Рабочая программа учебного курса "Родной (русский) язык" для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 5 класса
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rup_rodnoy_russkiy_yazyk_5_klass.docx | 42.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа № 3»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол №_1___ от 28 августа 2018 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ________Нестеренко Е.И. 29 августа 2018 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ________ Палаева Н. А. 29 августа 2018 г. Приказ № ______ 31 августа 2018 г. |
Рабочая программа
учебного курса
«Родной (русский) язык»
для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 5 класса
(17 часов)
Составитель: учитель русского языка и литературы
Алямкина Галина Викторовна
2018 - 2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, примерной рабочей программы учебного предмета «Родной (русский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 5 класса (17 часов) / авт.-сост.: Т.В.Самсонова, О.А. Приказчикова, Е.В. Медянкина.– Саранск, МРИО, 2018.
Общий объем часов на изучение русского языка, предусмотренный учебным планом, – 17 учебных часов в год (0,5 учебных часа в неделю).
Планируемые результаты обучения
Примерная рабочая программа базируется на системно-деятельностном, компетентностном, коммуникативном и культурологическом подходах обучения родному (русскому) языку. Основное содержание обучения родному (русскому) языку в общеобразовательной организации направлено на формирование коммуникативной, лингвистической и социокультурной компетенций учащихся.
Освоение программы 5 класса предусматривает формирование у обучающихся следующих личностных результатов по родному (русскому) языку:
уважительное отношение к родному языку как средству межличностного и межкультурного общения;
оценивание жизненных ситуаций, исходя из общечеловеческих норм;
целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий;
доброжелательное отношение, уважение и толерантность к другому народу, компетентность в межкультурном диалоге.
К метапредметным результатам обучения родному языку относятся:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
владение культурой активного использования словарей и других поисковых систем;
умение организовать учебную деятельность, понимая порядок работы, и находить для этого эффективные приемы;
умение оценивать качество работы, опираясь на определенные критерии;
умение анализировать и понимать причины удач и неудач в учебе;
умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий.
К предметным результатам обучения родному языку в 5 классе относятся:
совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц;
формирование навыков проведения многоаспектного анализа текста;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Основное содержание учебного предмета
Раздел 1. Язык – отражение национальной культуры. «Язык есть дух народа».
Языковая картина мира. Национальное своеобразие языковой картины мира. Способы выражения национальной картины мира. Базовые аксиологические понятия русской национальной картины мира. Базовые национальные ценности:
– патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России. Значение языка в историческом развитии страны. Языковые выражения народной мысли. Пословицы и поговорки. Фразеологические единицы.
– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. Роль русского языка в международном сотрудничестве.
Раздел 2. Язык и культура.
– искусство и язык – эстетические возможности языковых единиц. Выразительное чтение. Единицы техники речи. Художественное чтение. Лучшие образцы художественного чтения.
Раздел 3. Экология языка.
– природа – экологическое сознание. Экология языка. Взаимосвязь экологии языка и сохранения базовых национальных ценностей.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы (17 часов)
№ | Название темы | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Введение | ||||
1 | Чему учит предмет «Родной (русский) язык»? | 1 | Обучающиеся знакомятся с понятием родного языка. | |
Общие сведения о языке | ||||
2 | Русский язык в семье родственных языков. | 1 | Обучающиеся знакомятся с группой славянских языков, совершенствуют коммуникативные навыки и умения. | |
Язык – форма и зеркало национальной культуры | ||||
3 | Национальное своеобразие понятий «языковая картина мира», «языковая личность», «русская языковая картина мира». | 2 | Обучающиеся знакомятся с понятиями «языковая картина мира», «языковая личность»; учатся использовать их при составлении устного монологического/диалогического высказывания; закладываются основы формирования русской языковой картины мира, осознание особенностей родного языка, его своеобразия. | |
4 | Отражение русской языковой картины мира в фольклоре. Пословицы. Поговорки. Обряды. | 1 | Обучающиеся учатся выделять единицы языка, продолжают работу по знакомству со словарями. | |
5 | Развитие речи Музей одной пословицы/поговорки/фразеологических единиц | 1 | Определяют стилистические функции языковых единиц, участвующих в образовании пословиц, поговорок, фразеологических единиц. Соотносят содержание пословиц, поговорок, фразеологических единиц с конкретной стороной жизни. | |
6 | Русский речевой этикет. Единицы речевого этикета.
| 1 | Обучающиеся знакомятся со стереотипами русского речевого этикета, включая речевой этикет, осознают себя как языковую личность. | |
7 | Развитие речи Русский речевой этикет | 1 | Обучающиеся формируют представления о речевом этикете; развивают навыки связной монологической и диалогической речи. | |
Текст | ||||
8 | Текст как продукт речевой деятельности | 2 | Обучающиеся закрепляют навыки работы с текстом, определяют признаки текста. | |
9 | Средства связи и виды связи предложений в тексте | 1 | Обучающиеся определяют виды связи предложений в тексте, определяют грамматические и лексические средства связи предложений в тексте. | |
10 | Типы речи: Повествование Описание Рассуждение | 1 | Обучающиеся определяют основные типы речи, коммуникативную цель повествования, рассуждения, описания. | |
11 | Выразительное чтение. Единицы техники речи: Интонация Логическое ударение Дыхание Орфоэпия | 1 | Обучающиеся знакомятся с единицами техники речи. Учатся передавать смысл высказывания с помощью выразительного чтения. Развивают умение выразительно читать, четко и ясно говорить. | |
12 | Развитие речи Художественное чтение отрывка прозаического и/ или лирического произведения. Конкурс чтецов. | 1 | Обучающиеся продолжают развивать речь, расставлять правильно логические ударение через выразительное прочтение художественных произведений | |
Лексика и фразеология | ||||
13 | Экология русского языка | 1 | Обучающиеся знакомятся с термином «экология русского языка», определяют причины нарушения экологии русского языка: использование ненормативной лексики в социально-бытовой сфере, широкое использование заимствований во всех сферах жизни общества, делают выводы о необходимости сохранить национальное своеобразие русского языка. | |
14 | Словари – наши помощники. Виды словарей. Особенности работы с ними. | 1 | Обучающиеся совершенствуют навыки работы со словарями, учатся писать словарную статью. | |
15 | Заключительное занятие Устное сочинение «Язык есть дух народа». | 1 | Обучающиеся актуализируют знания и практические навыки при составлении устного сочинения. |
Система оценки достижения планируемых результатов
Основным объектом оценки личностных результатов в основной школе служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока:
1) сформированность основ гражданской идентичности личности;
2) сформированность индивидуальной учебной самостоятельности, включая умение строить жизненные профессиональные планы с учетом конкретных перспектив социального развития;
3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
В рамках оценивания личностных результатов возможна неперсонифицированная оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в:
соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательной организации;
участии в общественной жизни образовательной организации, ближайшего социального окружения, страны, общественно-полезной деятельности; ответственности за результаты обучения; готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор профессии; ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования.
Особенности оценки метапредметных результатов
Основным объектом и предметом оценки метапредметных результатов являются:
способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способность работать с информацией; способность к сотрудничеству и коммуникации; способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется учителем в ходе текущего контроля. Содержание и периодичность текущего контроля устанавливает учитель. Инструментарий строится на межпредметной основе и может включать диагностические материалы по оценке читательской грамотности, ИКТ-компетентности, сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий.
Основной процедурой оценки достижения метапредметных результатов является защита проекта.
Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и направленности проекта, а также критерии оценки проектной работы разрабатываются с учетом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования и в соответствии с особенностями образовательной организации.
Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник, проект к защите не допускается.
Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности по данному предмету.
Оценка предметных результатов ведется каждым учителем в ходе процедур текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки на основе представленных планируемых результатов.
Примерная тематика проектной деятельности
Групповые проекты
Практико-ориентированные:
Наш словарь. Карточка для словарной работы.
Тематические группы русских слов – символов России.
Звучащий словарь «Говорите правильно».
Информационные:
Интервью в краеведческом музее.
Устная речь ребят нашего класса.
Школьный жаргон (фонохрестоматия).
Польза и вред сотового телефона (опрос).
Книги, которые мы читаем (опрос).
Игровые:
История букв (викторина).
Символы России (викторина). Знатоки сказок (игра-конкурс).
Творческие:
Человек и природа (эссе/фотоэссе).
Инсценировки литературных произведений.
Парные проекты
Практико-ориентированные:
Виды письменности (презентация/устное выступление/плакат).
Информационные:
Речевые ошибки нашего класса.
Творческие:
Русский речевой этикет в сопоставлении с этикетом прошлого.
Плакаты, схемы «Веселая лингвистика».
Конкурс «Лингвистическая сказка».
Индивидуальные проекты
Практико-ориентированные:
Мой словарик. Карточка для словарной работы.
Диктанты «На засыпку».
Звучащий словарь «Говорите правильно».
Информационные:
Достопримечательности нашего города/села (альбом, презентация и т.д.).
Что открыл мне словарь С.И.Ожегова.
Творческие:
Рукописная книга.
Художник (по выбору) и его картина (сочинение/презентация).
Один день из жизни…(фотоэссе).
Что значит любить свою семью и свою Родину (презентация).
Человек и природа (эссе/фотоэссе).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Эффективные методы,приемы и технологии организации дифференцированного обучения учащихся иностранному языку для успешного решения задач ФГОС"
Доклад на тему "Эффективные методы, приемы и технологии организации дифференцированного обучения учащихся иностранному языку для успешного решения задач ФГОС" был подготовлен для городского семинара п...
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 5 класса (17 часов)
Примерная рабочая программа учебного предмета "Родной (русский) язык для общеобразовательных организации с обучением на русском языке разработана в соответствии ФГОС....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАЙН КУРСА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Статья, посвящённая опыту работы с онлайнкурсом при подготовке к ОГЭ по русскому языку....
материал для организации дистанционного обучения по английскому языку в 2019-2020уч.г.
материал для организации дистанционного обучения по английскому языку в 2019-2020уч.г....
Материалы для организации дистанционного обучения по русскому языку
Материал предназначен для учащихся 5-9 классов....
Организация дистанционного обучения по калмыцкому языку и литературе в период карантина в МКОУ «Ульяновская СОШ» (обмен опытом)
Дистанционное обучение учащихся с полным основанием может быть отнесено к инновационным формам организации учебно-воспитательного процесса....
Концепция преподавания учебного предмета «Биология» в общеобразовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы
Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, приоритеты, цели, задачи и основные направления развития системы биологического образования в Российской Федерации как част...