План конспект урока "Понятие базы данных и информационной системы. Основные понятия БД"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме
Аннотация к уроку «Понятие базы данных и информационной системы. Основные понятия БД».
Тема: «Понятие базы данных и информационной системы. Основные понятия БД».
Работу выполнил: учитель информатики Поздняков С.С.
Дидактическая направленность: План конспект урока
Материал урока позволяет дать преставление детей о базах данных, информационной системе.
Работа предназначена для учащихся 9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponyatie_bazy_dannykh_i_informatsionnoy_sistemy.docx | 23.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 1. Тема «Понятие базы данных и информационной системы. Основные понятия БД»
- Тип урока. Урок изучения нового материала
- Цель урока: познакомиться с понятием база данных, научиться их обрабатывать, изучить типы и форматы полей баз данных, разработка структуры БД.
- Формируемые компетенции
Ключевая компетенция: общекультурная
Общепредметная: умение проводить анализ и структурирование информации.
Предметная: владеть навыками разработки структуры таблицы.
Ключевая компетенция: информационная
Общепредметная: анализ информации с целью выделения общих черт, закономерностей; владение ИТ для работы с программным обеспечением СУБД
Предметная: анализ предметной области, разработка структуры таблицы, умение спроектировать поля, выделить их тип.
Ключевая компетенция: коммуникативная
Общепредметная: участие в общем обсуждении, умение аргументировать свою точку зрения, выслушивать собеседника
Предметная: работанад созданием структуры таблицы, умение определить тип поля таблицы.
- Круг реальных объектов действительности, по отношению к которым формируется данная компетенция: база данных, предметная область, таблица, поле, запись, тип поля
- Для чего компетенция необходима ученику и социуму;
Необходимость для социума: значимость для окружающих человекаспособного разработать, создать и администрировать базу данных.
Личная значимость: возможность творчески выразить себя; возможность проектировать и разрабатывать базы данных, как составляющую информационной системы, возможность решать личные проблемы, использовать полученные знания в бытовых ситуациях (например, разработка БД «Записная книжка», проектирование таблиц ведения домашней бухгалтерии, оплаты коммунальных услуг и т.д.).
- Перечень знаний, составляющих компетенцию;
Ключевая компетенция: общекультурная:
Предметная область, структура.
Ключевая компетенция: информационная:
Структура информации, структура таблицы, поля, типы полей, записи, ключи, поиск, система.
- Умения и навыки, относящиеся к компетенции;
Ключевая компетенция: общекультурная:
Анализировать предметную область, структурировать данные.
Ключевая компетенция: информационная:
Проектировать структуру таблицы, выделять поля, определять их тип, определять ключевые поля.
Ключевая компетенция: коммуникативная:
Уметь овечать на вопросы, грамотно формулироать свои мысли.
- Способы деятельности по отношению к выбранному кругу реальных объектов;
Ключевая компетенция: общекультурная:
Анализ, сопоставление, эвристическая беседа, диалог с преподавателем, оценка.
Ключевая компетенция: информационная:
Анализ, сравнение, выделение закономерностей, формулировка гипотезы, дискуссия.
Ключевая компетенция: коммуникативная:
Сбор, обработка информации (синтез), разбиение задачи на подзадачи (детализация), создание продукта.
- Минимально необходимый опыт деятельности ученика на уроке;
Иметь минимальные навыки работы в операционной системе Windows, иметь навыки работы с прикладным программным обеспечением, уметь работать с файлами (открытие, сохранение, создание). Плюс общеучебные навыки для этого возраста: уметь читать, навыки основных мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение); навыки ведения диалога.
Ход урока
1. Организационный момент:
а) приветствие
б) перекличка
в) объявление темы, цели и задачи урока:
Оборудование: компьютер; проектор; презентация.
2. Объяснение нового материала:
- Сегодня мы познакомимся с базой данных и информационной системой.
- База данных- это организованная совокупность данных, предназначенных для длительного хранения во внешней памяти компьютера и постоянного применения.
Базы данных
Например, каталог книг в библиотеке (год издания, автор, название) |
Обширная информация разного типа (текстовая, графическая, звуковая, мультимедийная) |
Информационная система - совокупность базы данных и всего комплекса аппаратно- программных средств для её хранения, изменения и поиска информации, для взаимодействия с пользователем.
Реляционные базы данных имеют табличную организацию. Строка таблицы называется записью, столбец - полем.
ПОЛЕ 1 | ПОЛЕ2 | …….. | |
ЗАПИСЬ 1 | |||
ЗАПИСЬ 2 | |||
…… |
Первичным ключом в базе данных называют поле (или совокупность полей), значение которого не повторяется у разных записей. Ключом может быть одно поле- простой ключ, несколько полей- составной ключ.
В реляционных базах данных используются четыре основных типа поля:
- Числовой (температура, давление)
- Символьный (слова, тексты, коды)
- «дата» (день/месяц/год)
- Логический тип («истина», «ложь»; «да», «нет»)
3. Закрепление изложенного материала
Задачи
1. Определить тип полей:
Погода
День | Осадки | Температура | Давление мм рт. ст. | Влажность % |
15.03.2007 | Снег *** | -3.5 | 746 | 67 |
16.03.2007 | Без осадков | 0 | 750 | 62 |
17.03.2007 | Снег **** | 1,0 | 746 | 100 |
2. - Давайте посмотрим, что собой представляет БД. Откройте БД из вашего индивидуального задания. Добавьте 2-3 записи.
Посмотрите на определение и найдите поля, записи, столбцы, строки. Составьте таблицу, содержащую название полей и их тап.
3. Разработайте информационную систему для хранения данных об амбулаторных больных с выделением атрибутов и способов представления данных в будущей базе данных. Разработайте план проектирования базы данных.
4. Постановка домашнего задания.
1. Ответьте на вопросы: зачем нужны базы данных? Что нового я узнал о способах хранения информации? Приведите примеры из повседневной жизни возможности использования баз данных для решения каких-либо проблем.
2. Выберите любую предметную область (страны мира, столицы мира, одноклассники, животные, домашние расходы и т.д.), структурируйте данные (выделите поля), определите тип данных, разработайте структуру таблицы, определите ключевые поля, приведите пример в тетради нескольких записей таблицы. * Попытайтесь определить по каким критериям можно вести поиск в вашей базе данных.
5. Подведение итогов.
Послушайте свои оценки за сегодняшний опрос (выставление оценок с комментариями). Оценки за практическую работу вы узнаете на следующем уроке. Всем спасибо за внимание. Урок окончен. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку информатики в 9 классе "Базы данных и информационные системы"
9 класс информатика и ИКТ ____________________________Урок 17Тема: «Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных. Назначение СУБД.»Цель урока:· сформировать ...
Презентация к уроку "База данных — основа информационной системы". Информатика и ИКТ. 11 класс. По учебнику И.Г. Семакина
Презентация к уроку "База данных — основа информационной системы". Информатика и ИКТ. 11 класс. По учебнику И.Г. Семакина...
Информационная карта комбинированного урока по информатике и ИКТ «Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных» 1 курс СПО
Урок разработан с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо...
Урок информатике в 8 классе "Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных"
Цели урока:Образовательная· обеспечить овладение основными операциями при создании базы данных;· формировать общеучебные умения и навыки: ...
Конспект урока информатики на тему «База данных – основа информационной системы»
Конспект урока информатики...
План-конспект по информатике в 11 классе "База данных – основа информационной системы"
По своей структуре – это урок комбинированный. Данный урок включает организационную часть, актуализацию знаний, постановку учебной задачи урока, изучение нового материала, первичное закрепление ...
Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных
Основные понятия БД, виды, свойства...