Программа курса дополни-тельного предметного образования «Речеведение»
рабочая программа по русскому языку (11 класс)
Программа курса позволяет закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствовать навыки создания текстов разных жанров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_do_rechevedenie_11_kl.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Образовательная программа «Речеведение» имеет лингвистическую направленность. Она является модифицированной и разработана на основе программно-методических материалов по русскому языку (составитель Л. М. Рыбченкова).
Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учетом требований «Положения о дополнительном образовании МБОУ «Гимназия №4»города Смоленска.
Педагогическая целесообразность разработки и внедрения данной образовательной программы обусловлена тем, что она направлена на практико-ориентированное изучение и анализ понятийной сущности основ речеведения.
Актуальность, практическая значимость данной программы обусловлена недостаточной степенью разработанности речеведческой проблематики в контексте курса русского языка в 11 классе. Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения
Цель дополнительной образовательной программы «Речеведение» - закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов разных жанров.
Для достижения данной цели формулируются следующие задачи:
- обучающие:
- • освоить знания о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете.
• совершенствовать коммуникативные умения;
• овладевать умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста;
• поддерживать беседу, вести спор;
• адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;
• логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;
• совершенствовать и редактировать текст;
• применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информацией
- развивающие:
- оказать помощь учащимся в формировании нравственной позиции;
– способствовать интеллектуальному развитию ученика;
– воспитывать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь;
• развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, логику мышления;
• развивать речевую культуру, бережное и сознательное отношение к языку
Отличительной особенностью данной программы является ее практическая значимость, то, что она помогает учителю преодолеть пробелы в знаниях обучающихся о тексте, научит их строить собственные высказывания на разные темы, грамотно выражать свои мысли. Занятия данного курса базируются на знаниях, полученных на уроках литературы и русского языка в V–X классах.
Возраст детей, которым адресована данная дополнительная образовательная программа,
16 – 17 лет (11 класс).
Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. В целом состав групп остается постоянным. Наполняемость групп выдержана в пределах требований СанПиН и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.2006 № 06-1616 «О методических рекомендациях»
Срок реализации программы - 1 год.
Режим занятий: один академический час в неделю.
Программа рассчитана на 35 часов в год.
Ведущей формой организации обучения является групповая.
Ожидаемые результаты:
К концу курса обучения
обучающийся должен знать:
сведения о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете.
обучающийся должен уметь:
- указывать средства связи между частями текста;
- определить тему и основную мысль текста;
- определить тип и стиль речи;
- использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста.
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- анализировать форму исходного текста;
- находить характерные для исходного текста языковые средства;
- создавать связное высказывание;
- излагать последовательно собственные мысли;
- использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.
- оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.
Способами определения результативности реализации данной программы являются
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ результатов (тестирование, написание сочинений и создание устных высказываний, решение задач поискового характера…)
- педагогический мониторинг (контрольные задания и тесты).
Формами подведения итогов реализации данной программы является:
контроль уровня сформированности по освоению ЗУН на трёх уровнях:
- Текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
- Промежуточный (проводится в форме теста в соответствии с требованиями программы и на основе КИМов);
- Итоговый (в конце курса) проводится в форме теста в соответствии с требованиями и на основе КИМов;
Содержание программы
РАЗДЕЛ I
Разноаспектный анализ текста. 18 часов.
Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. 9 часов.
Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.
Тема 2. Лингвистический анализ текста. 9 часов.
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.
Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.
Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.
Лексические – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.
Учебно-тематический план
Раздел 1
№ | Название темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. (9 часов) | 9 | |||
1 | Текст. Тема и основная мысль текста | 1 | лекция | |
2 | Средства связи между частями текста способы связи в тексте | 1 | лекция | |
3 | Выделение микротем в тексте | 1 | практическая работа | |
4 | Лексические средства организации текста | 1 | лекция | |
5 | Морфологические средства организации текста | 1 | лекция | |
6 | Синтаксические средства организации текста | 1 | лекция | |
7 | Стили речи | 1 | практикум | |
8 | Типы речи | 1 | практикум | |
9 | Контрольная работа 1 (промежуточная) | 1 | контрольная работа | |
Тема 2. Лингвистический анализ текста (9часов) | 9 | |||
10 | Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение. | 1 | лекция | |
11 | Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение. | 1 | практическая работа | |
12 | Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм. | 1 | практикум | |
13 | Синонимы. Контекстные синонимы. Антонимы. Контекстные антонимы. | 1 | практикум | |
14-15 | Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метота, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы. | 2 | практикум | |
16-17 | Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции. | 2 | практикум | |
18 | Промежуточная контрольная работа 2 | 1 | контрольная работа | |
Итого | 18 |
РАЗДЕЛ II
Сочинение-рассуждение на основе текста. 16 часов.
Тема 1. Анализ текста. 4 часа.
Содержание исходного текста.
Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.
Тема 2. Композиция и языковое оформление сочинения. 6 часов.
Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.
Авторская позиция.
Основная часть сочинения.
Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.
Тренировочные сочинения. 6 часов.
Учебно-тематический план
Раздел 2
№ | Название темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
Тема 3. Анализ текста. (4 часа) | 4 | |||
1 | Содержание исходного текста. | 1 | лекция | |
2 | Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей. | 1 | практикум | |
3 | Рецензия. Эссе. | урок комплексного применения знаний | ||
4 | Промежуточная контрольная работа 3 | 1 | контрольная работа | |
Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения. (6 часов) | 6 | |||
5-6 | Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция. | 2 | практикум | |
7-8 | Основная часть сочинения. Изложение собственного мнения. | 2 | практикум | |
9 | Заключительная часть сочинения. | 1 | практикум | |
10-15 | Тренировочные сочинения. | 5 | практикум | |
16-17 | Итоговая контрольная работа. | 2 | контрольная работа | |
Итого | 16 |
Методическое обеспечение программы
1.Основные методы и формы организации учебно-воспитательного процесса
Лекция
Практикум
Контрольная работа
2. Дидактический материал
Лекционный материал учителя по темам курса
Раздаточный материал по темам «Типы речи», «Стили речи»
Тексты практических и контрольных работ
3. Материально-техническое оснащение занятий
Кабинет для обучения
Доска
Компьютер, проектор, экран
Письменные принадлежности, канцелярские товары
Список литературы
А. Для педагога
1. Методика обучения стилистике и культуре речи // Воителева, Т.М. Теория и мето-дика
обучения русскому языку / Т.М.Воителева. — М., 2006.- С. 252.
2.Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: пособие для учителя / Г. С. Меркин, Т. М. Зыбина, Н. А. Максимчук, О. С. Рябикова; под ред. Г. С. Меркина, Т. М. Зыбиной. — М., 2012.
3. Стилистика и культура речи на уроках русского языка // Теория и практика обучения русскому языку / Е.В.Архипова, Т.М.Воителева, А.Д.Дейкина и др.; под ред. Р.Б.Сабаткоева. — М., 2014. — С. 254.
4. Т.А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах. М.«Просвещение», 2012.
5. Филиппова, О.В. «Чтобы речь была логичной…» (Учимся обнаруживать и исправлять
логические ошибки) / О.В.Филиппова // Рус.яз. в шк. — 2008. — № 8. — С. 7.
Б. Для учащихся
1.Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 20015
2.Т.И.Павлова ,Т.В.Белоусова «Аргументация собственного мнения на основе читательского опыта в сочинении рассуждении по русскому языку»
3.Ефремова Т. Ф. Словарь грамматических трудностей русского языка / Т. Ф. Ефремова, В. Г. Костомаров. — М., 2009
4. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева [и др.]. — М., 20011.
5. Как написать сочинение? Справочник школьника. М., «Слово», 2013.
Ресурсы интернет
Википедия [Электронный ресурс]: – свободная энциклопедия. – URL:
https://ru.wikibooks.org/wiki/
Грамота.ру – русский язык для всех [Электронный ресурс]: справочноинформационный
портал. – URL: http://www.gramota.ru
Кругосвет [Электронный ресурс]: универсальная научно-популярная онлайнэнциклопедия.
– URL: http://www.krugosvet.ru
Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс] : официальный
сайт. – URL: http://минобрнауки.рф
ФИПИ: Федеральная служба по надзору в сфере образования. Федеральное государственное
бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений»
[Электронный ресурс] : [официальный сайт]. – URL: http://www.fipi.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка элективного курса по русскому языку для 11-го класса "Речеведение".
Методическая разработка элективного курса для 11 класса "Речеведение". Учитель-языковед может использовать при подготовке к ЕГЭ и для уроков в 9-11 классах при работе с текстами и с художественно-выра...
Программа элективного курса "Практическое речеведение"
Курс позволит учит елю подготовить обучающихся к успешной сдаче ГИА...
Программа элективного курса "Практическое речеведение"
Курс позволит учит елю подготовить обучающихся к успешной сдаче ГИА...
Специалисты сферы образования обсудят вопросы детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения
Дата и время проведения вебинаров: 21 ноября, с 10 до 14 часов (время московское).Трансляция webinar.almira.moscow 21 ноября состоятся 5 вебинаров по теме «Специфика и актуальные аспекты де...
Программа курса дополни-тельного предметного образования «Основы риторики. Мысль и слово»
Курс помогает развивать навыки и умения рационального речевого поведения, обучает искусству воздействия на собеседника - единомышленника и оппонента, способствует формированию и развитию языковой личн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения» (общеинтеллектуальное направление) для 9 классов (основное общее образование) Количество часов: 17
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения»(общеинтеллектуальное направление)для 9 классов(основное общее образование)Количество часов: 17...