Технологическа карта "Бессоюзное сложное предложение"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Морозан Татьяна Ильинична

Разработка урока повторения и обобщения по теме "Бессоюзное сложное предложение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morozan_t.i.tekhnologicheskaya_karta_uroka.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Бессоюзное сложное предложение.

Форма: урок по русскому языку в 11 классе с ИКТ-технологией.
Тема. Бессоюзное сложное предложение.
Тип урока: урок обобщения, систематизации и проверки знаний.
Цели:  продолжить  формирование интеллектуальных умений: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; продолжить развитие умений работать с опорными схемами; продолжить развитие устной и письменной речи, самоконтроля, формирование самооценки у обучающихся, коммуникативных умений в процессе усвоения знаний по теме «Бессоюзное сложное предложение».

 

Структурные элементы урока.

Задачи.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

1

Организационный момент

Определить готовность к уроку, организовать класс.

Приветствие.

Приветствие.

2

 Слайд 1. Эпиграф.  «Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена. Вольтер».  

Мотивация на урок.Включен6ие детей в мыслительную деятельность.

Опрос.

Определить, прочитав фразу,  к какому разделу русского языка она может быть эпиграфом.

Вопрос: как вы понимаете это высказывание?                                                                                                                                    

Настрой на урок, размышления над вопросами.

Ответ: к сложному предложению.

3

Входной контроль. Работа с карточками.

Повторить сочинительные и подчинительные союзы, уметь самостоятельно делать вывод из наблюдений.

Раздача карточек. Комментарий к заданию.

Определить виды сложных предложений в зависимости от способа связи между частями сложного предложения.

Работа с карточками.

4

Самопроверка. Слайд2.

Оценить знания обучающихся на начало урока.

Напоминание критерия оценок. Определение процента качества

Осуществить самоконтроль.

5

Актуализация и систематизация опорных знаний по синтаксису сложных предложений
Терминологический опрос.
Слайд 3.

Повторить определения ССП и СПП.

Дать задание: дать устное определение сложному предложению, заполнив пробелы в схеме ответа.

Устное заполнение пробелов.

 ССП – (сложное союзное) предложение. Состоит из (нескольких независящих друг от друга) простых предложений, связанных (сочинительной) связью при помощи (сочинительных союзов), которые находятся (между простыми предложениями).

СПП – (сложное союзное) предложение. Состоит из (главного и придаточных зависимых) простых предложений, связанных (подчинительной) связью, при помощи (подчинительных союзов и союзных слов), которые находятся (внутри придаточных/ зависимых предложений).

6

Работа с опорной схемой

Проверить знания по сложному предложению и отражать их в опорной схеме.

Комментарий к работе с опорной схемой.

Работа в тетради.

7

Слайд 4.«Бессоюзное сложное предложение».

Определить самостоятельно тему урока через опорную схему.

Постановка наводящих вопросов.

Какое еще сложное предложение вам встретилось в карточке и о нем ничего не сказано.

Определение темы через опорную схему.

8

Постановка учащимися самостоятельно целей этого урока.

Уметь самостоятельно определять цели урока.

Обобщение  целей  учителем.

 Каждый самостоятельно ставит цель себе на уроке: научиться видеть и находить сложное бессоюзное предложение; уметь отличать сложное бессоюзное предложение от простого предложения с обобщающим словом; вспомнить смысловые значения знаков препинания          

9

 Опрос, воспроизводящий знание учащихся о постановке знаков в БСП.

Вспомнить условия постановки зн6аков препинания в БСП.

Постановка вопросов к обучающимся.

Подумайте, чем данный тип предложений отличается от сложносочиненного и сложноподчиненного предложения?

 

Все ли условия постановки знаков препинания вы можете назвать сразу?          

Ответы (предполагаемые):

 -знаками препинания, это запятая, точка с запятой, тире и двоеточие (дополняется знаками препинания опорная схема на доске).  

-затруднительно.

10

Работа с учебником.

Уметь работать с учебником, повторение теории.

Наблюдения за обучающимися.

Работа с учебником.

Открыть параграф 98 учебника.

Ознакомиться с теорией.

11

Построение  схем, сверка  со схемой слайда 5.    

Уметь строить опорные схемы, используя теоретический материал учебника, уметь сверять схемы.

Наблюдения за обучающимися, контроль построения схем.

Работа в тетради.

В тетради построить схемы по каждому знаку.

Комментарий схем.

12

Опрос о видах интонации и характере смысловых отношений в БСП

Повторить сведения о видах интонации и характере смысловых отношений в БСП

Комментарий.

Ответы (предполагаемые):

перечислительное, пояснительное, причинно-пояснительное, результативно-следственная, при противопоставлении или времени, условии или следствии.

13

Закрепление

«Кто быстрее» (работа в группах). Слайд 6.                 

Проверка умений составлять предложения по схеме, формирование коммуникативных умений.

Наблюдения за обучающимися.

 

Составление предложений. Определить по графическому изображению вид сложного предложения,

придумать предложение по схеме.          

14

Задание «Оратор». Слайд 7. 

Уметь составлять монологический ответ на лингвистическую тему.      

Прослушивание выступлений, комментарий.

Выступление обучающихся.

Подготовить связный монологический ответ на данную лингвистическую тему      " Почему бессоюзная связь не так однозначно передает смысловые отношения между частями сложного предложения, как при союзной связи." Убедить одноклассника в том, что изучение данной темы необходимо.

15

Тестовая проверка по вариантам.

Взаимопроверка

 (ответы – слайд 8).

Применение полученных знаний на практике, используя тестовую подготовку.

Распределение тестов по вариантам.

Выполнение тестов, взаимопроверка.

16

Дифференцированное домашнее задание

Сформировать умения самостоятельно оценивать трудности при выполнении домашнего задания и делать свой выбор.

 Первая группа –  те, кто не испытывает затруднений – найти примеры бессоюзных сложных предложений в лирике А. Блок, С. Есенина, Н. Клюева.

Вторая группа – те, кто испытывает затруднения – повторить теории параграф 98, упражнение 467.

Выбор обучающимися домашнего задания.

17

Актуализация опорных знаний по синтаксической стилистике. Работа с текстом «Схватка с медведем», связь с частью С. Слайд 9.

Уметь применять знания по синтаксической стилистике.

Комментарий к выполнению задания.

Работа с текстом.

18

Литературная справка (опережающее задание).

Уметь применять дополнительные знания .

Опрос обучающихся.

Вопрос: приключения какого героя здесь описаны? Действительно ли такой персонаж существовал?

Ответ(подготовленный).

19

Письменная работа

Уметь применять знания в новых условиях.

Комментарий к выполнению задания.

Преобразовать сложные предложения с союзной связью в бессоюзные, записать их, определив смысловые отношения, поставить соответствующие знаки препинания.

Рабата в тетради.

20

Итоги урока. Рефлексия.

Анализ выполнения поставленных целей урока. Оценивание работ обучающихся, оценивание понимания материала, выставление оценок за урок.

Комментарий к выполнению задания.

По окончании работы сдать тетради с выполненными работами, вложив карточки и оценочные листы.

Сдача тетрадей.

Директор школы                                                                                              Чухарева А.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложное предложение. Части сложного предложения. Средства связи 5 класс

Цель:  Познавательная: ознакомление учащихся с отличительными особенностями сложного предложения. Практическая:  научить различать и находить сложные предложения и  определят...

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения"

Урок «Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения" первый  в блоке "Сложное предложение". По типу урок комбинированный. Форма - урок-исследо...

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...

Готовимся к ЕГЭ. Сложное предложение. Виды сложного предложения.

Тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений

Цель урока: развитие теоретического мышления и практических навыков обучающихся, формирование интеллектуальной культуры личности на основе осознания языка как основного средства человеческого общения....

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему: «Сложное предложение. Запятые в сложном предложении».

Учебник: Русский язык.6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Ч. 1/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.  ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2013....