Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Разносклоняемые имена существительные»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Тема: Разносклоняемые имена существительные (с презентацией)
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели : перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, ключевые слова, рифмовки), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения; распознавать разносклоняемые имена существительные в тексте, правильно образовывать и писать формы косвенных падежей; употреблять в речи конструкции с разносклоняемыми именами существительными в косвенных падежах.
Оборудование: проектор, доска, учебники, маршрутные листы, кластеры, шляпа, смайлики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznosklonyaemye_imena_sushch.doc | 78.5 КБ |
raznosklonyaemye_imena_sushch.pptx | 1.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе
«Разносклоняемые имена существительные»
Тема: Разносклоняемые имена существительные (с презентацией)
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели : перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, ключевые слова, рифмовки), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения; распознавать разносклоняемые имена существительные в тексте, правильно образовывать и писать формы косвенных падежей; употреблять в речи конструкции с разносклоняемыми именами существительными в косвенных падежах.
Оборудование: проектор, доска, учебники, маршрутные листы, кластеры, шляпа, смайлики.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация к деятельности 1 мин | Проверка готовности рабочих мест к началу урока. Все на месте, все в порядке – Ручки, книжки и тетрадки? -Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас сегодня. Настроение хорошее?.Покажите мне смайлики. У меня тоже отличное настроение!(слайд 2) Вам нравится путешествовать? А легко ли быть первооткрывателями? Хочется ли вам делать открытия? | Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе Да. Первооткрывателями быть трудно, но интересно | Личностные – настрой на позитивное начало урока |
2. Актуализация и первое учебное действие 5-7 мин | На прошлом уроке мы с вами начали путешествие по миру Морфологии и заглянули в страну Существительное. Мы повторили те сведения о существительном, которые изучали в пятом классе. Сегодня мы продолжим путешествие по этой стране. (слайд 3)Сейчас вы сможете проверить прочность ваших теоретических знаний. Поиграем в игру «Волшебная шляпа» (слайд 4) 1.Верно ли, что имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы какой? Чей? 2) В русском языке три склонения: женское, мужское и среднее. 3) Падеж – это непостоянный признак существительного. 4) Одно и то же существительное может относиться к разным склонениям. 5) Все падежи, кроме винительного, называются косвенными. 6) Чтобы определить склонение существительного, нужно знать его род и окончание. 7) У существительных, имеющих форму только множественного числа, нельзя определить склонение. 8)В русском языке пять падежей. 9)В предложении имена существительные бывают только подлежащими 10)К 1 склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием 11)Ко 2 склонению относятся существительные мужского рода с окончанием а-я 12)К 3 склонению относятся существительные женского рода с окончанием а-я Ребята, перед вами лежат маршрутные листы путешественников. Заполните их. Запишите дату Важной орфограммой имен существительных является правописание падежных окончаний. У каждого в маршрутном листе незаполненная таблица «Е_И в падежных окончаниях существительных». (слайд 5) Заполните ее. Поменяйтесь листками, проверьте у соседа. Проверьте себя (слайд 6) | Выбор волшебника. Ответы учащихся Записывают в листы Самостоятельная работа в парах с самопроверкой | Коммуникативные – умение отвечать на поставленные вопросы, ясно и полно выражать свои мысли |
3.Постановка учебной задачи 7 мин | Я приглашаю желающих к доске. Распределите слова по домикам (слайд 7) слава, верность, болото, плач, пламя, изморозь, сумрак, дядя, поклон, темнота, россыпь, время, звездопад 1 скл. 2 скл. 3 скл. слава плач изморозь трава поклон верность темнота болото россыпь сумрак звездопад Прверьте правильность ваших записей (гиперссылка) (слайд 8) Какие слова остались лишними? (гиперссылка) В чем особенность этих слов? (гиперссылка) фиксируется внимание на особенности – ср. р., окончание я Работа в парах Понаблюдайте, как склоняется слова время, сравните со своими кластерами (слайд 9) У доски работает Делают 1й вывод: у существительного время есть окончания как II, так и III склонения.(слайд 10) – Прочитайте название темы в учебнике. Как называются такие существительные? Запишите тему в маршрутный лист. Всего слов 10 на –мя и слово путь | Работа у доски Делают вывод Работают в парах Род - окончание Работают с учебником Записывают в листы | Познавательные УУД: 1.Владеть приемами отбора и систематизации материала. 2.Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия группировать. Коммуникативные УУД: Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный речевой контроль. |
4.Выявление места и причины затруднения 3-5 | Читая учебный материал, используйте пометки: «+»- новое, «?»- есть вопросы. - На какой вопрос быстро нашли ответ? -Какой вопрос показался сложным? Попробуем составить формулу правописания существительных на – мя и дополним наши кластеры «Е и И в падежных окончаниях существительных» новыми сведениями Еще раз прочитаем о разносклоняемых существительных (слайд 11) | Читают параграф Ответы Дополняют кластеры | Регулятивные – расположение материала, полученного в ходе наблюдения, в схему. Познавательные – умение сопоставлять, выявлять сходства и различия Личностные – умение применять сопоставленный анализ при работе |
5.Этап построения проекта выхода из затруднения 5-7 | Значение некоторых слов вы затруднитесь объяснить. А где мы можем узнать? (слайд 12) БРЕМЯ – 1. Тяжёлая ноша (стар.), 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книж.) Взять на себя непосильное бремя. Под бременем забот. (Из Толкового словаря С.И. Ожегова) ПЛЕМЯ ср. — в обширном значении: вид животных. Все племена земные. Племя человеческое — все люди. Колено, поколенье, род, потомство (Из Толкового словаря В.И.Даля) ТЕМЯ — макушка, верх головы, маковка; самое место, где лобовая кость примыкает к двум темянным или макушным костям, и выше до спуска к затылку. Темя горы — самая вершина. СТРЕМЯ, стремена ср. — часть верховой конской сбруи: железная дуга, дужка с проушиной и с донцем, подвешиваемая к седлу на путлище (ремне), для упора ног всадника. Чтобы вам легче и веселее было запомнить эти слова, я предлагаю прочесть стихотворение. Но вот досада, некоторые слова не пропечатались. Ваша задача – вставить разносклоняемые существительные по смыслу. (слайд 13) В стародавнее … В шалашах без окон и дверей Жило-было лохматое … Первобытных людей-дикарей. Они не знали, для чего корове …, Как написать свою фамилию и …, Зачем на лошадь надевать седло и … - Необразованное было это … . Трудно им было жить в эти годы, Угнетало их … забот. И страдали они от погоды Без плащей, без зонтов и без бот. Никто не знал, как развевает ветер …, Что кислород всегда поддерживает …, Над тем как в булку превратить простое …, С утра до вечера они чесали … . Проверим (слайд 14) | В толковом словаре Читают, вставляют слова | Личностные – умение применять сопоставленный анализ при работе Регулятивные – выделение следствия из предложенной для чтения и осмысления информации |
Физкультминутка 1 мин | |||
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи 3 мин | 1.Работа по вариантам. Задание выполняется на доске. Просклоняйте существительное на –мя (темя-1 вариант, путь- 2-й вариант) Обозначьте суффикс ЕН и окончания. | Самостоятельная работа | Коммуникативные – умение отвечать на поставленные вопросы, ясно и полно выражать свои мысли |
7.этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону 5-7 мин | Игра «Редактор» В маршрутных листах у вас есть текст. Напечатан он в спешке, поэтому допущено несколько ошибок. Ваша задача – найти и исправить. Прочитаем текст. Меня всегда привликало творчество художника Васнецова В.М.. Я давно познакомился с картинами, но не знал имини художника до недавнего времени. Унего множество илюстраций к русским сказкам и былинам: «Три боготыря», «Иван царевич на сером волки», «Витязь на распутьи». Многие его кортины находятся в голерее. Я вам тоже советую пресмотреться к картинам Виктора Михайловича Васнецова. А вы, ребята, знакомы с творчеством Васнецова. Вот его знаменитая картина «Три богатыря» (слайд 15) А сейчас быстро исправляем ошибки и проверяем. Ребята, составьте и запишите предложение по картине «Три богатыря» с любым, подходящи по смыслу, разносклоняемым словом. Во многих былинах мы встречаем имена прославленных русских богатырей. | Исправляют, проверяют | Познавательные УУД: 1.Владеть приемами отбора и систематизации материала. 2.Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия группировать. Коммуникативные УУД: Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный речевой контроль. Находить грамматические и орфографические ошибки, исправлять их. |
8.этап включения в систему знаний и повторения 3 мин | ТЕСТ (СЛАЙД 16) 1.К разносклоняемым относятся имена существительные: 1) ж.р. с нулевым окончанием; 2) ср.р. на – мя; 3) м.р. с окончанием – а 2. Особенности разносклоняемых имен существительных: 1) окончание – и в Р., Д., Т. падежах ед. числа; 2) суффикс – ен – во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе; 3) окончание – им в Т.п. ед. числа 3. К разносклоняемым относятся имена существительные: 1) воля; 2) имя; 3) шимпанзе. Не забывайте об особенностях склонения существительного время! (СЛАЙД 17) Упр. 257 | Выполняют тест | Личностные – формирование критического мышления |
9.этап рефлексии учебной деятельности на уроке 1-2 мин Выставление оценок. Домашнее задание 1 мин | Ребята, проходит время, и любые открытия, даже самые смелые и необъяснимые становятся известны для всех. Давайте и мы с вами подведем итог. - С каким настроением вы ухолите с урока? -Интересно ли было изучать новый материал? - Что нового узнали? -Какие умения вам пригодились, чтобы изучить новый материал? -Какое задание показалось сложным, простым, интересным? Подсчитайте смайлики. Какую бы оценку вы себе поставили? Повторить теоретический материал, выучить 10 слов на-мя, упр. | Отвечают, делают выводы Записывают в дневники | Познавательные – умение отвечать на поставленные задачи |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Записать словосочетания; вставить пропущенные буквы; объяснить их правописание. На каждой тропинк…, на чудесной елк…, с умным врач…м, о маленькой Наташ…, о скором пр…бл…жени…, при большом санатори…, при легком пр…к…сновени…, при сильном г…рени…. Составить, используя словосочетания, простое предложение с однородными членами.
Проверяем На каждой тропинк е , на чудесной елк е , с умным врач о м, о маленькой Наташ е , о скором пр и бл и жени и , при большом санатори и , при легком пр и к о сновени и , при сильном г о рени и.
Разносклоняемые существительные Бре мя Вре мя Вы мя Зна мя И мя ср.р. Пла мя Пле мя Се мя Стре мя Те мя Путь м.р.
Суффиксы разносклоняемых существительных
Записать предложение, вставить пропущенные буквы, объяснить правописание слов , составить схему. Время от врем…н… в поры - желых к…мышах слышался плеск и вслед за этим среди зар …слей кувшинок медле ..но пр … плывал к… рась .
Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание слов. 1.Синим плам..нем пылают стаи туч... над бездной моря. 2. От худого сем…н… (не) жди доброго плем…н… . 3. Нет тяжелей брем…н…, чем безделье. 4.Я должен быть дома к своему врем…н… 5.Мы своих домашних животных зовем по им…н… 6.Вождь плем…н… сообщил табору печальные вести .
С писать; вставить пропущенные буквы; объяснить их правописание. 1.Я должен быть дома к своему врем…н… 2.Мы своих домашних животных зовем по им…н… 3.По вечерам меня мучает боль в тем…н… 4.Вождь плем…н… сообщил табору печальные вести .
Составить предложения с фразеологизмами: стремя в стремя, называть вещи своими именами, до поры до времени.
В стародавнее древнее ... В шалашах без окон и дверей Жило-было лохматое ... Первобытных людей-дикарей. Они не знали, для чего корове ..., Как написать свою фамилию и ..., Зачем на лошадь надевать седло и ... – Необразованное было это ... . Трудно было им жить в эти годы, Угнетало их ... забот. И страдали они от погоды Без плащей, без зонтов и без бот. Никто не знал, как развевает ветер ..., Что кислород всегда поддерживает ... Над тем, как в булку превратить простое ..., С утра до вечера они чесали ...
Проверим! В стародавнее древнее время В шалашах без окон и дверей Жило-было лохматое племя Первобытных людей-дикарей. Они не знали, для чего корове вымя , Как написать свою фамилию и имя , Зачем на лошадь надевать седло и стремя – Необразованное было это племя . Трудно было им жить в эти годы, Угнетало их бремя забот. И страдали они от погоды Без плащей, без зонтов и без бот. Никто не знал, как развевает ветер знамя , Что кислород всегда поддерживает пламя Над тем, как в булку превратить простое семя , С утра до вечера они чесали темя.
Домашнее задание выучить правило, знать все разносклоняемые существительные; упражнение 257.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: "Разносклоняемые имена существительные"
Основная цель урока: Создать условия для выявления учащимися отличительных признаков разносклоняемых имен существительныхЗадачи урока:Создать условия для развития:1) предметных компетенций посре...
Презентация к уроку русского языка по теме "Разносклоняемые имена существительные", 6 класс
Презентация к уроку русского языка "Разносклоняемые имена существительные" , 6 классЦели урока:закреплять знания о разносклоняемых существительных, особенностях склонения, правописания;формировать уме...
Урок русского языка 6 класс "Несклоняемые имена существительное"
Собран материал по теме " Несклоняемые имена существителные"...
Технологическая карта урока русского языка "Собственные и нарицательные имена существительные"
С введением ФГОС в 5 классе без технологической карты проведение урока будет невозможным. Для меня это тоже новая форма работы. Разработанная мною карта отвечает всем требованиям, предъявляемым ФГОСом...
технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.
Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....
Технологическая карта урока. Русский язык 6 класс.«Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»
Класс: 6Предмет: Русский языкТип урока, вид: урок изучения новых знаний и способов действий, комбинированныйДата проведения: 29.01.2018Учитель: Дремова Т.Н. Цели урока: 1. Образ...
Урок русского языка 5 класс "Разносклоняемые имена существительные"
Урок выведения новых знаний по технологии СДО, линия учебников А.Д. Шмелев, 5 класс, урок выведения новых знаний "Разносклоняемые имена существительные"...