Рабочая программа элективного курса по русскому языку для основного общего образования «Подготовка обучающихся 9 класса к ГИА по русскому языку»
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Брянцева Светлана Васильевна

Рабочая программа элективного курса по русскому языку

для основного общего образования

«Подготовка обучающихся 9 класса к ГИА по русскому языку»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа элективного курса по русскому языку

для основного общего образования

«Подготовка обучающихся 9 класса к ГИА по русскому языку»

Составитель:

Брянцева С.В.

учитель русского языка и литературы

г. Новосибирск

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка обучающихся 9 класса к ГИА по русскому языку» разработана в соответствии с учебным планом ГАОУ НСО

«Школа-интернат с углубленным преподаванием предметов спортивного профиля»» на основе требований по предмету, предъявляемым выпускникам 9 класса на ГИА.

Цели:

  • подготовка учащихся к итоговому собеседованию по русскому языку,
  • обеспечение подготовки обучающихся 9-х классов к прохождению государственной (итоговой) аттестации по русскому языку.

Общей задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

Одна из задач (по подготовке учащихся к устной части) – выявление возможностей, позволяющих обучающимся овладеть чтением, пересказом и говорением как видами речевой деятельности, формирующими коммуникативную, лингвистическую и культуроведческую компетенции.

Работа проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся – умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации. О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических). Экзаменационная работа построена с учётом вариативности: испытуемым предоставляется право выбора одной из трёх предложенных тем монолога (беседы).

В ходе занятий обучающиеся получат возможность научиться:

в устной части:

  • читать текст не просто быстро, а в соответствии с коммуникативной задачей, т.е. выразительно: правильно интонируя все знаки препинания, подбирая оптимальный темп и тембр, мелодику голоса, делая логические ударения;
  • пересказывать прочитанный текст с введение цитаты;
  • в монологическом высказывании уметь создавать текст определённого типа, чётко следуя его композиции, используя накопленные знания по истории, естественным дисциплинам, знание русской литературы, искусства, а также жизненный опыт;
  • принимать участие в интервью: уметь составлять условный диалог по заданной теме; отвечая на предложенные вопросы, давать полный ответ, излагать мысли логично, последовательно, следить за богатством и точностью лексики, разнообразием синтаксических конструкций;

в письменной части

  • овладевать комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников;
  • научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического или научного стиля;
  • владеть формами обработки информации исходного текста;
  • работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
  • чётко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
  • самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
  • работать с бланками экзаменационной работы;
  • сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

Общая характеристика курса

Особенностью данного курса является модульный подход к подготовке ГИА. Элективный курс состоит из четырёх модулей:

  1. Подготовка к устной части экзамена (итоговое собеседование по русскому языку).
  2. «Учимся писать сжатое изложение».
  3. «Учимся писать сочинение – рассуждение».
  4. «Учимся выполнять тестовые задания».

Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА) и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к государственной (итоговой) аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Место курса в учебном плане.

Согласно учебному плану ГАОУ НСО «Школа-интернат» на элективный курс отводится 16 часов, по 1 часу в неделю первого полугодия.

Результаты освоения учебного курса

В результате обучения у обучающихся будет сформировано:

  • умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
  • умение адекватно воспринимать авторский замысел;
  • умение вычленять главное в информации;
  • умение сокращать текст разными способами;
  • умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
  • умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания;
  • умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи;
  • умение понимать глубину и точность содержания текста;
  • умение определять уровень языковой и лингвистической компетенции.

Содержание курса

Модуль 1

Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку (4 часа)

Итоговое собеседование по русскому языку состоит из двух частей, включающих в себя четыре задания.

Часть 1 состоит из двух заданий. Задания 1 и 2 выполняются с использованием одного текста.

Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку – 2 минуты. В задании 2

предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – 2 минуты. Часть 2 состоит из двух заданий. Задания 3 и 4 не связаны с текстом. Учащемуся необходимо выбрать одну тему для монолога и диалога. В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем. Время на подготовку – 1 минута. В задании 4 учащимся предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания.

Общее время ответа (включая время на подготовку) – 15 минут. Итоговое собеседование оценивается по системе зачет – незачет.

Модуль 2

Учимся писать сжатое изложение (3 часа)

Первая часть работы ГИА в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, обучающихся необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы обучающийся точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста. Первая часть работы - изложение - теперь не связана с содержанием заданий второй и третьей части. Также для изложения предлагаются тексты различных жанров: путевые заметки, записки, очерк, рецензия, дневник.

Модуль 3

Учимся писать сочинение – рассуждение (4 часа)

Третья часть работы ГИА содержит творческое задание. Задание проверяет коммуникативную компетенцию школьников. Вчастности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо обучающимся в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.

Задание С2 включает в себя 3 части. Часть формирует у обучающихся умение писать сочинение-рассуждение с опорой на лингвистический материал. Тема сформулирована в виде цитаты автора. В части обучающиеся должны научиться раскрывать смысл конкретного предложения, взятого из текста также в виде авторской цитаты. При написании сочинения- рассуждения из части или доказательства (аргументы) обязательно должны опираться на исходный, анализируемый текст. Сочинение-рассуждение в части – это сочинение, в общем раскрывающее различные типы проблем: философские, социальные, нравственные и др. При написании сочинения данной части обучающиеся должны самостоятельно сформулировать указанное в задании понятие («Что такое добро?», «Что такое самовоспитание?», «Что такое человечность?» и т.д.), прокомментировать морально-нравственное определение и написать сочинение-рассуждение о данном понятии. При аргументации исходного тезиса один пример- аргумент должен быть взят из авторского текста, второй – из жизненного опыта обучающихся.

Модуль 4

Учимся выполнять тестовые задания (5 часов)

Вторая часть экзаменационной работы включает задания 2-8 с выбором ответа. В данной части содержатся разноплановые задания, которые предполагают анализ слов, предложений и текстов.

Задания части 2 проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

Календарно – тематическое планирование

  1. модуль (4 часа)

Тема занятия

Количество часов

Форма занятий

Виды деятельности

1.

Задание 1.

Устное собеседование по русскому языку в 9 классе.

Чтение небольшого текста вслух. Пересказ текста с привлечением дополнительной информации

(с включением цитаты).

1

Мини-лекция, практикум

Работа с

демонстрационным вариантом

Работа с текстом. Работа с цитатами.

2.

Задание 2.

Как построить монологическое высказывание по одной из

выбранных тем с опорой на план.

Монологическое высказывание. Использование клише.

1

Практикум

Работа с текстом:

определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Работа с планом.

Отработка приёмов использования клише.

3.

Задание 3. Диалог (интервью). Диалог по заданной теме.

1

Практикум

Ведение диалога по заданной теме.

Отработка приёмов по

обогащению словарного запаса учащихся.

4.

Работа с демоверсиями по устному собеседованию в 9 классе.

1

Практикум

Работа с текстом,

с пробными заданиями.

  1. модуль (3 часа)

Тема занятия

Количество часов

Форма занятий

Виды деятельности

5.

Структура экзаменационной работы в формате ГИА.

Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом

Задание С1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное

членение текста

1

Мини-лекция, практикум

Работа с

демонстрационным вариантом, бланками ответов.

Работа с текстом, границы микротем исходного текста

6.

Задание С1. Сжатое изложение.

Структурные особенности сжатого изложения.

Основные приёмы компрессии исходного текста.

Отработка приёма исключение. Отработка приёма обобщение. Отработка приёма упрощение.

1

Мини-лекция, практикум

Работа с текстом,

определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов.

Знакомство со структурными

особенностями сжатого изложения.

Отработка основных приёмов компрессии исходного текста

7.

Задание С1. Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста.

1

Практикум, изложение

Создание текста, оценивание

  1. модуль (4 часа)

Тема занятия

Количество часов

Форма занятий

Виды деятельности

8

Задание Сочинение на лингвистическую тему. Структура сочинения на лингвистическую

тему. Тезис, аргументы, заключение в сочинении на лингвистическую

тему

Критерии оценки задания

1

Практикум

Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему.

Знакомство с критериями оценки выполнения

заданий.

9

Задание Структура сочинения- рассуждения по тексту. Тезис

сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении-рассуждении.

Заключение в сочинении- рассуждении.

Критерии оценки задания

1

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

10

Задание Тезис сочинения-

рассуждения на морально-этическую тему Аргументы в сочинении-

рассуждении. Заключение в сочинении-рассуждении.

1

Практикум

Работа с тестом, алгоритм написания сочинения-

рассуждения по данному тексту.

11

Практическое занятие по написанию сочинения-рассуждения по пониманию смысла предложения, взятого из авторского текста

1

Практикум

Написание сочинения- рассуждения

  1. модуль (5 часов)

Тема занятия

Количество часов

Форма занятий

Виды деятельности

1.

Задание 2 Грамматическая основа предложения. Сложное

предложение. Синтаксический анализ сложного предложения

1

Практикум

Работа с текстом (необходимо

продемонстрировать умение выполнять

синтаксический анализ).

2.

Задание 3 Пунктуационный анализ сложного предложения.

1

Практикум

Работа с текстом (необходимо расставить знаки препинания —

сделать пунктуационный анализ

сложного предложения).

3.

Задание 4 Синтаксический анализ словосочетания Словосочетание. Способы связи в словосочетании

Задание 8 Лексический анализ, нахождение фразеологизма

1

Практикум

Работа с текстом (проверяет знание

подчинительной связи в словосочетании и

умение заменить его синонимичным

словосочетанием с другим видом связи).

4.

Задании 5 Орфографический анализ

1

Практикум

Работа с текстом (необходимо

разобраться в составе

слов и найти правильное объяснение).

5.

Задание 6 Анализ содержания текста Задание 7 Анализ средств

выразительности

1

Практикум

Работа с текстом (необходимо обратить внимание на все детали и подробности, чтобы выбрать правильные

варианты ответов)

6.

Диагностическая работа в форме ГИА

1

Практикум

Работа с бланками

Материально – техническое обеспечение. Литература

  1. Русский язык. 9 класс: промежуточный и итоговый контроль / авт.-сост. Н.Ю.Кадашникова

- Волгоград: Учитель, 2011.

  1. ОГЭ-2024: Русский язык: 36 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к ОГЭ / И.П.Цыбулько. – Москва: Издательство «Национальное образование», 2024.
  2. Я сдам ОГЭ! Тематический практикум. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В трёх частях / И.П.Цыбулько, В.Н.Александров, О.И.Александрова. – Москва: «Просвещение», 2018.
  3. Устный ответ по русскому языку. Новое задание на ОГЭ / Гринкевич Е.В. – Изд. 2-е. Ростов на-Дону: Феникс, 2018.
  4. Русский язык. 9 класс: промежуточный и итоговый контроль / авт.-сост. Н.Ю. Кадашникова – Волгоград: Учитель, 2011.
  5. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: ГИА (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. М.: Экзамен, 2020 г.
  6. Материалы сайта ФИПИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по русскому языку"Русское правописание: орфография" для учащихся 10 класса

Программа  базируется на программно- методических материалах по русскому языку С.И.Львовой (под редакцией Л.И. Рыбченковой: "Дрофа", М., 2001г.)...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»

     Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена  на принципах обобщения и систематизации учебного материала...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русское правописание: орфография, пунктуация", 10 - 11 классы.

Владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать см...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Деловой русский язык" для 10 (11) классов

  Курс «Деловой русский язык» разработан на основе требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы.Рабочая программа элективного курса «...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудности русского языка» (для учащихся 9 класса)

Новая форма экзамена (ГИА) является инструментом, позволяющим решать важнейшие проблемы, связанные с особой ролью экзамена в 9 классе в системе школьного образования. Во-первых, это проблема оценки ка...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку, 11 класс, 34 часа «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения»

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения» по подготовке к Единому Государственному экзамену по русскому языку  рассчитана...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по английскому языку для среднего общего образования (базовый уровень) «ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» Срок освоения программы 2 года (с 10 по 11 класс)

Элективный курс «Технологии изучения английского языка» с входящими в него модулями выполняет следующие функции:позволяет развить базовый курс английского языка и помочь подготовиться к сд...