Организация работы обучающихся с низкой успеваемостью и низкой мотивацией по подготовке к ГИА и ВПР на уроках русского языка
статья по русскому языку (11 класс)

Юрьева Мария Антоновна

Организация работы обучающихся с низкой успеваемостью и низкой мотивацией по подготовке к ГИА и ВПР на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rmo.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы обучающихся с низкой успеваемостью и низкой мотивацией по подготовке к ГИА и ВПР на уроках русского языка

   Единый государственный экзамен (ЕГЭ) всероссийские проверочные работы (ВПР) – одно из направлений модернизации структуры и содержания российского образования. Однако не менее важным является то, что результаты ЕГЭ и ВПР являются одним из основных критериев, по которым судят о школе в целом и о работе каждого педагога в отдельности.

    ЕГЭ…ОГЭ,,, Еще недавно эти аббревиатуры приводили в трепет и старшеклассников, и их родителей, и педагогов. А теперь все, и в том числе и я, твердо убеждены, что ГИА по русскому языку можно успешно сдать, если хорошо подготовиться.

   Особенность   ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку состоит в том, что результаты учитываются и в школьном аттестате, и при поступлении в ВУЗы, и в СУЗы. Для достижения успеха необходимо владеть материалом на высоком уровне.

   Хорошая подготовка по программе предмета, к сожалению, не гарантирует успех на едином государственном экзамене. Ученику нужно получить не только практические навыки выполнения тестовых заданий, но и уметь проанализировать свои ошибки. Нужно знать структурные особенности тестов, познакомиться с возможными формулировками вопросов, научиться распределять время на выполнение заданий, понять, за что могут быть снижены баллы.

  КИМы включают в себя традиционно сложные задания — орфоэпический, морфемный анализ, задания на определение изобразительно-выразительных средств русского языка. Необходимо уметь определить проблему, поднимаемую автором в тексте, найти грамматические ошибки, исправить их, обозначить условие выбора гласной, распознав орфограмму, а в каждом задании обязательно есть те слова, которые являются либо исключениями, либо заимствованными, не подчиняющимися определенным правилам.

   Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а его умением адаптироваться в обществе. Скорее всего, этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена к ГИА и ЕГЭ, основной задачей которых является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования. ЕГЭ прочно вошел в нашу жизнь, и мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению. После нескольких лет кропотливой работы я пришла к выводу: несмотря на огромное количество пособий и методических разработок, у каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.

  Сдать ЕГЭ и ОГЭ одинаково хорошо все учащиеся не могут. Значит, важно показать и проверяющим, и, конечно, родителям, что всё, зависящее от школы для успешной сдачи на уровне каждого учащегося, чётко продумано и выполнено. Результаты давно уже стали не только показателем уровня знаний самого ученика, но и материалом для анализа качества преподавания в образовательных учреждениях. Цель учителя(моя) – дать качественные знания по предмету. Задача учителя- осуществить качественную подготовку к ГИА.

Ни для кого не секрет, что количество слабых учащихся в выпуске достигает 20 %. И для того, чтобы они преодолели экзаменационный порог, необходима планомерная подготовка к экзамену. Ученики отстают в обучении по разным причинам:

 1)                 слабое физическое развитие, хронические заболевания; 2)                 пропуски занятий в школе по болезни;

3)                 задержка психического развития;

4)                 педагогическая запущенность;

5)                 отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения;

6)                 прогулы учебных занятий и т. д. Но именно от учителя зависит, каков будет интерес ученика к предмету.

Для того чтобы качественно подготовиться к экзамену, введены элективные курсы, цель - не только помочь сильным ученикам, но и слабым учащимся лучше подготовиться к экзамену.

Классифицировать слабоуспевающих можно так: 1)      те, кто имеет слабые умственные способности;

2)      те, кто имеет слабые учебные умения;

3)      те, у кого низкие навыки устной и письменной речи;

4)      те, кто не владеет нормой чтения;

5)      те, у кого низкий уровень памяти;

6)      те, у кого не сформировались навыки исполнительского труда;

7)      те, у кого не сформировалось прилежание;

8)      те, у кого низкая мотивация к изучению материала.

Из вышесказанного становится понятным, что низкую успеваемость надо рассматривать комплексно: в рамках школы, класса, семьи, подростка. Мой подход к данному вопросу следующий:

1)      стараюсь выяснить;

2)      нахожу способ подойти к ней со всех сторон (в 90 % работая с учеником)

3)      использую разные методы — тренажеры -        работа с понятиями -        работа с таблицами -        работа с картами (история) -        работа с тематическими тестами -        проведение дополнительных консультаций после уроков -        презентации -        работа в парах -        работа в группах компьютерные технологии Использование данных методов позволило -значительно улучшить изучение материала, заданного на дом - улучшить изучение и закрепление материала на уроках -        усилило интерес отдельных учащихся, за которыми потянулись остальные Для успешной сдачи экзамена ученик должен обладать не только теоретическим материалом, но и научиться применять его на практике, что и помогают делать тематические тесты, в которых -        представлены разные задания по одной теме -        удобно проводить уроки повторения пройденного материала -        вести контроль знаний и умений. От тематических тестов проще переходить к типовым, решать демоверсии. Выполнение диагностических работ ещё один из этапов подготовки к экзамену. Чтобы проследить результаты и уровень подготовки учащихся — ведётся диагностическая карта класса. Для того, чтобы разнообразить изучение материала, чтобы урок не был сухим и занудным, я использую элементы игры, ребусы, кроссворды и т. д., выполненные учениками с повышенным чувством юмора, фантазии, новизны.

   В моей педагогической практике три класса выпусков со сдачей экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ и один по литературе (2 человека). Основная нагрузка при подготовке к экзамену приходится на 10-11 классы, но я считаю, что готовить детей нужно с 5 класса. Уже с 5-го класса обучаю детей весь теоретический материал, необходимый для сдачи ГИА и ЕГЭ оформлять  в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей, блоков, правил. На этой стадии подготовки к экзамену я использую методику структурирования учебного материала. В результате логической обработки материала и установления последовательности его изучения создаются благоприятные условия для формирования у учащихся обобщенных знаний, позволяющих успешно готовиться к выполнению заданий в системе подготовки к ЕГЭ. Именно поэтому разрешаю пользоваться справочными материалами (тетрадями), но не гаджетами на всех уроках, кроме контрольных и проверочных.

  1. Использую реальные задания ЕГЭ на уроках с 5-го класса; (например, выпиши основу предложения, определи орфоэпические нормы или выпиши количество грамматических основ из предложения);
  2. Структуру сочинения выстраиваем в соответствии с экзаменационной (5-8 классы ОГЭ, 10-11 ЕГЭ).
  3. Ежедневно проводится работа по развитию речи в рамках соответствия требованиям итогового собеседования, но до 2019 года, до внедрения данного устного экзамена, эта подготовка была направлена на подготовку к изложению и сочинению ОГЭ;
  4. При пересказе используем разные способы сжатия текста, сохраняя микротемы каждого абзаца;
  5. Художественные произведения рассматриваем, учитывая направления итогового сочинения предыдущих лет;
  6. В 6-7 классах все учащиеся выполняют творческую работу «Литература-нравственный ориентир». Объем не более 2 страниц А4, но главное, необходимо свои тезисы доказать двумя примерами из художественных произведений.
  7. В 10-11 классах на каждого выпускника заводится папка с материалами к итоговому сочинению, а также ведомость, где по каждому заданию выставляется четыре оценки 1.на входе; 2. после повторения;3. промежуточная; 4. итоговая.
  8. Особо значима работа на нахождение ошибок: это и найти ошибки в тесте, и в структуре сочинения, и в композиции сочинения, и в тексте ит.д.
  9. В 10-11 классах ученики сдают еженедельно сочинения на проверку, эта работа безоценочная и направлена на вырабатывание навыков написания сочинения. До декабря мы работаем с итоговым сочинением, с января над сочинением ЕГЭ. В декабре проводим пробный экзамен ЕГЭ и даем возможность до января отдохнуть от написаний сочинений.
  10.  В 10-11 классах ученики сдают еженедельно КИМ на проверку в специальной тетради, эта работа безоценочная и направлена на выявление пробелов в темах. Когда учащийся анализирует в тетради результаты своего труда, видит красную пасту, это дает возможность более правдиво оценивать свою деятельность.
  11. Особую роль играет погружение ученика в олимпиадную и конкурсную деятельность, так как если он выбрал сдачу данного предмета, он мотивирован в нем, пусть даже самый слабый ученик. Участвуя в предметном конкурсе, он покажет пусть не слишком высокий, но результат, а сильный ученик – высокий результат. Это позволит почувствовать прилив сил, повысить мотивацию через ситуацию успеха.
  12.  Проектная деятельность также поможет более почувствовать вкус предмета. Помимо того, что у нас каждое сочинение- это проект, мы готовим еще и проекты на конференцию, это тоже позволяем почувствовать учащемуся себя чуть увереннее в предмете, в своем выборе.
  13. Мы не работаем с интернет сайтами, сводим к минимуму работу с гаджетами. Именно традиционный метод позволяет более усидчиво работать над качеством.
  14. Рекомендую лекции, видеоуроки по определенным темам, что дает возможность услышать информацию от другого выпускника или современного писателя.

Такая работа требует от учителя огромных временных затрат, но показывает реальную картину самому учащемуся.

   Системная подготовка учащихся к ГИА по русскому языку невозможна без постоянной, вдумчивой, целенаправленной работы над каждым заданием ЕГЭ- ОГЭ: диагностический тест, повторение правил, обучающие тесты, контрольный тест. Без четко спланированной, ежедневной работы учащимся будет трудно выполнить задания ЕГЭ- ОГЭ, следовательно, надо упорно и на совесть трудиться, чтобы повысить уровень грамотности. Старание и труд к счастью ведут!

      В ходе подготовки к экзаменам ВПР предметник должен помочь учащимся не только систематизировать теоретические сведения, но и «набить руку» в решении тестов. И чем раньше начнется эта работа, тем выше будет результат на экзамене.

   Не следует опасаться того, что в ходе работы по теме учащиеся оперируют одними и теми же словами. В процессе работы над тестами тренируются механическая и зрительная память учащихся, оттачиваются навыки правописания, пунктуационной грамотности.

    Работа над 27 заданием по праву самая сложная часть, но все же научиться писать сочинение небольшого объема - всего в 150 слов - на предложенный текст с четко выделенный идейной проблематикой - необходимая задача для обучающегося.

Всегда настраиваю учеников на успех: «У вас все получится, только постарайтесь!» Но и от чрезмерной уверенности в себе предупреждаю тоже: «Нельзя переоценивать свои возможности, надо просто работать и работать – очень много. И тогда вы сами почувствуете результаты своих трудов».

    Старшеклассники – это большие дети, и как все дети они нуждаются в сочувствии и поддержке. Не надо их пугать: «Ты ничего не знаешь! Ты не сдашь экзамен!» - они и так этого очень боятся. Лучше поддержите их: обязательно хвалите за любой, пусть даже очень малый успех. Школьники должны знать, что есть люди, которые помогут им справиться с трудностями, - это их учителя и родители.

В 2018 году усложнили задания в ЕГЭ по русскому языку, это заставило нас только усилить подготовку, затратить более временных ресурсов на поиск и систематизацию материала, но мы не снизили качество.

Если ребенок выбрал для сдачи предмет, который мы преподаем, это ценно, значит какое-то слово из наших уст пробудило в нем желание к более глубокому изучению данной дисциплины.

Спасибо нашим выпускникам за их труд, даже тем выпускникам, которые нас только заставляют больше мыслить, находить необходимые слова, примеры, чтобы каждому стал еще более понятен материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по теме "Мотивация учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка"

Представлен самоанализ работы по теме "Повышение  мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка"...

Работа с текстом с использованием элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы

Актуальность выбранной темы мы видим в том, что технология «Чтение и письмо для развития критического мышления»  позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных ...

Организация работы обучающихся с низкой подготовкой

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Давайте попробуем разобраться, с чем же это связано?Ещё д...

Упражнения для подготовки к написанию сжатого изложения на уроках русского языка. Статья опубликована во Всероссийском научно-педагогическом журнале "Сфера образования" №4 2017

Главная задача при обучении сжатому изложению – научить учащихся кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте факты, явления или события, глубже вдумываться в содержание произведения, вычлен...

Создание системы профилактики низкой успеваемости как средство повышения качества подготовки к ГИА по математике.

Основные причины низкого качества знаний учащихся, как подсказывает опыт, следующие:отсутствие мотивации;низкие способности;педагогическая запущенность учащихся;большой перерыв в учебе;отрицательное в...

Доклад "Организация работы учащихся с низкой мотивацией по подготовке к ОГЭ по русскому языку"

В работе описана организация работы учащихся с низкой мотивацией по подготовке  к ОГЭ по русскому языку. Доклад представлен на заседании РМО учителей русского языка и литературы в августе 2021г....