ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 5 класса (17 часов)
рабочая программа по русскому языку на тему

Примерная рабочая программа учебного предмета "Родной (русский) язык для общеобразовательных организации с обучением на русском языке разработана в соответствии ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 учебного курса  «Родной (русский) язык»

для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 5 класса

(17  часов)

Пояснительная записка

Примерная рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке (далее – Примерная рабочая программа) разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) и определяет цели, задачи, планируемые результаты и содержание предмета.

Данная Примерная рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами и правовыми актами:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  3. Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации».
  4. Закон Республики Мордовия о государственных языках Республики Мордовия. Принят Государственным Собранием Республики Мордовия 24 апреля 1998 года (в ред. Законов РМ от 12.03.2010 № 4-З, от 19. 12. 2011 г. № 78-З).
  5. Закон Республики Мордовия от 8 августа 2013 года № 53-З  «Об образовании в Республике Мордовия» (в ред. Закона Республики Мордовия от 19.12.2014 № 103-З).
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 мая 2014 г. №594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» (с изменениями от 9 апреля 2015 года).
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897, от 29.12.2014 №2357).
  8. Примерная основная образовательная программа (в редакции протокола №3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию).

Примерная рабочая программа рассчитана на изучение родного (русского) языка в 5 классах во всех общеобразовательных организациях Республики Мордовия с обучением на русском языке и является ориентиром для составления авторских и рабочих программ. Определяет обязательную часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования по данному учебному предмету. Авторы рабочих программ могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала, определению последовательности его изучения, расширению или уменьшению объема содержания, а также определению путей формирования ключевых компетенций обучающихся. Примерная рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного процесса и является документом, определяющим контроль и качество обучения  по данному учебному предмету.

Целями изучения родного (русского) языка в 5 классе являются:

воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

воспитание гражданственности и патриотизма; интереса и любви к русскому языку;

овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Цели обусловливают выполнение следующих задач:

дать обучающимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области морфологии, орфографии, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

развивать речь обучающихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

Основной задачей освоения родного (русского) языка является формирование коммуникативной компетенции обучающихся на следующих принципах:

принцип речевой направленности: речевая деятельность является не только целью, но и средством общения. Этот принцип предполагает постоянную вовлеченность в процесс практического использования языка;

принцип ситуативности: все обучение происходит с учетом ситуации общения;

принцип функциональности: каждая языковая единица, любая языковая форма выполняет в процессе коммуникации определённые речевые функции, поэтому единицы отбора и презентации, способы и формы организации материала должны быть функционально ориентированными.

Учебный процесс организуется также  с учетом таких общедидактических принципов, как:

принцип обучения общению через общение (максимальное приближение учебного процесса к условиям естественного общения);

принцип личной индивидуализации (организация учебного процесса с учетом личных потребностей, пожеланий и индивидуально-психологических особенностей учащихся);

принцип изучения языка на основе активной мыслительной деятельности (обеспечение практического употребления изученных лексико-грамматических единиц в ситуациях общения с учетом коммуникативной задачи);

принцип функционального подхода к изучению языка (определение лексико-грамматического материала с учетом коммуникативной цели, необходимости общения и частоты употребления в речи);

принцип взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности.

Планируемые результаты обучения

Примерная рабочая программа базируется на системно-деятельностном, компетентностном, коммуникативном и культурологическом подходах обучения родному (русскому) языку. Основное содержание обучения родному (русскому) языку в  общеобразовательной организации направлено на формирование коммуникативной, лингвистической и социокультурной  компетенций учащихся.

Освоение программы 5 класса предусматривает формирование у обучающихся следующих личностных результатов по родному (русскому)  языку:

уважительное отношение к родному языку как средству межличностного и межкультурного общения;

оценивание жизненных ситуаций, исходя из общечеловеческих норм;

целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий;

доброжелательное отношение, уважение и толерантность к другому народу, компетентность в межкультурном диалоге.

К метапредметным результатам обучения родному языку относятся:

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;

владение культурой активного использования словарей и других поисковых систем;

умение организовать учебную деятельность, понимая порядок работы, и находить для этого эффективные приемы;

умение оценивать качество работы, опираясь на определенные критерии;

умение анализировать и понимать причины удач и неудач в учебе;

умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий.

К предметным результатам обучения родному языку в 5 классе относятся:

совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;

расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц;

формирование навыков проведения многоаспектного анализа текста;

обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Основное содержание учебного предмета

Раздел 1. Язык – отражение национальной культуры. «Язык есть дух народа».

Языковая картина мира. Национальное своеобразие языковой картины мира. Способы выражения национальной картины мира. Базовые аксиологические понятия русской национальной картины мира. Базовые национальные ценности:  

 патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России. Значение языка в историческом развитии страны. Языковые  выражения народной мысли. Пословицы и поговорки. Фразеологические единицы.

 – человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. Роль русского языка в международном сотрудничестве.

Раздел 2.  Язык и культура.

– искусство и язык – эстетические возможности языковых единиц.  Выразительное чтение. Единицы техники речи.  Художественное чтение. Лучшие образцы художественного чтения.  

   Раздел 3. Экология языка.

   – природа – экологическое сознание. Экология языка. Взаимосвязь экологии языка и сохранения базовых национальных ценностей.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы (17 часов)

Название темы

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся

Введение

1

Чему учит предмет «Родной (русский) язык»?

1

Обучающиеся знакомятся с понятием родного языка.

Общие сведения о языке

2

Русский язык в семье родственных языков.

1

Обучающиеся знакомятся с группой славянских языков, совершенствуют коммуникативные навыки и умения.

Язык – форма и зеркало национальной культуры

3

Национальное своеобразие понятий «языковая картина мира», «языковая личность», «русская языковая картина мира».

2

Обучающиеся знакомятся с понятиями «языковая картина мира», «языковая личность»; учатся использовать их при составлении устного монологического/диалогического высказывания;  закладываются основы формирования русской языковой картины мира, осознание особенностей родного языка, его своеобразия.

4

Отражение русской языковой картины мира в фольклоре. Пословицы. Поговорки. Обряды.

1

Обучающиеся учатся выделять единицы языка, продолжают работу по знакомству  со словарями.

5

Развитие речи

 Музей одной пословицы/поговорки/фразеологических единиц

1

Определяют стилистические функции языковых единиц, участвующих в образовании пословиц, поговорок, фразеологических единиц. Соотносят    содержание пословиц, поговорок, фразеологических единиц с конкретной стороной жизни.

6

Русский речевой этикет. Единицы речевого этикета.

 

1

Обучающиеся знакомятся со стереотипами русского речевого этикета, включая речевой этикет, осознают себя как языковую личность.

7

Развитие речи

Русский речевой этикет

1

Обучающиеся формируют представления о речевом этикете; развивают  навыки связной монологической и  диалогической речи.

Текст

8

Текст как продукт речевой деятельности

2

Обучающиеся закрепляют навыки работы с текстом, определяют признаки текста.

9

Средства связи и виды связи предложений в тексте

1

Обучающиеся определяют виды связи предложений в тексте, определяют грамматические и лексические средства связи предложений в тексте.

10

Типы речи: Повествование Описание Рассуждение

1

Обучающиеся определяют основные типы речи, коммуникативную цель повествования, рассуждения, описания.

11

Выразительное чтение. Единицы техники речи: Интонация Логическое ударение

Дыхание

Орфоэпия

1

Обучающиеся знакомятся с единицами техники речи. Учатся передавать смысл высказывания с помощью выразительного чтения. Развивают умение выразительно читать, четко и ясно говорить.

12

Развитие речи Художественное чтение отрывка прозаического и/ или лирического произведения. Конкурс чтецов.

1

Обучающиеся продолжают развивать речь, расставлять правильно логические  ударение через выразительное прочтение художественных  произведений  

Лексика и фразеология

13

Экология русского  языка

1

Обучающиеся знакомятся с термином «экология русского языка», определяют причины нарушения экологии русского языка: использование ненормативной лексики в социально-бытовой сфере, широкое использование заимствований во всех сферах жизни общества, делают выводы о необходимости сохранить национальное своеобразие русского языка.

14

Словари – наши помощники.  Виды словарей. Особенности работы с ними.

1

Обучающиеся совершенствуют навыки работы со словарями, учатся писать словарную статью.

15

Заключительное занятие

Устное сочинение «Язык есть дух народа».

1

Обучающиеся актуализируют знания и практические навыки при составлении устного сочинения.

Система оценки достижения планируемых результатов

Основным объектом оценки личностных результатов в основной школе служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока:

1) сформированность основ гражданской идентичности личности;

2) сформированность индивидуальной учебной самостоятельности, включая умение строить жизненные профессиональные планы с учетом конкретных перспектив социального развития;

3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

В рамках оценивания личностных результатов  возможна неперсонифицированная оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в:

соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательной организации;

участии в общественной жизни образовательной организации, ближайшего социального окружения, страны, общественно-полезной деятельности;

ответственности за результаты обучения;

готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор профессии;

ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования.

Особенности оценки метапредметных результатов

Основным объектом и предметом оценки метапредметных результатов являются:

способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

способность работать с информацией;

способность к сотрудничеству и коммуникации;

способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется учителем в ходе текущего контроля. Содержание и периодичность текущего контроля устанавливает учитель. Инструментарий строится на межпредметной основе и может включать диагностические материалы по оценке читательской грамотности, ИКТ-компетентности, сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий.

Основной процедурой оценки достижения метапредметных результатов является защита проекта.

Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и направленности проекта, а также критерии оценки проектной работы разрабатываются с учетом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования и в соответствии с особенностями образовательной организации.

Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник, проект к защите не допускается.

Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности по данному предмету.

Оценка предметных результатов ведется каждым учителем в ходе процедур текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки на основе представленных планируемых результатов.

Примерная тематика проектной деятельности

Групповые проекты

Практико-ориентированные:

Наш словарь. Карточка для словарной работы.

Тематические группы русских слов – символов России.

Звучащий словарь «Говорите правильно».

Информационные:

Интервью в краеведческом музее.

Устная речь ребят нашего класса.

Школьный жаргон (фонохрестоматия).

Польза и вред сотового телефона (опрос).

Книги, которые мы читаем (опрос).

Игровые:

История букв (викторина).

Символы России (викторина).

Знатоки сказок (игра-конкурс).

Творческие:

Человек и природа (эссе/фотоэссе).

Инсценировки литературных произведений.

Парные проекты

Практико-ориентированные:

Виды письменности (презентация/устное выступление/плакат).

Информационные:

Речевые ошибки нашего класса.

Творческие:

Русский речевой этикет в сопоставлении с этикетом прошлого.

Плакаты, схемы «Веселая лингвистика».

Конкурс «Лингвистическая сказка».

Индивидуальные проекты

Практико-ориентированные:

Мой словарик. Карточка для словарной работы.

Диктанты «На засыпку».

Звучащий словарь «Говорите правильно».

Информационные:

Достопримечательности нашего города/села (альбом, презентация и т.д.).

Что открыл мне словарь С.И.Ожегова.

Творческие:

Рукописная книга.

Художник (по выбору) и его картина (сочинение/презентация).

Один день из жизни…(фотоэссе).

Что значит любить свою семью и свою Родину (презентация).

Человек и природа (эссе/фотоэссе).

Организационно-педагогические условия реализации программы

Список учебников и учебно-методических пособий, которые могут быть  использованы при подготовке уроков и работе обучающихся на уроках по данной программе. Данные учебники и учебно-методические пособия включены в  Федеральный перечень учебников от 31 марта 2014 года № 253 (с изменениями на 5 июля 2017 года).

Автор/авторский

 коллектив

Наименование

учебника

Класс

Наименование

издателя (ей) учебника

Бабайцева В.В.

Русский язык

5–9

ДРОФА

Бабайцева В.В.,

Чеснокова Л.Д.

Русский язык

5–9

ДРОФА

Купалова А.Ю. (книга 1), Никитина Е.И.(книга 2)

Русский язык (в 2 книгах)

5

ДРОФА

Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. и др./под ред. Быстровой Е.А.

Русский язык (в 2 частях)

5

Русское слово

Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др.

Русский язык (в 2 частях)

5

Издательство «Просвещение»

Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.

Русский язык

5

ДРОФА

Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В. и др.

Русский язык  (в 2 частях)

5

Издательство «Просвещение»

Шмелёв А.Д., Флоренская Э.А., Габович Ф.Е., Савчук Л.О., Шмелёва Е.Я./под ред. Шмелёва А.Д.

Русский язык. 5 класс  (в 2 частях)

5

Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»

Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г.

Русский язык*

5

АО «Издательство «Просвещение»

Дополнительная литература для учителя

  1. 300 лингвистических задач: готовимся к олимпиадам по русскому языку /  Н.В. Воронина, Т.В. Егорова. – М.: «Русское слово», 2013. – 288 с.
  2. Опыт внедрения учебно-методического комплекта по русскому языку: сборник ст. по итогам Всероссийской научно-практической конференции / под ред. С.И. Львовой. – М.: Мнемозина, 2012. – 343 с.
  3. Примерные программы основного общего образования. Русский язык. – М.: Просвещение, 2009. – 112 с.
  4. Программа курса «Русский язык» к учебникам для 5–9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Е.А. Быстровой, Л.В. Киберевой. – М.: «Русское слово», 2012. – 64 с.
  5. Программа курса «Русский язык». 5–9 классы / авт.-сост. Л.В. Киберева. – 3-е изд. – М.: «Русское слово», 2015. –80 с.
  6. Русский язык: программа: 5–9 классы общеобразовательных учреждений / Л.О. Савчук; под.ред.  Е.Я. Шмелевой. –М.: Вентана-Граф, 2013. – 168 с.
  7. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5–9 / авт.-сост. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2009. – 46 с.
  8. Русский язык. Рабочие программы. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. – М.: Просвещение, 2011. – 108 с.
  9. Синицын, В.  Мастерская выразительного чтения. 5–6 класс: методическое пособие для учителей русского языка. – М.: РОСТ, 2015.
  10. Художественный текст на уроках русского языка: дидактические материалы к учебникам «Русский язык»/ под ред. М.В. Панова. 5–9 классы; В.В. Луховицкий. – М.: «Русское слово», 2012. – 136 с.
  11. Школьная риторика: 5класс: учебное пособие для общеобразовательной школы/ под ред.Т.А. Ладыженской.–М.: Ювента; Балласс, 2013.–160с.

Список интернет-источников

  1. http://feb-web.ru/ Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». Содержит электронные версии наиболее авторитетных изданий текстов русской классики и посвященных им научно-исследовательских работ. Все издания имеют постраничную разметку в соответствии с печатным оригиналом, что упрощает их цитирование. «Фонды» библиотеки распределены по следующим разделам:

Фольклор: Былины и песни, Сказки, Заговоры. 

Древнерусская литература: Слово о полку Игореве, Житие протопопа Аввакума.  Русская литература XVIII в.: Ломоносов (планируется добавление разделов по Державину и Карамзину).  Русская литература XIX в.: Пушкин, Батюшков, Грибоедов, Жуковский, Боратынский, Тютчев, Лермонтов, Гончаров, Гоголь, Лев Толстой, Чехов (планируется добавление раздела по Достоевскому).  Русская литература XX в.:  Маяковский, Есенин, Шолохов (планируется добавление разделов по Блоку, Мандельштаму и Горькому). Справочная литература: Литературная энциклопедия, Словарь литературных терминов, Поэтический словарь, Словарь русского языка в 4 т. (МАС), Толковый словарь Ушакова, Словарь псевдонимов, Словарь русского языка XVIII в.  Периодические издания: Известия Российской академии наук (с 1852 по 1927 гг. и с 1992 по 1998 гг.), Известия Академии наук СССР (с 1929 по 1991 гг.), Российский Архив, Труды Отдела древнерусской литературы.  А также: История всемирной литературы в 9 т., История русской литературы в 10 т.,  История русской литературы в 4 т. Библиотека постоянно пополняется.

  1. http://www.rvb.ru/   Русская виртуальная библиотека. Научно подготовленные издания текстов следующих авторов: Русская литература XVIII в.: И. Ф. Богданович, Г. Р. Державин, И. И. Дмитриев, А. Д. Кантемир, Н. М. Карамзин, Я. Б. Княжнин, И. А. Крылов, М. В. Ломоносов, Н. А. Львов, В. И. Майков, М. Н. Муравьев, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, А. П. Сумароков, В. К. Тредиаковский, Д. И. Фонвизин, И. И. Хемницер, М. М. Херасков. Здесь же вы можете найти электронные версии таких книг, как: Письма русских писателей XVIII в., Поэты XVIII века, Поэты 1790–1810-х годов.
    Русская литература XIX в.: К. Н. Батюшков, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, Н.И. Гнедич, В. Т. Нарежный, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, Н. С. Лесков. Русская литература XX в.: Андрей Белый, Юрий Мамлеев, Велимир Хлебников. Библиотека постоянно пополняется.
  2. http://lib.pushkinskijdom.ru/  Библиотека Института русской литературы (Пушкинского дома) РАН. На сайте размещены электронные версии изданий Пушкинского дома, а именно: Словарь книжников и книжности Древней Руси, Библиотека литературы Древней Руси, Труды Отдела древнерусской литературы; Русская литература. Век XVIII. Лирика, Русская литература. Век XVIII. Трагедия, Петр I в русской литературе XVIII века: Тексты и комментарии, Словарь русских писателей XVIII века, XVIII век. Сб. 1–24. 1935–2004; Материалы к Пушкинской энциклопедии, Грибоедов. Энциклопедия. Еще один очень интересный для любого филолога раздел сайта: «Пушкин. Прижизненные публикации». Приводятся репринты прижизненных публикаций поэта в формате PDF.
  3. http://www.inion.ru  электронные базы данных ИНИОН (Института научной информации по общественным наукам) РАН. Самые полные библиографические базы данных по лингвистике и литературоведению, включающие описания не только монографий, но и отдельных статей, в том числе и опубликованых в малотиражных сборниках. Незаменимый ресурс при подборе библиографии. В прежние времена за умеренную плату, сопоставимую с затратами на ксерокопирование, ИНИОН высылал по запросу тексты соответствующих работ. К сожалению, в связи с ужесточением законодательства об авторском праве эта услуга в настоящее время не оказывается.
  4. http://www.ruscorpora.ru/ –  Национальный корпус русского языка. Информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме. Объем корпуса – более 140 миллионов слов.
  5. http://www.philology.ru/ – Русский филологический портал. Филологический портал Philology.ru – попытка компактно представить в интернете различную информацию, касающуюся филологии как теоретической и прикладной науки. Центральным разделом портала является библиотека филологических текстов (монографий, статей, методических пособий).
  6. http://philologos.narod.ru/  –  Материалы по теории языка и литературы. Обширная подборка учебников, монографий, научно-исследовательских статей.
  7. YourDictionary.com  собрание online словарей многих языков, в том числе малоизвестных
  8. Словари Lingvo
  9. Multitran – собрание словарей русского, английского, немецкого, французского, итальянского, испанского, нидерландского, латышского, эстонского и японского языков, содержит более пяти миллионов терминов и предоставляет возможности алфавитного, морфологического и фразового поиска.
  10. «Вавилонская башня»  проект «Эволюция языка», содержащий базы и этимологические словари многих языков и семей.
  11. База данных глагольных категорий в языках мира «Verbum» Language Family maps карты, показывающие распределение языковых семей в различных регионах, Typological maps карты, показывающие распределение разнообразных языковых типов в регионах мира Энциклопедия «Кругосвет». Лингвистика
  12. http://www.gramota.ru «Русский язык». Справочно-информа-ционный портал. Основные задачи портала: возрождение культуры речи, популяризация русского языка и поддержание его литературных норм. Рассчитан на самый разный образовательный уровень и круг интересов. Размещены электронные словари: «Орфографический словарь» под редакцией В.В.Лопатина, который постоянно пополняется; «Словарь трудностей произношения и ударения» под ред. К.С.Горбачевича. В он-лайновом режиме бесплатно работает «Справочное бюро». Также предлагается поучаствовать в «Дискуссионном клубе», порешать лингвистические задачи в разделе «Конкурсы» или прочитать аналитические материалы в «Научном журнале». Здесь же собраны все «официальные документы», относящиеся к русскому языку.
  13. http://www.pereplet.ru/obrazovanie/shkola/PAGE1-16.html Изучение русской литературы в 10 классе. Сайт создан под редакцией заслуженной учительницы России Натальи Беляевой. Методические рекомендации: распределение учебных часов по темам программы 10 класса и тематическое планирование уроков литературы.
  14. http://www.gramma.ru Культура письменной речи. Неофициальный проект, созданный группой энтузиастов, в которую входят опытные преподаватели русского языка и литературы школ Санкт-Петербурга, преподаватели кафедры русского языка Санкт-Петербургского государственного университета и других вузов. На сайте представлены нормы русского языка, информация о стилях документов, рекомендации по сдаче экзаменов и тестирование по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
  15. http://ruslit.ioso.ru Кабинет русского языка и литературы. Сайт содержит антологию русской поэзии первой четверти двадцатого века; тесты по русскому языку; поэтические загадки; страничку по истории русской письменности; методические разработки и другие полезные материалы.
  16. http ://www . ruthenia . ru / apr /? nocalendar =1 Архив Петербургской русистики. Проект информационной системы Кафедры русского языка филологического факультета СПбГУ, поддержанный Российским гуманитарным научным фондом, направлен на обеспечение информационных потребностей исследователей русского языка: преподавателей кафедр русского языка, филологов других специализаций, учителей средней школы, отечественных и зарубежных специалистов – лингвистов, литературоведов, историков, психологов, философов и т.д., вообще всех интересующихся русским языком и его историей.
  17. http ://www . repetitor .org / Система сайтов «Репетитор». Информация для школьников, абитуриентов и родителей: учебные программы по русскому языку и литературе; методика написания сочинений и различные учебные материалы; полезная справочная информация.
  18. http://www.svetozar.ru/ «Светозар». Сайт Открытой международной олимпиады школьников по русскому языку. Олимпиада проводится Правительством Москвы. Принять участие в ней могут учащиеся 5–11 классов общеобразовательных школ России, стран СНГ, Балтии и любой другой страны мира. На сайте представлены календарь олимпиады, анкета участника, задания заочных туров.
  19. http://pushkin.aha. ru /TEXT /map. htm Пушкинъ. Электронная версия журнала «Нива» за 1899 г.,   посвященного 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина. В журнале рассказывается о жизни Пушкина, его значении для русской поэзии. Помимо этого имеются тексты некоторых произведений поэта и литографии.
  20. http://www.vedu.ru/ExpDic/ Толковый словарь русского языка.  
  21. http :// mlis . ru / Методология и практика русского языка и литературы. Методико-литературный интернет-сервер. Цель проекта – создать виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический потенциал, актуальный для современного учителя литературы. Сайт состоит из двух основных разделов: Наука о литературе (методология литературы, культурный контекст в изучении литературы, работа с текстом) и Методика преподавания (теория преподавания, содержание обучения, литературное развитие читателя-школьника).
  22. http:// yamal .org / ook / Опорный орфографический компакт.  Пособие по орфографии русского языка. В пособии представлен материал для работы по усвоению навыков грамотного письма с использованием опорного орфографического компакта, сконструированного на основе методики В.Ф.Шаталова Ю.С.Меженко, раскрывается система работы над ошибками учащихся. Пособие адресовано учителям русского языка и учащимся общеобразовательной школы.
  23. http:// writerstob . narod . ru / Биографии великих русских писателей и поэтов. На сайте можно найти не только биографии писателей, но и различные материалы, связанные и не связанные с творчеством писателей и поэтов, также анализы стихотворений, стихи некоторых поэтов, основные темы их лирики, а также материалы по русскому классицизму, романтизму и сентиментализму.
  24. http://www . ruscenter . ru / Центр развития русского языка. Информация о Центре; его проектах; новостях в области обучения русскому языку; публикации центра; информация об истории и современном русском   языке, нескучные уроки и много другой полезной и интересной информации.
  25. http ://lit .1 september . ru /index . php Газета «Литература».   Сетевая версия газеты предлагает публикации по проблемам преподавания литературы в школе. Разделы сайта: Новое в школьных программах, Я иду на урок, Книжная полка, Литературный календарь и многое другое.
  26. http ://old - russian . narod . ru / Древнерусская литература. На сайте представлены основные памятники русской словесности вплоть до XVIII века. Тексты представлены либо в переводах, либо без переводов, но в современной орфографии. Также предполагается разместить краткий словарь старославянских, церковно-славянских и древнерусских слов, не понятных современному читателю.
  27. http://www.klassika.ru/ Классика. Электронная библиотека классической литературы. Почти 3000 произведений 150 авторов. Биографии авторов, а также списки авторов по алфавиту и по хронологии.
  28. http://www.bulgakov.ru/ Булгаковская энциклопедия. Электрон-ная энциклопедия посвящена творчеству русского писателя, она собрала в себе наиболее интересные сведения о жизни и творчестве Булгакова. В энциклопедии можно найти разгадки тайн булгаковской биографии и произведений, познакомиться с прототипами персонажей, прочесть замысловатые шифры «Мастера и Маргариты», «Белой гвардии», «Собачьего сердца», «Роковых яиц», «Бега» и других произведений. Сайт создан по материалам книги Бориса Соколова « Булгаковская энциклопедия». 
  29. http://math.msu.su/~apentus/znaete/ Проект «Знаете слово?». Приводится более 1500 интересных слов с толкованием, этимологией и иллюстрациями. Для удобства поиска имеются хронологический, алфавитный и тематический каталоги.
  30. http://www.eelmaa.narod.ru/urlit/urlitmain.html Урок литературы. Авторский проект Юрия Ээльмаа. Сайт  методико-литературной почтовой рассылки для школьных учителей литературы, старшеклассников, людей, интересующихся филологией и преподаванием литературы.
  31. http://www.ruthenia.ru/tiutcheviana/index.html  Тютчеви -ана. Cайт рабочей группы по изучению творчества Ф. И. Тютчева. Представлены библиографии работ о Тютчеве, полное генеалогическое дерево рода Тютчевых, раздел о музее-усадьбе в Мураново, тексты стихотворений Тютчева, их аудиозаписи в исполнении известных актеров, а также переводы на русский язык произведений, созданных Тютчевым на французском, стихотворения, переведенные Тютчевым (оригинальные тексты и переводы других авторов), и переводы стихотворений Тютчева на иностранные языки.
  32. http://language.edu.ru/ Коллекция: диктанты – русский язык. Раздел Российского общеобразовательного портала. В коллекции диктантов по русскому языку реализована возможность прослушивания диктанта целиком и отдельно по предложениям. В системе имеется модуль сравнения текстов, который отображает результаты выполнения диктанта, выдавая разобранный текст с подсвеченными ошибками, совершенными пользователем. Для доступа к странице диктантов нужно предварительно авторизоваться.
  33. http://www.mapryal.org/ Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы. Общая информация, мероприятия Ассоциации, проблемы преподавания русского языка в мире, материалы Вестника «Русский язык за рубежом».
  34. http://lermontov.niv.ru/ Михаил Юрьевич Лермонтов. Сайт посвящен жизни и творчеству поэта.
  35. http://tolstoy.lit-info.ru / Лев Николаевич Толстой. Тексты произведений онлайн: романы, повести, рассказы, публицистика, философия и религия; биография Л.Н. Толстого, написанная  П.И. Бирюковым (Павел Бирюков. Биография Л. Н. Толстого, книга первая (Серия «Гений в искусстве».– М.: «Алгоритм», 2000 ).
  36. http://chehov.niv.ru/ Антон Павлович Чехов. На сайте имеются биография и воспоминания современников, фотографии и информация о семье, рассказывается о памятных чеховских местах и музеях; публикуются тексты рассказов и пьес.
  37. http://metaphor.narod.ru/index.htm Искусство метафоры. Исследование метафоры, подборка литературы о метафоре, примеры метафор языковых и графических.
  38. http://slovesnik-oka.narod.ru/ Словесник. Сайт знакомит с учеными-методистами России, чьи имена известны по большей части только специалистам-преподавателям русского языка, авторами школьных и вузовских учебников. Сайт знакомит также с ресурсами Интернета в области преподавания русского языка. Научный руководитель проекта – доктор педагогических наук, профессор Е.В. Архипова.
  39. http://www.aleksandrpushkin.net.ru/ Александр Сергеевич Пушкин. Сайт посвящен классику русской литературы, поэту и драматургу А.С. Пушкину. Дается биография поэта, информация о музеях Пушкина, тексты его произведений, цитаты, галерея портретов, статьи о творчестве поэта, школьные сочинения.
  40. http://esenin.niv.ru/ Сергей Александрович Есенин. На сайте публикуются различные варианты биографий поэта и его автобиографические наброски, произведения, документы, связанные с жизнью и творчеством поэта, материалы о смерти Есенина.
  41. http://esenin.ru/ С.А. Есенин. Жизнь моя, иль ты приснилась мне... Сайт посвящен жизни и творчеству поэта. Предлагаются биография, стихи и поэмы, аудио- и видеоматериалы, информация о есенинских местах и много другой информации.
  42. http://biblyaz.narod.ru/index.html Библиографический указатель литературы по языкознанию (1918–1957 гг.) и русскому языкознанию (1825–1880 гг.). Материал подготовлен Институтом языкознания Академии наук СССР.
  43. http://literus.net/ Сайт о русском языке и литературе. На сайте можно найти правила по орфографии и пунктуации русского языка, учебники и сочинения по литературе, литературный словарь, методические материалы, материалы для подготовки к ЕГЭ.
  44. http://griboedov.lit-info.ru/ Александр Сергеевич Грибоедов. На сайте представлены биография и воспоминания, драматургия и стихотворения, литературная критика.
  45. http://lib.prosv.ru/ Школьная библиотека. На сайте собрана вся школьная программа по литературе. Бесплатно и в разных электронных форматах собраны произведения от классиков до современников. Проект издательства «Просвещение».
  46. http://philolog.pspu.ru/ Филолог. Научно-методический, культурно-просветительский журнал Пермского государственного педагогического университета. Архив журнала с 2002 года. 
  47. http :// apchekhov . ru / Антон Павлович Чехов. На сайте представлена биография, рассказы о чеховских местах, Чехов и театр, книги о Чехове и произведения самого писателя.
  48. http ://www . silverage . ru / Серебряного века силуэт... Культура Серебряного века – биографии и произведения писателей, поэтов, музыкантов, художников, театральных деятелей; статьи о литературных течениях и направлениях, периодических изданиях того периода; мемуары и др. публикации. 
  49. http://turgenev.lit-info.ru/ Иван Сергеевич Тургенев. На сайте публикуются тексты романов, повестей и рассказов, пьес писателя, а также выдержки из книги: Ю. В. Лебедев. Тургенев. – М.: Молодая гвардия, 1990 – (Жизнь замечательных людей).
  50. http://www . hlebnikov . ru /index . htm Мир Велимира Хлебникова. Сайт представляет собой постоянно пополняющуюся Хлебниковскую энциклопедию, куда планируется включить все созданное Хлебниковым (его тексты, рисунки, словотворческие опыты, исторические подсчеты, научные изыскания, дневники, письма), библиография его работ и литература о нем, хроника жизни и творчества, полнотекстовые версии книг и статей о поэте, информация об основных хранилищах его наследия, архивах и музеях. Посетители сайта могут послушать чтение стихов Хлебникова и музыку к его произведениям, увидеть портреты поэта и его современников, представителей русского литературного и художественного авангарда, иллюстрации, обложки книг, места, связанные с жизнью и творчеством Хлебникова.
  51. http ://www . byliny . ru / Русские былины. Цель проекта – открыть для широкой аудитории мир русского былинного эпоса. В разделе Былины представлены классические тексты, то есть былины, записанные собирателями XVIII–XX веков в далеких российских селах. В разделе Честь-Хвала размещены переложения классических былин на современный язык, сделанные Алексеем Лельчуком. Для удобства в конце каждого переложения дана ссылка на исходную былину, а в конце былин есть ссылка на переложения. Раздел Персонажи представляет собой небольшой справочник по основным былинным героям. На Детской страничке изложена интересная информация об истории русских былин, написанная специально для юных посетителей нашего сайта. В Библиотеке   можно прочитать интересные книги как по русскому эпосу, так и по истории Древней Руси.
  52. http ://www . slovorusskoe . ru /Main .html Слово Русское. Сайт посвящен русскому языку и фольклору. Здесь собраны пословицы и поговорки, высказывания и стихи о русском языке, статьи о фольклоре и обрядах, игры и развивающие материалы для детей.
  53. http :// gorkiy .lit -info . ru / Максим Горький. На сайте публикуются произведения писателя (повести, рассказы, пьесы), письма и публицистика, воспоминания, биографические и критические статьи.
  54. Архив учебных программ и презентаций – Архив учебных презентаций по всем предметам, в том числе и по русскому языку с литературой. Есть возможность добавлять свои материалы.
  55. Коллекция презентаций – Коллекция презентаций по различным предметам.
  56. «Я иду на урок литературы» – Электронная версия журнала  «Литература», сайт для учителей  литературы.
  57. «Я иду на урок русского языка» Электронная версия газеты «Русский язык», сайт для учителей  русского языка.
  58. Культура письменной речи – Грамма.ру.  На сайте представлены наиболее интересные и полезные статьи и материалы из современных изданий, способные оказать существенную помощь всем, кто связан с изучением русского языка и литературы.
  59. Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО Кабинет содержит тесты по русскому языку, страничку по истории русской письменности,  методические разработки, подборку аннотированных ссылок на родственные сайты и другие материалы.
  60. Золотой стихофон Архив образцов искусства художественного чтения, виртуальная аудиокнига классической поэзии, в которой собраны голоса великих русских поэтов в mp3, профессиональное актёрское исполнение известных артистов театра и кино.
  61. «ЛиТерра» – Звуковые записи для свободного некоммерческого использования.
  62. Аудиохрестоматия – Образовательный портал даёт возможность услышать великие литературные произведения в исполнении известных актеров,  включает в себя гипертекстовый ресурс, формирующий культурное поле читателя.
  63. Gallerix.ru  На портале собраны цифровые репродукции картин известных художников.
  64. Лаборатория образовательных ресурсов Здесь можно найти книгу А. Гина «Приемы педагогической техники».
  65. Интеллект-видео  – На сайте собраны документальные фильмы различной тематики – физика, астрономия, российская и всемирная история, обучающие и  научно-популярные фильмы, а также 69 видеолекций по литературе для старшеклассников.
  66. Фабрика кроссвордов – Ресурс, позволяющий самим в сети создавать на русском языке кроссворды по различной тематике и решать их в интерактивном режиме. Можно дать ссылку ребятам, чтобы они создали или отгадали.

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 учебного курса  «Родной (русский) язык»

для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 5 класса

(17  часов)

Авторы-составители:

Т.В. Самсонова, проректор по научно-методической работе

ГБУ ДПО «МРИО», к.п.н., доцент

О.А. Приказчикова, учитель русского языка и литературы

МОУ «Лямбирская СОШ № 2»,  Лямбирского муниципального района

Е.В. Медянкина, методист кафедры гуманитарного образования

ГБУ ДПО «МРИО»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык и родная (русская) литература» в 5- 9 классах

Адаптированная рабочая программа учебного курса "Родной (русский) язык и родная (русская) литература" 5-9 класс ФГОС ООО...

Рабочая программа учебного курса Родной русский язык на 2020-2021 учебный год

В данном материале содержится рабочая программа учебного курса Родной русский язык на 2020 - 2021 учебный год. Программа разработана на основе: «Рабочих программ. Русский язык. Предметная линия ...

Рабочая программа учебного курса: «Родной (эрзянский) язык» для 10 класса

Рабочая программа учебного курса: «Родной (эрзянский) язык» для 10 класса...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык и родная (русская) литература» в 5- 9 классах ФГОС ООО

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса«Родной (русский) язык и родная (русская) литература»в 5- 9 классах ФГОС ООО...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ учебных курсов «Родной (татарский) язык» и "Родная (татарская) литература" для обучающихся 5-9 классов на 2023-2024 учебный год

Программа по родному (татарскому)  языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС СОО, ФОП СОО, Концепции преподавания государственных языков Республики Башкортостан и р...