Технологическая карта и презентация к уроку "Понятие процента" 6 класс
презентация к уроку по математике (6 класс)

Резепина Наталья Васильевна

Технологическая карта и презентация к уроку "Понятие процента" 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по математике  в 6 классе

Тема: Понятие процента

Ф.И.О. Резепина Наталья Васильевна

Место работы: МКОУ «Ребрихинская СОШ»

Должность: учитель математики

Предмет: Математика

Класс: 6

Тема и номер урока в теме: Понятие процента, первый урок по теме.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель учителя: ознакомить учащихся с понятием «процента»; учить записывать в процентах десятичные дроби и проценты в виде десятичных дробей; совершенствовать вычислительные навыки, отрабатывать навыки устного счета.

Методическая цель: показать использование элементов системно-деятельностного подхода через разнообразие форм, методов, приемов при изучении нового материала.

Цель урока: сформировать понятие о проценте, как одной сотой числа.

Задачи

- Ввести понятие процента на основе нахождения одной сотой мер массы и длинны

- Учить переводить проценты в десятичную дробь и обратно

- Отрабатывать навык нахождения процента от числа и навыки устного счета

Формируемые УУД:

Предметные: уметь объяснять, что такое процент; представлять проценты в виде десятичных дробей и дроби в виде процентов.

Личностные: формирование  устойчивой мотивации к обучению; познавательного интереса к урокам математики. Способности к адекватной самооценке результатов своих действий.

Регулятивные: формирование  умения определять и формулировать цель  урока; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; работать по составленному плану; отличать способ и результат своих действий с заданным эталоном; понимать перспективы дальнейшей работы.

Познавательные:  умение ставить и формулировать проблему; умение делать предположения и обосновывать их; умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. Умение ориентироваться  в своей системе знаний; добывать новые знания.

Коммуникативные: формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других, умение сотрудничать в паре и группе.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: уметь определять понятие процента.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, презентация.

Технологическая карта урока

№ п/п

Этапы урока

Время, мин.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 Формируемые УУД

1.

Организационный и мотивационный этап.

Цель:

1) включить учащихся в учебную деятельность;

2) определить содержательные рамки урока

Вывод;

1

Учитель создает эмоциональный настрой на урок.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке. Надеюсь, что у вас хорошее настроение. Сегодня урок я хочу начать словами Французского философа  Ж.Ж. Руссо (1712-1778г) «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много хорошего умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».  

Я желаю вам сегодня удачи и думаю, что уже сегодня вы покажите, как много хорошего вы умеете, насколько вы целеустремленные и как вы стремитесь к достижению цели.  (слайд 1)

Класс готов к уроку.

Приветствуют друг друга и учителя.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р: организация своей учебной деятельности.

Л: мотивация учения

2.

 Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Цель этапа: 1)актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала

2)зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний

3

- Чтоб работать нам быстро и ловко, нам нужна для ума тренировка.

Устная работа (слайд 2)

1м = 100  см

1 ц =  100  кг

1 га =   100  а

1 см =  1/100  м

1 кг =  1/100   ц

1 а  =    1/100  га

Полная готовность класса к учебной деятельности. Быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Слушают высказывание. Записывают число и классная работа

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы

П: структурирование собственных знаний

К: умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, оформлять свои мысли в устной форме.

Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Л: оценивание усваиваемого материала.

3

Формулирование темы и цели урока.

Цель этапа:

1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности.

2) согласовать тему и цель урока.

2

Посмотрите на картинки, которые находятся у вас на столе. Как вы считаете, что их объединяет? Почему сегодня на уроке мы говорим о скидках, акциях, выборах президента России? Как они могут быть связаны с темой нашего урока?

Итак, тема нашего урока ПРОЦЕНТ.

Вы знаете, что это такое? Откуда к нам пришло это понятие? (Историческая справка) (слайд 3)

Слово процент латинского происхождения: про центум означает «на сто». Еще в древние времена существовала практика дачи денег взаем (в долг). Заемщик, возвращал долг, платил за пользование займом некоторую  заранее оговоренную сумму с каждых 100 взятых денежных единиц: «со ста» (pro cento – лат), сокращая слово cento так: cto  . Однажды наборщик типографии неправильно набрал это сокращение и получился знак %, который теперь широко используется.

Это универсальная величина, которая появилась из практической необходимости измерения различных величин. Она очень важная в курсе математики.

В этом году мы начинаем эту тему, а потом мы к ней не раз еще вернемся в других классах. А полученные знания о процентах пригодятся при изучении физики, химии, при выполнении заданий впр, на экзаменах.

На какие три самые важные три вопроса мы должны сегодня с вами найти ответы?

Что это? Что должны выяснить на уроке? (приклеить или записать на доске)

Как это?

Зачем это? (Приложение 1)

Отвечают на вопросы. Определяют тему урока.

Что это?

Как это?

Зачем это?

П: умение осознанно и произвольно выстраивать речевые высказывания в устной форме.

Л: формирование  устойчивой мотивации к обучению; познавательного интереса к урокам математики.

К: умения вступать в диалог с учителем, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4

Построение проекта выхода из затруднений.

Цель этапа:

 1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;

2)организовать поиск решения через побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог.

3) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме

5

(слайд 4) Как вы понимаете пословицу?

«Видит око далеко, а ум ещё дальше»

1кг=1/100 ц

1см=1/100м

1а=1/100га

Итак, рассматриваемые соотношения

этих величин связаны с одой сотой частью. Эту одну сотую часть и принято называть процентом. (слайд 5)

Попробуйте запомнить это определение, повторите. Прочитайте про себя. Повторите хором.

 

Как читают процент? (слайд 6)

Кратко записывать процент: 1%=1/100=0,01

(схема крепится на доску)

На какой вопрос мы ответили?

Отвечают, что все величины связаны с одной сотой частью.

Читают определение, пытаются его запомнить, повторяют вслух.

Вступают в диалог с учителем

Что это?

 

П: умение ставить и формулировать проблему;

умение ориентироваться  в своей системе знаний.

Л: формирование готовности к самообразованию

К: умение оформлять свои мысли в устной форме.

Р: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5

Первичное закрепление  

  Цель этапа:

организовать первичное применение нового знания.

15

Ну а теперь будем искать ответ на другой вопрос: Как это?

Может кто-то из вас уже догадался,  как записать процент в виде дроби? (слайд 7)

Если нет, то где можно найти ответ на этот вопрос?

По цепочке у доски или по желанию.

на доске соединяют правильные ответы

Проценты перевести в дробь: (Приложение 3)

1% =

5%=

25%=

50%=

75%=

100%=

Вывод как проценты перевести в десятичную дробь?

Некоторые проценты нужно ЗАПОМНИТЬ

 (слайд 8) Записать в тетради.

Возникает вопрос: А можно ли десятичную дробь записать в виде процента?

0,5=50%   А как получить?

(слайд 9) обсудить устно и раздать каждому.

 А потом перейти к упражнениям: (крепятся на доске).

Запишите дробь  в виде процента: (Приложение 4)

1/100 =

2/100 =

0,17=

3/10=

2/5 = (у доски и в тетрадях)

(слайд 10) Вывод: что нужно сделать с десятичной дробью, чтобы представить ее в виде процента?

Чтобы проценты перевести в дробь…(читаем памятку)

Чтобы дробь перевести в проценты…(читаем памятку)

(записывают в тетради)

В памятке (приложение 2)

Записывают в тетрадь.

Предполагают: Дробь умножить на 100.

Учащиеся выходят по одному к доске и соединяют задания с правильными ответами.

Находят ответы на вопросы в памятке.  

П: формирование интереса к данной теме.

Л: формирование готовности к самообразованию.

Р: умение определять и формулировать цель  урока; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; работать по составленному плану.

К: умение оформлять свои мысли в устной  и письменной форме; слушать и понимать речь других.

Р: умение работать по составленному плану.

П: формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение; умение делать предположения и обосновывать их.

6

Обучающая самостоятельная работа.

Цель этапа: закрепление нового способа действий, рефлексия достижения цели.

 каждый для себя должен сделать вывод о том, что уже умеет, знает, а над чем следует еще поработать.

5

тест     (Приложение 5)

Организует выполнение уч-ся самостоятельной работы на новое знание.

Организует самопроверку по эталону.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками

взаимопроверка (слайд 11)

Критерии: (слайд 12)

-выполнено без ошибок – отлично

-допущена одна ошибка – хорошо

-допущено 2 или 3 ошибки –удовлетворительно

допущено более  трех ошибок – нужно поработать дома над заданиями

Оценки за тест я выставлю в журнал (узнать кто и на какую оценку выполнил тест).  

Благодарю  за активную работу на уроке

вы мне очень помогли. Спасибо.

Выполняют задание самостоятельно в тетради.

Выполняют самопроверку по эталону.

Называют место своего затруднения, причину  исправляют ошибки.

Выполняют самооценку

П: умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Р: отличать способ и результат своих действий с заданным эталоном.

К: умение оформлять свои мысли в устной  и письменной форме; слушать и понимать речь других.

7

Рефлексия деятельности на уроке

Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.

5

На какие вопросы мы нашли ответы?

Остался последний вопрос. Ответьте: зачем, как вы думаете, нужны проценты?

Оказывается, проценты имеют большое применение в жизни, в профессиях. (слайд 13, 14)

Выполнение теста показало, что вы умеете выполнять эти действия.

Узнали что такое проценты

Как обозначается %

Узнали как переводить проценты в дробь.

Переводить дробь в проценты.

Где применяется.

Л: умение оценивать себя на основе критерия успешности.

К: умение оформлять свои мысли в устной  и письменной форме; слушать и понимать речь других.

Р: понимать перспективы дальнейшей работы.

2

Оцените, насколько вы усвоили тему сегодняшнего урока в процентах:

              Тему усвоил(а) хорошо

           Надо ещё поработать дома

                Не понял(а) тему урока.

 (Поднимают карточки определенного цвета.)

Р. Оценивание собственной деятельности на уроке.

8.

Информация о домашнем задании

2

(Карточка) Выучить определение и правила

Решить задания в карточке.

Творческое задание написать сообщение или сделать презентацию: «Применение процента в жизни или в профессии». (Приложение 6)

Те, кто выполняет творческое задание могут не решать.

Задание на выбор (по желанию).

На следующем уроке мы будем учиться находить процент от  числа и решать задачи разного типа.

 Записывают домашнее задание

Приложение 1

Что это?

Как это?

Зачем это?

% - знак

1% =  =0,01

а%      дробь

дробь        а%

ЗАДАЧИ

ВПР

ХИМИЯ ФИЗИКА

ЭКЗАМЕНЫ

В ПРОФЕССИИ

В БЫТУ

В ЖИЗНИ

Раздаточный материал

Что это?

% - знак

1% =  =0,01

Как это?

а%            дробь

дробь            а%

Зачем это?

ЗАДАЧИ

ВПР

ХИМИЯ, ФИЗИКА

ЭКЗАМЕНЫ

В ПРОФЕССИИ

В БЫТУ

В ЖИЗНИ

Приложение 2

Памятка

  • Процентом называется сотая часть какого-либо числа (величины).
  • Процент обозначается знаком  %, например, 5%, 100%.
  • Чтобы количество процентов записать в виде дроби надо это число разделить на 100 .
  • Чтобы записать дробь в виде процентов, надо умножить ее на 100%.
  • Найти Р% от А – это Р/100 · А, например 2% от 300 – это 2/100 · 300 = 6.

 

Приложение 3

1% =

0,01

5%=

0,05

25%=

0,25

50%=

0,5

75%=

0,75

Приложение 4

=

1%

 =

2%

0,17=

17%

=

30%

 =

4%

Приложение 5

Тест

1. Сотая часть числа (величины) – это ___________

2. Выберите десятичную дробь, которую можно записать как:

   1%                                               0,35

   14%                                             0,01

    35%                                             0,14

3. Установи соответствие между десятичной

дробью и её выражением в процентах:   

0,6                                                   60%

0,52                                                142%

0,08                                                52%

1,42                                                  8%

Приложение 6

Домашнее задание

1. Заучить определение, знать обозначение процента, уметь применять правила.

2. Запишите дроби в виде процентов:
а) 0,03       г)

б) 0,1         д)

в) 0,5

3. Запишите проценты в виде дроби:
а) 5%

б) 70%

в) 120%

4. Творческого характера: написать сообщение или составить презентацию

«Применение процентов в жизни или  в профессии».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много хорошего умеете, если будете постоянно работать над собой. ставить новые цели и стремиться к их достижению,,,» Ж.Ж. Руссо(1712-1778г )

Слайд 2

Устная работа 1м = см 1 ц = кг 1 га = а 1 см = м 1 кг = ц 1 а = га 100 100 100 1/100 1/100 1/100

Слайд 4

«Видит око далеко, а ум ещё дальше»- гласит пословица 1ц=100 кг 1/100ц= 1кг 1м=100 см 1/100м=1см 1га=100 а 1/100га= 1а 1/100= ?

Слайд 5

Процентом называется сотая часть величины или числа.

Слайд 8

Запомни: 50%= ½ 25%= ¼ 75%= ¾ Если проценты можно заменить дробью, то как дробь заменить процентом?

Слайд 10

ПАМЯТКА Процентом называется сотая часть какого-либо числа (величины). Процент обозначается знаком %, например, 5%, 100 %. Чтобы количество процентов записать в виде дроби надо это число разделить на 100 . Чтобы записать дробь в виде процентов, надо умножить ее на 100 %. Найти Р% от А – это Р/100 · А, например 2% от 300 – это 2/100 · 300 = 6.

Слайд 11

Взаимопроверка теста 1. Сотая часть числа (величины) – это _процент__ 2. Выберите десятичную дробь, которую можно записать как: 1 % 0,35 14% 0,01 35% 0,14 3 . Установи соответствие между десятичной дробью и её выражением в процентах: 0,6 60% 0,52 142% 0,08 52% 1,42 8%

Слайд 12

Критерии выполнено без ошибок – «5» допущена одна ошибка – «4» допущено 2 или 3 ошибки – «3» допущено более трех ошибок – нужно поработать дома над заданиями.

Слайд 13

3 . Представь проценты в виде десятичных дробей: 33%, 5 %, 19%, 125%, 98%. 4 . Представь 75% в виде десятичной дроби. 5 . Запиши 358 в процентах.

Слайд 14

Зачем это? решение задач, выполнение заданий ВПР, экзаменов, изучение других предметов, в быту, жизни ( на кухне, в аптеке, магазине, банке, на выборах, …), в профессии.

Слайд 15

25% учащихся класса соревновались в прыжках в высоту, еще 75% - в прыжках в длину. Все ли учащиеся класса участвовали в соревнованиях? З адача

Слайд 16

Профессии и проценты С задачами на вычисление процентов встречаются люди этих профессий: ФАРМАЦЕВТ товаровед повар бизнесмен БАНКИР фермер бухгалтер продавец АГРОНОМ статист

Слайд 17

Рефлексия Дайте оценку своей деятельности в процентах: 100% 75% 50% Тему усвоил(а) хорошо Надо ещё поработать дома Не понял(а) тему урока

Слайд 18

Домашнее задание 1. Заучить определение, знать обозначение процента, уметь применять правила. 2. Запишите дроби в виде процентов: а) 0,03 г) б) 0,1 д) в) 0,5 3. Запишите проценты в виде дроби: а) 5% б) 70% в) 120% 4. Творческого характера: написать сообщение или составить презентацию «Применение процентов в жизни или в профессии».

Слайд 19

Спасибо за урок!

Слайд 20

Заполните таблицу (работа в парах) дробь Десятичная дробь 0,25 0,05 проценты 20% 100% 1% дробь Десятичная дробь 0,25 0,05 проценты 20% 100% 1%

Слайд 21

Задача 1 В начале ХХ века в России из каждых 100 человек, занятых в хозяйстве, 9 человек работали в промышленности, 75 работали в сельском хозяйстве, 9 человек работали в торговле. Выразите в процентах долю работников, занятых в промышленности, сельском хозяйстве и в торговле, от общего числа занятых в хозяйстве.

Слайд 22

Источники информации 1. Математика . 6 класс: учебник для общеобразоват . учреждений / С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин . — М.: Просвещение, 2014; 2. Математика . Методические рекомендации. 6 класс / М. К. Потапов, А. В. Шевкин .— М.: Просвещение, 2012 3 . https ://resh.edu.ru/subject/lesson/6846/train/237190 / 4 . https ://lesson.edu.ru/lesson/89332dd0-87d5-490d-9cf7-16e0c635a53c?backUrl=% 2F02.1%2F06%3Fterm%3D%25D0%25BF%25D0%25BE%25D0%25BD%25D1%258F%25D1%2582%25D0%25B8%25D0%25B5%2520%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25BE%25D1%2586%25D0%25B5%25D0%25BD%25D1%2582%25D0%25B0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики (технологическая карта урока, презентация и приложения к уроку) в 5 классе "Десятичная запись дробных чисел"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦели учителя: формировать сущность понятия «десятичная дробь», умения и навыки алгоритма перевода обыкновенной дроби, знаменатель которой единица с несколькими нулями, в десятичну...

Урок математики (технологическая карта урока, презентация и приложения к уроку) в 6 классе "Нахождение дроби от числа"

Учитель: Дронова Ирина Александровна, МАОУ «СОШ №1 с УИОП», г. Губкин Белгородской областиЦели педагога:·        обеспечить осознанное усвоение учащимися понятия нах...

Урок математики (технологическая карта урока, презентация и приложения к уроку) в 5 классе "Площадь. Формула площади прямоугольника"

Тип урока:  комплексного применения знаний и способов деятельности учащихся.Образовательные цели: содействовать в усвоении и обеспечении знаний и способов деятельности;помочь учащимся осознать со...

Методическая разработка урока, технологической карты и презентации "Математика 5 класс. Прямоугольный параллелепипед"

Предлагается итоговая курсовая работа по теме "Модернизация образования" с разработкой урока, технологической карты и презентации...

Технологическая карта урока "Простейшие показательные неравенства", 10 класс (с презентацией)

Технологическая карта урока "Простейшие показательные неравенства", 10 класс (с презентацией)...

Технологическая карта и презентация урока в 5 классе по теме:"Слесарный верстак. Организация рабочеге места".

Представлена технологическая карта урока по ФГОС, а также презентация по теме урока. Надеюсь будет полезна для педагогов....