славист Он создал очень большой «Этимологический словарь русского языка», (слайд 2) в котором отразил происхождение и значение практически всех слов русского языка. Есть в нем и слово, которое интересует сегодня нас. У вас на столе есть распечатанная статья «СЕРДЦЕ»из этого словаря. Давайте прочитаем, откуда же появилось это слово в русском языке, как произносили его разные народы  и что первоначально означало.

\слово является исконно-русским по происхождению, наблюдалось в донских диалектах (сЕреце), в украинском и  болгарском произносилось как сЕрце, в древнерусском – сьрдьце, в старославянском – сръдьце… \

- Как вы думаете, почему сердце названо сердцем?

/Находится посередине/

- В каком разделе лингвистики изучают лексическое значение слов? /Лексика./

- А вы знаете, что частота употребления слова «сердце» составляет      49 479 раз на ≈ 300 млн. слов!!!

- Давайте заглянем в «Толковый словарь» С.И.Ожегова. Как этот лингвист дает определение слову сердце?(распечатка статьи на столе)

СЕРДЦЕ1: центральный орган кровеносной системы в виде мышечного мешка ”у человека в левой стороне грудной полости”
С. бьется. Порок сердца.

-: важнейшее место чего-нибудь средоточие
Москва - с. нашей Родины.

- этот орган как символ души, переживаний, чувств, настроений
Доброе, чуткое, отзывчивое с. Черствое с. Золотое с. у кого-н. ”об очень добром человеке”. У него нет сердца ”о злом, черством человеке”. Отдать свое с. кому-н. ”полюбить”. С. сердцу весть подает ”о любящих, вспоминающих, думающих друг о друге; разг.”.

- символическое изображение средоточия чувств в виде вытянутого по бокам овала, мягко раздвоенного сверху, книзу сужающего и заостренного
С., пронзенное стрелой.

- СЕРДЦЕ2: В некоторых выражениях:
гнев, раздражение
Сказать с сердцем ”сердито, раздраженно”. Иметь с. на ”против” кого-н. ”затаить гнев, обиду; прост.”. В сердцах ”рассердившись”. Сорвать с. на ком-н. ”излить свою злобу, раздражение на кого-н. ; прост.”.

Итак, слово имеет не одно значение, а несколько, оно…/многозначное/

Кроме того, цифры 1 и 2 говорят, данные слова являются ОМОНИМАМИ. Что это значит? /произносятся, пишутся одинаково, но отличаются значением/

Составьте свои примеры для каждого из значений данного слова. /ученики зачитывают получившиеся предложения./

- Мы знаем, что каждое слово для нас с чем-то ассоциируется. Например, мама- нежность, забота, ласка. Еще с чем у вас ассоциируется слово мама?

- Подберите ассоциативный ряд к слову сердце, запишите. Что получилось? /любовь, забота, красота, покой, страдание, ненависть, жизнь, отзывчивость, холодность…/

- А какие прилагательные-эпитеты можно подобрать к данному слову? \большое, доброе, любящее, беспокойное, спокойное, страдающее, ненавидящее, зовущее, огромное, пустое, чувствительное, здоровое, больное, поющее, говорящее, тревожное, хрупкое, упрямое, человеческое…\

- Мы знаем, что для каждого слова в русском языке можно подобрать синонимы и антонимы. Какие существуют для слова сердце? /машина, душа, грудь, мотор, центр, двигатель, штаб, добро , очаг; ум , злоба,  /

- Составьте 3-4 словосочетания с синонимами и антонимами. /ученики зачитывают получившиеся.

- Слово закреплено в народной мудрости. Какие фразеологизмы и крылатые выражения можно вспомнить со словом сердце?


:: СЕРДЦЕ НЕ КАМЕНЬ — ТАЕТ.
:: СЛОВО НЕ СТРЕЛА, А СЕРДЦЕ НАСКВОЗЬ РАЗИТ.
:: СЛОВО НЕ СТРЕЛА, А СЕРДЦЕ ЯЗВИТ.
:: СЛОВО ОТ СЕРДЦА ТРОГАЕТ ДРУГОЕ СЕРДЦЕ.
:: СМЕЛОЕ СЛОВО ПОДДЕРЖИВАЕТ СЕРДЦЕ.
:: В ЧЬЕМ СЕРДЦЕ НЕТ ЛЮБВИ, В ТОМ СЕРДЦЕ НЕТ ПЕЧАЛИ.
:: СУХАРИ С ВОДОЮ, ЛИШЬ БЫ СЕРДЦЕ С ТОБОЮ.
:: ТИГР ТОЩ, ДА СМЕЛОЕ СЕРДЦЕ У НЕГО В ГРУДИ, А ЧЕЛОВЕК БЕДЕН, ДА ВОЛЯ ЕГО НЕИСТОЩИМА.
:: ТО, ЧТО СЕРДЦУ ПРИНАДЛЕЖИТ, ПУСТЬ В СЕРДЦЕ И ОСТАЕТСЯ.
:: У ДЕТИНЫ ЗАБОЛИТ ПАЛЬЧИК, А У МАТЕРИ — СЕРДЦЕ.
:: У ЖИВУЩЕГО НА ГОРНОМ СКЛОНЕ ОТВАЖНОЕ СЕРДЦЕ.
:: У КОГО ОПОРА — ГОРА, У ТОГО СЕРДЦЕ — КРЕМЕНЬ.
:: УКРОТИ, ГОСПОДИ, КОМАНДИРСКОЕ СЕРДЦЕ!
:: УМ ИСТИНОЮ ПРОСВЕТЛЯЕТСЯ, СЕРДЦЕ ЛЮБОВЬЮ ОКРЫЛЯЕТСЯ.
:: УМНЫЙ СКРЫВАЕТ ДОСТОИНСТВА В СЕРДЦЕ, ГЛУПЫЙ ДЕРЖИТ ИХ НА ЯЗЫКЕ.

- Художники, поэты, писатели-прозаики, музыканты создавали свои произведения о сердце. Давайте назовем и запишем некоторые из них.(папка)

- А какие символические значения имеет это слово? Давайте посмотрим видеоряд к нему(папка).

  1. Рефлексия.

О чем сегодня шел разговор? Что узнали нового? Что вспомнили?

  1. Домашнее задание.

Постарайтесь дома создать собственную словесную зарисовку на тему «Сердце».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 5 класса (17 часов)

Примерная рабочая программа учебного предмета "Родной (русский) язык для общеобразовательных организации с обучением на русском языке разработана в соответствии ФГОС....

Организация работы обучающихся с низкой успеваемостью и низкой мотивацией по подготовке к ГИА и ВПР на уроках русского языка

Организация работы обучающихся с низкой успеваемостью и низкой мотивацией по подготовке к ГИА и ВПР на уроках русского языка...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ.

Никто не сомневается в том, что в современном мире  умение общаться становится одним из самых необходимых и ценных навыков. Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития, профессион...

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Введение.Современные методики объяснения и отработки грамматических особенностей английского языка.Методика и план объяснения и отработки грамматических особенностей английского языка на уроках в обще...