Программа дополнительного образования "Основы управления транспортным средством и безопасность дорожного движения"
рабочая программа по теме
Программа программа направлена на приобретение учащимися знаний по программе подготовки водителей категории "А"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
outs_i_bdd_9_klass.docx | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство обороны Российской Федерации
Федеральное Государственное образовательное учреждение
Московское суворовское военное училище
Согласовано Руководитель программ дополнительного образования ___________ Бухтуева | Утверждаю Заместитель начальника МсСВУ по учебно-методической работе ___________ Еремина И.А. |
Программа дополнительного образования:
«Основы управления транспортными средствами и безопасность дорожного движения»
Программа рассчитана на учащихся 9-х классов
Срок реализации программы 1 год
Педагог дополнительного образования | Гурьянов А.Н. |
г. Москва
2013 г.
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования по обучению основам управления транспортными средствами и безопасности дорожного движения (ПДД) разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июня 2010 г. № 636 «Об утверждении Примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий».
Новизна данной программы дополнительного образования заключается в том, что в средних общеобразовательных учебных заведениях обучение учащихся по программе подготовки водителей категории «В» не ведется ни в рамках дополнительного образования, ни в каком-либо другом виде. И как следствие желающие получить удостоверение на право управления транспортным средством вынуждены обращаться в автошколы. Внедрение данной программы в рамках дополнительного образования позволит всем желающим учащимся среднего общеобразовательного учреждения пройти подготовку по программе обучения водителей категории «А» и, при успешном освоении предлагаемой программы, самостоятельно сдать экзамены на получение права на управление транспортным средством в экзаменационных центрах ГИБДД.
Основной целью внедрение данной программы дополнительного образования является формирование у учащихся чувства гражданской ответственности. Достижение этой цели осуществляется через воспитание у учащихся гражданского самосознания выражающегося в форме законопослушности сначала в рамках законодательства в сфере безопасности дорожного движения, а как следствие достижения поставленной цели и в рамках всего Российского законодательства.
Достижение цели программы дополнительного образования связано с решением следующих задач:
- формирование у учащихся твердых знаний в области законодательства по безопасности дорожного движения;
- освоение навыков применения законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения в реальных жизненных условиях;
- развитие у учащихся потребности в соблюдении законодательства по безопасности дорожного движения;
- формирование сознания взаимосвязанности законодательной базы нашей страны.
Сроки освоения программы один учебный год. Объем учебного времени 108 часов. Форма обучения – очная. Режим занятий – 3 часов в неделю.
Ожидаемый результат освоения программы – сдача экстерном экзамена в ГИБДД на право управления транспортным средством категории «А» учащимися достигшими возраста 16 лет.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Предметы | Количество часов | ||
Всего | в том числе | |||
Теоретических | Практических | |||
1 | Основы законодательства в сфере дорожного движения (зачет по темам 1 - 11) | 26 | 20 | 6 |
2 | Устройство и техническое обслуживание транспортных средств (зачет) | 18 | 18 |
|
3 | Основы безопасного управления транспортным средством | 18 | 14 | 4 |
4 | Первая помощь | 10 | 8 | 2 |
5 | Практикум по вождению транспортного средства | 36 |
| 36 |
Всего: | 108 | 60 | 48 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
"Основы законодательства в сфере дорожного движения, правила дорожного движения"
№ п/п |
Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | в том числе | |||
Теоретических | Практических | |||
| Введение. Обзор законодательных актов | 1 | 1 |
|
Правила дорожного движения | ||||
1 | Общие положения. Основные понятия и термины. Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров | 1 | 1 |
|
2 | Дорожные знаки | 8 | 6 | 2 |
3 | Дорожная разметка и ее характеристики | 2 | 2 |
|
| Практическое занятие по темам 1 - 3 | 1 |
| 1 |
4 | Порядок движения, остановка и стоянка транспортных средств | 1 | 1 |
|
5 | Регулирование дорожного движения | 1 | 1 |
|
| Практическое занятие по темам 4 - 5 | 1 |
| 1 |
6 | Проезд перекрестков | 2 | 2 |
|
7 | Проезд пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов | 1 | 1 |
|
| Практическое занятие по темам 6 - 7 | 1 |
| 1 |
8 | Особые условия движения | 2 | 2 |
|
9 | Перевозка людей и грузов | 1 | 1 |
|
10 | Техническое состояние и оборудование транспортных средств | 1 | 1 |
|
11 | Государственные регистрационные знаки, опознавательные знаки, предупредительные надписи и обозначения | 1 | 1 |
|
Зачет по темам 1 - 11 | 1 | 1 |
| |
Всего: | 26 | 21 | 5 |
Введение. Обзор законодательных актов.
Тема 1. Общие положения. Основные понятия и термины. Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров.
Значение Правил в обеспечении порядка и безопасности дорожного движения. Общая структура Правил. Основные понятия и термины, содержащиеся в Правилах.
Обязанности участников дорожного движения. Порядок ввода ограничений в дорожном движении.
Документы, которые водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам милиции.
Порядок предоставления транспортных средств должностным лицам.
Права и обязанности водителей транспортных средств, движущихся с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом. Обязанности других водителей по обеспечению безопасности движения специальных транспортных средств.
Обязанности водителей, причастных к дорожно-транспортному происшествию. Обязанности пешеходов и пассажиров по обеспечению безопасности дорожного движения.
Тема 2. Дорожные знаки.
Значение дорожных знаков в общей системе организации дорожного движения. Классификация дорожных знаков. Требования к расстановке знаков. Дублирующие, повторные и временные знаки.
Предупреждающие знаки. Назначение. Общий признак предупреждения. Правила установки предупреждающих знаков. Название и назначение каждого знака. Действия водителя при приближении к опасному участку дороги, обозначенному соответствующим предупреждающим знаком.
Знаки приоритета. Назначение. Название и место установки каждого знака. Действия водителей в соответствии с требованиями знаков приоритета.
Запрещающие знаки. Назначение. Общий признак запрещения. Название, назначение и место установки каждого знака. Действия водителей в соответствии с требованиями запрещающих знаков. Исключения. Права водителей с ограниченными физическими возможностями и водителей, перевозящих таких лиц. Зона действия запрещающих знаков.
Предписывающие знаки. Назначение. Общий признак предписания. Название, назначение и место установки каждого знака. Действия водителей в соответствии с требованиями предписывающих знаков. Исключения.
Знаки особых предписаний. Назначение, общие признаки. Название, назначение и место установки каждого знака.
Информационные знаки. Назначение. Общие признаки знаков. Название, назначение и место установки каждого знака. Действия водителей в соответствии с требованиями знаков, которые вводят определенные режимы движения.
Знаки сервиса. Назначение. Название и место установки.
Знаки дополнительной информации (таблички). Назначение. Название и размещение каждого знака.
Тема 3. Дорожная разметка и ее характеристики.
Значение разметки в общей организации дорожного движения, классификация разметки.
Горизонтальная разметка. Назначение. Цвет и условия применения каждого вида горизонтальной разметки. Действия водителей в соответствии с требованиями горизонтальной разметки.
Вертикальная разметка. Назначение. Цвет и условия применения каждого вида вертикальной разметки.
Практическое занятие по темам 1 - 3
Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием различных технических средств обучения, в том числе макетов и стендов. Формирование умений руководствоваться дорожными знаками и разметкой.
Тема 4. Порядок движения, остановка и стоянка транспортных средств.
Предупредительные сигналы. Виды и назначение сигналов. Правила подачи сигналов световыми указателями поворотов и рукой. Использование предупредительных сигналов при обгоне. Опасные последствия несоблюдения правил подачи предупредительных сигналов.
Начало движения, маневрирование. Обязанности водителей перед началом движения, перестроением и маневрированием. Порядок выполнения поворота на перекрестке. Поворот налево и разворот вне перекрестка. Действия водителя при наличии полосы разгона (торможения). Места, где запрещен разворот.
Порядок движения задним ходом. Места, где запрещено движение задним ходом.
Опасные последствия несоблюдения правил маневрирования.
Расположение транспортных средств на проезжей части. Требования к расположению транспортных средств на проезжей части в зависимости от количества полос для движения, видов транспортных средств, скорости движения.
Случаи, когда разрешается движение по трамвайным путям. Повороты на дорогу с реверсивным движением.
Опасные последствия несоблюдения правил расположения транспортных средств на проезжей части.
Скорость движения. Факторы, влияющие на выбор скорости движения. Ограничения скорости в населенных пунктах. Ограничения скорости вне населенных пунктов, на автомагистралях для различных категорий транспортных средств. Запрещения при выборе скоростного режима. Выбор
дистанции и интервалов. Особые требования для водителей тихоходных и большегрузных транспортных средств.
Опасные последствия несоблюдения безопасной скорости и дистанции.
Обгон и встречный разъезд. Обязанности водителя перед началом обгона. Действия водителей при обгоне. Места, где обгон запрещен.
Встречный разъезд на узких участках дорог. Встречный разъезд на подъемах и спусках. Опасные последствия несоблюдения правил обгона и встречного разъезда.
Остановка и стоянка. Порядок остановки и стоянки. Способы постановки транспортных средств на стоянку. Длительная стоянка вне населенных пунктов. Меры предосторожности при постановке транспортного средства на стоянку. Места, где остановка и стоянка запрещены.
Опасные последствия несоблюдения правил остановки и стоянки.
Тема 5. Регулирование дорожного движения.
Средства регулирования дорожного движения. Значения сигналов светофора и действия водителей в соответствии с этими сигналами. Реверсивные светофоры. Светофоры для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе.
Значение сигналов регулировщика для трамваев, пешеходов и безрельсовых транспортных средств. Порядок остановки при сигналах светофора или регулировщика, запрещающих движение.
Действия водителей и пешеходов в случаях, когда указания регулировщика противоречат сигналам светофора, дорожным знакам и разметке.
Практическое занятие по темам 4 - 5
Решение комплексных задач, разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием различных технических средств обучения, в том числе макетов, стендов.
Выработка навыков подачи предупредительных сигналов рукой. Формирование умений правильно руководствоваться сигналами регулирования, ориентироваться, оценивать ситуацию и прогнозировать ее развитие.
Тема 6. Проезд перекрестков.
Общие правила проезда перекрестков. Случаи, когда водители трамваев имеют преимущества.
Регулируемые перекрестки. Взаимодействие сигналов светофора и знаков приоритета. Порядок и очередность движения на регулируемом перекрестке.
Нерегулируемые перекрестки. Порядок движения на перекрестках равнозначных дорог. Порядок движения на перекрестках неравнозначных дорог.
Очередность проезда перекрестка, когда главная дорога меняет направление.
Действия водителя в случае, если он не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и т.п.) и при отсутствии знаков приоритета.
Тема 7. Проезд пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов.
Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств. Обязанности водителя, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, остановке маршрутных транспортных средств или транспортному средству, имеющему опознавательный знак "Перевозка детей".
Железнодорожные переезды. Разновидности железнодорожных переездов. Устройство и особенности работы современной железнодорожной сигнализации на переездах. Порядок движения транспортных средств.
Правила остановки транспортных средств перед переездом. Обязанности водителя при вынужденной остановке на переезде.
Запрещения, действующие на железнодорожном переезде.
Случаи, требующие согласования условий движения через переезд с начальником дистанции пути железной дороги.
Опасные последствия нарушения правил проезда пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов.
Практическое занятие по темам 6 - 7
Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием различных технических средств обучения, в том числе макетов и стендов.
Тема 8. Особые условия движения.
Движение по автомагистралям. Запрещения, вводимые на автомагистралях. Обязанности водителей при вынужденной остановке на проезжей части автомагистрали и на обочине.
Движение в жилых зонах.
Приоритет маршрутных транспортных средств. Пересечение трамвайных путей вне перекрестка.
Порядок движения на дороге с выделенной полосой для маршрутных транспортных средств. Правила поведения водителей в случаях, когда троллейбус или автобус начинает движение от обозначенного места остановки.
Правила пользования внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.
Включение ближнего света фар в светлое время суток. Действия водителя при ослеплении. Порядок использования противотуманных фар, фары-прожектора, фары- искателя и задних противотуманных фонарей, знака автопоезда.
Случаи, разрешающие применение звуковых сигналов.
Буксировка механических транспортных средств. Условия и порядок буксировки механических транспортных средств на гибкой сцепке, жесткой сцепке и методом частичной погрузки.
Случаи, когда буксировка запрещена.
Перевозка людей в буксируемых и буксирующих транспортных средствах. Опасные последствия несоблюдения правил буксировки механических транспортных средств.
Учебная езда. Условия, при которых разрешается учебная езда. Требования к обучающему, обучаемому и учебному механическому транспортному средству.
Требования к движению велосипедистов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных (запреты и возрастной ценз, с которого разрешается управление).
Тема 9. Перевозка людей и грузов.
Требование к перевозке людей в грузовом автомобиле. Обязанности водителя перед началом движения. Скорость движения при перевозке людей. Дополнительные требования при перевозке детей. Случаи, когда запрещается перевозка людей.
Правила размещения и закрепления груза на транспортном средстве. Перевозка грузов, выступающих за габариты транспортного средства.
Обозначение перевозимого груза. Случаи, требующие согласования условий движения транспортных средств с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения. Опасные последствия несоблюдения правил перевозки людей и грузов.
Тема 10. Техническое состояние и оборудование транспортных средств.
Общие требования. Условия, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств.
Неисправности, при возникновении которых водитель должен принять меры к их устранению, а если это невозможно - следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.
Неисправности, при которых запрещено дальнейшее движение.
Опасные последствия эксплуатации транспортного средства с неисправностями, угрожающими безопасности дорожного движения.
Тема 11. Государственные регистрационные знаки, опознавательные знаки, предупредительные надписи и обозначения.
Требования к оборудованию транспортных средств государственными регистрационными знаками и обозначениями.
"Устройство и техническое обслуживание транспортных средств"
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов теоретического обучения |
1 | Общее устройство транспортного средства | 1 |
2 | Общее устройство и работа двигателя | 2 |
3 | Источники и потребители электроэнергии | 2 |
4 | Общее устройство и назначение трансмиссии | 2 |
5 | Рама и ходовая часть | 2 |
6 | Тормозная система | 2 |
7 | Рулевое управление | 2 |
8 | Виды и периодичность технического обслуживания | 2 |
9 | Характерные неисправности и способы их устранения. | 2 |
ЗАЧЕТ | 1 | |
Всего: | 18 |
Тема 1. Общее устройство транспортного средства.
Назначение и классификация. Общее устройство. Назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем. Краткие технические характеристики транспортных средств. Органы управления. Средства информационного обеспечения водителя.
Тема 2. Общее устройство и работа двигателей.
Виды, назначение и принцип работы двигателей и их механизмов.
Тепловой режим работы двигателя.
Способы подачи масла к трущимся поверхностям деталей. Применяемые масла, их основные свойства и маркировка.
Схемы системы питания. Назначение, общее устройство, работа приборов подачи и очистки топлива, воздуха и их расположение на транспортном средстве.
Тема 3. Источники и потребители электроэнергии.
Типы аккумуляторных батарей, их назначение. Основные характеристики, свойства и маркировка. Электролит и меры предосторожности при обращении с ним.
Обслуживание аккумуляторных батарей.
Назначение, устройство и работа генератора.
Назначение, устройство и работа запускающего устройства.
Системы зажигания.
Назначение и работа внешних световых приборов и звуковых сигналов, контрольно-измерительных приборов.
Тема 4. Общее устройство и назначение трансмиссии.
Схемы трансмиссий с различными приводами. Смазка агрегатов, узлов и деталей трансмиссии.
Сцепление, его виды, назначение, общее устройство. Регулировка привода сцепления.
Назначение и общее устройство коробки переключения передач. Типы коробок переключения передач.
Особенности эксплуатации различных типов коробок переключения передач (МКПП, АКПП, вариатора и роботизированной).
Тема 5. Рама и ходовая часть.
Типы рам. Устройство рамы. Системы пассивной безопасности. Виды подвесок. Назначение, устройство и работа передней и задней подвесок. Устройство мотоциклетных колес и шин. Крепление колес. Маркировка шин и дисков.
Тема 6. Тормозная система.
Назначение и виды тормозных систем.
Схема и принципы действия тормозных систем.
Признаки неисправностей тормозной системы.
Тема 7. Рулевое управление.
Назначение, расположение, общее устройство и работа рулевого управления.
Основные требования, предъявляемые к рулевому управлению.
Неисправности рулевого управления, их признаки и причины.
Тема 8. Виды и периодичность технического обслуживания транспортного средства.
Виды, периодичность и порядок основных работ по техническому обслуживанию в соответствии с сервисной книжкой и инструкцией по эксплуатации.
Проверка технического состояния перед выездом.
Тема 9. Характерные неисправности и способы их устранения.
Проверка и доведение до нормы давления в шинах колес.
Замена колеса.
Проверка состояния аккумуляторной батареи.
Замена неисправных электроламп.
Проверка состояния тормозов.
"Основы безопасного управления транспортным средством"
№ п/п |
Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | в том числе | |||
Теоретических | Практических | |||
1 | Психологические основы деятельности водителя | 1 | 1 |
|
2 | Основы саморегуляции психических состояний в процессе управления транспортным средством | 2 | 2 |
|
3 | Основы бесконфликтного взаимодействия участников дорожного движения | 2 | 2 |
|
| Практическое занятие по темам 1 - 3 | 1 |
| 1 |
4 | Планирование поездки в зависимости от целей и дорожных условий движения | 2 | 2 |
|
5 | Оценка опасности воспринимаемой информации, организация наблюдения в процессе управления транспортным средством | 2 | 2 |
|
6 | Оценка тормозного и остановочного пути. Формирование безопасного пространства вокруг транспортного средства в различных условиях движения | 2 | 2 |
|
7 | Техника управления транспортным средством | 2 | 2 | |
8 | Действия водителя при управлении транспортным средством | 2 | 1 | 1 |
9 | Действия водителя в нештатных ситуациях | 2 | 2 |
|
Всего: | 18 | 14 | 4 |
Тема 1. Психологические основы деятельности водителя.
Зрение, слух и осязание - важнейшие каналы восприятия информации. Понятие о психических процессах (внимание, память, мышление, психомоторика, ощущение и восприятие) и их роль в управлении автотранспортным средством. Внимание, его свойства. Основные признаки потери внимания.
Различные причины отвлечения внимания, в том числе застегивание ремня безопасности, регулировка зеркала после начала движения, настройка радиоприемника или навигационной системы во время поездки, прикуривание или прием пищи, чтение дорожной карты или схемы проезда во время движения, телефонные разговоры или дискуссия в транспортном средстве.
Свойства нервной системы и темперамент. Влияние эмоций и воли на управление транспортным средством.
Психологические качества человека и их роль в возникновении опасных ситуаций в процессе вождения.
Обработка информации, воспринимаемой водителем. Прогноз развития ситуации как необходимый фактор обеспечения безопасности движения. Чувство опасности и скорости. Риск и принятие решений в процессе управления транспортным средством.
Качества, которыми должен обладать идеальный водитель. Ценности и цели водителя, обеспечивающие безопасное управление транспортным средством. Мотивация безопасного вождения. Мотивация власти и ее роль в аварийности.
Тема 2. Основы саморегуляции психических состояний в процессе управления транспортным средством.
Психические состояния, влияющие на управление транспортным средством: утомление, монотония, эмоциональное напряжение. Работоспособность. Стресс в деятельности водителя. Нештатные ситуации как фактор возникновения стресса. Приемы и способы управления эмоциями. Контролирование эмоций через самопознание.
Профилактика утомления. Способы поддержания устойчивого физического состояния при управлении транспортным средством. Влияние болезни и физических недостатков, алкоголя, наркотиков и лекарственных препаратов на безопасность дорожного движения. Приемы и способы повышения работоспособности. Нормализация психических состояний во время стресса.
Тема 3. Основы бесконфликтного взаимодействия участников дорожного движения.
Общая культура человека как основа для безопасного поведения на дорогах. Этические качества личности. Этика водителя как важнейший элемент его активной безопасности.
Понятие конфликта. Источники и причины конфликтов. Динамика развития конфликтной ситуации. Профилактика возникновения конфликтов. Способы регулирования и конструктивного завершения конфликтов. Возможности снижения агрессии в конфликте.
Практическое занятие по темам 1 - 3
Применение практических методов совершенствования психофизиологических и психологических качеств водителя. Анализ трудностей и успехов в водительской деятельности (примеры из практического обучения вождению обучаемых).
Тема 4. Планирование поездки в зависимости от целей и дорожных условий движения.
Влияние целей поездки на безопасность управления транспортным средством. Оценка необходимости поездки в сложившихся дорожных условиях движения: в светлое или темное время суток, в условиях недостаточной видимости, различной интенсивности движения, в различных условиях состояния дорожного покрытия. Выбор маршрута движения и оценка времени для поездки. Примеры типичных мотивов рискованного поведения при планировании поездок. Доводы в пользу управления рисками.
Влияние дорожных условий на безопасность движения. Виды и классификация автомобильных дорог. Обустройство дорог. Основные элементы безопасности дороги.
Понятие о коэффициенте сцепления шин с дорогой. Изменение коэффициента сцепления в зависимости от состояния дороги, погодных и метеорологических условий.
Понятие о дорожно-транспортном происшествии. Виды дорожно-транспортных происшествий. Причины и условия возникновения дорожно-транспортных происшествий. Распределение аварийности по сезонам, дням недели, времени суток, категориям дорог, видам транспортных средств и другим факторам.
Тема 5. Оценка уровня опасности воспринимаемой информации, организация наблюдения в процессе управления транспортным средством.
Три основных зоны осмотра дороги впереди: дальняя (30 - 120 секунд), средняя (12- 15 секунд) и ближняя (4 - 6 секунд). Использование дальней зоны осмотра для получения предварительной информации об особенностях обстановки на дороге, средней для определения степени опасности объекта и ближней для перехода к защитным действиям. Особенности наблюдения за обстановкой в населенных пунктах и при движении по загородным дорогам. Навыки осмотра дороги сзади при движении передним и задним ходом, при торможении, перед поворотом, перестроением и обгоном. Контролирование обстановки сбоку через боковые зеркала заднего вида и поворотом головы. Преимущества боковых зеркал заднего вида панорамного типа. Способ отработки навыка осмотра контрольно-измерительных приборов. Алгоритм осмотра прилегающих дорог при проезде перекрестков.
Примеры составления прогноза (прогнозирования) развития штатной и нештатной ситуации. Ситуационный анализ дорожной обстановки.
Тема 6. Оценка тормозного и остановочного пути. Формирование безопасного пространства вокруг транспортного средства при разных скоростях движения.
Время реакции водителя. Время срабатывания тормозного привода. Безопасная дистанция в секундах и метрах. Способы контроля безопасной дистанции. Уровни допускаемого риска при выборе дистанции. Время и пространство, требуемые на торможение и остановку при различных скоростях и условиях движения. Безопасный боковой интервал. Формирование безопасного пространства вокруг транспортного средства в различных условиях движения (по интенсивности, скорости потока, состояния дороги и метеорологических условий) и при остановке. Способы минимизации и разделения опасности. Принятие компромиссных решений в сложных дорожных ситуациях.
Тема 7. Техника управления транспортным средством.
Посадка водителя за рулем. Использование регулировок положения сиденья и органов управления для принятия оптимальной рабочей позы.
Контроль за соблюдением безопасности при перевозке пассажиров.
Назначение органов управления, приборов и индикаторов. Действия водителя по применению: световых и звуковых сигналов. Действия при аварийных показаниях приборов. Приемы действия органами управления. Техника руления.
Пуск двигателя. Прогрев двигателя.
Начало движения и разгон с последовательным переключением передач. Выбор оптимальной передачи при различных скоростях движения. Торможение двигателем.
Действия педалью тормоза, обеспечивающие плавное замедление в штатных ситуациях и реализацию максимальной тормозной силы в нештатных режимах торможения, в том числе на дорогах со скользким покрытием.
Начало движения на крутых спусках и подъемах, на труднопроходимых и скользких участках дорог. Начало движения на скользкой дороге без буксования колес.
Тема 8. Действия водителя при управлении транспортным средством.
Силы, действующие на транспортное средство. Сцепление колес с дорогой. Резерв силы сцепления - условие безопасности движения.
Управление транспортным средством в ограниченном пространстве, на перекрестках и пешеходных переходах, в транспортном потоке и в условиях ограниченной видимости, на крутых поворотах, подъемах и спусках, при буксировке. Управление транспортным средством в сложных дорожных условиях и в условиях недостаточной видимости.
Выбор скорости и траектории движения в поворотах, при разворотах и в ограниченных проездах в зависимости от конструктивных особенностей транспортного средства. Выбор скорости в условиях городского движения, вне населенного пункта и на автомагистралях.
Обгон и встречный разъезд.
Проезд железнодорожных переездов.
Преодоление опасных участков автомобильных дорог: сужение проезжей части, свежеуложенное покрытие дороги, битумные и гравийные покрытия, затяжной спуск и подъем, подъезды к мостам, железнодорожным переездам и другим опасным участкам. Меры предосторожности при движении по ремонтируемым участкам дорог, применяемые при этом ограждения, предупредительные и световые сигналы.
Особенности движения ночью, в тумане и по горным дорогам.
Тема 9. Действия водителя в нештатных ситуациях.
Условия потери устойчивости транспортного средства при разгоне, торможении и повороте. Устойчивость против опрокидывания. Резервы устойчивости транспортного средства.
Пользование дорогами в осенний и весенний периоды. Действия водителя при возникновении юза, заноса и сноса. Действия водителя при угрозе столкновения спереди и сзади.
Действия водителя при отказе рабочего тормоза, разрыве шины в движении.
"Первая помощь"
№ п/п |
Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | в том числе | |||
Теоретических | Практических | |||
1 | Порядок оказания помощи пострадавшим в ДТП. Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи. Оказание первой психологической помощи пострадавшим в ДТП. | 4 | 3 | 1 |
2 | Правила и порядок осмотра пострадавшего. Оценка состояния пострадавшего. | 4 | 3 | 1 |
3 | Зачет | 2 | 2 | |
Итого: | 10 | 8 | 2 |
Тема 1. Порядок оказания помощи пострадавшим в ДТП. Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи. Оказание первой психологической помощи пострадавшим в ДТП.
Понятие о видах ДТП и структуре дорожно-транспортного травматизма. Организация, виды помощи пострадавшим в ДТП. Понятие "первая помощь". Неотложные состояния, требующие проведения мероприятий первой помощи, правила и порядок их проведения. Порядок действий водителя на месте ДТП с пострадавшими. Правила и порядок осмотра места ДТП. Порядок вызова скорой медицинской помощи. Правило "золотого часа".
Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи пострадавшим в ДТП.
Основные правила, приёмы и этапы оказания первой психологической помощи пострадавшим в ДТП. Особенности оказания помощи детям.
Понятие о средствах первой помощи. Устройства для проведения искусственной вентиляции лёгких способом "рот-устройство-рот" (лицевая маска с клапаном). Средства временной остановки наружного кровотечения (кровоостанавливающий жгут, перевязочные средства стерильные, нестерильные). Средства для иммобилизации. Виды носилок (табельные, импровизированные, жесткие, мягкие). Средства индивидуальной защиты рук.
Аптечка первой помощи (автомобильная). Состав, показания для использования.
Использование подручных средств для временной остановки наружного кровотечения, наложения повязок, иммобилизации, транспортировки, согревания пострадавших.
Тема 2. Правила и порядок осмотра пострадавшего. Оценка состояния пострадавшего.
Правила и порядок осмотра пострадавшего. Основные критерии оценки нарушения сознания, дыхания (частоты), кровообращения. Последовательность осмотра: голова, шея и шейный отдел позвоночника, грудь, живот, таз, конечности, грудной и поясничный отделы позвоночника. Отработка приёмов определения пульса (частота) на лучевой и сонной артериях.
Оказание первой доврачебной помощи.
Практикум
по вождению транспортных средств
№ п/п | Наименование заданий | Количество часов практического обучения |
1. | Посадка. Ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами | 2 |
2. | Приемы управления транспортным средством | 6 |
3. | Движение с переключением передач в восходящем и нисходящем порядке и с изменением направления | 6 |
4. | Остановка в заданном месте, развороты, проезд перекрестка и железнодорожного переезда | 6 |
5. | Маневрирование в ограниченных проездах: | 6 |
6. | Сложное маневрирование | 6 |
| Контрольное занятие N 1 | 2 |
Зачет | 2 | |
Всего: | 36 |
Задание 1. Посадка. Ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами (обучение на транспортном средстве).
Общее ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами. Посадка на транспортное средство.
Тренировка в пуске двигателя, подаче предупредительного сигнала.
Ознакомление со схемой переключения передач, включение первой передачи, начало движения, разгона с переключением передач в восходящем порядке и замедления с переключением передач в нисходящем порядке.
Задание 2. Приемы управления (обучение на транспортном средстве).
Освоение техники руления.
Действия органами управления при начале движения, переключении передач в восходящем и нисходящем порядке, плавном и экстренном торможении, остановках (отрабатываются при неработающем двигателе).
Задание 3. Движение с переключением передач в восходящем и нисходящем порядке (обучение на транспортном средстве) и с изменением направления.
Разгон. Движение по прямой с переключением передач в восходящем и нисходящем порядке. Движение по прямой. Способы торможения.
Движение по кольцевому маршруту. Разгон и торможение с остановками у стоп-линий. Повороты направо и налево, между препятствиями.
Работа по техническому обслуживанию.
Задание 4. Остановка в заданном месте, развороты, проезд перекрестка и железнодорожного переезда.
Остановка на обочине, у выбранного ориентира, у дорожного знака, у тротуара. Подъезд к ограничителю. Развороты. Проезд перекрестка и железнодорожного переезда.
Задание 5. Маневрирование в ограниченных проездах.
Въезд в ворота с прилегающей и противоположной сторон дороги. Выезд из ворот с поворотами налево и направо. Проезд по "змейке". Разворот на ограниченном участке.
Задание 6. Сложное маневрирование.
Начало движения на подъеме.
Контрольное занятие N 1
На закрытой площадке (автодроме) проверяется отработка следующих навыков: начало движения, движение по кольцевому маршруту с остановками у заданного ориентира и стоп-линий; движение по "змейке" передним ходом; въезд в габаритный дворик, разворот в нем и выезд; постановка на габаритную стоянку и в "бокс"; начало движения на подъеме; разгон и торможение с остановкой у стоп-линий; проезд перекрестка и железнодорожного переезда.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В рамках освоения программы дополнительного образования «Основы управления транспортным средством и безопасность дорожного движения» предлагается изучить пять учебных дисциплин:
- основы законодательства в сфере дорожного движения, правила дорожного движения;
- устройство и техническое обслуживание транспортных средств;
- основы управления транспортным средством и безопасность дорожного движения;
- первая помощь пострадавшим;
- практикум по вождению транспортного средства.
Соотношение учебного времени на теоретические и практические занятия в ходе освоения программы дополнительного образования распределены в соотношении как 55% и 45%. Основная направленность при освоении программы дополнительного образования – это формирование у учащихся практических навыков в управлении транспортным средством и практическим применением знаний Правил дорожного движения в решении дорожных ситуаций.
При реализации программы дополнительного образования применяются следующие формы проведения занятий:
- лекция;
- урок – беседа;
- практическое занятие;
- беседа;
Учебная дисциплина «Основы законодательства в сфере дорожного движения, правила дорожного движения» в своей структуре имеет 20 часов теоретических и 6 часов практических занятий. Теоретические занятия проводятся в виде лекций и уроков – бесед, практические в виде самостоятельных и контрольных работ по решению ситуативных задач. В процессе изучения данной учебной дисциплины используются следующие мультимедийные пособия:
- дорожные знаки;
- дорожная разметка;
- ситуационные задачи.
Преподавание данной учебной дисциплины проводится в оборудованном персональными компьютерами учебном классе с применением технологии «вывода информации на большой экран».
Учебная дисциплина «Устройство и техническое обслуживание транспортного средства» состоит из 18 учебных часов теории. Занятия по этой дисциплине проводятся в форме лекций, уроков-бесед и обсуждения пройденного материала. При изучении дисциплины «Устройство и техническое обслуживание транспортного средства» применяются мультимедийные учебные пособия («Устройство мотоцикла», «ТО и ремонт мотоцикла») и электронные плакаты по тематике. Занятия проводятся в учебном помещении, оборудованном персональными компьютерами с применением большого экрана для вывода информации.
Учебная дисциплина «основы управления транспортным средством» состоит из 14 теоретических и 4 практических учебных часов. Теоретическая подготовка по данной дисциплине проводится по тому же принципу, что и по двум предыдущим учебным дисциплинам в оборудованном учебном классе с использованием мультимедийных учебных пособий. Практические занятия проводятся на учебных тренажерах эмуляторах управления транспортным средством.
Учебная дисциплина «Первая помощь» состоит из 8 теоретических и 2 практических часов занятий. Теоретические занятия по данному направлению проводятся в виде уроков-бесед и обсуждений практических ситуаций. Практические часы подразумевают отработку навыков оказания первой доврачебной помощи пострадавшим на дороге.
Учебная дисциплина «Практикум по вождению транспортного средства» включает в себя 36 часов практической отработки. Практическая отработка навыков осуществляется на двухколесном транспортном средстве: сначала на велосипеде, затем на мопеде или мотоцикле.
В общем для освоения программы дополнительного образования «Основы управления транспортным средством и безопасность дорожного движения» используется компьютерный класс теоретической подготовки и площадка для отработки навыков вождения транспортного средства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- «Правила дорожного движения РФ» (по состоянию на 2012г.).
- «Самоучитель безопасного вождения автомобиля». Медведько Ю. Издательство «Сова», Москва 2007 г.
- «Учебник по вождению легкового автомобиля». Каминский А.Ю. Тритий Рим, Москва 2008 г.
- «Начинающему водителю». Светлов А.С. За рулем, Москва 2006 г.
- «Обслуживание и вождение автомобиля в любое время года». Громаковский А., Питер, Москва 2009 г.
- «Азбука спасения при ДТП», Мир Автокниг, Москва 2008 г.
- «Инспектор, водитель, закон»,Грачев А.С., Мир Автокниг, Москва 2008 г.
- «Легковой автомобиль». Родичев В.А., ПрофОбрИздат, Москва 2001 г.
- «Контраварийное вождение». Цыганков Э.С., ЭКСМО, Москва 2010 г.
- http://www.moto-klub.ru/1/osnovy-upravleniya-motociklom-i-bezopasnost-dvizheniya.html.
- http://www.motovelosport.ru/cat/drive_moto/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика организации и проведения уроков и внеклассных мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения
Методический материал «Азбуку дорожную знать каждому положено» ориентирован на учащихся начальных, средних и старших классов. Данный материал может быть использован как на уроках, так и внеклассных ме...
ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности»
Программа по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности» в КГБС (К)ОУ«Ключевской общеобразовательной (коррекционной) шко...
ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности»
Программа по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности» в КГБС (К)ОУ«Ключевской общеобразовательной (коррекционной) шко...
КТП к программе "Основы управления транспортным средством и безопасность дорожного движения"
календарно-тематическое планирование...
ПРОЕКТ по организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения "Безопасная дорога - это жизнь!"
ПРОЕКТ по организации работы по пропаганде детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения "Безопасная дорога - это жизнь!"...
Игра "Street racing" по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения
Методическая разработка предназначена для повышения интереса учащихся к изучению правил дорожного движения. Подготовительная часть позволяет, проявить творческие способности учащихся. Теоретическая ча...
ОУД.07."ОБЖ". ЛПЗ№2.Тема. Изучение моделей поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения.
1.Модели поведения пешеходов при организации дорожного движения.●2.Модели поведения велосипедистов при организации дорожного движения.●3.Модели поведения пассажиров при организации дорожного движения....