Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Разносклоняемые имена существительные»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Дюмина Марина Павловна

Тема:          Разносклоняемые имена существительные (с презентацией)

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели : перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, ключевые слова, рифмовки), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;  распознавать разносклоняемые имена существительные в тексте, правильно образовывать и писать формы косвенных падежей; употреблять в речи конструкции с разносклоняемыми именами существительными в косвенных падежах.

Оборудование: проектор, доска, учебники, маршрутные листы, кластеры, шляпа, смайлики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raznosklonyaemye_imena_sushch.doc78.5 КБ
Файл raznosklonyaemye_imena_sushch.pptx1.27 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

«Разносклоняемые имена существительные»

Тема:        Разносклоняемые имена существительные (с презентацией)

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели : перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, ключевые слова, рифмовки), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;  распознавать разносклоняемые имена существительные в тексте, правильно образовывать и писать формы косвенных падежей; употреблять в речи конструкции с разносклоняемыми именами существительными в косвенных падежах.

Оборудование: проектор, доска, учебники, маршрутные листы, кластеры, шляпа, смайлики.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к деятельности

1 мин

Проверка готовности рабочих мест к началу урока.

Все на месте, все в порядке –

Ручки, книжки и тетрадки?

-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас сегодня. Настроение хорошее?.Покажите мне смайлики. У меня тоже отличное настроение!(слайд 2)

Вам нравится путешествовать? А легко ли быть первооткрывателями? Хочется ли вам делать открытия?

Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе

Да. Первооткрывателями быть трудно, но интересно

Личностные – настрой на позитивное начало урока

2. Актуализация и первое учебное действие

5-7 мин

На прошлом уроке мы с вами начали путешествие по миру Морфологии и заглянули в страну Существительное. Мы повторили те сведения о существительном, которые изучали в пятом классе. Сегодня мы продолжим путешествие по этой стране. (слайд 3)Сейчас вы сможете проверить прочность ваших теоретических знаний.

Поиграем в игру «Волшебная шляпа» (слайд 4)

1.Верно ли, что имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы какой? Чей?

2) В русском языке три склонения: женское, мужское и среднее.

3) Падеж – это непостоянный признак существительного.

4) Одно и то же существительное может относиться к разным склонениям.

5) Все падежи, кроме винительного, называются косвенными.

6) Чтобы определить склонение существительного, нужно знать его род и окончание.

    7) У существительных, имеющих форму только множественного числа, нельзя определить склонение.

    8)В русском языке пять падежей.

    9)В предложении имена существительные бывают только подлежащими

    10)К 1 склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием

    11)Ко 2 склонению относятся существительные мужского рода с окончанием а-я

    12)К 3 склонению относятся существительные женского рода с окончанием а-я

Ребята, перед вами лежат маршрутные листы путешественников. Заполните их. Запишите дату

Важной орфограммой имен существительных является правописание падежных окончаний. У каждого в маршрутном листе незаполненная таблица «Е_И в падежных окончаниях существительных». (слайд 5) Заполните ее. Поменяйтесь листками, проверьте у соседа. Проверьте себя (слайд 6)

Выбор волшебника.

Ответы учащихся

Записывают в листы

Самостоятельная работа  в парах с самопроверкой

Коммуникативные – умение отвечать на поставленные вопросы, ясно и полно выражать свои мысли

3.Постановка учебной задачи

7 мин

Я приглашаю желающих к доске.

Распределите слова по домикам (слайд 7)

слава, верность, болото, плач, пламя, изморозь, сумрак, дядя, поклон, темнота, россыпь, время, звездопад

1 скл.        2 скл.                        3 скл.

слава        плач                        изморозь

трава         поклон                верность

темнота        болото                 россыпь

                                         сумрак

                                        звездопад

Прверьте правильность ваших записей (гиперссылка) (слайд 8)

Какие слова остались лишними? (гиперссылка)

В чем особенность этих слов? (гиперссылка)

фиксируется внимание на особенности – ср. р., окончание я 

Работа в парах

Понаблюдайте, как склоняется слова время, сравните со своими кластерами (слайд 9)

У доски работает

Делают 1­й вывод: у существительного время есть окончания как II, так и III склонения.(слайд 10)

– Прочитайте название темы в учебнике. Как называются такие существительные? Запишите тему в маршрутный лист.

Всего слов 10 на –мя и слово путь

Работа у доски

Делают вывод

Работают в парах

Род - окончание

Работают с учебником

Записывают в листы

Познавательные УУД:

1.Владеть приемами отбора и систематизации материала.

2.Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия группировать.

Коммуникативные УУД:

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

 Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный речевой контроль.

4.Выявление места и причины затруднения

3-5

Читая учебный материал, используйте пометки: «+»- новое, «?»- есть вопросы.

- На какой вопрос быстро нашли ответ?

 -Какой вопрос показался сложным?

Попробуем составить формулу правописания существительных на – мя и дополним наши кластеры «Е и И в падежных окончаниях существительных» новыми сведениями

Еще раз прочитаем о разносклоняемых существительных (слайд 11)

Читают параграф

Ответы

Дополняют кластеры

Регулятивные – расположение материала, полученного в ходе наблюдения, в схему.

Познавательные – умение сопоставлять, выявлять сходства и различия

Личностные – умение применять сопоставленный анализ при работе

5.Этап построения проекта выхода из затруднения

5-7

Значение некоторых слов вы затруднитесь объяснить. А где мы можем узнать? (слайд 12)

БРЕМЯ – 1. Тяжёлая ноша (стар.), 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книж.) Взять на себя непосильное бремя. Под бременем забот. (Из Толкового словаря С.И. Ожегова)

ПЛЕМЯ ср. — в обширном значении: вид животных. Все племена земные. Племя человеческое — все люди. Колено, поколенье, род, потомство (Из Толкового словаря В.И.Даля)

ТЕМЯ — макушка, верх головы, маковка; самое место, где лобовая кость примыкает к двум темянным или макушным костям, и выше до спуска к затылку. Темя горы — самая вершина.

СТРЕМЯ, стремена ср. — часть верховой конской сбруи: железная дуга, дужка с проушиной и с донцем, подвешиваемая к седлу на путлище (ремне), для упора ног всадника.

Чтобы вам легче и веселее было запомнить эти слова, я предлагаю прочесть стихотворение. Но вот досада, некоторые слова не пропечатались. Ваша задача – вставить разносклоняемые существительные по смыслу. (слайд 13)

В стародавнее …

В шалашах без окон и дверей

Жило-было лохматое …

Первобытных людей-дикарей.

Они не знали, для чего корове …,

Как написать свою фамилию и …,

Зачем на лошадь надевать седло и … -

Необразованное было это … .

Трудно им было жить в эти годы,

Угнетало их … забот.

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер …,

Что кислород всегда поддерживает …,

Над тем как в булку превратить простое …,

С утра до вечера они чесали … .

Проверим (слайд 14)

В толковом словаре

Читают, вставляют слова

Личностные – умение применять сопоставленный анализ при работе

Регулятивные – выделение следствия из предложенной для чтения и осмысления информации

Физкультминутка

1 мин

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

3 мин

1.Работа по вариантам. Задание выполняется на доске.

Просклоняйте существительное на –мя (темя-1 вариант, путь- 2-й вариант) Обозначьте суффикс ЕН и окончания.

Самостоятельная работа

Коммуникативные – умение отвечать на поставленные вопросы, ясно и полно выражать свои мысли

7.этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

5-7 мин

Игра «Редактор»

В маршрутных листах у вас есть текст. Напечатан он в спешке, поэтому допущено несколько ошибок. Ваша задача – найти и исправить. Прочитаем текст.

Меня всегда привликало творчество художника Васнецова В.М.. Я давно познакомился с картинами, но не знал имини художника до недавнего времени. Унего множество илюстраций к русским сказкам и былинам: «Три боготыря», «Иван царевич на сером волки», «Витязь на распутьи». Многие его кортины находятся в голерее. Я вам тоже советую пресмотреться к картинам Виктора Михайловича Васнецова.

А вы, ребята, знакомы с творчеством Васнецова. Вот его знаменитая картина «Три богатыря» (слайд 15)

А сейчас быстро исправляем ошибки и проверяем.

Ребята, составьте и запишите предложение по картине «Три богатыря» с любым, подходящи по смыслу, разносклоняемым словом.

Во многих былинах мы встречаем имена прославленных русских богатырей.

Исправляют, проверяют

Познавательные УУД:

1.Владеть приемами отбора и систематизации материала.

2.Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия группировать.

Коммуникативные УУД:

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

 Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный речевой контроль.

Находить грамматические  и орфографические ошибки, исправлять их.

8.этап включения в систему знаний и повторения

3 мин

ТЕСТ (СЛАЙД 16)

1.К разносклоняемым относятся имена существительные:

1) ж.р. с нулевым окончанием;

2) ср.р. на  – мя;

3) м.р. с окончанием  – а

2. Особенности разносклоняемых имен существительных:

1) окончание  – и в Р., Д., Т. падежах ед. числа;

2) суффикс – ен – во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе;

3) окончание – им в Т.п. ед. числа

3. К разносклоняемым относятся имена существительные:

1) воля;

2) имя;

3) шимпанзе.

Не забывайте об особенностях склонения существительного время! (СЛАЙД 17)

Упр. 257

Выполняют тест

Личностные – формирование критического мышления

9.этап рефлексии учебной деятельности на уроке

1-2 мин

Выставление оценок.

Домашнее задание

1 мин

Ребята, проходит время, и любые открытия, даже самые смелые и необъяснимые становятся известны для всех. Давайте и мы с вами подведем итог.

- С каким настроением вы ухолите с урока?

-Интересно ли было изучать новый материал?

- Что нового узнали?

-Какие умения вам пригодились, чтобы изучить новый материал?

-Какое задание показалось сложным, простым, интересным?

Подсчитайте смайлики. Какую бы оценку вы себе поставили?

Повторить теоретический материал, выучить 10 слов на-мя, упр.

Отвечают, делают выводы

Записывают в дневники

Познавательные – умение отвечать на поставленные задачи


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разносклоняемые имена существительные

Слайд 2

Записать словосочетания; вставить пропущенные буквы; объяснить их правописание. На каждой тропинк…, на чудесной елк…, с умным врач…м, о маленькой Наташ…, о скором пр…бл…жени…, при большом санатори…, при легком пр…к…сновени…, при сильном г…рени…. Составить, используя словосочетания, простое предложение с однородными членами.

Слайд 3

Проверяем На каждой тропинк е , на чудесной елк е , с умным врач о м, о маленькой Наташ е , о скором пр и бл и жени и , при большом санатори и , при легком пр и к о сновени и , при сильном г о рени и.

Слайд 4

Разносклоняемые существительные Бре мя Вре мя Вы мя Зна мя И мя ср.р. Пла мя Пле мя Се мя Стре мя Те мя Путь м.р.

Слайд 6

Суффиксы разносклоняемых существительных

Слайд 7

Записать предложение, вставить пропущенные буквы, объяснить правописание слов , составить схему. Время от врем…н… в поры - желых к…мышах слышался плеск и вслед за этим среди зар …слей кувшинок медле ..но пр … плывал к… рась .

Слайд 8

Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание слов. 1.Синим плам..нем пылают стаи туч... над бездной моря. 2. От худого сем…н… (не) жди доброго плем…н… . 3. Нет тяжелей брем…н…, чем безделье. 4.Я должен быть дома к своему врем…н… 5.Мы своих домашних животных зовем по им…н… 6.Вождь плем…н… сообщил табору печальные вести .

Слайд 9

С писать; вставить пропущенные буквы; объяснить их правописание. 1.Я должен быть дома к своему врем…н… 2.Мы своих домашних животных зовем по им…н… 3.По вечерам меня мучает боль в тем…н… 4.Вождь плем…н… сообщил табору печальные вести .

Слайд 10

Составить предложения с фразеологизмами: стремя в стремя, называть вещи своими именами, до поры до времени.

Слайд 11

В стародавнее древнее ... В шалашах без окон и дверей Жило-было лохматое ... Первобытных людей-дикарей. Они не знали, для чего корове ..., Как написать свою фамилию и ..., Зачем на лошадь надевать седло и ... – Необразованное было это ... . Трудно было им жить в эти годы, Угнетало их ... забот. И страдали они от погоды Без плащей, без зонтов и без бот. Никто не знал, как развевает ветер ..., Что кислород всегда поддерживает ... Над тем, как в булку превратить простое ..., С утра до вечера они чесали ...

Слайд 12

Проверим! В стародавнее древнее время В шалашах без окон и дверей Жило-было лохматое племя Первобытных людей-дикарей. Они не знали, для чего корове вымя , Как написать свою фамилию и имя , Зачем на лошадь надевать седло и стремя – Необразованное было это племя . Трудно было им жить в эти годы, Угнетало их бремя забот. И страдали они от погоды Без плащей, без зонтов и без бот. Никто не знал, как развевает ветер знамя , Что кислород всегда поддерживает пламя Над тем, как в булку превратить простое семя , С утра до вечера они чесали темя.

Слайд 13

Домашнее задание выучить правило, знать все разносклоняемые существительные; упражнение 257.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Разносклоняемые имена существительные"

Основная цель урока: Создать условия для выявления учащимися отличительных признаков разносклоняемых имен существительныхЗадачи урока:Создать условия для развития:1)  предметных компетенций посре...

Презентация к уроку русского языка по теме "Разносклоняемые имена существительные", 6 класс

Презентация к уроку русского языка "Разносклоняемые имена существительные" , 6 классЦели урока:закреплять знания о разносклоняемых существительных, особенностях склонения, правописания;формировать уме...

Урок русского языка 6 класс "Несклоняемые имена существительное"

Собран материал по теме " Несклоняемые имена существителные"...

Технологическая карта урока русского языка "Собственные и нарицательные имена существительные"

С введением ФГОС в 5 классе без технологической карты проведение урока будет невозможным. Для меня это тоже новая форма работы. Разработанная мною карта отвечает всем требованиям, предъявляемым ФГОСом...

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока. Русский язык 6 класс.«Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»

Класс: 6Предмет: Русский языкТип урока, вид: урок изучения новых знаний и способов действий, комбинированныйДата проведения: 29.01.2018Учитель: Дремова Т.Н.  Цели урока: 1.   Образ...

Урок русского языка 5 класс "Разносклоняемые имена существительные"

Урок выведения новых знаний по технологии СДО, линия учебников А.Д. Шмелев, 5 класс, урок выведения новых знаний "Разносклоняемые имена существительные"...