Технологическая карта урока "Виды предложений" в 5 классе
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)
В методической разработке представлена подробная технологическая карта - конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Виды предложений". Основные понятия: простое предложение, восклицательные предложения, вопросительные предложения, повествовательные предложения, восклицательные предложения, невосклицательные предложения, знаки препинания в простых предложениях. А также материалы к уроку (лист учителя и ученика).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_5_klass_vidy_predlozheniy.docx | 42.29 КБ |
razdatochnye_materialy_k_uroku_vidy_predlozheniy.docx | 14.46 КБ |
vidy_predlozheniy_po_tseli_vyskazyvaniya_1.pptx | 200.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Быкова Мария Юрьевна
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема урока: «Виды предложений».
УУД: Шмелева
Триединая дидактическая цель:
Обучающая
1.Рассказать о предложении, как языковой единице, имеющей законченную мысль.
2. Узнать о видах предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
3.Формирование у учеников умений: определять правильную интонацию предложения, уметь обозначать границы предложений - знаками пунктуации.
Развивающая
Развивать умения самостоятельной работы с учебником
Воспитывающая
Воспитание внимательного отношения к тексту литературного произведения.
Педагогические задачи:
Формирование: распознавать предложения по цели высказывания, интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; развить умение распознавать предложения по интонации и правильно их читать.
Личностные результаты
понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования.
Регулятивные УУД
развивать умение формулировать цели и задачи урока.
Познавательные УУД
формировать умение работать с разными видами предложений по цели высказывания (побудительные, вопросительные и повествовательные) и эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные).
Коммуникативные УУД
развивать умение произносить предложения с нужной интонацией в зависимости от речевой ситуации. Работать с информацией на уроке, связно излагать мысли. Отвечать на вопросы, слушать и слышать. Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Предметные результаты
Ключевые понятия темы урока:
синтаксис, пунктуация, сложное предложение, виды сложных предложений, знаки препинания
Образовательные технологии:
эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная, посторенние диаграммы «фишбоун»; ИКТ
Тип урока: обучающий. Получения новых знаний.
Технологическая карта урока на основе системно-деятельностного подхода к обучению в 5 а классе
№ п/п | Этап и цель урока | Действия учителя | Действия учеников | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
| ||
Предметные результаты | Метапредметные | Личностные результаты | ||||
1. | Организацион-ный момент (1-2 минуты) Целевая установка: организация обучающихся, включение в деятельность на личностном уровне. | Приветствует обучающихся, проверяет готовность рабочих мест. Создает психологический настрой, положительную эмоциональную направленность. Устанавливает контакт с обучающимися. | Выполняют указания учителя, проявляя готовность к сотрудничеству.
| Регулятивные: умение организации на рабочем месте, оперативного включения в урок. Коммуникативные: умение слушать, включаться во взаимодействие с учителем. | Формирование уважительного отношения к учителю. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | |
2. | Цель: «Индуктор» повторение изученного; актуализация знаний и пробное учебное действие; | Организует работу пар. Руководство работой учащихся по воспроизведению ранее изученного: фронтальный опрос, разбор предложения. Показывает Презентацию. Дает задание ученикам: Внимательно прочтите эти высказывания и обведите кружочком номера предложений, с содержанием которых вы согласны. Если вы пришли к единодушному решению, озвучьте номера этих предложений. Осуществляет проверку работу учащихся. | Работа в парах. На партах у учащихся по карточки с утверждениями. Читают высказыванию и обводят кружочком номера предложений, с содержанием которых согласны. Приходят к единодушному решению, озвучивают номера этих предложений: -Предложение не может состоять из одного слова. -Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы. -Слова в предложении не связаны между собой по смыслу. -Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль. - Предложение может быть очень длинным и даже сложным. - Предложение может иметь как одну грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), так и несколько. -В конце предложения всегда ставится точка. -В конце предложения всегда ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак. | Повторение изученного; актуализация знаний и пробное учебное действие. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку. | Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. |
3. | Мотивация к деятельности по формулировке темы урока. Постановка проблемы – и выход на тему. Целевая установка: определение темы урока обучающимися - Формулировка целей и задач урока - сотрудничество с обучающимися в формулировке цели и задач урока. | Организует работу групп. Использует задание, способствующее определению темы урока. Показывает Презентацию. На парты раздаются наборы слов. Из них нужно составить предложения. В гости к нам пришла осень. В гости к нам пришла осень! Вам понравилась эта книга? Вам понравилась эта книга?! Расти, наш сад, и распускайся в срок. Расти, наш сад, и распускайся в срок! -Различаются эти предложения по тому, что хочет сказать человек? -Одинакова ли цель у этих предложений? -Чем отличаются эти предложения? Мотивирует обучающихся на определение темы урока. Постановка темы и целей урока: - как делятся предложения по цели высказывания? - чем эти предложения между собой отличаются? - правильно ставить знаки препинания в конце предложения. | Работа в группах. Выполняют задание. Тему и цели урока формулируют сами обучающиеся на основе конкретного дидактического материала, помогающего предположить тему урока. | Планируемые предметные знания и умения. | Регулятивные: анализировать область своих знаний, определять границы своих знаний и незнаний, умение производить целеполагание, т.е. постановку учебной задачи, соотносить ее с конечным результатом (что известно, что надо изучить). Познавательные: формировать логические действия по определению познавательной цели. Коммуникативные: умение участвовать в коллективной постановке задач урока, вступать в диалог. | Развитие навыков самоцелеполагания, связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. |
4. | Практическая деятельность обучающихся. Целевая установка: организация условий, инициирующих детское действие.
| Раздает задания, инструкции, алгоритмы, оказывает педагогическую поддержку. Показывает Презентацию. Определяет характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, конструктивный, творческий). Создает условия успешного учения. Предоставляет условия выбора. | Учащиеся читают правила (стр.25) 9. 1 ученик рассказывает содержание правила: предложения различаются по цели высказывания и по эмоциональной окраске (слайд о видах предложения: восклицательные, невосклицательные; повествовательные, вопросительные, побудительные). Ученик у доски пишет под диктовку предложение, ученики записывают это же предложение в тетради или МЭШ (распределить предложения по 3 группам). После проверки грамотности, в скобках записываем какое это предложение. Пушистый зверёк прыгнул на ель. (Повеств., невоскл.) Ты был в Москве? (Вопр., невоскл.) Мойте руки перед едой. (Побудит., невоскл.) Сколько грибов в лесу! (Повеств., воскл.) Обращаем внимание на знаки в конце предложения и их эмоциональную окраску.
| Учитель формулирует сам по теме урока. | Регулятивные: принимать и сохранять задачи учебной деятельности, соотносить их с конечным результатом; осуществлять поиск необходимой информации, проводить исследование, осуществлять творческий подход к решению проблемы, работать по плану, инструкции, алгоритму; находить рациональные способы деятельности, планировать этапы работы, распределять задания в группе, осознавать ответственность за результаты совместного труда. Познавательные: умение устанавливать взаимосвязи между явлениям; осуществлять перенос и действовать по аналогии, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать и моделировать информацию. Коммуникативные: осуществлять сотрудничество, взаимопомощь в группе, воспринимать разные точки зрения, строить монологическое высказывание, аргументируя свой выбор; формулировать личное отношение к проблеме, доказывать свою точку зрения. | Умение осуществлять учебную деятельность. Готовность к сотрудничеству. Уважительное отношение к чужому мнению. Мотивация к творческому труду, к работе на результат. + Здоровье-сберегающие, морально-нравственные, этические, эстетические планируемые результаты, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, исходя из темы урока. |
5. | Закрепление темы урока Целевая установка: формированиецелостного представления об изучаемом объекте. | Ставит задачу перед обучающимися познакомить класс с итогами работы группы (пар). Показывает Презентацию. Дополняет, расширяет, углубляет изучаемую информацию. Устанавливает связь изучаемых знаний с другими учебными предметами, с разными областями жизни. Обеспечивает целостное восприятие изучаемого объекта. | Выполним упр. 23 на стр. 25 устно. Выбираем нужную интонацию, объясняем ее (недоумение, возмущение, удивление, испуг, сожаление, убежденность в своем мнении). Обучающиеся представляют результаты своего труда перед классом. Другие обучающиеся внимательно слушают, затем вступают в учебный диалог, дополняют, развивают услышанную информацию, вносят коррективы, ведут дискуссию. | Формулирует учитель по теме урока. | Регулятивные: умение оперировать понятиями, предлагать рациональные способы решения проблем и выполнения заданий, анализировать свои достижения и достижения одноклассников. Познавательные: строить цепочку рассуждений, обосновывать свои наблюдения, делать выводы, представлять информацию, используя разные приемы ее структурирования. Коммуникативные: воспринимать информацию, строить монологическое высказывание, видеть и излагать жизненно-практическое значение решаемой задачи, давать свою оценку. | Здоровье сбережение, ценностное отношение к природному миру, социальная компетентность, готовность к решению моральных проблем, устойчивое следование этическим нормам и эстетическим образцам. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. |
6. | Физкультурная минутка. Цель. обеспечить активный отдых организму в процессе определенной учебной деятельности. | Показывает Презентацию. Проводит физкультминутку. | Физ. Пауза (слайд): Учащиеся выполняют приседания, если слышат побудительные предложения. Если слышат вопросительное, то стоят на мест. Если повествовательное - хлопают. Я посещаю бассейн (Повествовательное предложение). Ты пойдешь плавать в бассейн? (Вопросительное предложение). Пойди поплавай в бассейне! (Побудительное предложение) Лучше всех живу на свете я! (повеств) Давайте веселиться! (побудительное) Ой, кто там дверь постучался? (вопросительное) Хоть бы меня не вызвали на уроке к доске! (побудительное) Ура! Победа! Я получил желтый пояс по Айкидо! (повествовательное) Ты мне поможешь стихотворение сочинить? (вопросительное) Ой, как я люблю клубничное варекнье, шокорладный торт и день рождения! (повествовательное) Что за красивая соседка у меня?! (вопросительное) | Формулирует учитель по теме урока. | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: представлять физкультминутки как средство укрепления здоровья и физического развития; получат возможность научиться: оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно объяснять ошибки и способы их устранения. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств её осуществления; освоят способы решения проблем творческого и поискового характера; коммуникативные – выражают готовность слушать собеседника и вести диалог; признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умеют излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событиям; регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий; овладевают способностью понимать учебную задачу и стремятся ее выполнять. | - снятии усталости и напряжения, - внесении эмоционального заряда, - совершенствовании общей моторики, - выработке четких движений во взаимосвязи с речью, - активизировать познавательную деятельность учеников посредством применения ИКТ, |
7 | Осуществление контроля, самооценки, взаимооценки. Целевая установка: обучение объективной оценке результатов своей деятельности. | Осуществляет контроль в течение всего урока. Предлагает образцы выполнения. Организует само-, взаимопроверку обучающимися своей работы. Сочетает контроль учителя с само- и взаимоконтролем (проводит «мягкое» оценивание) и устанавливает оперативную обратную связь. | Работа творческого характера. Рассмотрим таблицу на стр. 27, объясним ее. Предлагаю прочитать и придумать устно свои примеры предложений, подходящие к примерам из таблицы. Определяют правильность выполненного действия и степень соответствия эталону или качество выполненного действия. Проводят само- или взаимопроверку, само- или взаимооценивание. | Формулирует учитель по теме урока. | Регулятивные: уметь самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности своей деятельности, проводить контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Познавательные: проводить анализ собственной деятельности, сравнивать выполненное действие с эталоном, определять способы устранения ошибок и недочетов. Коммуникативные: осуществлять учебное сотрудничество, управлять поведением партнера, производя контроль, коррекцию, оценку его действий. | Личностное самоопределение. |
8 | Формирование рефлексивных умений. Осуществление коррекции. Целевая установка: обучение осознанию своей учебной деятельности. | Организует определение способов деятельности, степени усвоения знаний обучающимися на каждом этапе урока, трудностей и ошибок.
| Осознают способы деятельности, глубину знаний, трудностей и ошибок, определяют пути их коррекции. Отвечают на вопросы учителя: Какова тема нашего урока? Какие задания вам легко удалось выполнить, а над какими ещё нужно поработать? Как различаются предложения? Какие приложения бывают по цели высказывания? Какова цель высказывания у повествовательного предложения? Какова цель высказывания у вопросительного предложения? Какова цель высказывания у побудительного предложения? Для чего нужны такие виды предложений? По эмоциональной окраске? Всегда ли в конце повествовательного и побудительного предложений стоит точка? | Осмысление результатов деятельности по освоению новых знаний, выявление трудностей. | Регулятивные: объективно оценивать результаты своей деятельности, вносить необходимые дополнения и коррективы в выполненное задание в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта. Познавательные: проводить рефлексию способов и условий действий. Коммуникативные: точно выражать свои мысли, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками. | Способность к мобилизации сил, энергии, способность к волевому усилию по достижению результата. |
9 | Итог урока. Целевая установка: оценка достижения цели и результатов деятельности своей и всего класса. | Организует подведение итогов урока, а также совместной и индивидуальной деятельности обучающихся (оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели глубины знаний. Дает характеристику деятельности класса. Отмечает типичное в успешности усвоения и недостатки. Характеризует возможности класса и отдельных обучающихся. Кратко планирует работу на следующий урок. | Участвуют в подведении итогов урока. Определяют степень решения поставленных задач. Оценивают глубину своих знаний по теме урока. | Регулятивные: умение соотносить достигнутые результаты с поставленными задачами, оценивать результаты совместной деятельности и факторы влияния на ее результативность. Познавательные: анализировать достигнутые результаты, выделять главное в теме урока, оперировать понятиями, самостоятельно воспроизводить знания и способы деятельности при подведении итогов урока. Коммуникативные: вступать в диалог с учителем, сотрудничать при коллективном подведении итогов, строить устное высказывание в сжатой форме, давать собственную оценку положительным и отрицательным моментам урока. | Личностное самоопределение. | |
10 | Домашнее задание Целевая установка: предоставление права выбора домашнего задания, коммен-тарии к нему. | Предлагает домашнее задание с учетом уровня сложности, индивидуальных способностей и интересов обучающихся. Объясняет домашнее задание. | Записывают домашнее задание на выбор стр. 25-26 -правило наизусть или упр. 25(1) стр. 28.,или написать письмо другу, используя различные предложения по цели высказывания. | Предметные результаты домашнего задания формулирует учитель или совместно с обучающимися. | Регулятивные: умение осознанно делать выбор с учетом своих возможностей, планировать этапы решения задачи. Познавательные: умение осмыслить предложенную информацию, выделить в ней существенное, главное, определить способы выполнения задания. Коммуникативные: умение слушать, понимать информацию, уточнять услышанное, объяснять свой выбор из предложенных альтернатив. | Самоосмысление и самоопределение в условиях выбора. |
11 | Оценивание обучающихся Целевая установка: оценка знаний и способов деятельности обучающихся. | Оценивает достижения обучающихся. Сопровождает комментариями выставленные отметки. Выставляет отметки в журнал (электронный журнал). | Заносят отметки в дневники. | Оценивание предметных результатов урока. | Регулятивные: Познавательные: умение осмыслить поднятую на уроке проблему, установить взаимосвязь с другими явлениями, понять ее значимость. Коммуникативные: | Личностное самоопределение. Установление связи между целью учебной деятельностью и ее результатом. |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Виды предложений».
Раздаточный материал для учеников:
Задание 1. Внимательно прочтите эти высказывания и обведите кружочком номера предложений, с содержанием которых вы согласны. Если вы пришли к единодушному решению, озвучьте номера этих предложений:
-Предложение не может состоять из одного слова.
-Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы.
-Слова в предложении не связаны между собой по смыслу.
-Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.
- Предложение может быть очень длинным и даже сложным.
- Предложение может иметь как одну грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), так и несколько.
-В конце предложения всегда ставится точка.
-В конце предложения всегда ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак.
Задание 2. (по группам). На парты раздаются наборы слов. Из них нужно составить предложения.
В гости к нам пришла осень. В гости к нам пришла осень!
Вам понравилась эта книга? Вам понравилась эта книга?!
Расти, наш сад, и распускайся в срок. Расти, наш сад, и распускайся в срок!
-Различаются эти предложения по тому, что хочет сказать человек?
-Одинакова ли цель у этих предложений?
-Чем отличаются эти предложения?
Задание 3. Пишет под диктовку предложение, ученики записывают это же предложение в тетради или МЭШ (распределить предложения по 3 группам). После проверки грамотности, в скобочках записываем какое это предложение.
Пушистый зверёк прыгнул на ель.
Ты был в Москве?
Мойте руки перед едой.
Сколько грибов в лесу!
Карточка учителя.
Задание 4. Физкультурная минутка.
Я посещаю бассейн.
Ты пойдешь плавать в бассейн?
Пойди поплавай в бассейне!
Лучше всех живу на свете я!
Давайте веселиться!
Ой, кто там дверь постучался?
Хоть бы меня не вызвали на уроке к доске!
Ура! Победа! Я получил желтый пояс по Айкидо!
Ты мне поможешь стихотворение сочинить?
Ой, как я люблю клубничное варенье, шоколадный торт и день рождения!
Что за красивая соседка у меня?!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предложения В гости к нам пришла осень. В гости к нам пришла осень! Вам понравилась эта книга? Вам понравилась эта книга?! Расти, наш сад, и распускайся в срок. Расти , наш сад, и распускайся в срок!
ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Урок русского языка в 5 классе
Цель урока: -узнать , как делятся предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске; - у знать чем эти предложения между собой отличаются; - правильно ставить знаки препинания в конце предложения.
повествовательное побудительное вопросительное Виды предложений по цели высказывания Ц Е Л Ь сообщение вопрос побуждение
Виды предложений по эмоциональной окраске Восклицательные Невосклицательные
Определите предложения по цели высказывания. Кто автор этих строк? 1.Что я, царь или дитя ? 2.Лови, лови, да дави ее, дави Вот ужо! постой немножко, Погоди:(А князь в окошко) 3 . И царицу в тот же час В бочку с сыном посадили.
Физкультурная пауза Я посещаю бассейн Ты пойдешь плавать в бассейн? Пойди поплавай в бассейне! Лучше всех живу на свете я! Давайте веселиться! Ой , кто там дверь постучался ? Хоть бы меня не вызвали на уроке к доске! Ура ! Победа! Я получил желтый пояс по Айкидо! Ты мне поможешь стихотворение сочинить? Ой , как я люблю клубничное варекнье , шоколадный торт и день рождения! Что за красивая соседка у меня?!
Домашнее задание стр. 25-26 -правило наизусть. На выбор: или упр. 25(1) стр. 28.,или написать письмо другу, используя различные предложения по цели высказывания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологические карты для 8 класса (технология Монахова)
Технлогическая карта даёт ученику представление о порядке изучения данной темы, о задачах стоящих перед ним. В первой строке карты дана структура изучения темы:количество уроков по данной теме, ...
Технологические карты кулинария 7 класс
Технологическая карта к уроку "Кисломолочные продукты и блюда из них"...
технологическая карта урока.9 класс.
Реализация системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в процессе изучения темы " Бессоюзное сложное предложение"...
Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...
Проектирование технологической карты уроках начальных классах.
Технологическая карта урока- это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.В данном материале указаны способы графического проектиования урока, таблица, позво...
Технологическая карта урока 4 класса по теме: Past Simple
Класс: 4Ф.И.О. учителя: Кадинская Н.В.Тема урока: Развитие грамматических навыков: Past Simple.Тип урока: Комбинирование.Цель урока: Развивать грамматические навыки устной и письменной речи.Задачи уро...
Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс.
Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс по ФГОС второго поколения....