Урок развития речи, 5 класс, описание животного.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Богатый речевой материал, разнообразные тексты для редактирования и композиционного анализа, задания по профилактике речевых недочетов - основательная подготовка для создания учеником собственного текста-описания животного. Приложение - раздаточный материал (анализ и редактирование текстов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_zhiv.docx | 18.45 КБ |
Предварительный просмотр:
РР ОПИСАНИЕ ЖИВОТНОГО, 5 класс
Задачи: познакомить учащихся с особенностями композиции сочинения-описания, расширить лексикон описательными языковыми средствами, воспитывать любовь к животным и ответственность за них.
Ход урока.
- Актуализация внимания, знаний учащихся. Словарный диктант.
Задание: выделить окончания прилагательных, подчеркнуть буквы-орфограммы.
Выросла красивая собака, короткую гладкую шерсть, на беленькой мордочке, мягко лоснится, задорно торчат, рыжеватыми ушками, шерстка в крапинку, по каштановой спинке черные полосочки, маленькая проворная рыбка, с большим радужным хвостом, синева на серебристой чешуйке, на лапках мягкие подушечки, носик розовой кнопочкой, на белой манишке, черными пятнышками, преданный взгляд, хитроватые искорки, пестроперый попугай.
? Какова тема диктанта?
? В каком типе речи может быть использован этот речевой материал?
- Слово учителя. -Художественно могут быть описаны не только предметы, но и животные. Если научное или деловое описание животных можно встретить в учебниках, справочниках, энциклопедиях, то художественное – в произведениях художественной литературы. Как строится такое описание? В чем его отличие от научного и делового, предстоит нам узнать.
- Работа с текстами.
- Определите отношение автора к птице. Какие слова, по-вашему, особенно ярко передают это отношение автора?
Я люблю воробьев, этих дерзких, смелых и умных разбойников, которые благополучно живут даже в шумных, многолюдных городах. Люблю их весеннее бодрое чириканье. Они радуются солнцу, приходу весны. Сколько задора в их громком чириканье! Я часто любуюсь веселыми воробьями, смотрю, как бочком-бочком скачут они по бульварным дорожкам, клюют крошки хлеба, которые я вынимаю из кармана, прыгают под ногами прохожих по городским тротуарам. Воробьи не обладают изяществом и красотой, Звонко петь не умеют, но все же милы мне эти веселые, маленькие, дерзкие разбойники. (По И.Соколову-Микитову).
Ответьте на вопросы. У собаки волосы или шерсть? У попугая ноги или лапы? У кошки ногти или когти? Четвероногий друг кушает или ест? Можно сказать, что хомячок среднего роста? Внесите в данное ученическое сочинение изменения.
- Устраните в описании животного фактические неточности и ошибки.
У нас в деревн.. есть рыжий кот Василий. Он среднего роста, как все коты. На лбу у него серое пятно, которое захватыва..т и одно ухо. Ходит Василий не спеша, потому(что) он старый. Ляжет на землю и греет?ся на солнышке. Любит он, когда глад..шь его по волосам. Тогда он выгнется, выпуст..т ногти из лап и мурлыч..т благодарно. И не любит Василий, когда его тревож..т или на лицо ему сяд..т муха. Тогда он злит?ся. Но нет, что(бы) смахнуть муху ногой, не хочется ему двигаться. Так и лежит, пока терпение не лопнте. Тогда он садится и начинает ловить мух. Как поймает, зажмет лапу и долго та держ..т муху, а потом выпуст..т ее или скуша..т.
Выпишите слова с пропущенными буквами.
- Проведите редактуру текста. Устраните в описании
неоправданное повторение слов. Чем можно оживить описание коня?
Зима. Кругом на земле и на крышах домов лежит снег. Деревья в инее. Помощник фермера вывел верхового коня для бега по кругу. Конюх был одет по-зимнему. На нем была меховая шапка, теплое пальто, а на ногах валенки. Конь был вороной масти. У коня была голова узкая, красивая, а на лбу была белая звездочка. Шея была прямая, длинная, гибкая. Грудь у коня была крутая, крепкая. Спина была мускулистая, короткая. Ноги были сильные и стройные. Конь бежит быстро, легко и энергично, хвост и грива у коня развеваются на ветру. Правую переднюю ногу он выкинул вперед, а левую поджал под себя. Этот вороной конь был очень красив на белом снегу.
- Подведение итогов урока. - В описание животного что важно включить? Первое общее впечатление, описание внешности, характерные черты облика, повадки, действия, движение животного, авторское отношение.
Домашнее задание: определить объект описания, провести наблюдение, сделать наброски описания.
Приложение. Раздаточный материал.
ОПИСАНИЕ ЖИВОТНОГО. РАБОТА С ТЕКСТАМИ. РЕДАКТИРОВАНИЕ.
- Определите отношение автора к птице. Какие слова, по-вашему, особенно ярко передают это отношение автора?
Я люблю воробьев, этих дерзких, смелых и умных разбойников, которые благополучно живут даже в шумных, многолюдных городах. Люблю их весеннее бодрое чириканье. Они радуются солнцу, приходу весны. Сколько задора в их громком чириканье! Я часто любуюсь веселыми воробьями, смотрю, как бочком-бочком скачут они по бульварным дорожкам, клюют крошки хлеба, которые я вынимаю из кармана, прыгают под ногами прохожих по городским тротуарам. Воробьи не обладают изяществом и красотой, Звонко петь не умеют, но все же милы мне эти веселые, маленькие, дерзкие разбойники. (По И.Соколову-Микитову).
- Устраните в описании животного фактические неточности.
У нас в деревн.. есть рыжий кот Василий. Он среднего роста, как все коты. На лбу у него серое пятно, которое захватыва..т и одно ухо. Ходит Василий не спеша, потому(что) он старый. Ляжет на землю и греет?ся на солнышке. Любит он, когда глад..шь его по волосам. Тогда он выгнется, выпуст..т ногти из лап и мурлыч..т благодарно. И не любит Василий, когда его тревож..т или на лицо ему сяд..т муха. Тогда он злит?ся. Но нет, что(бы) смахнуть муху ногой, не хочется ему двигаться. Так и лежит, пока терпение не лопнте. Тогда он садится и начинает ловить мух. Как поймает, зажмет лапу и долго та держ..т муху, а потом выпуст..т ее или скуша..т.
Выпишите слова с пропущенными буквами.
3.Проведите редактуру текста. Устраните в описании неоправданное повторение слов. Чем можно оживить описание коня?
Зима. Кругом на земле и на крышах домов лежит снег. Деревья в инее. Помощник фермера вывел верхового коня для бега по кругу. Конюх был одет по-зимнему. На нем была меховая шапка, теплое пальто, а на ногах валенки. Конь был вороной масти. У коня была голова узкая, красивая, а на лбу была белая звездочка. Шея была прямая, длинная, гибкая. Грудь у коня была крутая, крепкая. Спина была мускулистая, короткая. Ноги были сильные и стройные. Конь бежит быстро, легко и энергично, хвост и грива у коня развеваются на ветру. Правую переднюю ногу он выкинул вперед, а левую поджал под себя. Этот вороной конь был очень красив на белом снегу.
ОПИСАНИЕ ЖИВОТНОГО. РАБОТА С ТЕКСТАМИ. РЕДАКТИРОВАНИЕ.
- Определите отношение автора к птице. Какие слова, по-вашему, особенно ярко передают это отношение автора?
Я люблю воробьев, этих дерзких, смелых и умных разбойников, которые благополучно живут даже в шумных, многолюдных городах. Люблю их весеннее бодрое чириканье. Они радуются солнцу, приходу весны. Сколько задора в их громком чириканье! Я часто любуюсь веселыми воробьями, смотрю, как бочком-бочком скачут они по бульварным дорожкам, клюют крошки хлеба, которые я вынимаю из кармана, прыгают под ногами прохожих по городским тротуарам. Воробьи не обладают изяществом и красотой, Звонко петь не умеют, но все же милы мне эти веселые, маленькие, дерзкие разбойники. (По И.Соколову-Микитову).
- Устраните в описании животного фактические неточности.
У нас в деревн.. есть рыжий кот Василий. Он среднего роста, как все коты. На лбу у него серое пятно, которое захватыва..т и одно ухо. Ходит Василий не спеша, потому(что) он старый. Ляжет на землю и греет?ся на солнышке. Любит он, когда глад..шь его по волосам. Тогда он выгнется, выпуст..т ногти из лап и мурлыч..т благодарно. И не любит Василий, когда его тревож..т или на лицо ему сяд..т муха. Тогда он злит?ся. Но нет, что(бы) смахнуть муху ногой, не хочется ему двигаться. Так и лежит, пока терпение не лопнте. Тогда он садится и начинает ловить мух. Как поймает, зажмет лапу и долго та держ..т муху, а потом выпуст..т ее или скуша..т.
Выпишите слова с пропущенными буквами.
3.Проведите редактуру текста. Устраните в описании неоправданное повторение слов. Чем можно оживить описание коня?
Зима. Кругом на земле и на крышах домов лежит снег. Деревья в инее. Помощник фермера вывел верхового коня для бега по кругу. Конюх был одет по-зимнему. На нем была меховая шапка, теплое пальто, а на ногах валенки. Конь был вороной масти. У коня была голова узкая, красивая, а на лбу была белая звездочка. Шея была прямая, длинная, гибкая. Грудь у коня была крутая, крепкая. Спина была мускулистая, короткая. Ноги были сильные и стройные. Конь бежит быстро, легко и энергично, хвост и грива у коня развеваются на ветру. Правую переднюю ногу он выкинул вперед, а левую поджал под себя. Этот вороной конь был очень красив на белом снегу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи "Сочинение-описание в жанре лирической миниатюры"
Урок развития речи для 5 класса рассчитан на 2 часа. В ходе него даётся понятие о жанре лирической миниатюры, выясняются секреты написания миниатюры, выявляются выразительные средства языка. На уроке ...
урок развития речи. Сочинение-описание картины П.П.Кончаловского "Сирень"
Натюрморт П.П. Кончаловского «Сирень» - высокохудожественное произведение, изображающее хорошо знакомые учащимся цветы, доступно им и вызывает у детей положительные эмоции. На картин...
Электронное приложение к уроку развития речи. Сочинение-описание по картине И.Левитана "Большая вода"
Презентация позволяет в течение небольшого промежутка времени подготовить учащихся к сочинению-описанию....
Урок развития речи. Сочинение-описание предмета. 5 класс
Развитие речи. Типы речи. Описание. Сочинение-описание предмета (игрушки)...
урок развития речи сочинение описание по картине П.П.Кончаловского"Сирень"
Описание картины...
Урок развития речи "Сочинение - описание состояния природного объекта".
Интегрированный урок развития речи для 6 класса....
Урок развития речи. Сочинение - описание животного.
Художник рисует красками, писатель - словами. Научиться так описать любимое животное, чтобы каждый хотел к нему прикоснуться, погладить - сможет каждый, если познакомится с разработкой урока. Клише со...