Описание животного (урок развития речи)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: Описание животного.
Цели урока: умение правильно строить описание и использовать в своем сочинении изобразительно-выразительные средства языка. Выяснить, как строится описание животных. Сравнить описание в научном и художественном стилях.
Этапы урока:
- Записать число, тему урока.
- Объявить цели и задачи урока:
Чтобы хорошо подготовиться к домашнему сочинению-описанию животного, мы должны:
- определить идею сочинения и научиться четко подчинять ей материал;
- отработать элементы композиции;
- собрать материал для сочинения.
3. Начнем с повторения, вопросы направлены ко всему классу.
- Какие стили речи вы знаете? (научный, деловой, художественный)
- Какие типы речи вы знаете? (описание, рассуждение, повествование)
- Как вы думаете, в чем заключается основная идея описания? (в описаниях раскрываются признаки предмета, явления, лица).
- Что можно описать? (описать можно человека, природу, помещение, какой-либо предмет, животное)
4. Я уверена, что вы любите животных; у многих из вас есть дома кролики, кошки, собаки, черепахи, голуби. Поэтому описать всего любимого питомца вам не составить особого труда.
- А как вы думаете, ваше сочинение-описание будет выдержано в каком стиле: научном, художественном или деловом?
5. Познакомимся с Текстом №1. (читает учитель)
- В каком стиле речи выдержано это описание собаки?
6. Познакомимся с Текстом №2 (читает учитель)
- Отличаются ли эти описания? Чем?
(Первое описание – научное описание. В нем дается перечень главных признаков предмета, явления, лица. Главное в научных описаниях – точность, логическая последовательность.)
- Где мы можем встретить научное описание? (в учебниках, в энциклопедиях)
(Второе описание – художественном описание. Такое описание помогает нам увидеть предмет, явление, лицо во всех подробностях, представить его в своем воображении. Главное – дать яркое представление об описываемом предмете, явлении, лице, используя изобразительно-выразительные средства.)
- Где мы встречаем художественное описание? (в художественных произведениях)
- Какие художественные произведения с описанием животных вы читали? (Тургенева, Паустовского, Чехова)
Вернемся к Тексту №2.
- Что именно и в какой последовательности описывает автор? (вначале описан внешний вид животного, а потом уже его повадки).
Такова композиция (построение) художественного описания. Давайте эту композицию запишем.
- Внешние, наиболее яркие признаки животного.
Работа с текстом.
- Выпишите себе в тетрадь слова или выражения для внешности животного. ЗАПОМНИТЕ: не столь важно, с чего вы начнете свое описание: с хвоста или с лапок. Важно выделить такие детали, которые помогли бы создать видимое, зримое впечатление (прочитал и будто увидел перед глазами)
- Интересным ли получилось описание? (описание получилось интересным потому, что автор хорошо знает животное, о котором пишет).
- А что дальше описывает автор?
- Запишем в тетради:
- Повадки, привычки. Ведь это тоже важно.
- Какие повадки, привычки описывает автор? Записать в тетради.(как он ходит, играет, ест, купается, гуляет)
В описания животных могут включаться элементы повествования, рассказа. И это понятно: описывая животное, невозможно не рассказать о каком-нибудь случае, эпизоде из его жизни. Запишем в тетради:
- Случай, который раскрыл бы характер животного (добрый - злой, хитрый - простой, умный- глупый, ласковый- упрямый и пр.)
7. Давайте прочитаем еще один Текст №3.
- Найдите описание старого пса, подчеркните эти слова и выражения.
- Какова основная мысль рассказа?
- Как это описание помогает раскрыть основную мысль рассказа?
8. И еще. Хочу сделать вам несколько предупреждений.
-Во-первых, избегайте неоправданных повторов слов и выражений. Используйте синонимы. Особенно это касается клички вашего животного.
Послушайте предложение. Что режет нам слух? «Один раз я увидела в подъезде на коврике маленького котенка. Он был весь черный, ни одного белого пятнышка. Хвостик у него был маленький, пушистый. Глазки у него были зеленые, большие, умные».
- Нельзя ли перестроить предложение, чтобы совсем избавиться от слова БЫЛ или использовать не три, а два раза?
-Во-вторых, избегайте в описании животных фактических неточностей и ошибок.
Найдите, в чем ошибка!
- Художник в знак благодарности погладил лобастый затылок собаки.
- Кот был среднего роста.
- У животных волосы или шерсть?
- Ногти или когти?
- Нос или клюв? (у птиц)
- Лицо или морда, мордочка, мордашка?
- Руки или лапы?
9. Давайте подведем итоги урока.
- О чем мы говорил сегодня и к чему готовились?
Дом.зад. написать сочинение-описание животного на основе личных наблюдений. (3-4 дня)
И напоследок совет:
«Чтобы описание получилось живым, убедительным, постарайтесь взглянуть на предмет описания «открытыми глазами»: мало ли, что ты видел все это вчера, в прошлом году, видишь каждый день. Взгляни еще раз и схвати все это заново». (Рыбникова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение-описание помещения (урок развития речи в 6 классе)
Данная презентация помогает шестиклассникам писать грамотные и инересные сочинения....
Урок развития речи в 7 классе по теме "Наш сосед - воробей" (описание животного)
Подготовка к домашнему сочинению-описанию с элементами рассуждения как отклику на миниатюру-притчу; формирование навыка описания животного на основе личных наблюдений....
Урок развитие речи в 5 классе "Описание животного"
Урок развитие речи в 5классе. Подготовка у сочинению описание животного по личным впечатлениям....
Урок развития речи. Сочинение - описание животного.
Художник рисует красками, писатель - словами. Научиться так описать любимое животное, чтобы каждый хотел к нему прикоснуться, погладить - сможет каждый, если познакомится с разработкой урока. Клише со...
Урок развития речи, 5 класс, описание животного.
Богатый речевой материал, разнообразные тексты для редактирования и композиционного анализа, задания по профилактике речевых недочетов - основательная подготовка для создания учеником собственного тек...
Подготовка к сочинению-описанию природы урок развития речи в 6 классе
Подготовка к сочинению-описанию природы урок развития речи в 6 классе...
Описание помещения (урок развития речи)
урок и презентация по развитию речи в 6 классе...