Урок развития речи "Описание животного"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Художник рисует красками, писатель - словами. Научиться так описать любимое животное, чтобы каждый хотел к нему прикоснуться, погладить - сможет каждый, если познакомится с разработкой урока. Клише сочинения даёт возможность правильно составить текст, работа в группах воспитывает коммуникативные умения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок развития речи "Описание животного" | 33.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи
«Описание животного».
Цели:
- формировать умения учащихся подбирать и систематизировать рабочие материалы к сочинению- описанию на тему "Моё любимое животное";
- расширить словарный запас учащихся, обогатить их речь описательными конструкциями, связанными с внешним видом и повадками животных;
- закрепить знания о типах и стилях речи, совершенствовать навык составления плана сочинения; развивать речь учащихся; воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Ход урока:
Эпиграф к уроку:
Животные – наши самые лучшие друзья.
Посмотрите в глаза вашей любимой собаки и вы
увидите: нет преданнее друга.
Посмотрите на своего любимого кота, на кошку шалунью.
Разве можно их обидеть?
Михаил Пришвин.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга, улыбнемся и приступим к работе. Пусть наш урок принесет нам всем радость общения.
II. ВЫЗОВ.
Цель: активизация познавательной деятельности обучающихся; актуализация имеющихся знаний; побуждение интереса к получению новой информации.
- Сегодня у нас урок развития речи. На доске я написала только одно слово из формулировки темы урока: ОПИСАНИЕ…
- На уроках русского языка мы часто обращаемся к загадке, сегодняшний урок не исключение, отгадайте, о ком идёт речь?
(Слайды 1-6).(Приём прогнозирования).
Отгадайте загадки
На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк).
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц).
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса.
Кто это? (Лиса).
На завтрак, на обед и ужин
Мне с малолетства хлеб не нужен.
Излишни всякие продукты –
Котлеты, молоко и фрукты.
Предпочитаю мошкару:
Без мошек с голоду помру.
По нраву мне на них охота.
Мой дом родительский – болото.
Мне ни к чему матрас, подушка.
Я голосистая …(Лягушка).
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки. (Мышь).
На дворе мороз трещит,
Под сугробом шуба спит
Беззаботно до весны
И о мёде видит сны.
Стоит солнышку пригреть –
И пробудится ... (Медведь).
- О ком все эти загадки? (о животных).
- Обратите на эпиграф к уроку (Слайд)
- А что же мы с вами можем делать с животными на уроке русского языка?
- Совершенно верно, записывайте число, классная работа и тему урока
«Описание животного». (Слайд)
II. ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ
Этап усвоения новых знаний.
Цель: дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах; добиться усвоения учащимися восприятия изучаемого материала; на основе приобретённых знаний выработать соответствующие умения и навыки.
- Ребята, поднимите руку те, у кого дома есть животные.
- А теперь те, кто хотел бы завести любимого питомца.
- Я вижу, что любителей животных среди нас много.
- А как вы думаете, чему мы с вами должны научиться на уроке?
- Верно, а давайте вспомним, какие мы с вами знаем типы речи? (Слайд)
- А описание животного нам может встретиться, в каком из них?
- Так какой же тип речи называется описанием? (Слайд)
- Из каких частей состоит текст – описание? (Слайд)
1. Общее представление о предмете.
2. Описание отдельных признаков предмета.
3. Авторская оценка.
4. Вывод, заключение.
Вывод:
-Художественно могут быть описаны не только предметы, но и животные. Если научное или деловое описание животных можно встретить в учебниках, справочниках, энциклопедиях, то художественное – в произведениях художественной литературы.
- Как строится такое описание? В чем его отличие от научного и делового, предстоит нам узнать.
I I I. Коллективная комплексная работа
с текстами-описаниями животных и птиц.
Упражнение 1.
1.Прочитайте тексты. Назовите стиль каждого описания.
(Слайд)
Тетерев.
Очень красивый этот лесной петух. Хвост косицами, сам весь черный, а брови красные-красные, ноги короткие, все в пёрышках, будто в валенках, чтоб зимой не замёрзли.
(Е.Чарушин.)
Тетерев – род птиц семейства тетеревиных. Два вида: обыкновенный и кавказский. Тетерев обыкновенный весит до 1,8 кг, длина – 53…57 см. Обитает в лесах и лесостепях Евразии.
(Из «Определителя птиц».)
Вывод: научное описание отличается точностью, логической последовательностью, специальными научными словами (терминами);
художественное описание образное, яркое, красочное, в нем отражается восприятие автора, его мысли, чувства, настроение. Художественным стилем пишутся сказки, стихи, рассказы, повести и … сочинения.
Упражнение 2. ( Найдите лексические ошибки). Слайд
У нас в деревне есть рыжий кот Василий. Он среднего роста, как все коты. На лбу у него серое пятно, которое захватывает и одно ухо.
Ходит Василий не спеша, потому что он старый. Ляжет на землю и греется на солнышке. Любит он, когда гладят его по волосам,- выгнется, выпустит ногти из лап и мурлычет благодарно. И не любит Василий, когда его тревожат или на лицо сядет муха. Тогда он злится. Но нет, чтобы смахнуть муху ногой, не хочется ему двигаться. Так и лежит, пока терпение не лопнет. Тогда он садится и начинает ловить мух. Как поймает, зажмёт лапу и долго так держит муху, а потом выпустит её или скушает.
Вывод: при написании сочинения следует помнить о том, что животные имеют окрас, шерсть, ногти, размер. Следим за речью и не допускаем лексических ошибок.
IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (Наклоны головы вправо – влево).
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. (Вытягивают в стороны руки и сжимают – разжимают пальцы).
Раз – два, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (Скачут).
Кто – то зайку напугал –
Зайка – прыг – и убежал. (Садятся).
V. ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ.
Самостоятельная творческая работа.
ДружОк - это … щенок. ШЁрстка у него … . МордОЧКа … . У щенка … глазки и … носик. Уши у него …. торчат. У ДруЖка … лапки и … хвост.
- Понравился ли вам текст?
- Почему?
- Ваша задача сделать описание ярким, красочным, выразительным. Для этого используйте слова из составленной таблицы.
Дополнить текст словами из справки: (Приложение)
- Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: носик, лапки, шерстка, глазки, мордочка, в крапинку
- Эпитеты: забавный, пушистая, хитроватые глазки, весёлая, маленькие, мягкие,
- Метафоры: пушистый комочек, шерстяной клубок, носик кнопкой, озорно торчат
(Слайд)
ДружОк – это забавный щенок. ШЁрстка у него пушистая. МордОЧКа весёлая. У щенка хитроватые глазки и кнопкой носик. Уши у него озорно торчат. У ДруЖка мягкие лапки и в крапинку хвост.
Вывод:
- Ребята, как вы думаете, какие выразительные средства помогут нам в описании животного?
- Ребята, как вы думаете, а чего в нашем описании нет?
- Правильно, нет описания характера, повадок, место проживания, чем питается щенок, мы не узнали.
2. КЛАСТЕР
КЛАСТЕР
3. Работа по составлению обобщающей таблицы «Описание животного».
Размеры | ||
Окраска | ||
Мордочка | глаза | |
рот | ||
нос | ||
усы | ||
уши | ||
Спинка | ||
Живот | ||
Лапы | ||
Хвост | ||
Повадки | ||
Чем питается | ||
Где живет |
Слова для справок (Приложение)
Размеры : маленький, большой, огромный, крупный, небольшой, узкотелый, приземистый, тощий, здоровый.
Окраска: серая, белая, рыжая, чёрная, бурая.
коричневая, шоколадная, трёхшёрстная, белогрудая, зелёная, полосатая.
Шерсть: пушистая, лоснящаяся, гладкошёрстная, прилизанная, облезлая, блестящая.
Мордочка (рот, нос, усы) : узкая, широкая, приплюснутая, плутовская, длинная.
Ротик: маленький, розовый.
Усы: длинные, жесткие, мягкие.
Нос: маленький, приплюснутый.
Характер, повадки: беззащитный, хитрый, трусливый, слабый, гордый, добрый, умный, упрямый, ласковый, угрюмый, простодушный, неуклюжий, сильный, юркий, тихий, ловкий, нескладный, важный, быстрый, неповоротливый, выносливый, шустрый, забавный, интересный, забияка,
4. Составление плана сочинения.
Цель:
целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
выработка собственного отношения к изучаемому материалу; выявление ещё непознанного; анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций.
- Работа по составлению плана сочинения-описания животного.
- Из каких частей состоит сочинение?
- О чем будет говориться во вступлении?
- В основной части текста?
- В заключении?
- Какой получится план: простой или сложный?
-На основе общего плана описания (см. план на доске), КЛАСТЕРА составьте план описания животного (можно работать индивидуально, в паре) Слайд . Самопроверка, взаимопроверка.
I. Вступление. | I.Общая характеристика предмета описания. | I.Как это животное появилось в доме? |
II.Основная часть | II.Признаки предмета описания. | II.Описание животного.
|
III. Заключение. | III. Общая оценка предмета описания. | III. Мое отношение к этому животному. |
Вывод:
- Ребята, каждый текст имеет заглавие. Как бы вы озаглавили свое сочинение?
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Цель: сообщить учащимся о д/з, разъяснить методику его выполнения.
Написать небольшое сочинение о любимом животном, используя материал, собранный на уроке (таблица, план);
(в слабых классах в помощь даются распечатанные опорные фразы).
VI. РЕФЛЕКСИЯ. Подведение итогов урока: (Слайд ).
- Что на уроке показалось вам интересным?
- Что вызвало затруднения?
- Какие предположения подтвердились?
- Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?
- С каким настроением вы уходите с урока? Нарисуйте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание животного (урок развития речи)
Урок по развитию речи "Описание животного"...
урок развития речи "Домашние животные"
Систематизировать и расширить представления учащихся о жизни домашних животных, их пользе для человека, расширять кругозор детей о способах ухаживания за домашними животными. Развива...
Урок развития речи в 7 классе по теме "Наш сосед - воробей" (описание животного)
Подготовка к домашнему сочинению-описанию с элементами рассуждения как отклику на миниатюру-притчу; формирование навыка описания животного на основе личных наблюдений....
Урок развитие речи в 5 классе "Описание животного"
Урок развитие речи в 5классе. Подготовка у сочинению описание животного по личным впечатлениям....
Урок развития речи. Сочинение - описание животного.
Художник рисует красками, писатель - словами. Научиться так описать любимое животное, чтобы каждый хотел к нему прикоснуться, погладить - сможет каждый, если познакомится с разработкой урока. Клише со...
Урок развития речи, 5 класс, описание животного.
Богатый речевой материал, разнообразные тексты для редактирования и композиционного анализа, задания по профилактике речевых недочетов - основательная подготовка для создания учеником собственного тек...
Урок развития речи в 5 классе "Мое любимое животное"
Методическая разработка урока развития речи по русскому языку...