Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Окончания имен существительных", 5 класс.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Конспект урока на тему:" Окончания имен существительных". 5 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okonchaniya_imen_sushchestvitelnyh._5_klass.docx | 22.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок на тему» Окончание имен существительных» 5 класс.
Цель: Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; отрабатывать умение разбирать слово по составу.
Задачи:
1. Познакомить с окончанием как значимой частью слова, стоящей в конце слова; организовать наблюдение над этой частью слова и научить выделять её из состава слова;
2.Развивать речь, мышление, зрительное восприятие, воображение, память, умение анализировать.
3.Воспитывать прилежность, самостоятельность, прививать интерес к изучению русского языка.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
- Над какой темой мы работали несколько уроков? (Корень слова)
- Что такое корень? ( Общая часть родственных слов.)
- Как называются слова с одинаковым корнем? (однокоренные)
1).Из каких частей состоит слово?
2).Что составляет основа слова?
3).Как называется часть слова, которая находится в конце слова?
Кроме корня, в слове может быть окончание.
Изменяемая часть слова называется окончанием.
Окончание служит для связи слов в предложении
4).Почему окончание получило такое название?
5).Как обозначается окончание?
Учитель: Какую цель поставим перед собой? (узнать об этой части слова)
-Какая тема нашего урока? ( Окончание слова.)
Цель.
Словарная работа.
Загадка. В самолете он летает, ездит в поезде, в трамвае ,чтобы быть им много лет надо не один билет.( пассажир)
Друг другу на прощание мы скажем ( до свидания) Мальчик вежливый и ласковый говорит встречаясь (здравствуйте)
Будем учиться и наступят каникулы.
Ребята! Когда я шла в школу, неожиданно налетел ветерок и сорвал несколько осенних листьев. Это не простые листочки, на них написаны слова. Это Лесовик просит вас угадать, с какого дерева они и правильно их записать.
Загадки к слову инструмент- топор, молоток, ножницы. игла.
1.В лесу кланяется, кланяется ,а придет домой- растянется.(топор).
2 Всех на свете обшивает, что сошьет -не надевает.(игла).
3.Самый бойкий я рабочий в мастерской. Колочу я что есть мочи день-деньской. (молоток).
4. Два кольца, два конца ,посередине гвоздик.(ножницы).
Зв. -букв. анализ слова инструмент.
Пассажир. до свидания, здравствуйте, каникулы, инструмент, граница,охрана.
Игра «В две колонны становись».
1 уч. собирает слова, родственные слову горелка.
2 уч. собирает слова, родственные слову горе.
На доске: карточки с родственными словами.
(горевать, горе, горелка, горемыка, горечь, гореть, горелый, горение, горсть, горстка, горсточка)
-Какие слова остались? Прочитаем. Можно ли сказать, что они родственные?
Повторение правила.
Однокоренные слова – это слова с общей частью и с одним и тем же значением.
Корень.
Гореть, горелый, горение.
Горевать, горемыка, горечь.
III. Сообщение темы и цели урока.
Работа по учебнику .Изучение новых знаний и способов действий.
Цель: знакомство с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении.
Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи родного языка.
Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.
Что такое окончание?
-Где мы можем узнать лексическое значение слова окончание?
-Прочитайте значение слова окончание в словаре Ожегова.
Окончание- изменяющийся конец слова.
Давайте исследуем, на самом деле так, как написано в словаре.
Прочитайте предложения: Роса- утра краса.
Без роса и трава не растёт. Земля пьёт воду, а трава роса. Утром лес роса умывается.
-Понятны ли были предложения?
-Что нужно сделать, чтобы предложения были понятны?
Прочитаем: Роса- утра краса.
Без росы и трава не растёт. Земля пьёт воду, а трава росу. Утром лес росой умывается.
Выпишем слова: роса, росы, росу, росой.
Это однокоренные слова?
Это формы слова роса.
Выделите, ту часть, которая не изменялась. Как называется эта часть?
А теперь выделим изменяемую часть, рамочкой.
Изменяемая часть слова называется окончанием.
При изменении слова:
- лексическое значение остаётся прежним.
- образуются формы этого же слова.
А для чего надо было изменить окончание в слове роса?
-Для чего служит окончание?
-Как обозначаем окончание?
Подведём итог: Что такое окончание?
Сделаем вывод: окончание- это изменяемая часть слова
окончание служит для связи слов в предложении.
- Обобщим правило. Я начинаю, вы продолжаете.
Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
– Какую цель ставите перед собой? Узнать об этой части слова, научиться находить её в слове.
Задание: как найти окончания в словах. Вам помогут в этом следующие предложения:
Морковка - полезный овощ. Зайцы любят морковку. В огороде посадили много морковки.
Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали, Ручками похлопали,
Вправо ниже наклоняйся.
Покружились, повертелись.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем. Поморгаем.
И работать начинаем.
Коррекционное задание.
- Какое слово зашифровано?
Самостоятельная работа.
Карточка.
Сделаем вывод: окончание- это изменяемая часть слова
окончание служит для связи слов в предложении.
- Обобщим правило. Я начинаю, вы продолжаете.
Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
– Какую цель ставите перед собой? Узнать об этой части слова, научиться находить её в слове.
Задание: как найти окончания в словах. Вам помогут в этом следующие предложения:
Морковка - полезный овощ. Зайцы любят морковку. В огороде посадили много морковки.
Хочу наш урок закончить словами.
Учить правила и, если не лениться
Можно всему –всему научиться.
Если вам все удалось на уроке, выбирайте – весёлый смайлик, а если у вас остались неразрешенные проблемы – задумчивый, если вам ещё понадобится помощь - грустный.
Узнать, что такое окончание и для чего оно нужно.
Итог урока
Рефлексия.
-Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо потрудились. Сейчас на экране появятся предложения, которые вы должны закончить («Технология незаконченного предложения»)
- Мы узнали, что………………(Слова состоят из частей – приставка, корень, суффикс, окончание)
- Мы научились………………. (Разбирать слова по составу, писать без ошибок)
- Мы поняли, что………………( Каждая часть слова важна)
– На какие правила учились писать слова?
– Для чего нужно знать эти правила?
Осень.
По земл… шагает осень. В лес… тишина. Шуршит под ног…. осенняя листва. Дуб на полян… стоит зелёный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык.5 класс. Презентация к уроку по теме "Морфологический разбор имени существительного"
Презентация к уроку русского языка в 5 классе позволяет полностью повторить и обобщить знания учащихся по теме "Имя существительное" и отработать порядок морфологического разбора данной части речи....
Конспект урока. Тема: «Род имен существительных». Класс: 5
Данный конспект урока предназначен для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)....
Конспект урока по русскому языку для учащихся 6 классов коррекционной школы VIII вида "Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже"
Цель урока: закрепление знаний учащихся о согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.Задачи:Коррекционно-образовательная: закрепить знания учащихся о...
Опорный конспект по русскому языку "Падежные окончания имени существительного"
Опорный конспект по русскому языку "Падежные окончания имени существительного"...
Конспект урока по письму и развитию речи 6 класс «Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе»
Урок с использованием разноуровневых заданий...
Конспект урока "Правописание суффиксов -ек, -ик имен существительных"
Урок соответствует требованиям ФГОС....
Конспект урока на тему: "Три Склонения имен существительных".
Конспект урока "Три склонения имен существительных" предназначен для обучающихся 5 класса....