Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.
Я назвала бы свой урок уроком обобщения.
Задача - заставить работать одновременно мысли и чувства ребят, для этого во вступительном слове создаю эмоциональный фон урока. На уроке использованы различные формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах с учётом дифференциации способностей учащихся, представлена презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе.
Тема: Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.
Цели:
- повышение интереса к творчеству К.Г.Паустовского
- учить понимать и анализировать художественный текст
- совершенствовать умение находить средства выразительности и определять их роль в тексте
- развивать творческую, речевую и мыслительную активность детей
- воспитывать чувство доброты и бережного отношения к животному миру.
Оборудование урока: ПК, карточки.
Эпиграф к уроку:
В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души.
Ход урока
- Вступительная часть.
Ребята, посмотрите друг на друга, загляните друг другу в глаза. Как вы почувствовали себя, что вам хочется сделать? (улыбнуться). Почему? (глаза добрые, ласковые, значит, и люди нас окружают добрые, внимательные).
Вот видите, как много зависит от того, кто нас окружает, нам становится тепло на душе, хочется делать добрые дела.
А что такое доброта, добро? В какой цвет вы покрасили бы добро? (светлые краски, красный цвет).
- А как бы вы изобразили зло? (чёрным цветом. ДА, к сожалению, мы иногда можем услышать, что у человека чёрные мысли, чёрная душа. )
Перед вами на столах карточки. Добро мы изобразили красным кружком, а зло – чёрным цветом. Напишите, пожалуйста, своё мнение о добре и зле.
2. Работа в парах. (дети советуются друг с другом и записывают своё мнение).
А теперь посмотрим, кто как понимает эти два чувства. (Дети зачитывают свои варианты).
На обратной стороны доски учитель показал своё мнение.
- Посмотрим, совпало ли наше мнение. Я мать, поэтому для меня, как и для всех мам, главное – это дети, мир, любовь, радость, счастье, это добрые дела, которые должен совершать человек.
зло война, горе, слёзы, смерть, страх, жестокость
Что напоминает нам добро? (солнышко). Да, недаром гласит народная пословица: «При солнышке тепло, при матери добро».
Сегодня на уроке мы проследим за тем, как решается проблема добра и зла в сказке Паустовского «Тёплый хлеб».
Эпиграфом к уроку возьмём слова «В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души».
- Как вы понимаете это выражение? (Идёт обсуждение).
- Работа по сказке.
- Где происходят события? Назовите главных героев сказки?
- Что мы о них знаем? Дома вы должны были выписать характеристики героев. Давайте их назовем.
Конь: вороной, ранен во время войны, выполнял тяжелую работу (возил глину, навоз, жерди), побирался.
Филька: молчаливый, недоверчивый, ни с кем не дружил, неласковый, «Ну, тебя».
Панкрат: мельник, мучная пыль навек въелась в него, скорый на работу, сердитый, быстрые глаза.
3. Работа с текстом.
1) Люди и конь.
-Давайте вспомним, почему кавалеристы оставили коня в деревне? Почему именно дед Панкрат стал ухаживать за ним? Как жители деревни относились к лошади? (Они отдавали ему всё, обделяя себя, даже сладкую морковку, которой можно было покормить детей). А ведь была война, голод.
-Значит, что сплачивало людей? (Доброта).
-Какими были отношения людей и коня? (тёплые, т.е. доверительные, близкие. Конь не боялся людей, зная, что они накормят его).
Выборочное чтение. - Какая была погода? С.67 (Зима…..)
Вывод: люди радовались тёплой зиме: реки не замёрзнут, мельница работать будет, значит, хлеб будет.
2) Филька и конь.
-Но что изменилось вдруг? (Конь пришёл к Фильке «Да ну тебя!»)
-Как вы понимаете прозвище «Да ну тебя!»? (дети показывают жестом руки, чтобы на себе прочувствовать отношение к людям). Да, Филька никого не любит, хочет отмахнуться ото всех, надоели ему все. Этот мальчик показал свою чёрствую холодную душу.
- Дальше в сказке мы с вами узнаем, какие удивительные события произошли в Бережках…
Выборочное чтение эпизода, как Филька обидел коня.
- Каким мы увидели Фильку в этом эпизоде? Почему он так поступил? ( Конь помешал ему есть хлеб)
- Проследим за последовательностью действий Фильки.
Закинул хлеб далеко.
Закричал: «На вас не напасешься, христарадников, иди, копай его мордой».
Наотмашь ударил коня (т.е. сильно размахнувшись)
Словарная работа. Христарадник – сложное слово. Нищие, прося милостыню, всегда говорили: «Подайте, Христа ради». Иисус Христос всем помогал, вот и мы должны быть добрыми и отзывчивыми, т.е. походить на него.
- Как поступил Филька? (Совершил злой поступок, не проявил милосердие)
- Но, ребята, в жизни и добро, и зло не уходит в никуда, все когда-то возвращается бумерангом. Как отразился поступок Фильки, на ком?
Последствия Филькиного поступка
- Слеза скатилась у коня из глаз.
Значит, животные тоже плачут, у них тоже есть душа. И Филька ранил его душу.
- Какой приём использовал автор? (Раненая душа – метафора. Это боль, обида, страдание).
2. Проследим изменение пейзажа. Давайте прочитаем, что же изменилось в природе?
Выборочное чтение. Смена погоды говорит об отношении мальчика к коню. (Холод, стужа, мороз. Мальчик совершил зло.)
В природе: засвистел ветер. Мело и хлестало, ревела, обезумев, метель, ломались скворечни, небо зазеленело, как лед, звезды примерзли к небу.
- На людях: замерзли колодцы, мельница не могла работать.
- Какой вывод, ребята, мы можем сделать по этой схеме?
Каждый человек ответственен за свои поступки и слова. Все взаимосвязано.
- И ваши слова и поступки могут повлиять на окружающих людей.
Итак, каким мы увидели Фильку «Да ну тебя!»? дайте ему характеристику.
Работа в парах (Дети на карточках в левом столбце записывают характерные черты Фильки «Да ну тебя!»).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Минута релаксации
- Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть?
– Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит. А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру.
Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром.
Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать начинаем.
3.Трудный путь Фильки к добру.
- Можно ли изменить зло? (Когда поймёшь свои ошибки и захочешь их исправить).
-Когда же Филька понял, что он злой, жестокий? (Когда он слушал рассказ бабушки о злом мужике).
Давайте вспомним, о чём поведала бабушка.
Один ученик рассказывает бабушкину притчу. (Выборочное чтение)
- Ребята, как вы думаете, о чём думал Филька, слушая бабушку? (Он себя сравнил со злым мужиком).
- А как мальчик вёл себя? (Он ёжился в тулуп, хотя был дома. Ему стало холодно, страшно. Филька понял, что он сильно обидел коня и должен искупить вину).
- Давайте, ребята, проследим этот трудный путь Фильки от зла к добру.
- Почему Филька решил идти именно к деду Панкрату? (Он старый, мудрый, может дать Фильке правильный совет. Да у него и конь живёт, а Фильке надо попросить прощения у коня).
4.Филька осознал своё поведение.
- И вот Филька у Панкрата. Найдем этот эпизод в сказке.
Обсуждение эпизода.
- Что стало бы с Филькой, если бы дед Панкрат отмахнулся от него и сказал: «Да ну тебя!»?
Филька верил в деда («он мудрый»)
- Что произошло за этот час с четвертью, пока Филька пытался искупить свою вину? Какие главные слова были произнесены им? ( Я их умолю, наши ребята «хорошие»).
Филька и конь. Анализ эпизода «Примирение Фильки с конём»
—Какой эпизод показывает, что Филька стал добрым, что сердце его оттаяло?
Эпизод когда Филька угощает коня тёплым хлебом с солью.
Учитель читает отрывок: «Филька тащил буханку свежего хлеба, а совсем маленький мальчик Николай держал деревянную солонку с крупной жёлтой солью. ..Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню….».
— Но почему отказался конь от хлеба? Конь не доверяет Фильке.
— Через какие глаголы нам удаётся это понять? Испугался, попятился.
— Как ведёт себя Филька? Филька заплакал перед всей деревней.
— Почему заплакал Филька?
Он раскаялся, но от беспомощности расплакался. Очень трудно признать свою ошибку.
— Ребята, обычно мальчики стыдятся плакать, но Филька не стеснялся этого и плакал перед всей деревне, как будто бы просил прощения у всех за то зло, которое причинил. Ведь пострадал не только конь. Слёзы говорят об искреннем раскаянии человека. Это слёзы очищения. Не случайно и Панкрат говорил о том, что человек становится чистым после раскаяния.
— Какую ещё положительную черту мы можем отметить в Филькином характере?
Способность просить прощение и раскаяться; открыл в себе доброту.
— Помните слова Панкртата о прощении: «Будешь ты чистый человек, весёлый. Каждый тебя по плечу потреплет и простит»..
— Простил ли конь Фильку?
— Простил, об этом говорят слова: «Бери хлеб, мирись! А когда конь съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия. Все улыбались и радовались»
— Конь прощает Фильку, это говорит о том, что Филька изменился. Каким стал мальчик?
Филька стал добрым. Раскаялся, а значит, стал чистым человеком.
-Ребята, почему сейчас мы не сказали выражение «Да ну тебя!»?
(Филька исправился, и сейчас он не станет отмахиваться, а, наверное, первым придёт на помощь. Хочется в это верить).
Теплота согревает сердца, вот и холодное сердце Фильки оттаяло. Главное – Филька понял, что только добро делает человека счастливым.
Но для этого Фильке пришлось пройти трудный и большой путь.
Итог урока.
- Итак, ребята, какие нравственные уроки мы вынесли из этой сказки? ( Добрые советы дает нам сказка?)
Нужно быть добрыми, отзывчивыми. Не причинять другим вреда, обиды. Отвечать за свои поступки, слова. Не бояться просить прощения, прощать.
Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступили с тобой.
(Это золотое правило нравственности).
10. Домашнее задание.
1) Объясните смысл названия произведения «Тёплый хлеб».
2) Определите значение слова «тёплый» в этом словосочетании?
3) Ответить на вопрос № 8
– В заключение мне хочется сказать:
Добрые сердца – это сады.
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
Так заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами. Спешите делать добро, пока не стало поздно. С добром надо спешить, а то оно может остаться без адреса. Спасибо за урок.
Краткое описание:
Я назвала бы свой урок уроком обобщения.
Задача - заставить работать одновременно мысли и чувства ребят.
для этого во вступительном слове создаю эмоциональный фон урока. На уроке использованы различные формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах с учётом дифференциации способностей учащихся, представлена презентация
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 5 классе. Тема: Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».
РЕЦЕНЗИЯна урок литературыТема урока «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб » Учитель: русского языка и литературы Мыгыш Н.Г.Класс: 5 .Тип урока: урок-м...
Презентация. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.
Презентация к уроку литературы(5 класс). Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»....
К.Г.Паустовский " Тёплый хлеб".Нравственные уроки сказки.
Конспект урока по сказке К.Г.Паустовского " Тёплый хлеб"...
План-конспект урока по литературе" Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб" .Нравственные уроки сказки."
Конспект урока по литературе " Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб". Нравственные уроки сказки"....
Конспект урока литературы. 5класс. «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Герои сказки и их поступки».
Урок литературы....
Урок литературы в 5 классе "Понятие добра и зла в сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб"
Урок литературы в 5 классе по сказке Константина Георгиевича Паустовского "Тёплый хлеб".Цель урока – помочь учащимся понять нравственные уроки сказки, показать неразрывное единство чел...
Презентация к уроку литературы в 5 классе "Понятие добра и зла в сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб"
Урок литературы в 5 классе по сказке Константина Георгиевича Паустовского "Тёплый хлеб".Цель урока – помочь учащимся понять нравственные уроки сказки, показать неразрывное единство чел...