Урок развития речи в 7 классе по теме "Наш сосед - воробей" (описание животного)
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Асеева Анна Александровна

Подготовка к домашнему сочинению-описанию с элементами рассуждения как отклику на миниатюру-притчу; формирование навыка описания животного на основе личных наблюдений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nash_sosed_-_vorobey.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи

«Наш сосед – воробей (описание животного)» (7 класс)

Цель урока:

  1. Способствовать формированию навыка описания животного на основе личных наблюдений.
  2. Развивать и обогащать речь учащихся.
  3. Прививать любовь к животным.
  4. Подготовиться к домашнему сочинению-описанию с элементами рассуждения.

Оборудование: компьютер, фотопрезентация, раздаточный материал с текстами художественных произведений.

Ход урока:

I. Слово учителя.

«...Говорят, будто животные могут заменить людей... Это неверно; любовь к животным не исчезает даже при материнской любви... Любовь к животным - это любовь совсем особенная; у нее свои горести, радости, свои нужды, и она требует своих особых условий …», - сказал Эмиль Золя. Я думаю, что в первую очередь со мной согласятся те, с кем рядом живут домашние любимцы. У кого-то из вас живет кошка, у кого-то хомячок, морская свинка, карликовый кролик, попугайчик, а у кого-то – собака.

Жизнь человека тесно связана с жизнью животных. Даже можно сказать, что животные – это часть человеческой жизни. Без животных людям трудно было бы обрабатывать землю, защищать Отечество, охранять дом, невозможно было бы получать молочные продукты питания, без животных жизнь людей была бы духовно бедной. Недаром о животных говорят, что они меньшие братья. О них написаны книги, сняты фильмы. Давайте вспомним какие. (Троепольский Г.Н. «Белый Бим Черное ухо», И.С.Тургенев «Муму», Р.Киплинг «Маугли» и др.) Животным посвящены стихи, песни, их изображали мастера кисти на своих полотнах.

Сегодня мы поговорим с вами о воробье. «Где обедал, воробей? В зоопарке, у зверей…» - так начинается стихотворение поэта про дерзкую, славную и умную птицу, которая живёт даже в шумных городах. Стоит только появиться весеннему солнышку, как весёлые воробьи занимают крыши, деревья в парках, на бульварах, прыгают в воде оттаивающих луж и громко чирикают. Зимой они прятались от мороза, а пришла весна – их не удержать. Знай себе чирикают, радуясь теплу.

Давайте прочитаем притчу «Воробей».

II. Чтение текста.

Возле большого дома в саду на скамье сидели пожилой отец и взрослый сын. Солнце было очень ярким. Отец, сидя на скамье, любовался своим садом, а сын читал рядом книгу.

Мимо пролетела птаха и села на траву рядом. Отец повернулся к своему сыну и спросил его:

- Что это такое?

Сын нехотя посмотрел в ту сторону, куда указывал отец и ответил:

- Это же воробей.

Его отец привстал, присмотрелся и снова спросил своего сына:

- Что это?

Сын занервничал, отрываясь от книги:

- Я же только что тебе ответил: это воробей.

Воробей вспорхнул, пролетел мимо и сел с другой стороны. Отец внимательно наблюдал за птицей. Через некоторое время он снова посмотрел на сына и спросил:

- Что это такое?

- Это воробей, отец, я же тебе уже который раз говорю: воробей.

Отец, как будто и не слышал, снова задает тот же вопрос.

Сын вскричал:

- Отец, почему ты задаешь мне один и тот же вопрос? Я же тебе уже ответил, что это воробей, сколько раз еще повторять?

Старик поднялся и пошел прочь. Сын забеспокоился:

- Куда ты, отец?

        Отец, махнув рукой, шагал дальше. Вернувшись через пару минут, старик принес большую старую тетрадь, открыл ее и протянул своему сыну. Тот прочитал:

- Сегодня с утра я со своим трехгодовалым сыном отправился гулять в парк. Перед нами сел воробей и начал чирикать, мой сын больше двадцати раз спросил меня: что это? Ровно столько же раз я ему отвечал, что это воробей. Каждый раз, когда я ему отвечал, я целовал его и обнимал, а он снова спрашивал меня. Я совсем не сердился на своего любимого сыночка.

После того, как сын прочитал эти строки, он обнял своего отца, и они долги сидели молча.

Мы так быстро вырастаем и забываем все, что было в детстве. Мы забываем, как радовались каждому мгновенью, тому, что происходит с нами, тем маленьким серо-коричневым комочкам, что радовали нас в детстве и которые словно испаряются для нас, как только мы взрослеем. Обижаются ли они на нас?

III. Беседа по содержанию текста.

  1. О чем данный текст?
  2. На какие части можно его разделить?
  3. О чем говориться в первой части? (О том, что мы настолько привыкли к воробьям, что не замечаем их в повседневной жизни, воспринимая зачастую как непременную часть городского или сельского ландшафта).
  4. О чем говорится во второй части? (О том, что мы, вырастая, забываем все, что было в детстве. Мы забываем, как радовались каждому мгновенью, как радовались щебету тех маленьких серо-коричневых комочков, что живут рядом с нами).
  5. Чем заканчивается текст?
  6. К какому типу речи вы бы отнесли этот текст и почему?
  7. Как вы думаете, какую роль играют воробьи  в нашей жизни?
  8. Как часто вы замечаете их и любуетесь ими?
  9. Как бы вы ответили на вопрос, которым заканчивается текст?

IV. Работа в лингвистическом кабинете.

  1. Знаете ли вы, откуда произошло слово «воробей»?

Всем хорошо известна маленькая птичка воробей, наиболее приближённая к жилью человека. Типичная «народная этимология» – «вора бей». Благодаря давнему тесному сосуществованию люди хорошо знают характер этой птицы – назойливый, вороватый, а также хитрый и смелый. Поэтому люди и приписывают происхождение названия личным качествам воробья. На самом деле в славянских языках известны аналоги этого слова, имеющие один и тот же корень: укр. горобець, белор. верабей, болг. врабче, врабец, серб. врабац, чеш. vrabec, польск. wrobel.

Академик Н.М. Шанский, один из авторов «Этимологического словаря русского языка», считает, что слово «воробей» - исконно русское, то есть возникшее непосредственно в русском языке при помощи суффикса -ии (-ей) от той же основы, что и славянские названия этой птицы типа польского «wrobel». Славяне издревле так именовали птицу по её чириканию: звукоподражательная основа в словах «воробей», «воробушек», «воробка» та же, что и в слове «ворковать». Основой этому глаголу, как и глаголу «ворчать», послужило несохранившееся ныне слово «ворк».

  1. В каких русских пословицах и поговорках упоминается воробей?
  • Слово не воробей вылетит, не поймаешь.
  • Старого воробья на мякине не проведешь. 
  • Дело не воробей, не улетит.
  • Хоть и ростом воробей не обладает, но и то свое гнездо оберегает.
  • За обедом соловей, а после обеда воробей. 
  • Старого воробья (и) на мякине не обманешь. 
  • Сам с воробья, а сердце с кошку.
  • Воробей берет ношу по силам.
  1. Какие народные приметы связаны с упоминанием этой птицы?
  • Воробьи дружно зимой расчирикались – к оттепели.
  • Воробьи купаются в пыли – к дождю.
  • Если воробей на кормушке гладенький и аккуратненький, значит, тепло на дворе. А если взъерошенный, будто надутый, - будет мороз.
  • Перед ненастьем и похолоданием воробьи становятся вялыми и молчаливыми.
  1. Какие фразеологические обороты со словом «воробей» вы знаете? Что они означают?
  • Стреляный воробей
  • Воробью по колено
  • Воробьиный шаг
  • Короче воробьиного носа

V. Просмотр фотопрезентации «Наш сосед – воробей».

     1. Как бы вы озаглавили каждую фотографию?

     2. Подберите эпитеты для описания воробьев на  каждом кадре.

     3. Какое настроение возникает у вас взгляде на этих маленьких существ?

VI. Сбор языкового материала для сочинения на основе анализа художественных текстов.

  1.  Запишите ваши ассоциации к слову «воробей». (Пушистое создание, желторотик, тонкие ножки, неперелётная птица, маленький шалунишка, воришка, хитрюга, проворный, храбрый, юркий, драчун).
  2. Покажите, как ходит воробей, как сидит на ветке, как чирикает (поочередно выступают все желающие).
  3.  Посмотрим, как рисуют воробья поэты и писатели. Выпишите слова, которые  помогают представить, увидеть воробья.

         «Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

        Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой - и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти» (И.С.Тургенев «Воробей»).

        «Я поднял голову… Передо мной, между двух рядов высоких тополей, стрелою уходила в даль дорога.

И через неё, через эту самую дорогу, в десяти шагах от меня, вся раззолоченная ярким летним солнцем, прыгала гуськом целая семейка воробьёв, прыгала бойко, забавно, самонадеянно!

Особенно один из них так и надсаживал бочком, бочком, выпуча зоб и дерзко чирикая, словно и чёрт ему не брат! Завоеватель – и полно!» (И.С.Тургенев «Мы еще повоюем!»)

        «Вечером все воробьи — битые и небитые — слетаются на особое дерево — дерево песен. Дружным хором провожают они день. Так, песней, провожают они каждый день весны. Прохожие с удовольствием слушают воробьиный хор, улыбаются» (Н.И.Сладков «Дерево песен»).

        «От сосулькиной воды и солнца, от жуков и мух, от свежих листиков воробьи ошалели. Драки тут и там! Схватятся на крыше двое — к ним мчит дюжина. Вцепятся друг в друга, трепыхаются, кричат и пернатой гирляндой валятся с крыши на головы прохожих» (Н.И.Сладков «Драчуны»).

        «У воробьев совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи пичужки скучные и обо всем говорят, как в книжках написано, а молодежь - живет своим умом.

         Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, а жил он над окошком бани, за верхним наличником, в теплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов. Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и всё выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать - что такое божий мир и годится ли он для него?» (М.Горький «Воробьишко»).

        «В позднюю осень старик заметил, что на футляр, лежавший, как обычно, поодаль на земле, сел воробей. Музыкант удивился, что эта птичка еще не спит и даже в темноте вечера занята работой на свое пропитание. Правда, за день сейчас трудно накормиться: все деревья уже уснули на зиму, насекомые умерли, земля в городе гола и голодна, потому что лошади ходят редко и дворники враз убирают за ними навоз. Где, на самом деле, питаться в осень и в зиму воробью? Ведь и ветер в городе слаб и скуден меж домами, - он не держит воробья, когда тот простирает утомленные крылья, так что воробью приходится все время ими махать и трудиться» (А.П.Платонов «Любовь к родине, или путешествие воробья»).

        «Воробей - честный работник; он исправно трудится на своего хозяина; он приносит ему много пользы; и за это-то его гонят везде, бранят вором и не любят! Виноват ли он, что его труды не хотят ценить и что его вынуждают воровать? Да он и не ворует, а берёт только своё. Если не верите, узнайте поближе жизнь воробья…

        У зимнего воробья клюв был жёлтый, а теперь он почернел. Зимой воробей был крайне неуклюж; он ерошил свои перья, чирикал редко, больше всё хмурился. А теперь его не узнаешь. Словно он причесался после ванны: пёрышки блестят, лежат плотно, и весь воробей выглядит таким ловким франтом. Говорлив стал просто на удивленье…

        Он собирает разные редкости: в саду или на лужайке схватит сухую травинку; около конюшни зацепит конский волос; на скотном дворе подхватит клочок овечьей шерсти; в курятнике поживится пёрышком; из кучи сора вытащит тряпочку, мочалину, бумажку. Ему всё это нужно, всё это он тащит куда-нибудь в укромный уголок - в карниз дома, в трещины каменной стены, за наличник окна, в дупло дерева, в скворечницу или же в гнездо ласточки. И из всех этих редкостей устраивается беспорядочная куча хлама, которую называют воробьиным гнездом» (М.Н. Богданов «Домашний воробей»).

        «Удивительная птица этот воробей, и везде он одинаков - на севере Норвегии и на Азорских островах: юркий, плут, воришка, забияка, драчун, сплетник и первейший нахал. Проведёт он всю зиму нахохлившись под застрехой или в глубине густой ели, питаясь тем, что найдёт на дороге, а чуть весна - лезет в чужое гнездо, что поближе к дому – в скворечье или ласточкино. А выгонят его, он как ни в чём не бывало... Ерошится, прыгает, блестит глазёнками и кричит на всю вселенную: «Жив, жив, жив! Жив, жив, жив!» Скажите, пожалуйста, какое приятное известие для мира!» (А.И.Куприн «Скворцы»).

 

«...А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые.

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с рёвом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится всё сильней» (С.А.Есенин «Поёт зима – аукает»).

  1. В группах по 4 человека прочитайте свои записи друг другу. Выберите 3-5 самых интересных слов от группы и прочтите всем. Добавьте, допишите себе слова, которые понравились.

VII. Работа над композицией предстоящего сочинения.

  1. Давайте поиграем. Зимующие птицы все разные. Продолжите фразу, начатую мною, но не только словами, но и мимикой и жестами.
  • У дятла клюв толстый, а у воробушка... (тонкий)
  • Ворона большая, а воробьишко… (маленький).
  • Снегирь малоподвижный, а воробьёнок... (шустрый).
  1. Какие однокоренные слова к слову «воробей» вы услышали? (Воробушек, воробьишко, воробьёнок).
  2. Какие прилагательные можно подобрать к этим словам? (Маленький, шустрый, серый, молодой, старый, пугливый, проворный, драчливый, нарядный, невзрачный).
  3. Как описывают эту птичку русские писатели и поэты?

        И.С.Тургенев, К.Г.Паустовский, Е.И.Чарушин, А.П.Платонов, М.Н.Богданов,  описывая воробьёв, говорят, что они маленькие («маленький», «маленькое тело»). Изображая эту птичку, они используют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («голосок», «лапки», «ножки», «пёрышки», «крылышки», «хвостик коротенький», «глазки»), подчёркивая то, что воробей - птица маленькая и беззащитная, используют также  эмоционально-окрашенную лексику («тонкие ничтожные лапки», «ножки беспомощно согнулись», «чуть живой, не чирикает даже», «слаб, глазки блеск потеряли»), чтобы показать своё отношение к этой птичке.

        В большинстве текстов героями являются  уже взрослые, иногда старые воробьи, с «седыми» или «вытертыми» перьями, «взъерошенные», «взлохмаченные» или «нахохленные». Эти детали указывают не только и не столько на возраст, сколько на те трудности, с которыми приходится сталкиваться птицам  в их жизни.

        Если это маленькие воробышки, то они совсем крохотные, желторотые и неопытные. Они ещё более беззащитны и уязвимы, чем взрослые воробьи.

  1. Какими чертами характера можно наделить воробышков?
  • храбрость, героизм
  • жизнерадостность
  • заботливость
  • разумность, смышлёность, мудрость
  • терпеливость, выносливость, хозяйственность, трудолюбие, усердие
  • ответственность
  • патриотизм 
  • боязливость
  • задиристость

         М. Горький увидел в воробье любопытство, А.П. Платонов - такие черты характера, как чистоплотность, благодарность, стойкость, опытность, патриотизм. К.Г.Паустовский - чувство справедливости, М.Н.Богданов - любопытство, упорство и свободолюбие.

        Итак, проведя наблюдения над текстами художественных произведений русской литературы, в которых встречается образ воробья, мы приходим к выводу, что воробей в изображении русских писателей - это храбрая, героическая, жизнерадостная, заботливая, разумная, смышлёная, мудрая, терпеливая, выносливая, стойкая, хозяйственная, ответственная, осторожная, чуткая, благодарная, опытная, честная, справедливая, любознательная, настойчивая, упорная, свободолюбивая и любящая свою родину птица.

        Именно благодаря всем этим чертам воробей стал воплощением отдельных черт  русского национального характера. В воробье мы видим те черты, которые позволили русскому человеку выстоять, выжить самому, несмотря ни на какие трудности, преодолеть все невзгоды и сохранить родину.

  1. Вам предстоит написать сочинение-описание. Какова композиция этого типа речи?
  • общая характеристика описываемого предмета, в данном случае воробья
  • признаки описываемого предмета
  • собственные впечатления
  1. В работе вам надо будет дать ответ на вопрос: «Почему, вырастая, мы забываем, как радовались тем маленьким серо-коричневым комочкам, что радовали нас в детстве и которые словно испаряются для нас, как только мы взрослеем?» Какова композиция рассуждения?

  1. Составление плана предстоящего сочинения на тему «Наш сосед – воробей».

План:

  • Какие они, братья наши меньшие, воробьи?
  • Какие чувства вызывают они у вас?
  • Почему, вырастая, мы забываем, как радовались в детстве маленьким серо-коричневым щебечущим комочкам?
  • Обижаются ли они на нас?

VIII. Домашнее задание.

        Напишите сочинение-описание с элементами рассуждения на заданную тему «Наш сосед – воробей». Используйте в работе эпитеты, сравнения, выписанные из текстов. Подберите свои примеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Урок развития речи, 5 класс, описание животного.

Богатый речевой материал, разнообразные тексты для редактирования и композиционного анализа, задания по профилактике речевых недочетов - основательная подготовка для создания учеником собственного тек...

Типы речи урок развития речи 5 класс

Урок развития речи 5 класс...