Урок: Понятие инфинитива (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок: Понятие инфинитива (5 класс) | 385.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Понятие инфинитива
ТИП УРОКА: урок открытия новых знаний.
ВИД УРОКА: традиционный.
ЦЕЛИ:
1. Дидактические
Формирование системы знаний, умений, навыков по теме «Инфинитив»;
2. Развивающие
Развитие мышления, элементов творческой деятельности (интуиции, воображения, смекалки);
Развитие эстетических представлений, художественного вкуса.
3. Воспитательные
Воспитание уверенности в своих силах; гуманизма и любви к прекрасному;
Воспитание творческой, ответственной личности, стремящейся к самоорганизации и субъектности на всех этапах обучения.
ЗАДАЧИ:
1. Образовательные:
Дать понятие инфинитива, его основных особенностей и характеристик;
Научиться определять инфинитивы в тексте;
Формирования умений применять полученные знания на практике.
2. Развивающие:
Развитие навыков самостоятельной работы;
Развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы;
Развивать логическое мышление (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа).
3. Воспитательные:
Воспитание творчески активной личности;
Воспитание у учащихся уважительного отношения к точке зрения своих товарищей, навык активного слушания и корректного участия в учебном диалоге.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные
- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
- развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;
- развитие чувства прекрасного;
- ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока.
Метапредметные
Регулятивные УУД
- принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД
- осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
- осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД
- выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения.
Предметные результаты
- формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
- овладение изучаемыми нормами русского языка; использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
- овладение основными понятиями и правилами из области морфологии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка; использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
ФОРМЫ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ: фронтальная, индивидуальная.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: Русский язык. 5 класс. Учебник для ОУ в 2 ч (ч. 2). Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г.Лисицын. М.: Просвещение, 2016;
Карточки с упражнением на конструирование текста (по 1 экз. на ученика).
ПОДГОТОВКА К УРОКУ: вынесение на доску даты, типа урока, оставление места для открытия темы; вынесение пословиц на доску, материала для выполнения упражнений на конструирование слов.
КРАТКАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА:
Этап. Время в минутах. Цель этапа. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся, вид работы. | УУД |
1. Организационный, 2. - Подготовка учащихся к работе на уроке. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Сверка отсутствующих | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Перекличка. | (Р) волевая саморегуляция |
2. Проверка домашнего задания. Сообщение целей и задач. 4. - Определение содержания урока. Создание условий для возникновения внутренней потребности к работе. | Организация восприятия информации. Проверка и оценка домашнего задания. Настрой на проблемную ситуацию. | Запись даты и типа урока. Проговаривание домашней работы. Осознание предстоящей работы. | (К) планирование учебного сотрудничества. (Р) выполнение учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция
|
3. Мотивация. Актуализация знаний. 5+3. - Уточнение содержания урока. Актуализация опорных знаний и способов действий. Организация деятельности учащихся на формирование целей урока. | Постановка и решение проблемной ситуации. Комментирование и уточнение целей и задач. Вынесение темы урока. | Выполнение упражнения. Ответы на вопросы. Выход к пониманию темы урока. - Индивидуальная, фронтальная работы. | (П) анализ, синтез, выполнение действий по алгоритму. (Л) перспективная мотивация. |
4. Этап объяснения новых знаний. 2+1+9. - Изучение теоретического материала. | Изучение теории в учебнике. Комментарии преподавателя. Создание схемы. | Прочтение теории и прослушивание комментариев. Запись схемы. | (К) овладение умением воспринимать теоретический материал в процессе чтения учебника, на слух и визуально. |
5. Этап закрепления новых знаний. 4+7+9. - Организация деятельности учащихся на достижение целей урока. Проверка умений мыслить, доказывать. Закрепить орфографические правила. | Инструктаж, проверка и оценка упражнений. Организация работы учащихся. Уточнение теории по синтаксису. | Выполнение упражнения на образование инфинитива от основы слова. Выполнение упражнения в учебнике на исправление ошибок. Работа с синтаксисом. - Индивидуальная самостоятельная, фронтальная работы. | (П) анализ, синтез, выполнение действий по алгоритму и речевого высказывания. (П) использование системы научных и теоретических знаний на практике. (Р) выполнение учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция. (Р) контроль, коррекция и взаимооценка. (К) умение интегрироваться, аргументация своего мнения. (К) овладение умением воспринимать и оценивать высказывания других |
6. Информирование о домашнем задании и инструктаж. 3. - Сообщить и разъяснить домашнее задание и методику его выполнения. | Постановка цели выполнения домашнего задания, инструктаж, ответы на вопросы. | Запись задания, прослушивание инструкций, уточняющие вопросы. | (Р) составление плана и последовательности действий. (Л) перспективная мотивация. |
7. Рефлексия, оценивание. 3. - Организация самооценки учащихся. | Вывод по уроку, рефлексия, выставление оценок. | Краткий пересказ сути урока, рефлексия, ответы на вопросы учителя, прослушивание и осознание оценки. – Индивидуальная работа. | (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Серегина О.С. Такие разные конспекты уроков: Учебно-методическое пособие. – Новокузнецк: РИО КузГПА, 2007.
Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: На уроке в 5 кл. : Русский язык: Универс. Рабочая тетр. С богатым теорет., а также практ. Материалом, подгот. Для детей и их родителей, для преподавателей-словесников. – 1994.
Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя / Богданова Г.А., 2000.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап
Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Все готовы к началу урока? Давайте проверим отсутствующих на уроке и проведем перекличку.
2. Проверка домашнего задания. Сообщение целей и задач
Перепишите с доски число и «классная работа». Давайте прослушаем выполнение домашнего задания №373 (оценка вызванного ученика). Спасибо.
Сегодня, ребята, мы с вами продолжим работу с глаголом. Мы должны с вами всесторонне изучить эту часть речи, но пора углубиться и изучить определенный аспект глагола, который вам еще не знаком. Поэтому оставьте пустую строчку для темы урока.
3. Актуализация знаний
Посмотрите, пожалуйста, на доску. Перед вами – мудрые пословицы. Перепишите их. Над каждым глаголом подпишите все известные вам признаки глагола – время, число и лицо, род, если он есть.
(Запись в тетради)
Книги читаю (наст. вр., 1 л. ед. ч.) – мир открываю (наст. вр., 1 л. ед. ч.).
Поспешишь (буд. вр., 2 л. ед. ч.) – людей насмешишь (буд. вр., 2 л. ед. ч.).
Книга мала, а ума придала (прош. вр., 3 л. ед. ч. ж.р.).
Учить (?) – ум точить (?).
Ребята, давайте проверим ответы по цепочке (проверка, должно возникнуть затруднение в последней пословице). Что особенного в этой пословице? (Нельзя определить признаки). Да, это действительно так. И глагол, употребленной в форме, которая не выражает признаков, называется инфинитивом. Напишите тему урока – «Понятие инфинитива».
4. Этап объяснения новых знаний
Давайте с вами прочитаем теорию на странице 54. (Ученик зачитывает с места). Предлагаю вам составить схему вместе со мной.
Мы сегодня изучаем тему «Инфинитив». Инфинитив – что это такое, в широком смысле? (Форма глагола). Запишем в таблицу вопросы, на которые инфинитив отвечает. Теперь запишем под тремя стрелочками три инфинитива – печь, делать, нести. Давайте разберем эти глаголы поморфемно. (Печь – корень, дел – корень, а – суффикс, ть – окончание, нес – корень, ти – окончание). Значит, продлим стрелочки от примеров и запишем, что инфинитив заканчивается либо на окончание –ти, либо на окончание –ть, либо на финалию – чь, которая будет частью глагола (потому что она не исчезает при изменении формы глагола – печет, печем).
5. Этап закрепления новых знаний.
Однако, не всегда все ученики умеют правильно использовать такую схему. Давайте обратим внимание на задание учебника на полях. (1 ученик зачитывает текст). Давайте определим, в чем была ошибка ученика. У вас есть мысли, как это определить? (Нет). Вам нужно будет задать вопрос к слову и вам все станет ясно. (Выслушивание ответа 3х учеников, по строчке каждый.
Ползти – что делать, крути – что делай, идти – что делать, пути – что, вести – что/что делать, в зависимости от того, что имел ученик. Следовательно, крути, пути не подходят – это другая форма глагола и существительное.
Кровать – что, спать – что делать, отдыхать – что делать, пропасть – что/что делать в зависимости от того, что имел ученик, съесть – что делать. Следовательно, кровать не подходит – это существительное.
Толочь – что делать, прожечь – что сделать, мелочь – что, печь – что/что делать, беречь – что. Следовательно, мелочь – лишнее слово, существительное).
Итак, в чем же была ошибка ученика? (Он посмотрел на внешнюю форму слова и не задал к нему вопрос). Вы не будете теперь допускать таких ошибок? (Да). Молодцы. Закрепим изученное.На доске перед вами записаны существительные. Вам надо переписать их в столбик и через тире образовать с основами этих существительных два инфинитива, употребив суффикс -ся. Один должен отвечать на вопрос что делать, а другой – что сделать (запись в тетради, проверка выполнения на оценку)
Увлечение – увлекаться, увлечься
Удивление – удивляться, удивиться
Наслаждение – наслаждаться, насладиться
Раздражение – раздражаться, -
Удаление – удаляться, удалиться
И еще я хочу вас познакомить с функциями глагола в предложении. Я сейчас буду диктовать вам предложения. Записываете и находите в нем инфинитив. Если у вас есть предположения, какой это член предложения, озвучиваете его. Если нет – я вам расскажу то, чего вы еще не знаете. После моих пояснений подчеркиваете инфинитив как тот член предложения, которым он является.
Не спать (подлежащее) — вредно. Я боюсь заболеть (часть составного сказуемого). Открыть (сказуемое) ему дверь? Все вышли на улицу посмотреть (обстоятельство цели) на северное сияние. Ему посоветовали молчать (дополнение). У меня возникло острое желание помочь (определение).
Итак, из-за того, что инфинитив максимально «обезличен» в плане наличия особенных признаков, он может употребляться в предложении в самых разных функциях.
6. Информирование о домашнем задании и инструктаж
На дом я вам задаю следующее задание. Сейчас вы изучаете произведение Короленко Владимира Галактионовича "В дурном обществе". Из последней главы, которую вы найдете в учебнике, выпишите все инфинитивы. Их там около десяти. Задайте к ним вопросы, отметьте, с помощью чего инфинитив образован, то есть, отметьте суффикс или финалию. Все ли вам понятно?
7. Рефлексия, оценивание.
Итак, ребята, вам понравился сегодняшний урок? Что вы отметили для себя нового и интересного, с чем познакомились? (Краткий пересказ учеником сути урока). Спасибо. Поднимите руки те, кто сегодня хорошо справился с заданиями, доволен своей работой на уроке. Спасибо. Теперь те, кто собой не доволен и справился плохо. Почему так получилось? (Выслушивание ответов). Как вы думаете, что нужно сделать, чтоб впредь избегать такой ситуации? (Выслушивание ответов). Спасибо. Я надеюсь, в дальнейшем все будут хорошо справляться с классной работы и научатся на своем опыте. Оценки за урок получают (выставление). Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект урока "Понятие базы данных и информационной системы. Основные понятия БД"
Аннотация к уроку «Понятие базы данных и информационной системы. Основные понятия БД».Тема: «Понятие базы данных и информационной системы. Основные понятия БД».Работу выполнил: учитель инф...
Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.
Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки. Я назвала бы свой урок уроком обобщения.Задача - заставить работать...
Презентация к уроку "Понятие систем" (11 класс)
Презентация к уроку "Понятие систем". Учебник "Информатика и ИКТ", автор И.Г. Семакин....
Тест Правило инфинитива. 10 класс
Тест- на усвоение правила инфинитива 10-11 класс. Содержит несколько вариантов, может быть ипользован на уроке контроля....
Конспект урока "Понятие клетка" 8 класс
Конспект урока "Понятие клетка" 8 класс. Все учащиеся знают определение, понятие клетка....
Технологическая карта урока "Понятие технологии" 5 класс
Формирование понятия "технология"....
Технологическая карта и презентация к уроку "Понятие процента" 6 класс
Технологическая карта и презентация к уроку "Понятие процента" 6 класс...