Урок развития речи "Описание животного"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Художник рисует красками, писатель - словами. Научиться так описать любимое животное, чтобы каждый хотел к нему прикоснуться, погладить - сможет каждый, если познакомится с разработкой урока. Клише сочинения даёт возможность правильно составить текст, работа в группах воспитывает коммуникативные умения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок развития речи

«Описание животного».

Цели:

  • формировать умения учащихся подбирать и систематизировать рабочие материалы к сочинению- описанию на тему "Моё любимое животное";
  • расширить словарный запас учащихся, обогатить их речь описательными конструкциями, связанными с внешним видом и повадками животных;
  • закрепить знания о типах и стилях речи, совершенствовать навык составления плана сочинения; развивать речь учащихся; воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Ход урока:

Эпиграф к уроку:

                                             Животные – наши самые лучшие друзья.

                                                           Посмотрите в глаза  вашей любимой собаки и вы        

                           увидите: нет преданнее друга.

                                                            Посмотрите на  своего любимого кота, на кошку                                                                  шалунью.

                                                            Разве можно их обидеть?

                                                                                                                                                                                                                            Михаил  Пришвин.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

- Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга, улыбнемся и приступим к работе.  Пусть наш урок принесет нам всем радость общения.

 II. ВЫЗОВ.

Цель: активизация познавательной деятельности обучающихся; актуализация имеющихся знаний; побуждение интереса к получению новой информации.

- Сегодня у нас урок развития речи. На доске я написала только одно слово из   формулировки темы урока: ОПИСАНИЕ…

- На уроках русского языка мы часто обращаемся к загадке, сегодняшний урок не исключение, отгадайте, о ком идёт речь?

(Слайды 1-6).(Приём прогнозирования).

Отгадайте загадки

 На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

 На овцу готов напасть. (Волк).

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (Заяц).

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост – краса.

 Кто это? (Лиса).

           На завтрак, на обед и ужин

           Мне с малолетства хлеб не нужен.

           Излишни всякие продукты –

           Котлеты, молоко и фрукты.

           Предпочитаю мошкару:

           Без мошек с голоду помру.

           По нраву мне на них охота.

           Мой дом родительский – болото.

           Мне ни к чему матрас, подушка.

           Я голосистая …(Лягушка).

 Маленький рост,

 Длинный хвост,

 Серая шубка,

 Острые зубки. (Мышь).

           На дворе мороз трещит,

           Под сугробом шуба спит

           Беззаботно до весны

           И о мёде видит сны.

           Стоит солнышку пригреть –

                     И пробудится ... (Медведь).

- О  ком все эти загадки? (о животных).

- Обратите на эпиграф  к уроку (Слайд)

- А что же мы с вами можем делать с животными на уроке русского языка?

- Совершенно верно, записывайте число, классная работа и тему урока

«Описание животного». (Слайд)

II. ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

Этап усвоения новых знаний.

Цель: дать  учащимся конкретное представление об изучаемых фактах; добиться усвоения учащимися  восприятия изучаемого материала; на основе приобретённых знаний выработать соответствующие умения и навыки.

- Ребята, поднимите руку те, у кого дома есть животные.

- А теперь те, кто хотел бы завести любимого питомца.

-  Я вижу, что любителей животных среди нас много.  

-  А как вы думаете, чему мы с вами должны научиться на уроке?

- Верно, а давайте вспомним, какие мы с вами знаем типы речи?  (Слайд)

- А описание животного нам может встретиться,  в каком из них?

- Так какой же тип речи называется описанием? (Слайд)

- Из каких частей состоит текст – описание?   (Слайд)

1. Общее представление о предмете.

2. Описание отдельных признаков предмета.

3. Авторская оценка.

4. Вывод, заключение.

Вывод:

-Художественно могут быть описаны не только предметы, но и животные. Если научное или деловое описание животных можно встретить в учебниках, справочниках, энциклопедиях, то художественное – в произведениях художественной литературы.  

-  Как строится такое описание? В чем его отличие от научного и делового, предстоит нам узнать.

I I I. Коллективная  комплексная работа

с текстами-описаниями животных и птиц.

Упражнение 1.

1.Прочитайте тексты. Назовите стиль каждого описания.

(Слайд)

    Тетерев.

Очень красивый этот лесной петух. Хвост косицами, сам весь черный, а брови красные-красные, ноги короткие, все в пёрышках, будто в валенках, чтоб зимой не замёрзли.                                                                                    

                                                                                                         (Е.Чарушин.)                                                                                                      

Тетерев – род птиц семейства тетеревиных. Два вида: обыкновенный и кавказский. Тетерев обыкновенный весит до 1,8 кг, длина – 53…57 см. Обитает в лесах и лесостепях Евразии.              

                                                                               (Из «Определителя птиц».)                                                                                              

Вывод: научное описание отличается точностью, логической последовательностью, специальными научными словами (терминами);

художественное описание  образное, яркое, красочное, в нем отражается восприятие автора, его мысли, чувства, настроение. Художественным стилем пишутся сказки, стихи, рассказы, повести и … сочинения.

Упражнение  2.  ( Найдите лексические ошибки). Слайд

У нас в деревне есть рыжий кот Василий. Он среднего роста, как все коты. На лбу у него серое пятно, которое захватывает и одно ухо. 

Ходит Василий не спеша, потому что он старый. Ляжет на землю и греется на солнышке. Любит он, когда гладят его по волосам,- выгнется, выпустит ногти из лап и мурлычет благодарно. И не любит Василий, когда его тревожат или на лицо сядет муха. Тогда он злится. Но нет, чтобы смахнуть муху ногой, не хочется ему двигаться. Так и лежит, пока терпение не лопнет. Тогда он садится и начинает ловить мух. Как поймает, зажмёт лапу и долго так держит муху, а потом выпустит её или скушает. 

Вывод: при написании сочинения следует помнить о том, что  животные имеют окрас, шерсть, ногти, размер. Следим за речью и не допускаем лексических ошибок.

IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит. (Наклоны головы вправо – влево).

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть. (Вытягивают в стороны руки и сжимают – разжимают пальцы).

Раз – два, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

 Надо зайке поскакать. (Скачут).

Кто – то зайку напугал –

Зайка – прыг – и убежал. (Садятся).

V.  ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

Самостоятельная творческая работа.

ДружОк - это … щенок. ШЁрстка у него    … . МордОЧКа  … . У щенка  … глазки  и  … носик. Уши у него …. торчат. У ДруЖка    … лапки  и … хвост.

- Понравился ли вам текст?

- Почему?

- Ваша задача сделать описание ярким, красочным, выразительным. Для этого используйте слова  из составленной таблицы.

Дополнить текст словами из справки: (Приложение)

  • Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: носик, лапки, шерстка, глазки, мордочка, в крапинку
  • Эпитеты: забавный, пушистая, хитроватые глазки, весёлая, маленькие, мягкие,
  • Метафоры: пушистый комочек, шерстяной клубок, носик кнопкой, озорно торчат

(Слайд)

ДружОк – это забавный щенок. ШЁрстка у него  пушистая. МордОЧКа  весёлая. У щенка  хитроватые глазки  и  кнопкой  носик. Уши у него озорно торчат. У ДруЖка   мягкие лапки  и в крапинку  хвост.

Вывод:

- Ребята, как вы думаете, какие выразительные  средства помогут нам в описании животного?

 - Ребята, как вы думаете, а чего в нашем описании нет?

- Правильно, нет описания характера, повадок, место проживания, чем питается щенок, мы не узнали.

2.  КЛАСТЕР

КЛАСТЕР

3. Работа по составлению обобщающей таблицы «Описание животного».

Размеры

Окраска

Мордочка

глаза

рот

нос

усы

уши

Спинка

Живот

Лапы

Хвост

Повадки

Чем питается

Где живет

Слова для справок  (Приложение)

Размеры : маленький, большой, огромный, крупный, небольшой, узкотелый, приземистый, тощий, здоровый.                   

Окраска: серая, белая, рыжая, чёрная, бурая.

   коричневая, шоколадная, трёхшёрстная, белогрудая, зелёная, полосатая.

Шерсть: пушистая, лоснящаяся, гладкошёрстная, прилизанная, облезлая, блестящая.

Мордочка (рот, нос, усы) : узкая, широкая, приплюснутая, плутовская, длинная.

Ротик: маленький, розовый.

Усы: длинные, жесткие, мягкие. 

Нос: маленький, приплюснутый.

Характер, повадки: беззащитный, хитрый, трусливый, слабый, гордый, добрый, умный, упрямый, ласковый, угрюмый,  простодушный, неуклюжий, сильный, юркий, тихий, ловкий, нескладный, важный, быстрый, неповоротливый, выносливый, шустрый, забавный, интересный, забияка,

4. Составление плана сочинения.

Цель: 

целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;

выработка собственного отношения к изучаемому  материалу; выявление ещё непознанного; анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций.

  1. Работа по составлению плана сочинения-описания животного.

- Из каких частей состоит сочинение?

- О чем будет говориться во вступлении?

- В основной части текста?

- В заключении?

- Какой получится план: простой или сложный?

 -На основе общего плана описания (см. план на доске), КЛАСТЕРА  составьте план описания животного (можно работать индивидуально, в паре) Слайд .  Самопроверка, взаимопроверка.

                                                                                                                                                                                                                   

I. Вступление.

I.Общая характеристика предмета описания.

I.Как это животное появилось в доме?

II.Основная часть

II.Признаки предмета описания.

II.Описание животного.

  1. Внешний вид  животного: размер, окрас, туловище, мордочка, глаза, уши, лапы, хвост.
  2. Характер, повадки.
  3. Место обитания.
  4. Чем питается.

III. Заключение.

III. Общая оценка предмета описания.

III. Мое отношение к этому животному.

Вывод:

-  Ребята, каждый текст имеет заглавие. Как бы вы озаглавили свое сочинение?

V.  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Цель: сообщить учащимся о д/з, разъяснить методику его выполнения.

Написать небольшое сочинение о любимом животном, используя материал, собранный на уроке (таблица, план);  

(в слабых классах в помощь даются распечатанные   опорные фразы).

VI. РЕФЛЕКСИЯ.  Подведение итогов урока:   (Слайд ).

- Что на уроке показалось вам интересным?

- Что вызвало затруднения?

- Какие предположения подтвердились?

- Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?

- С каким настроением вы уходите с урока? Нарисуйте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание животного (урок развития речи)

Урок по развитию речи "Описание животного"...

урок развития речи "Домашние животные"

Систематизировать и расширить представления учащихся о жизни  домашних животных, их пользе для человека, расширять кругозор детей о способах ухаживания за домашними животными.  Развива...

Урок развития речи в 7 классе по теме "Наш сосед - воробей" (описание животного)

Подготовка к домашнему сочинению-описанию с элементами рассуждения как отклику на миниатюру-притчу; формирование навыка описания животного на основе личных наблюдений....

Урок развитие речи в 5 классе "Описание животного"

Урок развитие речи в 5классе. Подготовка у сочинению описание животного по личным впечатлениям....

Урок развития речи. Сочинение - описание животного.

Художник рисует красками, писатель - словами. Научиться так описать любимое животное, чтобы каждый хотел к нему прикоснуться, погладить - сможет каждый, если познакомится с разработкой урока. Клише со...

Урок развития речи, 5 класс, описание животного.

Богатый речевой материал, разнообразные тексты для редактирования и композиционного анализа, задания по профилактике речевых недочетов - основательная подготовка для создания учеником собственного тек...

Урок развития речи в 5 классе "Мое любимое животное"

Методическая разработка урока развития речи по русскому языку...