Программа курса дополни-тельного предметного образования «Речеведение»
рабочая программа по русскому языку (11 класс)

Усова Татьяна Николаевна

Программа курса позволяет закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствовать навыки создания текстов разных жанров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_do_rechevedenie_11_kl.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Образовательная программа «Речеведение» имеет лингвистическую  направленность. Она является модифицированной и разработана на основе программно-методических материалов по русскому языку (составитель Л. М. Рыбченкова).

        Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учетом требований «Положения о дополнительном образовании МБОУ «Гимназия №4»города Смоленска.

        Педагогическая целесообразность разработки и внедрения данной образовательной программы обусловлена тем, что она направлена на практико-ориентированное изучение и анализ понятийной сущности основ речеведения.

        Актуальность, практическая значимость данной программы обусловлена недостаточной степенью разработанности речеведческой проблематики в контексте курса русского языка в 11 классе. Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания  формируют умение грамотно выразить свои мысли и  создавать собственные высказывания с учетом задач общения

        Цель дополнительной образовательной программы «Речеведение» - закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов разных жанров.

Для достижения данной цели формулируются следующие задачи:

  • обучающие:

- • освоить знания о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете.

• совершенствовать коммуникативные умения;

• овладевать умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста;

• поддерживать беседу, вести спор;

• адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;

• логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;

• совершенствовать и редактировать текст;

• применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информацией

  • развивающие:

- оказать помощь учащимся в формировании нравственной позиции;

– способствовать интеллектуальному развитию ученика;

– воспитывать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь;

• развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, логику мышления;

• развивать речевую культуру, бережное и сознательное отношение к языку

        Отличительной особенностью данной программы является ее практическая значимость, то, что она помогает учителю преодолеть пробелы  в знаниях обучающихся о тексте, научит их строить собственные высказывания на разные темы, грамотно выражать свои мысли. Занятия данного курса базируются на знаниях, полученных на уроках литературы и русского языка в V–X классах.

        Возраст детей, которым адресована данная дополнительная образовательная программа,

16 – 17 лет (11 класс).

        Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. В целом  состав групп остается постоянным. Наполняемость групп выдержана в пределах требований СанПиН и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.2006 № 06-1616 «О методических рекомендациях»

Срок реализации программы - 1 год.

Режим занятий: один  академический час в неделю.

Программа рассчитана на 35 часов в год.

Ведущей формой организации обучения является групповая.

Ожидаемые результаты:

К концу курса обучения

обучающийся должен знать:

сведения о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете.

обучающийся должен уметь:

  • указывать средства связи между частями текста;
  • определить тему и основную мысль текста;
  • определить тип и стиль речи;
  • использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста.
  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
  • анализировать форму исходного текста;
  • находить характерные для исходного текста языковые средства;
  • создавать связное высказывание;
  • излагать последовательно собственные мысли;
  • использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.
  • оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

Способами определения результативности реализации данной программы являются

- педагогическое наблюдение;

- педагогический анализ результатов (тестирование, написание сочинений и создание устных высказываний, решение задач поискового характера…)

- педагогический мониторинг (контрольные задания и тесты).

Формами подведения итогов реализации данной программы является:

контроль уровня сформированности по освоению ЗУН на трёх уровнях:

  1. Текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
  2. Промежуточный (проводится в форме теста в соответствии с требованиями программы  и на основе КИМов);
  3. Итоговый (в конце курса) проводится в форме теста в соответствии с требованиями и на основе КИМов;

Содержание программы

РАЗДЕЛ I

Разноаспектный анализ текста. 18 часов.

Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. 9 часов.

Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.

Тема 2. Лингвистический анализ текста. 9 часов.

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.

Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.

Лексические – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.

Учебно-тематический план

Раздел 1

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. (9 часов)

9

1

Текст. Тема и основная мысль текста

1

лекция

2

Средства связи между частями текста способы связи в тексте

1

лекция

3

Выделение микротем в тексте

1

практическая работа

4

Лексические средства организации текста

1

лекция

5

Морфологические средства организации текста

1

лекция

6

Синтаксические средства организации текста

1

лекция

7

Стили речи

1

практикум

8

Типы речи

1

практикум

9

Контрольная работа 1 (промежуточная)

1

контрольная работа

Тема 2. Лингвистический анализ текста (9часов)

9

10

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

1

лекция

11

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.

1

практическая работа

12

Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм.

1

практикум

13

Синонимы. Контекстные синонимы. Антонимы. Контекстные антонимы.

1

практикум

14-15

Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метота, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы.

2

практикум

16-17

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции.

2

практикум

18

Промежуточная контрольная работа 2

1

контрольная работа

Итого

18

РАЗДЕЛ II

Сочинение-рассуждение на основе текста. 16 часов.

Тема 1. Анализ текста. 4 часа.

Содержание исходного текста.

Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.

Тема 2. Композиция и языковое оформление сочинения. 6 часов.

Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.

Авторская позиция.

Основная часть сочинения.

Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.

Тренировочные сочинения. 6 часов.

Учебно-тематический план

Раздел 2

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

Тема 3. Анализ текста. (4 часа)

4

1

Содержание исходного текста.

1

лекция

2

Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей.

1

практикум

3

Рецензия. Эссе.

урок комплексного применения знаний

4

Промежуточная контрольная работа 3

1

контрольная работа

Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения. (6 часов)

6

5-6

Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция.        

2

практикум

7-8

Основная часть сочинения. Изложение собственного мнения.

2

практикум

9

Заключительная часть сочинения.

1

практикум

10-15

Тренировочные сочинения.

5

практикум

16-17

Итоговая контрольная работа.

2

контрольная работа

Итого

16

Методическое обеспечение программы

1.Основные методы и формы организации учебно-воспитательного процесса

Лекция

Практикум

Контрольная работа

2. Дидактический материал

Лекционный материал учителя по темам курса

Раздаточный материал по темам «Типы речи», «Стили речи»

Тексты практических и контрольных работ

3. Материально-техническое оснащение занятий

Кабинет для обучения

Доска

Компьютер, проектор, экран

Письменные принадлежности, канцелярские товары

Список литературы

А. Для педагога

1. Методика обучения стилистике и культуре речи // Воителева, Т.М. Теория и мето-дика

обучения русскому языку / Т.М.Воителева. — М., 2006.- С. 252.

2.Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: пособие для учителя / Г. С. Меркин, Т. М. Зыбина, Н. А. Максимчук, О. С. Рябикова; под ред. Г. С. Меркина, Т. М. Зыбиной. — М., 2012.

3. Стилистика и культура речи на уроках русского языка // Теория и практика обучения русскому языку / Е.В.Архипова, Т.М.Воителева, А.Д.Дейкина и др.; под ред. Р.Б.Сабаткоева. — М., 2014. — С. 254.

4. Т.А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах. М.«Просвещение», 2012.

5. Филиппова, О.В. «Чтобы речь была логичной…» (Учимся обнаруживать и исправлять

логические ошибки) / О.В.Филиппова // Рус.яз. в шк. — 2008. — № 8. — С. 7.

Б. Для учащихся

1.Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 20015

2.Т.И.Павлова ,Т.В.Белоусова «Аргументация собственного мнения на основе читательского опыта в сочинении рассуждении по русскому языку»

3.Ефремова Т. Ф. Словарь грамматических трудностей русского языка / Т. Ф. Ефремова, В. Г. Костомаров. — М., 2009

4. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева [и др.]. — М., 20011.

5. Как написать сочинение? Справочник школьника. М., «Слово», 2013.

Ресурсы интернет

Википедия [Электронный ресурс]: – свободная энциклопедия. – URL:

https://ru.wikibooks.org/wiki/

Грамота.ру – русский язык для всех [Электронный ресурс]: справочноинформационный

портал. – URL: http://www.gramota.ru

Кругосвет [Электронный ресурс]: универсальная научно-популярная онлайнэнциклопедия.

– URL: http://www.krugosvet.ru

Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс] : официальный

сайт. – URL: http://минобрнауки.рф

ФИПИ: Федеральная служба по надзору в сфере образования. Федеральное государственное

бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений»

[Электронный ресурс] : [официальный сайт]. – URL: http://www.fipi.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка элективного курса по русскому языку для 11-го класса "Речеведение".

Методическая разработка элективного курса для 11 класса "Речеведение". Учитель-языковед может использовать при подготовке к ЕГЭ и для уроков в 9-11 классах при работе с текстами и с художественно-выра...

Программа элективного курса "Практическое речеведение"

Курс позволит учит елю подготовить обучающихся к успешной сдаче ГИА...

Программа элективного курса "Практическое речеведение"

Курс позволит учит елю подготовить обучающихся к успешной сдаче ГИА...

Специалисты сферы образования обсудят вопросы детализации требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения

Дата и время проведения вебинаров: 21 ноября, с 10 до 14 часов (время московское).Трансляция webinar.almira.moscow 21 ноября состоятся 5 вебинаров по теме «Специфика и актуальные аспекты де...

Программа курса дополни-тельного предметного образования «Основы риторики. Мысль и слово»

Курс помогает развивать навыки и умения рационального речевого поведения, обучает искусству воздействия на собеседника - единомышленника и оппонента, способствует формированию и развитию языковой личн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения» (общеинтеллектуальное направление) для 9 классов (основное общее образование) Количество часов: 17

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения»(общеинтеллектуальное направление)для 9 классов(основное общее образование)Количество часов: 17...