Рабочая программа по курсу «Основы риторики как искусство слова»
рабочая программа (8 класс) по теме
Рабочая программа
по курсу «Основы риторики как искусство слова»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._titulnyy_list_2.docx | 12.7 КБ |
2._trebovaniya_k_urovnyu_podgotovki_obuchayushchihsya.docx | 13.85 КБ |
3._soderzhanie_uchebnogo_kursa_1.docx | 22.23 КБ |
4._ktp_1.docx | 29.23 КБ |
Предварительный просмотр:
02-10 Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Гимназия №26»
Введено приказом от 30.09.2016 г. № 275
Директор МБОУ «Гимназия №26»
_______________ А.Л.Сальников
Рабочая программа
по курсу «Основы риторики как искусство слова» для 8 А класса
(2 часа в неделю, 60 часов в год)
Составитель: Кривилева С.Н, учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
«Согласовано»
Заместитель директора по УР ___________ Макария К.Н. от_________2016 г.
Подпись Ф.И.О.
«Рассмотрено»
На заседании МО, протокол от 27.08.2016 г. № 1
Руководитель МО ___________ Шишина Л.Л. от_________2016 г.
Подпись Ф.И.О.
г. Набережные Челны
2016 г.
Предварительный просмотр:
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- передавать мысли правильно, точно и выразительно;
- самостоятельно работать с книгами, словарями, справками, подбирать материал;
- выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы; создавать самостоятельные устные или письменные сообщения, использовать при этом изобразительные средства языка;
- вести полемику, аргументировать свои суждения, приводить контраргументы; пользоваться основными источниками информации, владеть приемами работы с информацией;
- выразительно читать: различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи.
Предварительный просмотр:
Содержание учебного курса
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
Риторика как наука и искусство слова ( 34 час.) | Законы и правила создания речевых произведений. Два уровня речевой культуры: высший и низший. Труды Ф.И.Буслаева, К.Д.Ушинского, С.И.Ожегова, Л.В.Щербы, В.В.Виноградова, А.М. Пешковского. | 1 |
Разделы общей риторики в последовательности создания и воспроизведения речи. Основные аспекты понятия культуры речи: коммуникативный, нормативный и этический компоненты. | 1 | |
Основные понятия риторики. | 2 | |
Риторика как искусство красноречия. Обучение первым речам, ограниченным во времени. Подготовка речевого аппарата к произнесению речи. Отработка умения говорить много в определённый интервал времени. | 2 | |
Из истории ораторского искусства. Риторика Древней Греции. | 1 | |
Эллада – родина красноречия. | 1 | |
Понятие о софизмах, софистические речи. Работа над речами, ограниченными во времени. Отработка умения говорить не только много, но и красиво в фиксированном интервале времени. Практикум. Составление софистических речей. | 1 | |
Сократ – философ и оратор. Личность Сократа. Совершенствование созданных учащимися речей. Знакомство с простейшими приемами борьбы с “помехами”. | 1 | |
Демосфер – оратор Древней Греции. Личность Демосфена. Работа над темпом речи. Филиппики Демосфена. Сила голоса и речи. | 1 | |
Развитие науки о красноречии и ораторском искусстве в XX–XXI вв. | 1 | |
Ораторское искусство России. Типы речевой культуры. Анализ системы ораторского искусства в России. Труды М.Усачёва, М.В.Ломоносова, М.М.Сперанского. Оратор и его аудитория. Понятие "оратор", "аудитория". Признаки аудитории слушателей. Навыки и умения оратора. Требования к правильной речи. Правильная речь. Важнейшие показатели уровня речевой культуры личности. Показатели уровня речевой культуры личности. Правила художественной декламации. Задачи, цели декламации. Благозвучие. Этикетные формулы русского языка. Установленный порядок поведения. Этикетные формулы русского языка. Работа над темпом речи. Роды, виды и жанры ораторской речи. Их структурные особенности и различия. Общие принципы, типы и формы публичных выступлений. Текст и его специфика как риторского произведения. Употребление слова в несвойственном ему значении. Нарушение стилистической окраски текста. | 22 | |
Подготовка оратора к выступлению ( 6 час.) | Принципы и правила построения речи. Структурные элементы речи. Языковые средства воздействия на слушателя. Ораторская речь, её особенности. Законы речевого поведения оратора. Практикум по развитию речи. Чтение-понимание (вслух и молча) и анализ текстов ораторских выступлений в научном и публицистическом стилях речи. | 6 |
Основные психологические аспекты культуры речи ( 8 час.) | Эмоции и чувства. Общение. Эмоции. Чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. Значение эмоций и чувств во время общения. Основы коммуникации. Общение – процесс обмена информацией, процесс взаимодействия людей. Коммуникация как одна из важнейших сторон человеческого общения и взаимодействия. Грамматическая правильность – основа культуры речи. Борьба с бранной лексикой.
Письменная коммуникация. Письменная коммуникация – общение с помощью письменных методов передачи информации. Методы письменного текста. | 8 |
Публичное выступление ( 12 час.). | Личность и этика оратора. Приёмы поддерживания внимания аудитории. Практикум по развитию речи. Публичное выступление в ситуациях социально-культурного, учебно-научного и официально-делового общения. Практикум по развитию речи. Диалог на дискуссионную тему. Практикум по развитию речи. Слушание-понимание текстов публичных выступлений. Практикум по развитию речи. Составление статьи на общественную или морально-этическую тему в публицистическом стиле речи Защита проектов. Молодежный сленг. Культура в деловом устном и письменном общении. | 12 |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование курса
№ п/п | Название разделов | Тема занятий | Коли-чество часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Дата проведения | ||
план | факт | ||||||
1 | Риторика как наука и искусство слова (34 час.) | Законы и правила создания речевых произведений. | 1 | Учащиеся сопоставляют план, тезисы и конспекты статей. | 01.10 | ||
2 | Разделы общей риторики в последовательности создания и воспроизведения речи. | 1 | Выполняют тренировочные упражнения. | 01.10 | |||
3 4 | Основные понятия риторики. Обобщение по теме «Основные понятия риторики». . | 1 1 | Учащиеся составляют план, подбирают материал. Учащиеся составляют план, подбирают материал. | 08.10 08.10 | |||
5 6 | Риторика как искусство красноречия. Обучение первым речам, ограниченным по времени. | 1 1 | Работают со словарями, выполняют упражнения. Учащиеся составляют план, подбирают материал. | 15.10 15.10 | |||
7 | Из истории ораторского искусства. Риторика Древней Греции. | 1 | Анализируют системы ораторского искусства. | 22.10 | |||
8 | Эллада – родина красноречия. | 1 | Анализируют системы ораторского искусства, подбирают материал. | 22.10 | |||
9 | Понятие о софизмах, софистические речи. | 1 | Анализируют системы ораторского искусства, подбирают материал. | 29.10 | |||
10 | Сократ – философ и оратор. | 1 | Анализируют системы ораторского искусства, подбирают материал. | 29.10 | |||
11 | Демосфер – оратор Древней Греции. | 1 | Анализируют системы ораторского искусства, подбирают материал. | 12.11 | |||
12 | Развитие науки о красноречии и ораторском искусстве в XX–XXI вв. | 1 | Анализируют ораторское мастерство риторов Древней Греции и Древнего Рима, объясняют свои взгляды на теорию красноречия. | 12.11 | |||
13 | Ораторское искусство России. | 1 | Беседуют по вопросам. | 19.11 | |||
14 | Типы речевой культуры. | 1 | Работают с текстами, выполняют упражнения. | 19.11 | |||
15 16 | Анализ системы ораторского искусства в России. Изучение трудов М.Усачёва, М.Ломоносова, М.Спиранского. | 1 1 | Составляют памятки, подбирают материал. Работают с текстами, составляют план, работают с текстами. | 26.11 26.11 | |||
17 | Оратор и его аудитория. | 1 | Выполняют игровые задания. | 03.12 | |||
18 | Навыки и умения оратора. | 1 | Работают с текстом, выполняют задания. | 03.12 | |||
19 20 | Правильная речь. Требования к правильной речи. | 1 1 | Работают с текстом, выполняют задания. Выполняют игровые задания. | 10.12 10.12 | |||
21 22 | Важнейшие показатели уровня речевой культуры личности. Показатели уровня речевой культуры личности. | 1 1 | Устанавливают стилевые принадлежности, распознают лексико-морфологические и синтаксические особенности текста. Выполняют игровые задания. | 17.12 17.12 | |||
23 24 | Правила художественной декламации. Задачи, цели декламации. | 1 1 | Различают роды, виды и жанры ораторской речи, определяют их структурные особенности. Работают с текстом, выполняют задания. | 24.12 24.12 | |||
25 | Благозвучие. | 1 | Составляют речь и выступают с собственной речью. | 14.01 | |||
26 | Этикетные формулы русского языка. | 1 | Замечают средства выразительности речи, приёмы поддержания внимания слушателей. | 14.01 | |||
27 28 | Темп речи. Работа над темпом речи. | 1 1 | Определяют тему, основную мысль, позицию автора; анализируют текст. Работают с текстом, выполняют задания. | 21.01 21.01 | |||
29 30 | Роды, виды и жанры ораторской речи. Структурные особенности и различия ораторской речи. | 1 1 | Учащиеся различают роды, виды и жанры ораторской речи, определяют их структурные особенности, выделяют различия. Работают с текстом, выполняют задания. | 28.01 28.01 | |||
31 32 | Общие принципы и типы публичных выступлений. Общие формы публичных выступлений. | 1 1 | Учащиеся воспринимают содержание текстов публичных выступлений; вычленяют основную информацию. Работают с текстом, выполняют задания. | 04.02 04.02 | |||
33 34 | Текст и его специфика как риторского произведения. Употребление слова в несвойственном ему значении. | 1 1 | Учащиеся определяют специфику текста ораторского выступления; подбирают микротексты различного стилевого назначения; определяют их жанр. Работают с текстом, выполняют задания. | 11.02 11.02 | |||
35 36 | Подготовка оратора к выступле- нию (6 час.) | Принципы и правила построения речи. Структурные элементы речи. | 1 1 | Учащиеся определяют цель, тип, стиль, жанр, тему публичного выступления; анализируют структуру выступления. Работают с текстом, выполняют задания. | 18.02 18.02 | ||
37 38 | Языковые средства воздействия на слушателя. Ораторская речь, её особенности. | 1 1 | Строят текст, учитывая специфику выступления, используя разные языковые средства для прямых и обратных доказательств. Работают с текстом, выполняют задания. | 25.02 25.02 | |||
39 | Законы речевого поведения оратора. | 1 | Определяют особенности ораторской речи; знают виды ораторской речи, законы речевого поведения оратора, строят выступление, соблюдая их. | 04.03 | |||
40 | Практикум по развитию речи. Чтение-понимание (вслух и молча) и анализ текстов ораторских выступлений в научном и публицистическом стилях речи. | 1 | Выделяют в тексте ключевые слова, определяют их значение; выразительно читают текст публичного выступления, соблюдая нормы литературного языка. | 04.03 | |||
41 42 | Основные психологи- ческие аспекты культуры речи ( 8 час.) | Эмоции и чувства. Значение эмоций и чувств во время общения. | 1 1 | Ведут диалог-дискуссию с разными категориями собеседников с учётом законов общения и правил речевого этикета. Работают с текстом, выполняют задания. | 11.03 11.03 | ||
43 44 | Основы коммуникации. Коммуникация как одна из важнейших сторон человеческого общения и взаимодействия. | 1 1 | Выполняют упражнения. Ведут диалог-дискуссию с разными категориями собеседников с учётом законов общения и правил речевого этикета. | 18.03 18.03 | |||
45 46 | Грамматическая правильность – основа культуры речи. Борьба с бранной лексикой. | 1 1 | Оценивают содержание и форму созданных высказываний в соответствии с требованиями стиля, типа речи, жанра. Выполняют упражнения, работают с текстом. | 01.04 01.04 | |||
47 48 | Письменная коммуникация. Методы письменного текста. | 1 1 | Учащиеся отбирают языковые средства соответственно стилю речи. | 08.04 08.04 | |||
49 50 | Публичное выступление (12 час.) | Личность и этика оратора. Приёмы поддерживания внимания аудитории. | 1 1 | Определяют тип слушателей; владеют приёмами поддержания внимания аудитории. Выполняют упражнения, работают с текстом. | 15.04 15.04 | ||
51 52 | Практикум по развитию речи. Публичное выступление в ситуациях социально-культурного общения. Публичное выступление в ситуациях учебно-научного общения. | 1 1 | Излагают свои мысли, используя разные способы доказательств; ведут диалог-дискуссию с разными категориями собеседников с учётом законов общения и правил речевого этикета. Публично выступают перед аудиторией. | 22.04 22.04 | |||
53 54 | Публичное выступление в ситуациях официально – делового общения. Практикум по развитию речи. Диалог на дискуссионную тему. | 1 1 | Учащиеся определяют ситуацию общения и адресата речи; вычленяют спорный вопрос. Учащиеся определяют ситуацию общения и адресата речи; вычленяют спорный вопрос. | 29.04 29.04 | |||
55 | Практикум по развитию речи. Слушание-понимание текстов публичных выступлений. | 1 | Отбирают языковые средства соответственно стилю речи; излагают свои мысли, используя разные способы доказательств. | 06.05 | |||
56 | Практикум по развитию речи. Составление статьи на общественную тему в публицистическом стиле речи. | 1 | Учащиеся пишут статью дискуссионного характера в газету, журнал. | 06.05 | |||
57 | Практикум по развитию речи. Составление статьи на морально – этическую тему в публицистическом стиле речи. | 1 | Учащиеся пишут статью дискуссионного характера в газету, журнал. | 13.05 | |||
58 | Защита проектов. Молодёжный сленг. | 1 | Применяют знания, умения и навыки, сформированные при изучении темы «Риторика как наука и искусство слова». | 13.05 | |||
59 | Защита проектов. Культура в деловом устном общении. | 1 | Применяют знания, умения и навыки, сформированные при изучении темы «Риторика как наука и искусство слова». | 20.05 | |||
60 | Защита проектов. Культура в деловом письменном общении. | 1 | Применяют знания, умения и навыки, сформированные при изучении темы «Риторика как наука и искусство слова». | 20.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологические карты по курсу "Основы риторики. Мысль и слово"
Материал содержит технологические карты, разработанные ко вскму курсу риторики для 10-11 классапо программе А.К Михальской...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по литературе «Искусство слова» для 5 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по литературе «Искусство слова» для 5 класса...
Рабочая программа элективного курса "Основы риторики"
В данном материале представлен опыт работы по изучению основ риторики в 8-9 классах средней школы....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Развиваем дар слова".
Рабочая программа....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Создаём портрет слова, или Почтительное отношение к слову"
Курс направлен на подготовку и реализацию индивидуальных проектов обучающихся....
Программа учебного курса «Основы декоративно – прикладного искусства» 5 класс
Программа учебного курса рассчитана на создание условия для формирования художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части их духовной культуры, потребности в общении с народным искусств...
Программа курса дополни-тельного предметного образования «Основы риторики. Мысль и слово»
Курс помогает развивать навыки и умения рационального речевого поведения, обучает искусству воздействия на собеседника - единомышленника и оппонента, способствует формированию и развитию языковой личн...