Урок развития речи в 5 классе "Мое любимое животное"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме
Методическая разработка урока развития речи по русскому языку
в 5 классе «Моё любимое животное»
учителя русского языка и литературы МАОУ лицея №1 имени А.С. Пушкина
Кузиной Татьяны Фёдоровны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_zhivotnogo.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока развития речи по русскому языку
в 5 классе «Моё любимое животное»
учителя русского языка и литературы МАОУ лицея №1 имени А.С. Пушкина
Кузиной Татьяны Фёдоровны
Вид урока: Урок актуализации знаний и умений по развитию речи.
Цели урока: 1. Развитие ассоциативного мышления и творческого
воображения на основе личных наблюдений.
2. Углубление и расширение знаний о типах и стилях
речи.
3. Умение составлять и редактировать рабочие
материалы.
4. Развитие навыков самоконтроля и самооценки
учебной деятельности.
Задачи урока: 1. Научить писать сочинение – описание по личным наблюдениям.
2. Научить анализировать информацию и излагать свои мысли в письменной форме.
3. Научить сочувствовать и сопереживать окружающему нас животному миру.
4. Содействовать формированию осознанного
интереса к изучению русского языка.
- Просмотр подборки видеоснимков о домашних животных (кошки, собаки, черепахи, птицы и т.д.)
- Ребята, вы внимательно просмотрели сейчас подборку видеоснимков.
- Скажите, о ком мы сейчас будем писать сочинение?
Совершенно верно, сегодня мы будем писать сочинение о наших друзьях, любимых животных, о тех, кто живет рядом с нами, кого мы любим, за кем ухаживаем, кто доставляет нам радость.
- Запись темы сочинения в тетрадь.
- Слово учителя:
- У каждого из вас или ваших родственников есть домашние животные. Какие чувства испытываете вы, встречаясь с ними?
- Общение с животными всегда оставляет позитивный след в душе человека. Равнодушными к ним быть нельзя.
- Давайте сейчас послушаем выступление ребят. Они прочитают нам стихотворения о своих любимцах (Автор Кузина Т.Ф.).
Стихотворение о кошке.
Как-то мне на день рожденья
Лучший друг мой Лёшка
Не поверите, друзья,
Принёс в подарок кошку.
Я кошек с детства не люблю,
Другое дело – пёс!
Встречал меня из школы бы,
Портфель до дома нёс.
Ну что же делать с кошкой?
Пусть поживёт немножко.
Вот утром просыпаюсь я,
А рядом - кошечка моя.
Мурлычет, ластится ко мне,
Вставай, уж завтрак на столе!
Вот так мы подружились с ней
С любимой кошечкой моей!
Вот сажусь учить английский,
Говорю своей я киске:
«Дорогая тётя Киска,
Говоришь ты по - английски?»
Отвечает кошка: «Мяу, ничего не понимаю!»
Я кошку так свою люблю,
Сказать словами не могу,
Её я тискаю и глажу,
И вместе с ней под стол я лажу,
Ложимся спать мы вместе с ней,
Нет друга у меня верней.
Спасибо за подарок, Лёшка,
Прекрасная ведь оказалась кошка!
Стихотворение о собаке.
Однажды поздно мы домой
Возвращались с папой.
Вдруг сидит на мостовой
Щенок с разбитой лапой.
И смотрит жалобно, тревожно,
Пройти нам мимо не возможно!
Мне так щеночка жалко стало,
Что мы его домой забрали.
Его помыли, накормили,
Спать на подстилке уложили.
Он успокоился, свернулся
И до утра не шевельнулся.
Мы Шариком его назвали,
Теперь он член нашей семьи.
И никогда не пожалели,
Что в дом его свой привели.
Пускай наш Шарик беспородный,
Но он уж очень благородный.
Меня домой из школы ждёт,
К порогу тапочки несёт.
Стихотворение о попугае.
Ну, всё про собачек и котов,
А я вам рассказать готов
Про то, что видели вы вряд,
Но люди часто говорят.
Живёт он у соседки Тани,
Я часто в гости к ней хожу,
А говорить когда он станет,
Как зачарованный гляжу!
Красиво, ярко оперенье,
И хохолок на голове
У птиц ужасное стремленье
Подражать тебе и мне.
Отгадайте же, ребята,
Про кого я рассказал?
Это редкостная птица
Под названьем попугай.
Стихотворение о черепашке.
У меня дома черепашка,
Ну, просто редкая милашка.
Неповоротлива, толста,
Ведь это ж просто красота!
Четыре ножки, панцирь, хвостик,
Головка, глазки, чуткий ротик,
Морковку часто ей даю,
Люблю толстушку я свою!
Мы вместе с ней ложимся спать.
Я в свою мягкую кровать,
Она же в панцире своём
И сладко спим мы с ней вдвоём.
Садимся утром за уроки,
Всё сделаем мы с нею в сроки.
Она спокойна и мудра,
Всегда желает мне добра.
Из школы возвращаюсь к ней
Я к черепашечке своей,
Она встречает у дверей,
Я очень благодарна ей!
- Известный композитор Владимир Шаинский написал замечательную песню «Пропала собака» (прослушивание песни).
- Исполнитель этой песни называет собаку «преданный друг».
- А кто такой друг, может ли быть собака другом?
В «Толковом словаре» В.И.Даля есть такое определение:
Друг – такой же, равный.
Дружба – взаимная привязанность, основанная на любви и уважении.
- Можно ли сказать, что животные являются друзьями человека?
- Всегда ли человек относится к животному как к равному, т.е. к другу?
- Можете ли привести примеры из жизни?
Я хочу вам рассказать историю, которая произошла в конце 70-х годов. Человек, улетавший на север, в московском аэропорту оставил овчарку. Почти год собака встречала и провожала каждый самолёт, ожидая увидеть там своего хозяина. Она никуда не уходила с территории аэропорта.
Об этом случае, о собачьей преданности и верности было написано в газете. Сняли сюжет и показали на телевидении, но хозяин так и не появился. Собака ждала год, а потом стала жить у одного из работников аэропорта.
- Как вы считаете, правильно поступил человек, оставивший собаку?
- Почему собака нашла другого хозяина?
- Как бы вы поступили в этой ситуации?
Французский писатель Сент – Экзюпери в своей сказке «Маленький принц» писал, что мы в ответе за тех, кого приручили.
Животные – наши друзья. Они нас любят, верят нам. Мы не должны предавать их.
- Работа над сочинением.
- Где вы уже встречались с описанием животного? (И.С.Тургенев. «МУМУ»).
- Какой тип речи будем использовать?
- Вспомните композицию описания.
- В каком стиле будем писать сочинение?
Художественный стиль речи предполагает нарисовать живую картину, передать чувства, которые испытывает автор.
- Словарно – лексическая работа.
Обратите внимание на слова, которые употребляются в описании животных (в том числе и птиц). У животных – морда, а не лицо, причём, принято говорить, что у одних животных морда тупая (кошачья), удлинённая (собачья). О цвете шерсти говорят масть. У птиц клюв, а не нос.
- Подумайте, о каком именно животном будете писать. Писать нужно по вашим личным наблюдениям и впечатлениям.
Найдите такое название, которое отражало бы что –то важное в вашем сочинении.
Составление примерного плана.
- Из каких частей состоит сочинение?
- О чём можно рассказать во вступлении (как животное попало в дом, рассказать об интересном случае из жизни животного). Вступление должно составлять 1/3 часть от всей работы.
- Основная часть (рассказать об особенностях вашего любимого животного (внешний вид, повадки, как вы ухаживаете за ним).
- Заключение (даётся клише).
Примерная последовательность описания животного.
Умывался Рыжий с необыкновенной тщательностью. Он долго и старательно нализывал лапу, закидывал её далеко за ухо, затем старательно проводил по своей плутовской мордочке. Умывшись, кот принимался с тем же тщанием приглаживать длинным розовым языком шерсть на боках и спине. / С.Шуртаков. «Где ночует солнышко»/.
Удивил меня у тёти Вари кот Парамон: он самостоятельно умывался из рукомойника, словно человек. Протягивал лапу, поднимал медный клапан – висюльку и, подождав, когда лапа смочится водой, усердно тёр ею свою морду.
/ А.Черноусов «Чалдоны» /
- Составление рабочих материалов, редактирование, исправление речевых ошибок.
- Рефлексия.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Как нужно относиться к животным?
- Изменится ли ваше отношение к животным после этого урока?
- Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 5 классе по теме: "Подготовка к сочинению-описанию "Моя любимая игрушка"
Данный урок воспитывает у детей интерес к народному искусству, сопровождается презентацией "Из истории русской игрушки", учит пятиклассников создавать текст-описание предмета, пользуясь планом к сочин...
Урок развития речи в 5 классе. Моя любимая игрушка.
Подготовка к сочинению - описанию предмета на тему " Моя любимая игрушка"....
Описание животного (урок развития речи)
Урок по развитию речи "Описание животного"...
урок развития речи "Домашние животные"
Систематизировать и расширить представления учащихся о жизни домашних животных, их пользе для человека, расширять кругозор детей о способах ухаживания за домашними животными. Развива...
Урок развития речи, 5 класс, описание животного.
Богатый речевой материал, разнообразные тексты для редактирования и композиционного анализа, задания по профилактике речевых недочетов - основательная подготовка для создания учеником собственного тек...
Урок развития речи в 6 классе "Сочинение-описание "Моя любимая игрушка""
На уроке учащиеся готовятся к написанию сочинения "Моя любимая игрушка", элементы театрализации делают учебное занятие увлекательным....
Урок развития речи. Сочинение-описание" Моя любимая игрушка".
Данный урок призван подготовить детей к описанию предмета в художественном стиле: выбирать яркие детали, использовать использовать эпитеты, сравнения, слова в переносном значе...