ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ.
методическая разработка по информатике и икт (9 класс)
Никто не сомневается в том, что в современном мире умение общаться становится одним из самых необходимых и ценных навыков. Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития, профессионального роста и самовыражения, так как определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой. Видимо, еще и этим объясняется введение итогового собеседования в 9 классе, включающего в себя чтение и говорение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
уроки информатики | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ.
Е. Л. Дробкова,
МБОУ «СОШ №5» города Обнинска,
учитель информатики и физики.
Никто не сомневается в том, что в современном мире умение общаться становится одним из самых необходимых и ценных навыков. Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития, профессионального роста и самовыражения, так как определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой. Видимо, еще и этим объясняется введение итогового собеседования в 9 классе, включающего в себя чтение и говорение.
В рамках экзамена проверяется спонтанная (неподготовленная) речь: чтение текста, пересказ, монологическое высказывание и беседа. На первый взгляд, кажется, что задания несложные и большинство выпускников должны с ними справиться. Но не все к 9 классу научились бегло и выразительно читать, далеко не каждый девятиклассник может непрерывно говорить на одну тему хотя бы минуту, мало кто владеет навыками ораторского искусства и имеет опыт публичных выступлений, многие с трудом выстраивают диалоги.
Можно долго рассуждать о причинах этих проблем, немаловажную роль в возникновении которых, по моему мнению, играет повсеместно используемый подростками скудный язык молодёжного сленга.
Возникновение возможных трудностей тревожит не только учителей – предметников, но и родителей выпускников. Я - классный руководитель девятого класса в текущем учебном году, поэтому на первом же родительском собрании сполна ощутила беспокойство родителей учеников.
Основной вопрос, который я поставила перед собой: «ЧТО ДЕЛАТЬ?» с данной проблемой, а точнее, что я, как учитель информатики и физики могу сделать на своих уроках, чтобы помочь выпускникам основной ступени обучения пройти первое итоговое испытание как можно более спокойно и успешно.
Возможные подходы и методы работы над проблемой придуманы мной, взяты из опыта коллег, подсказаны администрацией школы.
Результатом работы по проблеме стала разработка и проведение открытого урока: «Использование практики работы с мультимедиа технологиями (звук) на примере краеведческого материала».
Краеведческое направление тематики выбрано для дополнительной мотивации учеников, так как отличается от обычно предлагаемых текстов новизной и особым интересом.
Хочу подробнее остановиться на организации некоторых этапов разработанного урока.
Тема урока: «Люблю Обнинск. Рассказываю о нём».
Цель урока: Создание презентации с голосовым сопровождением на основе текста представленного краеведческого материала.
Весь урок ребята работали в мини – группах по 2-3 человека.
В ходе урока группы проходили следующие этапы работы:
- Ознакомление с текстом;
- Запись звука;
- Создание слайдов презентации;
- Использование звукозаписи для сопровождения слайдов презентации;
- По необходимости, добавление эффектов анимации.
Обозначенный порядок действий при выполнении практических работ ребятам знаком, поэтому эти этапы легко формулируются самими учениками.
Для организации работы и самоорганизации групп ребятам предлагается:
- Лист с тематическим текстом, памятка работы с текстом;
- На компьютерном рабочем столе организованы папки с подобранными тематическими иллюстрациями и др.
- Памятка работы с программой записи звука;
- Таймер (приблизительно рассчитанные затраты времени на каждый из этапов работы группы);
- Цветовой маячок для затруднительных ситуаций;
- Лист само/взаимооценки тематических групп.
Для работы группам предложены тематические тексты, содержащие, кроме важной исторической составляющей, фамилии учёных, даты и названия учреждений, связанных с нашим любимым городом Обнинском:
- Высотная метеорологическая мачта ВММ – 310;
- Мемориал «Вечный огонь»;
- Приборный завод «Сигнал»;
- Улица И.В.Курчатова.
До начала записи звука особенное внимание уделяется основным правилам работы с текстом.
Текст памятки представлен ниже:
Чтение текста.
В данном задании нужно правильно и выразительно прочесть текст.
Обратите внимание на:
- Незнакомые имена и фамилии;
- Незнакомые или сложные слова;
- Географические названия;
- Числительные.
Все незнакомые или сложные слова перечитайте несколько раз и убедитесь, что правильно ставите ударения. При чтении числительных обратите внимание на правила склонения.
Не забудьте про детали. Если в тексте встречается сначала полное имя персонажа, например, Александр Сергеевич Пушкин, а дальше сокращенная форма — А.С.Пушкин, нужно и в этом случае прочитывать инициалы полностью — «Александр Сергеевич».
При чтении оценивается интонация и темп. Интонация должна совпадать с пунктуацией. Делайте паузы на месте точек и запятых, используйте вопросительную или восклицательную интонацию, если в тексте стоят соответствующие знаки препинания.
Темп чтения должен быть средним. Не нужно торопиться и проглатывать слова или читать слишком медленно. Произносите предложения неторопливо, спокойно и уверенно.
Пример подготовленного текста:
Достопримечательности улицы И.В. Курчатова в городе Обнинске.
Игорь Васильевич Курчатов – выдающийся физик, «отец» советской атомной бомбы, один из основоположников использования ядерной энергетики в мирных целях.
В конце 40-х, советские ученые, занятые самой насущной проблемой – созданием ядерного оружия, думали о том, как обратить величайшее открытие века на пользу людям.
Результатом работ коллектива под руководством И.В. Курчатова стала разработка, строительство и запуск 27 июня 1954 года Обнинской АЭС, первой в мире. Еще одним результатом стало рождение Обнинска, города науки. Поэтому совершенно логично, что в городе Обнинске одна из центральных улиц названа в честь Игоря Васильевича Курчатова.
До сих пор сохранился дом, в котором жил Игорь Васильевич. Дом был построен для проживания ученых - строителей первой в мире АЭС. На заднем дворе до сих пор стоит старая лавочка, на которой, по легенде, любил отдыхать И.В. Курчатов. Бывали тут Ефим Славский и Анатолий Александров, останавливались во время своего посещения Обнинска - Юрий Алексеевич Гагарин и Георгий Константинович Жуков. Сейчас здание и окружающая его территория находятся в ведомстве Физико-энергетического института. Территория окружена забором и круглосуточно охраняется.
В следующих абзацах – о памятниках И.В. Курчатову, Ф. Жолио – Кюри, Л.Г. Осипенко, о мемориале «Первопроходцам подводного атомного флота» и о памятнике «Первопроходцам атомной энергетики.
Подготовленный урок был проведен в рамках муниципального семинара.
По результатам обсуждения открытого урока мной были сделаны следующие выводы:
- Выбранная краеведческая тематика дополнительно выполняет важную мотивационную роль при подготовке к работе с текстом;
- Для продолжения работы над проблемой смыслового чтения необходимо более тесное методическое взаимодействие с учителями русского языка и литературы;
- Необходимо использовать найденную форму проведения и полученный опыт для более ранней организации работы, с начала изучения курса информатики в 7 классе;
- Выбранное направление деятельности актуально на данный момент и будет оставаться таковым ещё очень длительное время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические аспекты подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку ( 9 класс)
Готовимся к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе: советы учителям, ученикам и родителям....
Итоговое собеседование по русскому языку 9 класс
Итоговое собеседование по русскому языку 9 класс: 1,2 варианты...
Статья «Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе. Сочинение по картине – один из способов подготовки к итоговому собеседованию».
Статья «Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе. Сочинение по картине – один из способов подготовки к итоговому собеседованию». Сочинение по картине - эт...
Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку (9 класс) на уроках биологии
Требования к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе тесно перекликаются с методикой работы с устным текстом на уроках биологии....
Буклет. Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку (9 класс) на уроках биологии
Буклет с советами учителям, ученикам и родителям при подготовке к итоговой аттестации в 9 классе....
Доклад на РМО по теме "ПОДГОТОВКА К УСТНОМУ ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ 9-х КЛАССОВ"
Доклад на РМО по теме "ПОДГОТОВКА К УСТНОМУ ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ 9-х КЛАССОВ"...
ПОДГОТОВКАК УСТНОМУ ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Устная речь – форма речи, состоящая из умения понимать звучащую речь (аудирование) ;умение производить речь в звуковой форме (говорение)...