Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Евгения Борисовна Широкова

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель: Сахнова Евгения Борисовна

Технологическая карта урока русского языка для 5 класса

Тема урока: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»

Цель урока: сформировать представления учащихся о грамматической категории одушевленности и неодушевленности имен существительных  

Задачи урока: 

образовательная: знать основные различия между одушевленными и неодушевленными существительными, уметь распознавать одушевленные и неодушевленные существительные.

развивающие: умение находить, преобразовывать и передавать информацию, использовать современные телекоммуникационные технологии.

воспитательные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

деятельностная: формулировать собственные мысли, высказывать свою точку зрения

Этапы урока

Деятельность учителя

Действия учащихся

Организационный момент.

Проверка отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.

Оформление тетрадей: запись даты, темы урока.

Этап мотивации. Повторение. Проверочная работа

1. Проверочная работа

1 вариант

А) Щ..лкал в зарослях кустов; ч..рный карандаш; тонкая ж..рдочка; ж..лтый песок; узкие ш..рты, пугающий ш..рох

Назовите орфограмму:___________________________________

Материал для справок

ЖЁРДОЧКА, -и; мн.род. -чек, дат. -чкам; ж. 1. Уменьш. к Жердь. 2. Перекладина для сидения птицы; насест.

Б) Изл..гать содержание; написать изл..жение; сл..гаемые числа; распол..гать свободным временем; гул нар..стает; выр..сли цветы; зеленые водор..сли; назвать Р..стиславом; отр..сль промышленности, выр..щенный в неволе.

Назовите орфограмму:___________________________________

В)  Ц..плячий пух; улиц.. города; желтая акац..я; бледнолиц..й мальчик; дальняя станц..я; кудрявый ц..ган; ц..ферблат часов; ц..кнуть на хулигана.

Назовите орфограмму:___________________________________

2 вариант

А) Спелый крыж..вник, ч..рствый хлеб, тяж..лый ранец, неровный ш..в, узкий ж..лоб, громкий ш..пот;

Назовите орфограмму:___________________________________

Материал для справок

Ж..лоб – мн. желоба

1.Продолговатое углубление, выдолбленное в чём-либо и обычно предназначенное для стока воды или дляссыпания чего-либо. 

2. Продолговатое углубление на поверхности земли, в грунте.

3. Длинная узкая впадина на дне океана или моря

Б) Хорошо изл..жить, знать признаки прил..гательных, распол..житься на ночлег, роскошные р..стения, зáр..сли кустов, молодой р..сток, зар..сло травой, ср..щение костей, город Ростов, отр..сль промышленности.

Назовите орфограмму:___________________________________

В) Ц..ганская песня; нелепая ситуац..я; ц..тата из книги; лисиц..н след; длинный ц..ркуль; хорошая дикц..я; сестриц..н платок; интересная традиц..я.

Назовите орфограмму:___________________________________

Выполняют задания проверочной работы

Этап актуализации

На доске записаны  2 предложения из известной вам сказки «Царевна-лягушка». Расставьте недостающие знаки препинания:

1) Царь прежде взял ковер у старшего царевича, посмотрел и молвил_ э/Этим ковром только от дождя лошадей накрывать.

2) _Повернись ко мне_ избушка_ передом_ _ _ говорит Иван.

- В записанных предложениях несколько имен существительных. Подчеркните их. 

- Письменно приведите лингвистический паспорт слова «Ковром», используя таблицу, которую мы записали на прошлом уроке.

- Разделим эти существительные на 2 колонки. Вместо названий колонок пока поставим знак ?

?

?

царь

царевич

лошадь

Иван

ковер

дождь

избушка

- Какой морфологический признак лежит в основе разделения этих существительных?

ПОДСКАЗКА: задайте вопрос

-Зачеркните вопросительный знак и озаглавьте колонки: ОДУШЕВЛЕННЫЕ и НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

- СФОРМУЛИРУЙТЕ ТЕМУ УРОКА

Существительные одушевленные и неодушевленные

-СФОРМУЛИРУЙТЕ ЦЕЛЬ УРОКА.

К доске выходят 2 ученика, расставляют недостающие знаки препинания

Выходит ученик и подчеркивает слова: царь, ковер, царевич, дождь, лошадей, избушка, Иван

Ковром

Общее грамматическое значение: предмет

Вопрос: что?

Морфологические признаки: постоянные: нариц., неодуш., 2 скл., м.р.; непост.: Т.П., ед.ч.

Синтаксическая роль: дополнение

Записывают вместе с учителем слова в 2 колонки

Формулируют и записывают тему урока

Определяют цель: научиться различать существительные одушевленные и неодушевленные

Проблемная ситуация

Ребята, как же вас учили в начальной школе различать одушевленные и неодушевленные имена существительные? По вопросу.

-Какой вопрос мы задаем к одушевленным? К неодушевленным?

Обратимся к учебнику. Рассмотрите рисунок на стр. 50. Продолжим заполнять таблицу. Запишите имена существительные, задайте к ним вопросы и определите – одушевленные или неодушевленные эти существительные

Мальчики

Ребята

Собака

Девочка

Топор

Костер

Дрова

Палатка

Небо

Лес

- А теперь выпишите отдельно существительные БЕРЕЗА, ЕЛЬ. Какой вопрос мы задаем к этим существительным? Значит, мы делаем вывод, что с лингвистической точки зрения эти существительные неодушевленные.

- Все ли согласны с этим утверждением? Может, кто-то хочет возразить?

Сценка (разыгрывается учащимися)

Ученик 1: 

- Ель растет, ее корни питаются влагой земли, а березка каждую осень сбрасывает пожухлую листву, а весной радует глаз новыми, свежими листочками.

Ученик 2:

- Ель и береза, учат вас на биологии, относятся к живой природе

Учитель:

- А вот лингвисты утверждают, что это неодушевленные существительные. Но самое удивительное, слова КУКЛА, МЕРТВЕЦ, ПОКОЙНИК, по мнению лингвистов, одушевленные!

Отвечают на вопросы

Учитель на доске выписывает слова в 2 столбика:

береза

ель

кукла

мертвец

покойник

Построение проекта выхода из затруднения

Ученики 1, 2 (хором):

 - Как же так? Ведь сам корень слова «одушевленный» означает, что есть душа, что предмет, названный существительным, живой!

Учитель:

- Ответ на этот вопрос кроется в грамматике. Предлагаем вам провести эксперимент!

 Возьмем пару слов, которые не вызывают сомнений в определении одушевленности и неодушевленности. Например: мальчик и костер

1 шаг: образуем форму множественного числа

2 шаг: ставим в формы Им., Р., В. падежей

И.

мальчики

костры

Р.

мальчиков

костров

В.

мальчиков

костры

ВЫВОД

Р=В - одушевленное

И=В - неодушевленное

- Проверим, как работает это правило со словами, которые вызвали у нас затруднение

ПО РЯДАМ

1 ряд – береза

2 ряд – кукла

3 ряд – мертвец

1 ряд

2 ряд

3 ряд

И. березы

Р. берез

В. березы

куклы

кукол

кукол

мертвец

мертвецов

мертвецов

И=В - неодушевленное

Р=В - одушевленное

Р=В - одушевленное

ВЫВОД: ОДУШЕВЛЕННЫЕ- Р=В во множественном числе

                 НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ- И=В во множественном числе

Вот такой ответ нам дают лингвисты!

Первичное закрепление с проговариваем вслух

Выполните задание:

- Определите, одушевлёнными или неодушевлёнными являются записанные ниже существительные:

толпа, народ, бригада, коллектив, муха, микроб, отряд, покойник, мумия,

Образец выполнения:

Им.п.      Род.п. Вин.п.

толпЫ – толп – толпЫ  (неодуш.)

Им.п.        Род.п.        Вин.п.

народЫ – народов – народЫ  (неодуш.)

бригадЫ – бригад – бригадЫ (неодуш.)

коллективЫ – коллективов – коллкетивЫ (неодуш.)

мухи – мух [] – мух [] (одуш.)

микробЫ – микробов – микробЫ (неодуш.)

отрядЫ – отрядов – отрядЫ (неодуш)

покойники – покойников – покойников (одушевл.)

мумии – мумий – мумии (неодуш)

Закрепление (самостоятельная работа)

Упр. 486

Выполняют задание, проверяют

Рефлексия

   

- Ребята, как же мы различаем существительные одушевленные и неодушевленные?

1. Вопросы Кто? Что?

ЕСЛИ ЗАТРУДНЯЕМСЯ, ТО:

2. По форме И-Р-В падежа во мн.ч.: у одушевленных Р=В; у неодушевленных И=В

Просмотр мультфильма «Имена существительные одушевленные и неодушевленные»

 

- Итак, ребята, подведем итоги. Продолжите предложения:

1. Сегодня я узнал…

2. Было трудно...

3. Я понял, что…

4. Было интересно узнать, что…

 

Отвечают на вопросы, смотрят мультфильм

Домашнее задание.

§ 91, выучить правило.

Упражнение 488.

Отметки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Собственные и нарицательные имена существительные"

С введением ФГОС в 5 классе без технологической карты проведение урока будет невозможным. Для меня это тоже новая форма работы. Разработанная мною карта отвечает всем требованиям, предъявляемым ФГОСом...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа"

В технологической карте урока представлен подробный план работы учителя и учащихся по данной теме. Указаны формируемые универсальные учебные действия на каждом этапе урока....

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Разносклоняемые имена существительные»

Тема:          Разносклоняемые имена существительные (с презентацией)Тип урока. Урок открытия новых знаний.Цели : перерабатывать и преобразовывать информац...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе"Склонение имён существительных.Падеж"

На данномуроке  реализуются важные для современного урока русского языка подходы:1.            Текстоориентированный (работа с текстом, моно...

Технологическая карта урока русского языка с применением метода проекта "Имя существительное. Закрепление знаний" (5 класс ФГОС)

Технологическая карта показывает этапы работы учителя и учеников на уроке русского языка в коррекционной школе с применением метода проектов...