Рабочая программа учебного курса "Родной (русский) язык" для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 5 класса
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Алямкина Галина Викторовна

Календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rup_rodnoy_russkiy_yazyk_5_klass.docx42.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение         «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа № 3»  

                                                                         

             

РАССМОТРЕНО                                      

на заседании ШМО

Протокол №_1___

от 28 августа  2018 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

________Нестеренко Е.И.

 29  августа 2018 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

________ Палаева Н. А.

29 августа 2018 г.

Приказ № ______

  31 августа  2018 г.

                                                                        
          Рабочая программа

                                 учебного курса

   «Родной (русский) язык»

для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 5 класса

(17  часов)

       Составитель: учитель русского языка и литературы      

                         Алямкина  Галина  Викторовна

 

 

                                  2018 - 2019 учебный год

                           ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения,  примерной рабочей   программы  учебного предмета «Родной (русский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке     для 5 класса (17  часов) / авт.-сост.: Т.В.Самсонова, О.А. Приказчикова, Е.В. Медянкина.– Саранск, МРИО, 2018. 

       Общий объем часов на изучение русского языка, предусмотренный учебным планом,  – 17  учебных часов в год  (0,5 учебных часа в неделю).

Планируемые результаты обучения

Примерная рабочая программа базируется на системно-деятельностном, компетентностном, коммуникативном и культурологическом подходах обучения родному (русскому) языку. Основное содержание обучения родному (русскому) языку в  общеобразовательной организации направлено на формирование коммуникативной, лингвистической и социокультурной  компетенций учащихся.

Освоение программы 5 класса предусматривает формирование у обучающихся следующих личностных результатов по родному (русскому)  языку:

уважительное отношение к родному языку как средству межличностного и межкультурного общения;

оценивание жизненных ситуаций, исходя из общечеловеческих норм;

целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий;

доброжелательное отношение, уважение и толерантность к другому народу, компетентность в межкультурном диалоге.

К метапредметным результатам обучения родному языку относятся:

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;

владение культурой активного использования словарей и других поисковых систем;

умение организовать учебную деятельность, понимая порядок работы, и находить для этого эффективные приемы;

умение оценивать качество работы, опираясь на определенные критерии;

умение анализировать и понимать причины удач и неудач в учебе;

умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий.

К предметным результатам обучения родному языку в 5 классе относятся:

совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;

расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц;

формирование навыков проведения многоаспектного анализа текста;

обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Основное содержание учебного предмета

Раздел 1. Язык – отражение национальной культуры. «Язык есть дух народа».

Языковая картина мира. Национальное своеобразие языковой картины мира. Способы выражения национальной картины мира. Базовые аксиологические понятия русской национальной картины мира. Базовые национальные ценности:  

 патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России. Значение языка в историческом развитии страны. Языковые  выражения народной мысли. Пословицы и поговорки. Фразеологические единицы.

 – человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. Роль русского языка в международном сотрудничестве.

Раздел 2.  Язык и культура.

– искусство и язык – эстетические возможности языковых единиц.  Выразительное чтение. Единицы техники речи.  Художественное чтение. Лучшие образцы художественного чтения.  

   Раздел 3. Экология языка.

   – природа – экологическое сознание. Экология языка. Взаимосвязь экологии языка и сохранения базовых национальных ценностей.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы (17 часов)

Название темы

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся

Введение

1

Чему учит предмет «Родной (русский) язык»?

1

Обучающиеся знакомятся с понятием родного языка.

Общие сведения о языке

2

Русский язык в семье родственных языков.

1

Обучающиеся знакомятся с группой славянских языков, совершенствуют коммуникативные навыки и умения.

Язык – форма и зеркало национальной культуры

3

Национальное своеобразие понятий «языковая картина мира», «языковая личность», «русская языковая картина мира».

2

Обучающиеся знакомятся с понятиями «языковая картина мира», «языковая личность»; учатся использовать их при составлении устного монологического/диалогического высказывания;  закладываются основы формирования русской языковой картины мира, осознание особенностей родного языка, его своеобразия.

4

Отражение русской языковой картины мира в фольклоре. Пословицы. Поговорки. Обряды.

1

Обучающиеся учатся выделять единицы языка, продолжают работу по знакомству  со словарями.

5

Развитие речи

 Музей одной пословицы/поговорки/фразеологических единиц

1

Определяют стилистические функции языковых единиц, участвующих в образовании пословиц, поговорок, фразеологических единиц. Соотносят    содержание пословиц, поговорок, фразеологических единиц с конкретной стороной жизни.

6

Русский речевой этикет. Единицы речевого этикета.

 

1

Обучающиеся знакомятся со стереотипами русского речевого этикета, включая речевой этикет, осознают себя как языковую личность.

7

Развитие речи

Русский речевой этикет

1

Обучающиеся формируют представления о речевом этикете; развивают  навыки связной монологической и  диалогической речи.

Текст

8

Текст как продукт речевой деятельности

2

Обучающиеся закрепляют навыки работы с текстом, определяют признаки текста.

9

Средства связи и виды связи предложений в тексте

1

Обучающиеся определяют виды связи предложений в тексте, определяют грамматические и лексические средства связи предложений в тексте.

10

Типы речи: Повествование Описание Рассуждение

1

Обучающиеся определяют основные типы речи, коммуникативную цель повествования, рассуждения, описания.

11

Выразительное чтение. Единицы техники речи: Интонация Логическое ударение

Дыхание

Орфоэпия

1

Обучающиеся знакомятся с единицами техники речи. Учатся передавать смысл высказывания с помощью выразительного чтения. Развивают умение выразительно читать, четко и ясно говорить.

12

Развитие речи Художественное чтение отрывка прозаического и/ или лирического произведения. Конкурс чтецов.

1

Обучающиеся продолжают развивать речь, расставлять правильно логические  ударение через выразительное прочтение художественных  произведений  

Лексика и фразеология

13

Экология русского  языка

1

Обучающиеся знакомятся с термином «экология русского языка», определяют причины нарушения экологии русского языка: использование ненормативной лексики в социально-бытовой сфере, широкое использование заимствований во всех сферах жизни общества, делают выводы о необходимости сохранить национальное своеобразие русского языка.

14

Словари – наши помощники.  Виды словарей. Особенности работы с ними.

1

Обучающиеся совершенствуют навыки работы со словарями, учатся писать словарную статью.

15

Заключительное занятие

Устное сочинение «Язык есть дух народа».

1

Обучающиеся актуализируют знания и практические навыки при составлении устного сочинения.

Система оценки достижения планируемых результатов

Основным объектом оценки личностных результатов в основной школе служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока:

1) сформированность основ гражданской идентичности личности;

2) сформированность индивидуальной учебной самостоятельности, включая умение строить жизненные профессиональные планы с учетом конкретных перспектив социального развития;

3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

В рамках оценивания личностных результатов  возможна неперсонифицированная оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в:

соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательной организации;

участии в общественной жизни образовательной организации, ближайшего социального окружения, страны, общественно-полезной деятельности; ответственности за результаты обучения;  готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор профессии; ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования.

Особенности оценки метапредметных результатов

Основным объектом и предметом оценки метапредметных результатов являются:

способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;   способность работать с информацией;  способность к сотрудничеству и коммуникации; способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;  способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;  способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется учителем в ходе текущего контроля. Содержание и периодичность текущего контроля устанавливает учитель. Инструментарий строится на межпредметной основе и может включать диагностические материалы по оценке читательской грамотности, ИКТ-компетентности, сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий.

Основной процедурой оценки достижения метапредметных результатов является защита проекта.

Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и направленности проекта, а также критерии оценки проектной работы разрабатываются с учетом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования и в соответствии с особенностями образовательной организации.

Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник, проект к защите не допускается.

Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности по данному предмету.

Оценка предметных результатов ведется каждым учителем в ходе процедур текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки на основе представленных планируемых результатов.

Примерная тематика проектной деятельности

Групповые проекты

Практико-ориентированные:

Наш словарь. Карточка для словарной работы.

Тематические группы русских слов – символов России.

Звучащий словарь «Говорите правильно».

Информационные:

Интервью в краеведческом музее.

Устная речь ребят нашего класса.

Школьный жаргон (фонохрестоматия).

Польза и вред сотового телефона (опрос).

Книги, которые мы читаем (опрос).

Игровые:

История букв (викторина).

Символы России (викторина).   Знатоки сказок (игра-конкурс).

Творческие:

Человек и природа (эссе/фотоэссе).

Инсценировки литературных произведений.

Парные проекты

Практико-ориентированные:

Виды письменности (презентация/устное выступление/плакат).

Информационные:

Речевые ошибки нашего класса.

Творческие:

Русский речевой этикет в сопоставлении с этикетом прошлого.

Плакаты, схемы «Веселая лингвистика».

Конкурс «Лингвистическая сказка».

Индивидуальные проекты

Практико-ориентированные:

Мой словарик. Карточка для словарной работы.

Диктанты «На засыпку».

Звучащий словарь «Говорите правильно».

Информационные:

Достопримечательности нашего города/села (альбом, презентация и т.д.).

Что открыл мне словарь С.И.Ожегова.

Творческие:

Рукописная книга.

Художник (по выбору) и его картина (сочинение/презентация).

Один день из жизни…(фотоэссе).

Что значит любить свою семью и свою Родину (презентация).

Человек и природа (эссе/фотоэссе).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Эффективные методы,приемы и технологии организации дифференцированного обучения учащихся иностранному языку для успешного решения задач ФГОС"

Доклад на тему "Эффективные методы, приемы и технологии организации дифференцированного обучения учащихся иностранному языку для успешного решения задач ФГОС" был подготовлен для городского семинара п...

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 5 класса (17 часов)

Примерная рабочая программа учебного предмета "Родной (русский) язык для общеобразовательных организации с обучением на русском языке разработана в соответствии ФГОС....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАЙН КУРСА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Статья, посвящённая опыту работы с онлайнкурсом при подготовке к ОГЭ по русскому языку....

материал для организации дистанционного обучения по английскому языку в 2019-2020уч.г.

материал для организации дистанционного обучения  по английскому языку в 2019-2020уч.г....

Материалы для организации дистанционного обучения по русскому языку

Материал предназначен для учащихся 5-9 классов....

Организация дистанционного обучения по калмыцкому языку и литературе в период карантина в МКОУ «Ульяновская СОШ» (обмен опытом)

Дистанционное обучение учащихся  с полным основанием может быть отнесено к инновационным формам организации учебно-воспитательного процесса....

Концепция преподавания учебного предмета «Биология» в общеобразовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы

Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, приоритеты, цели, задачи и основные направления развития системы биологического образования в Российской Федерации как част...