Открытый урок по русскому языку по теме "Правописание имен существительных" в 6 классе национальной школы
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Данный урок разработан в режиме технологии КСО. Разработка содержит план занятия с приложением (алгоритмы работы, карточки с заданиями и т.д.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_imen_sushchestvitelnyh_arinova_d.h._g.pavlodar_kenzhekolskaya_sosh.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Правописание имен существительных. 6 класс.
Аринова Динара Холдаровна
г.Павлодар, Кенжекольская СОШ
Цели:
- изучение правописания имен существительных;
- развивать общие умения коммуникации, навыки коллективного труда, нормы социальной жизни;
- воспитывать чувство уважения к чужому мнению, доброжелательность и уважение друг к другу, самостоятельность, ответственность за результат.
Технологии: КСО
Оборудование: презентация с темой занятия, фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков», карточки ВОЗ, тренажа, контрольные вопросы, тест, карточки с домашним заданием.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид работы | Время |
1.Ориентация. Организационный момент. Приветствие учителя. Ребята, мы продолжаем тренироваться в умении правильно применять полученные знания на практике. Каждый из вас уже знает несколько орфограмм. Но на наших уроках мы учимся не только орфографическим правилам, но и умению говорить так, чтобы тебя поняли, объяснять, слушать с пониманием, задать вежливо вопрос, если что-то непонятно. | Приветствие учащихся. | 2 мин. | |
Актуализация знаний. Вопросы. 1. Над каким модулем мы работаем? 2. Какие орфограммы изучаем? 3. Какую цель поставим перед собой на урок? | «Имя существительное». Перечисляют орфограммы. Цель: изучить правила правописания имен существительных и научиться применять знания на практике. | 2 мин. | |
Знакомит с планом работы | Командиры получают табло учета. Учащиеся получают маршрутный лист. | 1 мин. | |
2. Получение новых знаний и закрепление. Работа по методике «Взаимообмен заданиями». Продолжим работать по методике ВОЗ. Кто напомнит, как нужно работать по данной методике? | Каждый ученик выполняет задания своей карточки. Затем происходит взаимообмен. | Пары сменного состава. | 15 мин. |
Возврат в группу | Если учащийся закончил, то он возвращается в сводный отряд. Если в группе есть еще один свободный учащийся, то они работают по методике «Взаимотренаж». Если в отряде никого нет, то он изучает теорет. материал. | ||
Физкультминутка. | Учащиеся под музыку выполняют зарядку. | 2 мин. | |
Методика взаимотренажа | Командиры раздают Карточки ВТ, табло учёта заполняют в процессе выполнения карточек. | Пары сменного состава. | 5 мин. |
Рефлексия | Учащиеся записывают в тетрадь слова, в которых были допущены ошибки. | Индивидуально | 2 мин. |
Просмотр фрагмента мультфильма. Ребята, чтобы легче усвоить правописание суффиксов существительных –ек, -ик посмотрим отрывок мультфильма. | Просматривают фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков». | 2 мин. | |
Организация работы в малых группах. Ответы на контрольные вопросы. | Командир опрашивает учащихся по контрольным вопросам, затем группа отвечает учителю. | В малой группе. | 5 мин. |
Выполнение теста. Взаимопроверка. | Выполняют самостоятельно. Обмениваются тетрадями и проверяют. Выставляют оценки в табло учета. | В паре постоянного состава. | 5 мин. |
3. Завершение. Рефлексия Какую цель вы сформулировали в начале урока? Удалось ли приблизиться к ней? Что было для вас наиболее трудным, непонятным сегодня? С каким типом заданий не справились? Почему? | Учащиеся анализируют, что получилось и что не получилось. Пишут ответы на листочках. | Индивидуально. | 3 мин. |
Домашнее задание. | Учащиеся, получившие отметку «5» и «4», берут на дом карточку №1, остальные берут карточку под номером 2. | Индивидуально. | 1 мин. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Маршрутный лист.
1. Работа по методике ВОЗ (работа в паре, обмен заданиями).
2. Взаимотренаж
3. Контрольные вопросы (ответить в группе, сдать учителю).
4. Выполнение теста (взаимопроверка).
5. Домашнее задание
Табло учёта.
ФИО | ВОЗ - 1 | ВОЗ-2 | ВОЗ-3 | ВОЗ-4 | ВОЗ-5 | ВОЗ-6 | Взаимотренаж | Контрольные вопросы | Тест |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 |
Карточки ВОЗ.
ВОЗ-1. Буквы Ч и Щ в суффиксе – ЧИК-ЩИК.
1. Вставь пропущенную букву:
Алгоритм.
Выдели корень. Посмотри, оканчивается ли он на Д- Т, З-С.
А) Если оканчивается на Д-Т, З-С, пиши –ЧИК-
Б) если не Д-Т, З-С, пиши –ЩИК.
Объезд..ик, прокат..ик, груз..ик, разнос..ик, перебез..ик, съем..ик, обой..ик, смаз..ик, аппарат..ик, формов..ик, камен..ик.
2. Вставь пропущенную букву:
Буфет..ик, сортиров..ик, аппарат..ик, прессов..ик, бакен..ик, рассказ..ик, воз..ик, эксковатор..ик, формов..к, лет..ик.
ВОЗ-2. Гласные в суффиксах–ЕК, -ИК существительных.
1. Е или И ? Вставь нужную букву.
Алгоритм.
- Поставь существительное в родительном падеже и посмотри, выпадает ли гласный в суффиксе:
А) если гласный выпадает, то пиши в суффиксе Е.
Б) если не выпадает, то пиши в суффиксе И.
Сыноч..к, мяч..к, замоч..к, нос..к, карандаш..к, ореш..к, пузыреч..к, василеч..к, ларч..к, мальч..к, пальч..к, подароч..к, ключ..к.
2. Е или И ? Вставь нужную букву.
Стол..к, зайч..к,чайнич..к, самоварч..к, ореш..к, кирпич..к, огонеч..к, дружоч..к, колобоч..к, кружоч..к, стульч..к.
ВОЗ-3. Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных.
1. Вставь пропущенные буквы:
Алгоритм.
- Выдели суффикс. Поставь ударение.
А) если ударение на суффикс, то пиши после шипящей О.
Б) если нет, пиши после шипящей Е.
Снеж..к, горош..к, луж..к, руч..нка, зайч..нок, крош..чка, кош..чка, доч..нька, сыноч..к, внуч..к, пирож..к.
2. Вставь пропущенные буквы:
Пастуш..к, посош..к, червяч..к, душ..нка, рубаш..чка, подуш..чка, собач..нка, кусоч..к, бельч..нок, книж..нка.
ВОЗ-4. Гласные О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных
- Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Алгоритм:
- Выдели окончание.
- Поставь ударение.
- Если окончание ударное, пиши О
- если окончание безударное, пиши Е
Врач.м, товарищ.м, малыш.м, задач.й, гараж.м, границ.й, кирпич.м, улиц.й, молодц.м, пальц.м
- Спиши, вставляя нужное окончание.
Камыш.м, полотенц.м, удальц.м, столиц.й, свеч.й, сердц.м, этаж.м, с поклаж.й, марш.м, зайц.м.
ВОЗ – 5. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных.
- Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Алгоритм.
Определи, к какому склонению относится слово.
- если слово относится к 1 склонению, проверь его по окончанию слов стена, земля
- если слово относится ко второму склонению, проверь его по окончанию слов слон, конь
- если слово относится к 3 склонению, проверь его по окончанию слова степь
К свобод., на лошад., в дом., о мам., для передач., по правд., о честност., по совест., о дружб., о любв.
2. Спиши, вставляя нужную букву.
На стол., в тетрад., о молодёж., на окн., по земл., на рук., у подруг., в передач., на урок., в жизн.
ВОЗ – 6. Суффиксы имен существительных.
- Образуй от данных слов имена существительные мужского рода при помощи суффиксов –тель, -ник, -ист, -чик :
Алгоритм.
Выпиши слово.
Выдели основу слова (основа – это часть слова без окончания). Например: писать – писа- основа слова
К основе добавь подходящий по смыслу суффикс мужского рода.
Например: писа + тель = писатель.
.Писать, выключать, водить, танк, двор, охрана, водопровод, вагон.
- Образуй от данных слов имена существительные мужского рода при помощи суффиксов –тель, -ник, -ист, -чик.
Обогревать, связь, грабить, скот, помощь, пулемет.
Тренаж
Карточка 1 Врачом Перцем Малышом Оконцем Тучей | Карточка 2 Нет собаки В клетке На ватке Без бумажки Дам пичуге |
Карточка 3 Объездчик Прокатчик Сортировщик Рассказчик Экскаваторщик | Карточка 4 Сыночек Мячик Замочек Носик Карандашик |
Карточка 5 Снежок горошек лужок ручонка зайчонок | Карточка 6 Обогреватель Связист Грабитель Скотник Помощник |
Контрольные вопросы.
- Какие существительные относятся к 1-му, 2-му и 3-му склонениям?
- Объясните правописание суффикса – чик (-щик)?
- Как определить когда писать Е , а когда И в падежных окончаниях существительных?
- В каком случае с суффиксе –ЕК, -ИК мы пишем Е и И?
- Что нужно сделать, если затрудняешься в выборе гласной при написании суффиксов после шипящих?
- Что нужно сделать, чтобы не допустить ошибки при написании окончаний существительных после шипящих и Ц?
Тест.
1. В каких существительных пишется суффикс –чик?
а) развед… б) налад… в) обман… г) разнос… д) точиль…
2. Отметьте слово, в котором пишется Е:
а) на собран… б) у речки… в) на опушк… г) к площад… д) на работ…
3. Выберите слово с буквой Е в суффиксе:
а) сыноч… к б) мяч…к в) замоч…к г) нос…к д) карандаш…к
4. Укажите варианты, где пишется О после шипящих в суффиксах существительных.
а) снеж…к б) горош… к в) зайч…нок г) кош…чка д) пирож…к
5. Выберите слова, в которых пишется гласная О после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
а) врач…м б) товарищ…м в) малыш…м г) задач…й д) гараж…м
6. Выберите правильный вариант
а) Обогреватель, связник, пулемётник, скотник, помощник
б) Обогреватель, связист, пулемётчик, скотник, помощник
в) Обогреватель, связник, пулемётист, скотник, помощник
Домашнее задание.
Карточка № 1
1. Выпиши словосочетания, в которых существительное имеет окончание –е. Составь 3-4 словосочетания из слов, которые имеют окончание –и в данных падежах.
Просить о помощ…, идти по дорог…, писать в тетрад…, гулять по площад…, лежать в кроватк…, искать на сайт… .
2. Запиши существительное в именительном и творительном падежах единственного числа. Используй предлоги над, под, перед, с.
Свечи, ключи, рощи, тучи, матчи, клатчи, граница, полотенце, конец.
Карточка № 2
1. Распредели в два столбика.
ч | щ |
Буфет…ица, копиров…к, перепис…к, лет…к, свар…к, автомат…ик, опрессов…ик, леп…ик, пулемет…ик..
2. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Сыноч…к, мяч…к, самолет…к,звоноч…к, кусоч…к.
3. Спиши, распредели в два столбика:
о | е |
Друж…к, жуч…к, ореш…к, волчон…к, собач…нка, реч…нька, горош…к.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытые уроки по русскому языку в 6 и 7 классах
Тема: «Морфологический разбор имени числительного».Тема: «Непроизводные и производные предлоги»....
Открытый урок по русскому языку: "Разряды имен прилагательных" 6 класс
Открытый урок по русскому языку "Разряды имен прилагательных"6 класс, программа под ред. Т.Ладыженской. Урок с элементами ФГОС...
Открытый урок по русскому языку в 3 и 4 классах. Тема: «Правописание слов с гласными после шипящих»
Цели.Повторить и закрепить знания, полученные по теме «Правописание слов с гласными после шипящих;Формировать навыки правописания слов с гласными после шипящих;Развивать орфографическую зоркость;Воспи...
Открытый урок по русскому языку "Употрбление предлогов" в 7 классе
Данный урок разработан для конкурса "Учитель года-2016"...
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе Слитное и раздельное написание - НЕ с именами существительными (по УМК М.М.Разумовской)
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе Слитное и раздельное написание - НЕ с именами существительными (по УМК М.М.Разумовской)...
Поурочный план открытого урока по русскому языку. Учитель Халиуллина Р.Х. Класс: 6-а Тема урока: Имена прилагательные женского рода.
Поурочный план открытого урока по русскому языку. Учитель Халиуллина Р.Х. Класс: 6-а Тема урока: Имена прилагательные женского рода....
8 февраля 2022 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Два великих имени: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.
8 февраля 1834 года родился великий русский ученый Д. И. Менделеев. Казалось бы, этот урок должен был быть посвящен ему и его научной деятельности, но у нас необычное занятие, из которого ...